Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарднерианская Книга Теней 1 глава

Джеральд Гарднер - Beдовство сегодня. Гарднерианская Книга Теней

www.e-puzzle.ru

Джеральд Гарднер

Beдовство сегодня

Гарднерианская Книга Теней

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГАНГА» ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ТЕЛЕМА» МОСКВА, 20Ю e.v.

УДК 133.5:54

ББК 86.42

К 48

Джеральд Гарднер

Ведовство сегодня • Гарднерианская Книга Теней / Пер. с англ. Алексея Осипова — М.: Издательство «Ганга», 2010. — 288 с. — (Серия: Наследники Телемы).

isbn 978-5-98882-110-6

 

«Ведовство сегодня» — знаковая работа Джеральда Гарднера, которая заложила основы Викки (современной религиозномагической системы) и способствовала возрождению интереса широкой публики к древней языческой религии Британских островов. Впервые увидев свет в 1954 году, эта книга отразила назревший в западной оккультной мысли поворот к почитанию женского начала и творческих сил природы и в конечном итоге привела к формированию нового влиятельного направления в церемониальной магии. В ней вы найдете объяснение викканских ритуалов и верований, обзор оккультных практик разных регионов и разных эпох, возможно, приведших к возникновению религии ведьм, а также живое и убедительное разоблачение некоторых распространенных мифов и предрассудков, связанных с Виккой.

«Ведовство сегодня» не только станет настольной книгой любой ведьмы, но и заинтересует каждого, кто изучает европейскую магию и оккультизм.

«Гарднерианская Книга Теней» — собрание ритуалов традиционной британской Викки, раскрывающее тайны ее посвящений и подчеркивающее преемственность от ритуальной магии Телемы.

Обе работы издаются на русском языке впервые.

 

© Алексей Осипов, перевод, 2009 © Алексей Осипов, предисловие, 2009 © Надежда Саламахина, оформление, 2010 © Творческая группа «Телема», 2010 © Издательство «Ганга», 2010 В оформлении использована картина Дж.У. Уотерхауза «Магический круг»

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Гарднерианская Викка — наследница Телемы 7

ВЕДОВСТВО СЕГОДНЯ и

Предисловие 22

Введение 24

Глава первая 26

Глава вторая 43

Глава третья 54

Глава четвертая 60

Глава пятая 73

Глава шестая 80

Глава седьмая 104

Глава восьмая 117

Глава девятая 122

Глава десятая 128

Глава одиннадцатая 155

Глава двенадцатая 161

Глава тринадцатая 169

Библиография * 194

ГАРДНЕРИАНСКАЯ КНИГА ТЕНЕЙ 197

Очерчивание круга (1949) 198

Низведение луны (1949) 200

Напутствие: «Да поднимется покров» (1949) 201

Посвятительные ритуалы (1949) 203

Первая степень 203

Вторая степень 208

Третья степень 210

Церемония печений и вина (1949) 213

Ритуалы саббатов (1949) 214

Канун ноября 214

Канун февраля 215

Канун мая 216

Канун августа 217

О песнопениях (1953) 219

Помощь недужным (1953) 221

Бичевание и поцелуй (1953) 225

Жрица и меч (1953) 228

Предупреждение (1953) 229

Об испытании в магическом искусстве (1953) 231

Восьмеричный путь (1953) 232

Дабы обрести зрение (1953) 234

Сила (1953) 237

Должная подготовка (1953) 239

Танец встречи (1953) 240

Для выхода из тела (1953) 241

Рабочие инструменты (1953) 242

«Облеченная в небо» (1953) 244

Другой вариант процедуры очерчивания круга (1957).. 246

Прозаическое напутствие (1957) 248

Церемония печений и вина (1957) 250

Ритуалы саббатов (1957) 251

Весеннее равноденствие 251

Летнее солнцестояние 252

Осеннее равноденствие 253

Зимнее солнцестояние 254

Восьмеричный путь или методы (1957) 256

Посвятительные ритуалы 257

Первая степень (1957) 257

Вторая степень (1957) 262

Третья степень (1957) 266

Песнь ведьм (1957) 269

Освящение орудий (1957) 270

Древние законы (1961) 272

Стихотворное напутствие (1961) 282

Очерчивание и освящение (1961) 283

Очерчивание круга (1961) 285


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гарднерианская Викка —

НАСЛЕДНИЦА ТЕЛЕМЫ

В этом издании мы рады представить вам впервые переведенную на русский язык книгу Джеральда Бруссо Гарднера «Ведовство сегодня», а также интереснейший источник церемониальных текстов викканской религии — так называемую Гарднерианскую Книгу Теней.

Что же такое традиция Викки[1], ставшей младшей дочерью посвятительных мистериальных учений последней четверти XIX — первой половины XX века и матерью многочисленных неоязыческих культов эпохи развитого нью-эйджа, фактически открывшей ордам современных язычников врата к самопосвящению?

Происхождение Викки и ее теологии — непростая проблема даже для маститого историка. Фактически на каждом утверждении официального «отца-основателя» этой религии, Джеральда Гарднера, можно поставить гриф «не доказано» или «спорно». Но разве не следует он в этом уходящему корнями еще в XVIII век, в начало так называемого Западного оккультного Возрождения, обыкновению подменять сухую и скучную историю войн и торговых путей расцвеченной богатыми красками мифа и воображения квази-историей, иногда поднимающейся до подлинной мета-истории западной цивилизации? В самом деле, ни археология, на палеография, ни история бытовой

культуры не владеют данными, которые доказывали бы непрерывность преемственности тайного знания или мистериаль- ных культовых форм, якобы унаследованных современным европейским Ведовством — или, если угодно, системой Золотой Зари, или друидизмом, или каким бы то ни было другим учением, претендующим на древность и аутентичность, — от некоего священного источника, сокрытого в далеком прошлом, будь то тайные культы египетских жрецов или орфические мистерии. Однако можем ли мы утверждать, что преемственности этой нет и быть не может, на том только основании, что в британских и французских архивах и библиотеках не сохранилось никаких подтверждающих это документов? Пути, которыми ходят человеческий разум и память, воистину неисповедимы.

Все, что мы знаем, — это то, что на самом деле мы ничего не знаем. Возможно, иконографически восходящая к периоду никак не ранее Позднего Средневековья колода Таро и вправду изначально представляла собой набор символов, использовавшийся в культовой практике древних египтян и изменившийся в ходе истории и структурно, и визуально до полной неузнаваемости. Возможно, в недрах не существующей на карте материальной Европы горы Абиегнус до сих пор покоится нетленное тело Христиана Розенкрейца. И, возможно, «маленький народ» Британских островов, который прихотливое шекспировское перо впоследствии украсило прозрачными крылышками и шапочками из колокольчиков, действительно был вытеснен римлянами в тогда еще глухие леса и на вересковые пустоши, где и хранил Старую Веру на протяжении последних пары тысяч лет.

Увы, здесь мы забираемся в сферы, где история и культурология столь близко соседствуют с фольклором и художественной литературой, что стоящий перед нами выбор оказывается тривиально прост: либо мы принимаем весь этот мифопоэтический конгломерат вместе с его «законами жанра» и соглашаемся играть по не всегда обоснованным с точки зрения здравого смысла правилам, либо отвергаем его как «недоказанный» и «спорный». Одним из основополагающих навыков любого, кто изучает магические и мистические традиции или следует им, всегда являлось умение работать с мифопоэтической реальностью во всей ее целостности, опираясь на веру или качественно измененную конвенциональную картину мира. И именно с этих позиций нам и следует подходить к исследованию феномена Викки.

На вопрос о том, откуда взялась эта традиция, наилучший ответ даст историк. Основателем ее стал англичанин Джеральд Бруссо Гарднер (1884-1964), антрополог-любитель, археолог, писатель, эксперт по оружию и путешественник. Родившись в Бланделсендсе, что неподалеку от Ливерпуля, в обеспеченном семействе, чьи предки происходили из Шотландии, он в возрасте шестнадцати лет оказался на Цейлоне. Гарднер провел долгие годы в Азии — в основном на Борнео и в Малайе, где одно время занимал пост государственного инспектора каучуковых плантаций. Он с большим интересом изучал местные культуры, верования и магические практики, подружился с малайским племенем пигмеев и даже производил археологические раскопки в Джохоре. Так, в частности, благодаря его находкам возникла гипотеза о существовании торговых связей между Римской империей и древними малайскими государствами — по всей вероятности, через Индию. Время от времени Гарднер наведывался в Англию. В ходе этих визитов он столкнулся со спиритуалистическими практиками, к которым отнесся весьма критично, и узнал семейное предание о том, что его дедушка практиковал ведовской культ, а одна из прапрабабок, Гризель Гэйрднер, в 1610 году была сожжена в Ньюберге как ведьма.

Следует отметить, что еще в бытность свою на Востоке Гарднер вступил в со-масонскую организацию и был произведен в степень Царственного Свода.

В 1936 году он окончательно покинул Малайю и возвратился в Великобританию, по пути посетив Палестину, Турцию, Грецию, Венгрию и Германию. В 1938 году, будучи на Кипре, он написал свой первый роман «Богиня грядет», героиней которого была древняя царица-чародейка.

Вместе со своей супругой, Доротеей (Донной) Гарднер, в девичестве Росдейл, он поселился в Хемпшире, неподалеку от городка Нью-Форест. Именно в нью-форестской общине ведьм он и получил в 1939 году посвящение в древний ведовской культ.

Однако началось все с весьма любопытной организации — местного розенкрейцерского театра, которым заправляло оккультное Братство Розенкрейцеров «Корона». Его глава, некий Аврелий, считал себя, ни много ни мало, реинкарнацией Пифагора, Агриппы и Фрэнсиса Бэкона в одном лице (на вопрос, не был ли он также и Вечным Жидом, Гарднер ответа так и не получил), а лампа, свисавшая с потолка в одном из театральных помещений, скромно считалась замаскированным от глаз непосвященных Святым Граалем.

Несмотря на всю одиозность господина Аврелия, Гарднер крепко подружился с некоторыми членами общества (среди которых были и со-масоны, в том числе Мэйбл Безант-Скотт, дочь Анни Безант, одно время возглавлявшая Британскую Федерацию со-масонства). Однажды осенней ночью 1939 года они привели его в дом местной богатой леди, известной среди виккан как Старая Дороти Клаттербак, где он был раздет донага и посвящен в Старую Веру.

Следует понимать, что не Гарднер выдумал ведьм и ведовство. И то, и другое издревле было частью британской в частности и европейской в целом фольклорной культуры, благополучно перекочевав оттуда в высокую литературу и живопись. Пришедшей в Англию с континента традиции посвятительной церемониальной магии, в которой слились розенкрейцерские, масонские, теософские, каббалистические и квази- исторические мистериальные элементы, очевидным образом недоставало спонтанности, экстатичности и связи с природой. Телема Алистера Кроули во всех отношениях отвечала этим требованиям, но, увы, обладала и рядом существенных «недостатков», а именно, предъявляла достаточно высокие требования к уровню знаний и магических навыков своих иници- антов и была окрашена жуткой в глазах обывателя репутацией своего основателя, развенчанной в мировой историографии лишь ближе к началу XXI века. Кроме того, как и многие магические учения рубежа XIX и XX веков, она в информационном плане была достоянием узкого круга довольно хорошо образованных людей. Ведовство в этом отношении стало значительным шагом оккультизма «в народ» и к корням, доступным для куда более широкого круга последователей, свободным от интеллектуализма, приятно руральным по эстетике и возвращавшим верующих к первичным ценностям рода, земли, плодородия и природных циклов, сохранив при этом привкус элитарности и избранности в своем историческом противостоянии христианству и более современном — рациональному истеблишменту.

Еще с конца XIX века образ ведьмы в европейской культуре начал приобретать язычески-религиозную окраску, а ведовство стало постепенно превращаться в культ. В 1890 году вышла до сих пор не утратившая своей ценности великолепная работа Дж. Дж. Фрэзера «Золотая ветвь». В 1899 Г°ДУ американец Чарльз Годфри Лиланд, много лет посвятивший сбору итальянского фольклора, издал «Арадию, или Евангелие ведьм», где рассказывалось о якобы издревле существующем в окрестностях Флоренции ведьмовском культе богини Арадии, дочери Дианы, и приводился перевод оригинальной древней рукописи, полученной Лиландом непосредственно от одной из потомственных ведьм. Эта книга в дальнейшем стала одной из программных для неоязыческого итальянского ведовства, или Стрегерии, также претендующего на многотысячелетнюю историю. Дань матриархальной религии и ее отражению в различных областях знания в разное время отдали такие известнейшие авторы, как Карл Густав Юнг, Эрих Нойман, Мария Гимбутас, Роберт Грейвс. Британский египтолог и культуролог Маргарет Мюррей (чье небольшое введение к работе Гарднера вы найдете в настоящем издании) отстаивала понимание ведовства как организованной религии, сохранившейся с палеолитических времен (с точки зрения истории, увы, не выдерживающее критики), и именно ее работы, скорее всего, вдохновили довольно многочисленные группы «новых язычников», начавшие появляться в Англии примерно с конца 1920-х годов и утверждавшие, что именно о них-то, веками в безмолвии хранивших Старую Веру, и писала доктор Мюррей. То тут, то там всплывали слухи (а иногда и более-менее достоверная информация) о потомственных колдунах, чей род в Ремесле насчитывал с десяток веков, вроде полулегендарного Старого Джорджа Пикингилла из Эссекса, якобы оказавшего самое непосредственное влияние на Английское общество розенкрейцеров и на сам Орден Золотой Зари, а также основавшего девять управляемых женщинами ведьмовских общин, в одной из которых посвятили Гарднера, а в другой, по слухам, проходил обучение не кто иной, как Алистер Кроули. Помимо Гарднера, на статус члена сохранившегося с древнейших времен ведовского культа претендовали и другие лица; среди них можно назвать Сибил Лик (основавшую в 1964 году Ассоциацию Исследования Ведовства), Чарльза Карделла, Реймонда Говарда и Роберта Кокрейна. Всех их посвятили в Старую Веру члены их семей, веками исповедовавших «традиционное наследственное ведовство». Сам термин «викка» (встречающийся у Гарднера в написании «вика») впервые употребил именно Карделл в конце пятидесятых годов.

Как бы там ни было, Гарднер, по его утверждениям, стал членом культа, сохранившегося с дохристианских времен и жестоко преследовавшегося в Средние Века инквизицией.

В1946 году в Лондоне он познакомился с Сесилом Уильямсом, другим британским любителем ведовства, а еще через год — с Алистером Кроули, который незадолго до смерти посвятил Гарднера в О.Т.О. и выдал ему хартию на проведение посвятительных ритуалов младших степеней (либо, по другим данным, только степени Минервала). Относительно степени его посвящения существует немало разногласий. Пол Юм утверждает, что Гарднер приводил свое орденское имя и степень в одной из своих работ1 как «Scire, 4 = 7» (лат. «Знать»), то есть был посвященным четвертой степени. Такая форма нумерации степеней используется в другом ордене, основанном Алистером Кроули, — в А.'.Ал; в О.Т.О. же степени нумеруются римскими цифрами (возможно, сам Гарднер, как считает Кеннет Грант, по недомыслию путал О.Т.О. и А л А.*.). Однако Билл Хайдрик разрешает эту проблему так:

«Гарднер обладал всеми правами и полномочиями не только четвертой, но и седьмой степени О. Т. О. Кроули также пожаловал ему право проводить посвящения и право формировать местные отделения О.Т.О. В 1948 году, уже после смерти Кроули, Гарднер написал Фриде Харрис и утверждал в письме, что является Великим Мастером О.Т.О. в Европе. Это не находит подтверждения ни в каких виденных мною лично материалах, но хартия и степень — дело вполне документируемое».

И далее:

1 Имеется в виду роман «Руководство по Высокой Магии».

«Кроули произвел Гарднера в четвертую степень О.Т.О. в мае 1947 года, за семь месяцев до своей смерти (судя по его дневникам за этот год). Гарднер быстро поднялся до седьмой степени и получил хартию на посвящения в первые несколько степеней и управление Лагерем О.Т.О. На момент «Большего празднества»[2] Кроули Гарднер ошибочно полагал, что хартия эта дает ему высшую власть в европейском О.Т.О. (письмо от Гарднера к Фриде Харрис хранится в Центре Гуманитарных исследований Остийского университета, Техас)».

Впрочем, другие исследователи совершенно уверены в том, что Гарднер не мог являться посвященным более высокой степени, нежели четвертая.

Как сообщается в книге Дорин Валиенте «Возрождение ведовства», хартия, выставлявшаяся впоследствии в экспозиции Музея магии и ведовства (а сейчас, судя по всему, находящаяся во владении О.Т.О.), была целиком написана рукой Гарднера, а в конце стояла подлинная подпись Кроули. Джеральд Йорк считает, что последний получил от Гарднера триста фунтов стерлингов за эту подпись, хотя данное утверждение не вызывает особого доверия. Судя по всему, Гарднер так никогда и не использовал хартию и не отправлял никаких телемических ритуалов.

Это подводит нас к интереснейшему вопросу происхождения ритуальных текстов викканской религии, компендиумом которых является знаменитая Гарднерианская Книга Теней[3]. Согласно Гарднеру,,в каждой общине-ковене должна была иметься такая книга, написанная от руки и часто — шифром или кодом, используемая в качестве служебника и отражающая

частные практики, философию и верования данной конкретной общины. Книга, текст которой приводится в настоящем издании, была достоянием ковена, в котором практиковал сам Гарднер.

Не возникает сомнений, что именно он являлся автором- составителем Книги Теней. От доставшихся в наследство Гарднеру аутентичных ведовских ритуалов за давностью лет осталось не так уж много, так что ему пришлось во многом дополнить их самостоятельно. И, судя по первой редакции обрядовых текстов (многие из них существуют как минимум в двух), одним из основных источников для них послужили имевшиеся в распоряжении Гарднера работы Кроули, а именно — «Книга Закона», «Книга 65» и текст Гностической мессы (то есть исключительно опубликованные работы Кроули) с их вдохновенными речами Великой Богини, что подтверждается элементарным сравнительным анализом (см. комментарии в настоящем издании). И не к телемическому ли: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей» — восходит викканский пароль Неофита — «Совершенная Любовь и совершенная Вера»?

Хотя, с другой стороны, утверждение Фрэнсиса Кинга, что будто бы Кроули за денежную мзду написал для Гарднера посвятительные ритуалы, вряд ли стоит воспринимать серьезно.

Что касается композиции и драматической стороны вик- канских ритуалов, то они, вне всякого сомнения, испытали влияние уже устоявшейся в Англии традиции церемониальной магии, к которой можно отнести масонство, с одной стороны (масонские реминисценции совершенно очевидны в приуготовлении кандидата к посвящению в Первую степень), и Орден Золотой Зари — с другой. Однако более непосредственным источником вдохновения для Гарднера, мне думается, и здесь послужили Гностическая месса Кроули и роль, исполняемая в ней Жрицей.

Большой интерес представляет техническая сторона виккан- ской ритуальной работы, содержащая непосредственные отсылки к Енохианской магии (обращения к Владыкам Сторожевых Башен, соотносимых со сторонами света) и магическим орудиям Золотой Зари и Телемы (хотя и в их составе, и в расположении на алтаре Гарднер произвел изменения, с точки зрения церемониальной магии малообоснованные). Также нельзя не отметить ритуальную позу Осириса Восставшего (именуемую в Викке позой Бога, а некоторыми викканскими исследователями ошибочно — позой Осириса Убиенного), которую принимает в ходе работы Верховный Жрец, а иногда и Жрица. Мотив причащения вином и печеньем (двумя пассивными со стихийной точки зрения субстанциями) как плотью и кровью бога, также, несомненно, пришел в Викку из Гностической церкви Телемы, а именно — из ее мессы, как и ключевая фраза: «Нет части тела моего, что не была бы частью Богов». (См. «Магия в теории и на практике», глава 20).

К принципиальным нововведениям Гарднера стоит, безусловно, отнести использование магического круга (имеющего в Телеме и в Золотой Заре иное концептуальное и практическое назначение), уже упоминавшиеся изменения в составе и назначении ритуальных орудий, вызывающее немало споров применение многократных бичеваний для очищения и индуцирования транса, а также использование для той же цели спонтанных плясок и криков (невольно приводящее на память русские хлыстовские «бдения»).

Роль женщины в Викке невозможно переоценить. После Ордена Золотой Зари, эмансипировавшего женщину в качестве субъекта магической и ритуальной работы, но все же несшего на своем учении явственный поствикторианский отпечаток; после Телемы, делающей принципиальный акцент на божественной андрогинии и мистическом равенстве полов, Викка совершила очевидный идеологический крен в сторону матрифокальности. Номинально являясь религией равно Бога и Богини (и в этом тоже трудно не усмотреть влияние условного телемического дуотеизма Нут и Хадита), гарднерианская, или традиционная британская, как ее называют в США, Викка не только не соблюдает ритуальный гендерный паритет, наделяя Жрицу статусом главы ковена и правом исполнять функции Жреца, при этом воспрещая последнему исполнять функции Жрицы, но и строго предписывает любую церемониальную и посвятительную работу исключительно разнополым парам — ввиду того, что между практикующими может возникнуть чувственное влечение, — и угрожая нарушающим сию заповедь проклятием Богини. Если принять во внимание период написания и издания «Ведовства сегодня» — начало

пятидесятых годов — подобная консервативность взглядов на моральную сторону отношений в сочетании с радикальным нудизмом и подчеркнутым эротизмом культа не вызовет особого удивления.

Что же касается включения Гарднером полового акта между Жрецом и Жрицей (Великого Ритуала) в некоторые обряды, то, возможно, он являлся не столько актом сексуальной магии в том смысле, в каком ее понимают в той же Телеме, или в тантре, сколько попыткой воссоздать руральный культ плодородия, которому в Викке придается такое большое значение.

Именно возвеличивание женщины в Викке и возможность самопосвящения и привели к феноменальному росту ее популярности в грядущие десятилетия и появлению огромного числа производных. Однако в конце тридцатых — сороковые годы до этого было еще далеко.

В 1946 году Гарднер с супругой переехал в Брикет-Вуд и организовал там новый ковен. Решив, подобно Израэлю Регарди, что материалы древнего культа необходимо обнародовать, дабы тот не погиб окончательно (а также, скорее всего, не в последнюю очередь желая славы и публичности), он в 1949 году под своим телемическим именем Scire опубликовал роман «Руководство по Высокой Магии», где нашли отражение кое- какие ведовские практики. В начале пятидесятых он переехал на остров Мэн, где стал директором и «проживающей ведьмой» в Музее магии и ведовства, основанном Сесилом Уильямсом. Впрочем, вскоре Гарднер и Уильямс рассорились. Гарднер обвинил Уильямса в погоне за сенсациями в отношении организации музейной экспозиции, а тот его — в скаредности, эгоизме и большей заинтересованности в реализации своих нудистских и вуайеристских наклонностей, чем в поиске сведений об аутентичном ведовстве. В итоге Гарднер выкупил у Уильямса музей и некоторое время заправлял им единолично.

Летом 1953 года Гарднер посвятил и принял в свой ковен Дорин Валиенте, которой предстояло сыграть в истории Викки столь значительную роль. Именно она, став Верховной Жрицей ковена в Брикет-Вуде, помогла Гарднеру переписать Книгу Теней и постаралась изъять из нее все цитаты из работ Кроули, так как боялась, что они бросят на молодую (хотя и древнюю) религию, только начинающую заявлять о себе, тень

его отвратительной репутации. При этом заимствования и реминисценции из «Арадии» Валиенте оставила, так как полагала их соответствующими духу истинного ведовства.

Именно Дорин Валиенте Викка обязана ныне ставшей стандартной формулой так называемого Викканского Наставления, впервые процитированной ею в речи от 1964 года (и потому никак не отраженной в текстах Гарднера): «Се восемь слов Викканского Наставления, исполни их: если не делаешь никому вреда, твори свою волю». Завершение этой фразы, обычно переводимое как «... делай, что пожелаешь», является, несмотря на всю нелюбовь Валиенте к Кроули, дословным повторением первой части знаменитой телемической максимы: «Твори свою волю, таков да будет весь закон»1.

В 1954 году Гарднер издал первую свою нехудожественную книгу по ведовству, которую вы и держите сейчас в руках.

В 1959-м за ней последовала вторая — «Смысл Ведовства».

Публикация книг и в целом общественная активность Гарднера, широко рекламировавшего свою религию и ведь- мовство в целом, сослужили ему дурную службу. В прессе появились разгромные статьи, в том числе и обвинявшие новых ведьм в дьяволопоклонничестве, а в ковенах начались раздоры. Немалым нападкам подверглась практика гарднерианцев работать «облеченными в небо», в чем даже другие ковены усматривали реализацию личных эротических склонностей основателя этого направления. В начале шестидесятых годов Гарднер представил своему ковену новые Законы Ведовства, в которых

1 Гарднер, без сомнения, пользовался этой викканской моральной максимой, и рассуждения относительно нее можно найти в том числе и в «Ведовстве сегодня». Однако именно в таком виде ее впервые употребила публично, судя по всему, только Валиенте. Происхождение максимы чрезвычайно интересно. Будучи одним из наиболее очевидных заимствований из кроулианской системы и восходя, как известно, к Франсуа Рабле, она имеет и другие источники. Очень по-виккански звучит девиз главного героя в «Приключениях короля Павзола» (1901) Пьера Луи: «Твори, что пожелаешь, пока не причиняешь никому вреда». И, разумеется, нельзя не упомянуть святого Августина, епископа Гиппо (IV в.) с его «Dilige, et quod vis fac» (Люби и делай, что пожелаешь»), цитируемом иногда как «Ата Deum et fac quod vis» («Люби Господа и делай, что хочешь»).

Не все виккане согласны с гипотезой кроулианского заимствования, приводя в качестве контраргумента разницу в словоупотреблении: «...do what ye will» у Валиенте и «Do what thou wilt...» у Кроули, а иногда и утверждая, что поскольку викканская вера восходит к Каменному веку, это Кроули позаимствовал ее мудрость для своей «Книги Закона», а не наоборот.

Так называемое Длинное Наставление — стихотворение из двадцати шести строк, было опубликовано лишь в 1974 году.

ограничивал власть Верховной Жрицы и намекал, что она должна своевременно уступать место более молодой преемнице. Результатом стал раскол и отложение значительной части ковена и в том числе Валиенте.

12 февраля 1964 года по дороге из Ливана домой Гарднер скончался от внезапного сердечного приступа на борту корабля и был похоронен в Тунисе. Незадолго до смерти в Букингемском дворце был устроен прием в знак признательности за его заслуги перед короной в годы работы в Азии.

На американские берега Викку перенесли англичане- эмигранты Рэймонд и Розмари Бакленд, получившие в 1963 году посвящение у Верховной Жрицы Гарднера —Моник Уилсон и основавшие в штате Нью-Йорк первый ковен, работа которого базировалась на Гарднерианской Книге Теней. На протяжении шестидесятых-семидесятых годов в США проникли и другие, негарднерианские формы Ведовства (линии Кокрейна, Сибил Лик и другие), положившие начало так называемой Традиции 1734, Викканской Церкви и т.д.

Среди влиятельных постгарднерианских направлений Викки следует назвать Александрийскую Викку, основанную Алексом Сандерсом; дианическую феминистическую Викку Сусанны Будапешт (одной из ярчайших представительниц и реформатором которой является Звездный Ястреб (Starhawk)); Сикс- Викку, основоположником которой стал Рэймонд Бакленд, отошедший от гарднерианства и придавший ей англосаксонский колорит, заменив Рогатого Бога и Великую Богиню на Бодана и Фрейю; Альгард-Викку, ставшую попыткой Мэри Несник, Верховной Жрицы одновременно Гарднерианской и Александрийской традиций, примирить их между собой.

Многие представители этих направлений из принципиальных соображений открыто публиковали свои ритуалы, предоставляя тем самым любому желающему возможность использовать и модифицировать их по своему усмотрению. Некоторые линии намеренно отказались от традиционной посвятительной системы, унаследованной гарднерианской Виккой от Телемы и Великого Дедушки западного оккультизма — Ордена Золотой Зари, сделав ставку на самопосвящение, одиночную, внековенскую работу и личную ответственность практикующего. Подобная демократизация сыграла двоякую роль,

с одной стороны, приведя к общему снижению качественного уровня этой магической традиции и обильному проникновению в нее элементов массовой поп-культуры, а с другой — открыв широчайшие, невиданные прежде возможности для личного магического творчества.

Осталось сказать немногое. В этом издании представлен не только уникальный исторический источник, невероятно «обильный потомством» и легший в основу множества оккультных и ритуальных текстов XX столетия, но и любопытное философско-историческое исследование, открывающее читателю глаза не столько на действительную историю бытования ведовства в Европе — ибо большая часть гипотез Гарднера свидетельствует скорее об энтузиазме и живости воображения, нежели о глубине владения историческим материалом, — сколько на историю религиозной и магической мысли XX века, на ее подводные течения, приливы и отливы. Академическое признание всегда волновало Гарднера. Гарднер не только был действительным членом Фольклорного общества (в совет которого вошел в 1946 году), но и одно время утверждал, что имеет докторские степени Сингапурского и Тулузского университетов. И хотя в этом он следовал распространенному среди оккультистов обыкновению притязать на титулы, звания и посвящения, не соответствующие реальности, трудно не признать, что антропологические наблюдения Гарднера весьма интересны, а культурологические выводы не могут не вызывать симпатии корректностью формулировок, будучи неизменно основаны на неких фактологических либо археологических данных и поданы (в отличие от работ многих других «гуманитарных специалистов широкого профиля») исключительно как личные гипотезы и догадки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...