Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование работы в качестве измерителя




процесса эксплуатации автомобиля

В настоящее время измерителем процесса эксплуатации автомобиля служит пробег. В других машинах таким измерителем является время работы агрегатов. Однако эти измерители не учитывают условий работы машины. В этом отношении более достоверными измерителями являются такие, которые отражают энергетические затраты, например, количество израсходованного топлива, выполненных тонно-километров, количество гектаров условной пахоты для тракторов в сельском хозяйстве и другие. Однако, с точки зрения оценки ресурса агрегатов, эти измерители недостаточно достоверны. Например, расход топлива неоднозначно связан со скоростным и нагрузочным режимами работы агрегатов, а следовательно, и с их ресурсом. Кроме того, расход топлива зависит от технического состояния многих элементов автомобиля.

Наиболее целесообразным измерителем процесса эксплуатации автомобиля, да и других машин, является выполненная работа. Для грузового автомобиля выполненная работа А, с учетом тягового баланса (3.77), является функцией многих переменных, основные из которых следующие:

(3.85)

где l - пробег; G - масса автотранспортного средства (АТС); g, b, y - коэффициенты использования соответственно грузоподъемности (с учетом прицепов), пробега и сопротивления движению; V - скорость АТС.

Величина износа S деталей агрегатов также является функцией многих переменных

(3.86)

где К а - запыленность воздуха; t - фактор теплового режима; Кп - фактор переменности режимов работы агрегатов.

Сравнив функции (3.85) и (3.86), видим, что износ является функцией работы и других факторов, то есть

(3.87)

Следовательно, с использованием работы в качестве измерителя процесса эксплуатации существенно сокращается число факторов, по которым необходимо корректировать ресурс и другие нормативы ТЭА.

Для грузового автомобиля, у которого часть тягового баланса (3.77), связанная с сопротивлением воздуха незначительна (рис.3.53), работа А на пробеге l составит

(3.88)

где Gн - масса не груженого АТС; q - грузоподъемность; g - ускорение силы тяжести.

Сравнение формулы (3.88) и модели (3.83) номограммы (рис.3.63) показывает, что при использовании работы в качестве измерителя процесса эксплуатации нормативы необходимо корректировать лишь в зависимости от переменности режимов работы и климатических условий, то есть от скорости автомобиля, среднегодовой температуры и среднеквадратического отклонения температуры.

Закономерности изменения технического состояния элементов автомобиля в процессе эксплуатации при использовании работы таковы же по виду, как и при использовании пробега или времени работы, лишь с другими величинами и размерностью параметров. В данном случае интенсивность изнашивания будет удельной (мкм/МН×км), то есть величина износа, отнесенная к работе трения. Здесь, как и при измерении интенсивности изнашивания в мкм/тыс.км, мы делаем лишь оценку интенсивности изнашивания, которая является безразмерной величиной. Удельная интенсивность изнашивания имеет фактическую размерность, обратную силе трения.

При установившихся условиях эксплуатации, то есть при определенном уровне нагрузок на детали, а, следовательно, и силе трения, работа связана с пробегом линейно через среднюю силу тяги, также как путь трения с работой трения - через среднюю силу трения. Для наиболее распространенных динамически нагруженных сопряжений уравнения (3.6) и (3.7) для удельной интенсивности изнашивания и износа примут вид

(3.89)
(3.90)

где - изменение удельной интенсивности изнашивания на единицу износа.

О целесообразности использования работы в качестве измерителя процесса эксплуатации свидетельствуют и результаты обработки экспериментальных данных по техническому состоянию двигателей автомобилей, работающих в одинаковых климатических условиях и при одинаковой переменности режимов, которые приведены на рис.3.64 и в табл.3.10.

 

Рис.3.64. Изменение давления в системе смазки двигателей в процессе эксплуатации: а - двигатели ЯМЗ-238 автомобилей КрАЗ-256Б (1, 2), КрАЗ-256Б с прицепом МАЗ-5207В (3, 4); б - двигателей ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500 с прицепом МАЗ-5243 (1, 2), МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5232В (3, 4); 1, 3 - при n = 2100 мин-1; 2, 4 - при n = 600 мин-1

 

Для определения параметров зависимости в конкретных условиях эксплуатации были собраны статистические данные по давлению в системе смазки двигателей ЯМЗ-238 группы автомобилей КрАЗ-256Б и самосвалов КрАЗ-236Б с прицепом МАЗ-5207В, двигателей ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500 с прицепом МАЗ-5243 и МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5232В, двигателей ЗИЛ-130 бортовых автомобилей ЗИЛ-130 м автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555.

 

 

Таблица 3.10

Параметры зависимости давления в системе смазки двигателей

от пробега и работы, выполненных автомобилем

 

Автомобили G, кг g b Y
КрАЗ-256Б   1,0 0,5 0,03        
КрАЗ-256Б + МАЗ-5207В     1,0   0,5   0,03 0,71 0,718 0,695 0,96
МАЗ-500 + МАЗ-5243     1,0   0,5   0,02        
МАЗ-504 + МАЗ-5232В     1,0   0,5   0,02 0,75 0,758 0,79 1,64
ЗИЛ-130   0,7 0,7 0,02 1,08 0,745 0,725 0,975
ЗИЛ-ММЗ-555   1,0 0,5 0,03        

 

Автомобили-самосвалы КрАЗ-256Б одиночные и с прицепом эксплуатировались в карьерах на перевозке грунта, песка, глины (g =1; b=0,5; y=0,03). Автомобили МАЗ-500 с прицепом и МАЗ-504 (панелевозы) работали на перевозке строительных грузов (g =1; b=0,5; y=0,02). Бортовые автомобили ЗИЛ-130 были заняты на обслуживании предприятий торговой сети (g =0,07; b=0,6¸0,7; y=0,02). Автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 работали на перевозке строительных сыпучих грузов (g =1; b=0,5; y=0,03). В общей сложности было обследовано 250 автомобилей.

Как следует из табл.3.10 и рис.3.64, при использовании работы в качестве измерителя процесса эксплуатации закономерности снижения давления в различных условиях работы почти одинаковое (отношение коэффициентов практически равно единице). Отношение коэффициентов bp обусловлено разницей в средней силе тяги автомобилей.

Работа в данном случае понимается в ее физическом смысле, а не в транспортном (выполненные тонно-километры), так как при эксплуатации даже не груженого автомобиля происходит изменение технического состояния его элементов, хотя транспортная работа равна нулю. Трудность использования работы в качестве измерителя процесса эксплуатации заключается в том, что в настоящее время нет простого и надежного устройства, подобного спидометру, позволяющего измерять работу, выполненную двигателем. В некоторых исследованиях предложен ряд способов и устройств, позволяющих фиксировать величину работы, выполненной различными машинами [77]. Нами предложено простое устройство для измерения работы, выполненной двигателем, схема и принцип действия которого подробно описаны в работе [15].

Таким образом, наиболее эффективным измерителем процесса эксплуатации автомобиля является выполненная им работа, позволяющая сократить число корректирующих ЭФ до трех.

Итак, приведенный в данной главе материал свидетельствует о целесообразности корректирования ресурса агрегатов и других нормативов ТЭА от основных ЭФ по их численным измерителям по предложенной модели (3.83) и номограмме (рис.3.63), а также учитывать возраст автомобилей, относящийся к группе организационных факторов. Дальнейшим совершенствованием системы корректирования нормативов ТЭА является применение работы, выполненной автомобилем в качестве измерителя процесса эксплуатации. Это позволяет упростить систему корректирования до трех основных ЭФ.

 

3.5. Контрольные вопросы

1. Перечислите группы факторов, определяющих надёжность машин.

2. Назовите группы и виды эксплуатационных факторов.

3. Охарактеризуйте показатели режимов работы агрегатов автомобилей.

4. Дайте обоснование зависимости показателей режимов работы агрегатов от скорости автомобиля.

5. Обоснуйте зависимость показателей режимов работы агрегатов от нагрузки на автомобиль и сопротивления движению.

6. Дайте характеристику системы корректирования нормативов технической эксплуатации автомобилей по основным эксплуатационным факторам.

7. Перечислите преимущества использования работы в качестве измерителя процесса эксплуатации автомобиля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...