Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарднерианская Книга Теней 10 глава

Единственный раз, когда мне случилось видеть круг большего размера, — это та самая попытка воздействовать на разум Гитлера, но то была операция совершенно другого рода: «Посылание силы» делается абсолютно по-другому и требует максимально возможного количества участников и много места для работы.

В наши упадочные времена шесть состоявшихся пар далеко не всегда доступны, так что в круг берут и других, чтобы добиться нужного количества. Вступая в круг, они все проходят «очищение»; прочие присутствующие посвященные и дети

сидят за его пределами и наблюдают за происходящим. Позднее их, возможно, тоже очистят и примут в круг, дабы они могли поучаствовать в священной трапезе. Когда ритуалы в кругу заканчиваются, все вместе пляшут и пируют.

Если бы присутствовало, скажем, двадцать посвященных и две квалифицированные жрицы и было бы к тому же достаточно места, они могли бы образовать два ковена и два круга с одним общим главой; мне говорили, что в стародавние времена во время больших сборищ на свежем воздухе кругов таких могло быть несколько; лично я никогда больше одного не видел. Сейчас народу обычно так мало, что в круг берут всех, хотя однажды я видел мужчину, сидевшего в сторонке и отказывавшегося идти в круг, потому что в тот вечер его девушки с ним не было.

Еще мне рассказали, что раньше на больших сборищах выбирали самую красивую девушку, которая представляла богиню. Звалась она Девою. Она как бы играла роль верховной жрицы. Относились все к ней с величайшим почтением; нередко она исполняла обязанности хозяйки по отношению к почетным гостям (к дьяволу, наверное, тоже, если бы он вдруг объявился на празднике). Однако подлинная власть оставалась, разумеется, у настоящей Верховной Жрицы, которая и творила всю магию. Часто Дева была дочерью Верховной Жрицы, и со временем ей предстояло занять место матери. Здесь иногда имела место некоторая мистификация: лицезрея с некоторого расстояния их сходство, невежественные гости верили, что во время ритуалов Верховная Жрица волшебным образом молодеет.

Также ведьмы поведали мне, что раньше действовали правила, согласно которым не должно было быть в одной местности больше одного крупного ковена, дабы не возникало споров, кто к какому из них принадлежит. Сейчас же в соблюдении этих правил былой строгости нет. Давным-давно совершенно определенно была некая центральная власть, принадлежавшая общему лидеру, которого Церковь, разумеется, именовала не иначе как дьяволом, но в наши дни о такой практике ничего не известно, и ведьмы не уверены, узнали ли бы они его, явись он вдруг перед ними.

Насколько мне удалось выяснить, у ведьм нет никакой упорядоченной системы паролей, по которым они могли бы друг друга узнавать. Однако во время посвящений используются

некие слова, необходимые для получения допуска в круг; есть определенные кодовые фразы, выполняющие эту роль. Знание мистерий, конечно, подтверждает то, что инициацию вы получили. В общем и целом ведьмы хорошо знают друг друга, или хотя бы представлены, так что никакой особой надобности в паролях у них нету.

В Италии, по слухам, ведьмы произносят в качестве пароля «Шесть и семь» — так как говорить «тринадцать» было бы опасно, а эти невинные цифры все равно дают тринадцать в сумме.

В Англии я бы легко себе представил, как они говорят что- нибудь вроде «пять и восемь», но на самом деле ведьмы по большей части действительно знают друг друга в лицо и в паролях не нуждаются. О существовании других ковенов они зачастую и понятия не имеют.

В древние времена, по крайней мере, лидеры ковенов всегда принадлежали к старым расам — то есть к тем народам, что обладали естественными способностями к паранормальному контролю за собственным организмом посредством простой аутоинтоксикации. Когда норманны начали заключать союзы с людьми болот, некоторые из них — вероятно, те, кто наследовали ведовскую традицию, — пришли к власти.

То были, конечно, самые интеллектуальные из норманнов — возможно, те, кто женился на женщинах фейри и жил вместе с людьми болот, хотя их дети вполне могли перебираться и в города. Постепенно сформировавшаяся таким образом смешанная раса стала выполнять жреческие функции. Вероятно, им уже приходилось немало потрудиться, чтобы добиться тех же результатов, что без особых усилий давались их матерям, но какая-то сила у них, безусловно, была. Норманны мыслили политически, и, поняв, что теряют политическую власть, они немедленно приняли меры, чтобы не дать себе потонуть в новой волне национализма, и обратились к старому культу.

Им так никогда и не удалось сравняться в паранормальном контроле с представителями более древней расы, но смешанному потомству удалось в значительной мере исправить положение. У городских жителей, таким образом, появилось свое собственное жречество, владевшее большей частью древнего традиционного знания; но великие жрецы все так же обитали среди людей болот, хорошо всем известные.

Часто на великих ритуалах появлялась таинственная фигура в маске, иногда — одетая в шкуры и увенчанная рогами. Скорее всего, из уст в уста шепотом передавалось, что пришел великий владыка, и самые невежественные могли решить, что это бог или дьявол. В действительности это, скорее всего, был высокопоставленный норманн, покровительствовавший людям болот и защищавший их. Как почтенного гостя его радушно принимали и развлекали. Возможно, он выступал как спутник местной верховной жрицы — которая и в обычной жизни вполне могла являться его супругой-фейри.

Так образовывалась довольно большая конгрегация людей болот; к ним примыкали многие местные жители — крестьяне, пастухи, рыбаки — которые, даже будучи номинально христианами, посещали сезонные празднества старой религии и отправляли более или менее узнаваемые ритуалы плодородия точно с тем же отношением, с каким посещали церковные службы или плясали вокруг майского столба.

Ведьмами они на деле не были; их интересовало только плодородие. «Добрый урожай, добрая рыбалка, да удачи побольше». Они ходили бы на ритуалы любого бога, который был бы к ним добр, а добр, в их представлении, тот, кто придет на помощь, когда ты в беде, и у кого веселые праздники. Теологами они ни в коем разе не являлись. Хорошо жить сейчас, хорошо жить после, в другом мире, — этого им было вполне достаточно, и какая разница, как этого бога зовут.

Кем на самом деле был человек в маске, от них держали в тайне. Было в конгрегации достаточно и представителей джентри, или малых ноблей, их сыновей и дочерей, не говоря уже о сливках ремесленного сословия, которые богатыми в полном смысле этого слова не были, зато обеспеченными — вполне, и жили куда лучше, чем большинство их соседей.

Эти приходили одни и жен своих с собой не брали, если только жены эти сами не были ведовской крови или же имели широкие взгляды и могли по достоинству оценить общее веселье. Если дочери их были из молодых да ранних, они тоже не пренебрегали празднествами, к вящему негодованию отцов. Некоторые из этих людей даже получали посвящение.

Но даже если они хотели освободить свой разум и достичь экстаза, им нужна была помощь кого-то из старой крови — иными словами, нужно было «пойти к ведьме». Там они могли узнать формулу зелья — или угадать ее по процессу приготовления, но не обладали, конечно же, ни знанием наиболее простых и эффективных методик, ни строгой духовной дисциплиной, необходимыми для сублимации тела и отделения чистого духа.

Они могли случайно догадываться о том, о чем даже сами ведьмы имели весьма смутное представление: что есть определенные части организма, иные из которых мы ныне именуем железами внутренней секреции и спинномозговыми узлами и которые можно специальным образом стимулировать. Они знали о контроле за дыханием и о том, что замедление кровотока в некоторых частях тела и, наоборот, стимуляция его в других может давать совершенно определенные результаты, а также что концентрация и твердая, не ведающая сомнений вера, или суггестия, имеют четко выраженный эффект.

Вполне возможно, они не отдавали себе отчета, где начинается одно и заканчивается другое, но прекрасно эти техники использовали и называли «Ремеслом», или магией. Также они знали, что некоторые благовония в сочетании с сосредоточением могут стимулировать духовное зрение и вызывать состояние ясновидения.

В Средние Века многие вещества попадали в Европу с Ближнего Востока, но первоначально самые могущественные растения произрастали как раз на местах, а кое-какие из них были и ядовиты. Знание ядов, как я уже говорил, совершенно не обязательно обращено ко злу; значение имеет только то, как используется знание.

А использование их ради достижения транса не наносит никому вреда, кроме вас самих. Но поскольку люди слабые временами испытывали искушение применить эти методы против угнетателей, иногда они пускали в дело яды. А то, что в больших масштабах яды никогда не использовались, доказывает тот факт, что среди активных преследователей ведьм ни разу за всю историю не случилось никакой значительной волны смертей.

Пока Англия была в самом лучшем случае наполовину христианской, это состояние взаимного равновесия более или менее сохранялось. Приходские священники в сельской местности закрывали на происходящее на подведомственной им территории глаза — а нередко и сами не чурались увеселений.

Священники и даже епископы бывало исполняли старые ритуалы плодородия. Если священник надевал маску и отправлялся на танцы, он вполне мог остаться неузнанным — или же ему было все равно, узнают его или нет.

Когда государственной религией официально и воистину стало христианство, и Церковь набрала реальную силу, на эти мероприятия стали смотреть с неодобрением: все приличные люди должны были подчиняться христианским духу и букве, по крайней мере, на публике, и так постепенно и стало. Приличные люди все знали, что там творится в лесах и на вересковых пустошах, но относились к этому примерно так же, как еще лет триста назад почтенные шотландские бюргеры относились к горцам — как к отвратительной, безбожной банде грабителей, в связях с которыми ни один уважаемый человек «к югу от границы Хайленда» ни за что не признается. Однако эти же самые уважаемые люди с ними торговали, покупали у них ворованный скот, просили их о помощи, попав в беду, искали у них убежища и даже заключали браки, причем отношениями этими бывали горды. Оказавшись к северу от хайлендской границы в поисках любви или приключений, молодые члены сообщества вступали в контакты с этими невозможными людьми, и думаю, в Англии до 1220 года дело обстояло приблизительно так же.

К тому времени, когда папа объявил хирургию и колдовство преступлениями, все прекрасно знали, кто есть кто, и уничтожение Маленького народа не составило особого труда. Затем наступила очередь городских ведьм. Это тоже оказалось несложно, так как жили ведьмы хорошо и с них можно было немало поиметь в денежном отношении. Большая их часть была выкошена под корень разнообразными пытками. Но они, кроме того, были еще и ценными членами общества; ведьмы делали разные вещи, были среди прочего кузнецами и строителями, были фермерами, производившими продукты питания. Представители благородного сословия, скорее всего, защищали всех, кого могли, но многие из ноблей и сами подверглись преследованиям и попали под суд, как, например, герцогиня Глостерская и Марджори Журдемен, ведьма из Айя.

Говорят, что король Эдуард III спас одну ведьму от пыток — то был знаменитый эпизод, которому история приписывает происхождение ордена Подвязки. Король танцевал с графиней

Солсбери, когда та внезапно уронила ритуальную подвязку, свидетельствующую об ее высоком положении в ведовском культе. Кругом слонялось множество епископов, так что инцидент мог кончиться плохо; тогда король, прекрасно осведомленный о том, что это означает, поднял подвязку и надел на собственную ногу со словами: «Honi soitqui maly pense»

В викторианскую эпоху, когда подвязка воспринималась как, мягко говоря, нечто немного неприличное, были в ходу прелестные рождественские открыточки с «зардевшейся графиней». Впрочем, дамы Средневековья и указанная леди в особенности, были куда более крепкой закалки; нужно было что- то посильнее подвязки, чтобы заставить их зардеться. Быстрота королевской реакции не только спасла ситуацию, но и возвела монарха практически в положение воплощенного божества — в глазах его более язычески настроенных подданных. Эпизод привел к основанию Ордена из двенадцати рыцарей для короля и еще двенадцати — для принца Уэльского, то есть состоящего в целом из двадцати шести членов, а это как раз два полных ковена.

Фруассар придерживается мнения, что король прекрасно понимал скрытый смысл подвязки: «Король сказал им, что она станет превосходным средством, которое объединит не только его подданных одного с другим, но и всех иностранцев — с ними, в полном согласии и мире».

Доктор Мюррей указывает на то, что мантия короля как главы Ордена была расшита ста шестьюдесятью восемью подвязками, число которых вместе с его собственной, носимой на ноге, давало сто шестьдесят девять, или тринадцать раз по тринадцать: тринадцать ковенов. Мне рассказывали, что давным-давно ведьмы действительно иногда образовывали такое огромное количество кругов, объединенных общим главой.

Стоит также отметить, что Черная Книга, содержащая институции ордена Подвязки, была украдена и уничтожена вскоре после смерти короля.

Я сам видел две ведовские подвязки. Сделаны они были из зеленой змеиной кожи с золотыми или серебряными позолоченными пряжками и подкладкой из голубого шелка. Носят их над левым коленом и считают знаком высокого ранга.

1 Девиз ордена подвязки: «Позор тому, кто дурно об этом подумает» (фр.).

В этой связи не может ли кто-нибудь в точности объяснить мне значение двойного «SS» на орденской ленте? То говорят, что буквы эти означают Святую Деву, то Святого Духа (Sanctus Spiritus). Да, сам Орден посвящен Деве Марии, но никакой связи между нею и этими буквами я не вижу. Да и к Святому Духу они вряд ли могут отсылать. Я спрашиваю об этом потому, что на всех ведовских атамах, а также на многих других инструментах мне доводилось видеть — а изучал я не только те, что находятся в моей частной коллекции — определенные выгравированные символы.

Они всегда одни и те же, расположены в одинаковом порядке и имеют одинаковое значение. Очень важно нанести на инструмент эти символы еще до освящения. (Во времена гонений ведьмы писали их чернилами, а после освящения смывали.) Третий из этих символов как раз выглядит как «SS» — то есть точно так же, как на ленте подвязки. Ведьмы толкуют его по-своему (и вне всякой связи с Девой или Святым Духом).

Черный цвет в Ордене Подвязки имеет особое значение. Черная Книга, содержавшая первоначальные конституции Ордена, была, как уже говорилось выше, изъята по неким тайным причинам еще до вступления на престол Генриха V, и именно к этой Черной Книге восходит важный пост Черного Жезла. Логично было бы предположить, что прежде чем такая книга будет потеряна или украдена, знание будет зашифровано или иным образом скрыто от непосвященных.

Ныне покойный Харгрейв Дженнингс был убежден, что здесь имеет место какая-то глубокая тайна, но какая, он не знал, или же ни словом не упоминал этот ведовской символ, присутствующий также и в «Ключе царя Соломона». Все это, конечно же, может оказаться чистой воды совпадением, а «совпадение убило профессора». Но если никто не будет упоминать совпадения, останется мало шансов на выяснение дальнейших фактов; существует неоспоримый факт, что подвязка есть знак ранга у ведьм, а во Франции имеется даже доисторический наскальный рисунок, предположительно изображающий магическую церемонию ведьм: двенадцать женщин танцуют вокруг мужчины, совершенно голого, если не считать подвязок. А поскольку в течение нескольких тысяч

лет после предполагаемого времени создания рисунка никаких чулок не носили, у подвязок должно было быть совсем иное назначение.

После яростных преследований стало практически невозможно исполнять великие ритуалы, и праздновались они с тех пор лишь время от времени. Поскольку религиозная мотивация ослабела, ритуалы практиковались преимущественно теми, кто имел склонность к мистическому знанию, а так как получать большие количества силы легко и просто стало уже невозможно, были вынужденно изысканы другие средства для достижения той же цели. Помимо растительной формулы необходимо иметь некоторую врожденную способность к гиперестезии, или предвидению, которая с практикой вполне поддается развитию. В прежние времена встречалась она куда чаще, и каждый мог увидеть примеры, понять, как она работает, и без труда добыть необходимые травы. Но и в наши дни, хотя все складывается против нее, практика эта все еще в ходу.

Еще одно весьма распространенное, хотя и совершенно ложное обвинение против ведьм заключается в том, что посвященных заставляли отрекаться от христианства. Во время посвящения зачитывалось длинное напутствие иницианту, в котором разъяснялось, что от него потребуется; в нем никак не фигурировал отказ от какой бы то ни было другой веры. Ему сообщали, что он получит милости и вспомоществование в жизни будущей от богини, которая ничего не требует от него взамен. Договор с дьяволом есть полный бред; единственное, чего просят от посвященного, это обещание хранить тайну и помогать братьям и сестрам, когда в том возникнет нужда.

Новообращенного формально представляли ковену, хотя по букве ритуала представляли его не кому иному, как Могущественным — духам усопших членов культа, не пошедших на новую реинкарнацию и предположительно присутствующих при обряде. Не вижу никаких причин, почему человек не может быть достаточно хорошим, хотя и не ортодоксальным христианином и одновременно ведьмой. По мне, так это куда проще, чем быть, скажем, христианином и коммунистом.

Христианин, который считает теорию перерождения ересью, который не разделяет никаких суеверий и состоит в Обществе защиты дня субботнего, хорошей ведьмой, конечно, не станет. Вполне возможно, что пращуры этих людей называли своего главу дьяволом — в те дни, когда говорить о дьяволе считалось, так сказать, передовым и прогрессивным. Да, утверждают, что многие ведьмы признавались в заключении договоров с дьяволом. Ну, конечно, признавались; и я признаюсь, если пытать меня достаточно долго.

Недавние проведенные нацистами эксперименты наглядно показали, что под пыткой человек способен показать абсолютно что угодно. После признания в сделках с дьяволом ведьм быстро приговаривали и сжигали, не доходя таким образом ни до какой подлинно важной информации. Ведьмы признавались в наведении чар ради получения доброго урожая, не конкретизируя, какими именно методами они пользовались, и никогда не отказывали себе в живописаниях приятной стороны ведовства, людьми религиозными почитавшейся анафемой.

Примечательно, что многое из того, в чем признавались на дыбе ведьмы средневековые, совпадает с практиками сегодняшних ведьм Вест-Индии и Конго, а то, о чем повествовали арабские авторы далекого прошлого, и в наши дни в ходу среди колдуний Мадагаскара. Думаю, это не просто совпадение.

В древности очень много детей воспитывалось в ведовском духе. Наследственный характер культа был всем хорошо известен, и потому детей нередко казнили вместе с матерями.

В Англии в 1718 году ведьма по имени миссис Хьюк была повешена вместе со своей девятилетней дочерью; с Каслтаунской ведьмой был сожжен ее маленький сын, и единственной причиной тому было происхождение от ведьмы. Пуритане на острове Мэн в то время были очень сильны и сумели добиться приговора для обоих.

В прочие времена епископы жаловались, что мэнских присяжных невозможно заставить осудить ведьму, так что ее просто бросали в епископскую тюрьму, что под замком Пиль, где она умирала сама от холода и голода. Мэнцы весьма мягко относились к ведьмам, так как те обеспечивали их хорошими лекарствами и приворотными зельями; до разгула методизма они пользовались большим почетом.

Большинство ведьм рождались в культе, но иногда в него попадали и люди посторонние, жаждавшие обрести оккультные силы, пришедшие просто из любопытства или — эти, я думаю, чаще всего — влюблявшиеся в кого-то из ведьм. Членство в культе при обнаружении означало пытки и смерть, но также и много счастья, частичное освобождение от обыденного круговорота невзгод и скуки, а также отдохновение, дружбу и возрождение для тех, кто все еще любил этот мир — то есть шанс получить много благ в этой жизни и спасение от чистилища и ада в жизни иной. Ведьмы твердо верили в это и потому подвергали своих детей риску инициации.

Если они вас предавали, вас ждали пытки и смерть. Если они оставались верными, кто-то еще все равно мог предать их с теми же результатами. Но некоторые из них все равно больше думали о жизни грядущей и об обещании: «Если ты будешь тверд и взойдешь на косупер, тебе дадут снадобье>, и ты ничего не почувствуешь, но уйдешь в смерть и то, что за нею, в блаженство богини».

Вера этого культа обобщена в ведовской книге, находящейся в моем владении; в ней утверждается, что ведьмы верили в богов, которые не были всемогущими. Боги желали человеку добра, они желали плодородия ему, всем живым тварям и полям, но для достижения этих целей они нуждались в помощи человека. Помощь эта выражалась в танцах и прочих ритуалах.

Упомянутые ритуалы основывались на симпатической магии, то есть на той идее, что подобное тянется к подобному, а также что «дающее блаженство человеку дает блаженство и богам». Возможно, они полагали, что боги могут ощущать людское блаженство. Они верили, что боги любят людей и радуются, когда те счастливы, — в противоположность представлениям о том, что бог суров и терпеть не может, когда людям хорошо. В книге этой есть такие строки — без малейшего указания на то, кто их написал:

Ведьма вспоминает о своем прошлом воплощении

Я помню, о, огонь,

Как языки твои мою воспламенили плоть,

Средь корчащихся ведьм, которых крепко обнял ты,

Пытаемых за то, что зрели тайное.

Но тем, кто видел то же, что и мы, Огонь — о, да! — ничто.

О, помню я дома, объятые

Тем светом, vwo воссиял из наших тел.

И улыбались мы, вихрящееся видя пламя,

Мы, верные, среди безверных и слепых.

Под пение молитв

В безумии пламен

Мы возносили вам осанну, наши боги,

Среди питающего силою огня,

Со смертного костра мы возвестили к вам свою любовь.

Думаю, это очень наглядно показывает, во что верили ведьмы. Часто говорят: но ведьм же казнили за то, что они были отравительницами! Я охотно допускаю, что зафиксировано несколько случаев подозрения в отравительстве, где было замешано также и ведовство; зафиксировано и несколько случаев ведовства, где было замешано также и отравительство. Но таковых было очень и очень немного. В большинстве дел фигурировало только ведовство: либо потому что имелись некоторые основания подозревать какую-то связь с ересью, фейри или запретным знанием, или же из-за личной вражды, злостного непосещения церкви, недостаточных ассигнований на церковные нужды, либо просто потому, что из этих людей было, что вытрясти. Таковы были позорные причины осуждений ведьм.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Некоторые другие вопросы

Думаю, нужно прояснить следующий момент: насколько мне известно, хотя в составе ковена и должно традиционно быть шесть пар и глава, в наши дни их бывает и меньше. Если на сборищах присутствует более тринадцати посвященных членов культа, они сидят вне круга вместе с непосвященными и наблюдают за ходом ритуалов. Если по тем или иным причинам они нужны в кругу, участники расступаются, чтобы дать им место, их очищают и принимают в круг.

Когда обряды подходят к концу и круг закрывают, все вместе пляшут и пируют. Если присутствует, скажем, двадцать человек посвященных и есть достаточно места, образуют два ковена, каждый со своим кругом и главой. Если народу еще больше, круга будет три. Сейчас непосвященных на собраниях не бывает никогда, а церемонии проводятся в помещениях, где редко хватает места для более чем одного круга.

Хотя в идеале ведьмы должны образовывать совершенные пары из людей, превосходно подходящих друг другу и пребывающих в идеальном контакте — и побуждать людей искать этот самый контакт — сейчас такое, увы, не всегда возможно. Пары работают вместе, остальные — по одиночке и вообще справляются, как умеют. Ведовство сейчас — во многом практикуют «как получится».

И еще кое-что я должен объяснить. Поначалу меня весьма удивляло отсутствие среди ведовских рабочих инструментов чаши и включение не особо важного пентакля, используемого обычно для того, чтобы повелевать духами. Кроме того, хотя ведьмы применяют некую форму спиритуализма, прося духов умерших вернуться или вступить с ними в общение, они в целом не занимаются вызыванием духов или элементалей к зримому явлению с дальнейшим принуждением их прямым приказанием, подкупом или жертвоприношением к оказанию услуг.

Это тем более важно, что благодаря контактам с колдунами, они об этих практиках прекрасно осведомлены. В объяснении состава и порядка рабочих инструментов, мне было упомянуто и об этом. Ответ же я получил в общем такой: во времена

гонений это было сделано намеренно. Любое упоминание о чаше было чревато пытками, так как преследователи утверждали, будто бы это глумление над мессой; также исключены были разъезды и танцы на жердях (метлах). На место этих предметов введены были курильница и пентакль вкупе с объяснениями, соответствующими тому, что ожидали услышать гонители. Если все жертвы рассказывали более-менее одну заученную историю — потому что она была правдива и согласовывалась с показаниями других — зачем давать себе труд и множить пытки?

Ведьму быстренько приговаривали, и если ей не удавалось бежать или умереть прямо в тюрьме, ее сжигали, и на том муки ее кончались. Увы, именно несчастных непосвященных бедолаг, пытали снова и снова, а они не знали, что сказать, и не в состоянии были выдумать историю, которая сошла бы за правду. Такое объяснение, по моему мнению, выглядит вполне правдоподобно. Естественно, время от времени ведьмы пытались работать со стихийными духами в частном порядке, но общее мнение при этом было таково: «Создания эти обычно злы; иметь с ними дело — к несчастью, а богиня так мила и добра, и ей это не понравилось бы. Неправильно идти супротив ее учения». Я, конечно же, говорю только о ведьмах, принадлежащих к культу. Деревенские ведуньи и предсказательницы могли творить, что им заблагорассудится.

Ведьм непрестанно обвиняют в вызывании бурь и гроз. Мои информанты понятия не имеют, как это делается, а учитывая их систему магии, я, честно говоря, ума не приложу, как это вообще можно было бы сделать, — если только не просто попросить об этом богов, то есть, иными словами, молитвой. Ведьмы смутно знают, что вроде бы разбрызгивая воду — особенно на тело обнаженной девственницы — по слухам, можно вызвать дождь, но у них нет никакого специального ритуала или церемонии для достижения этих целей, а если он и был в прошлом, то до наших дней, во всяком случае, не дожил.

Во время Первой и Второй Мировых войн ходили слухи, что немцы умели управлять погодой и действительно это делали. Ведьмам было ужасно интересно, правда ли это, а если да, то как они этого добивались. Нет никаких сомнений в том, что в стародавние времена частью ведьмовской работы было управление погодой, но делалось это, судя по всему, больше

шаманскими методами: то есть, посредством ясновидения и наблюдения за природой ведьмы знали, что собирается дождь, и приступали к вызывающим его специальным манипуляциям, только если были уверены, что он на подходе. Точно так же знали они, и когда ожидать долгой засухи, и могли заблаговременно предупредить о ней земледельцев.

Если погода собиралась быть хорошей, они говорили фермерам оставить урожай зреть; если собирались дожди, они советовали поскорее все сжать и организовать укрытия ввиду приближающейся грозы. Шарлатанством они это не считали. Ведьмы всегда говорили, что половина их силы исходит от людей, которые им верят и потому принимают их советы.

Если бы люди знали, как ведьмы это делают, они бы сказали: «Мы тоже можем такое попробовать!»; один стал бы колдовать против другого, и воцарился бы сущий хаос. Ведьму больше всего устраивает спокойное, упорядоченное, обычное общественное устройство, когда все довольны и счастливы, когда много веселья и игр для живых и никто не боится смерти; а по мере того, как ты становишься старше, идея смерти как обители мира и отдохновения, где к человеку снова возвращается молодость, где он готовится вернуться на землю для следующего раунда, обретает и весьма существенную привлекательность.

К несчастью, мало какие из периодов европейской истории устраивали ведьм. Лично мне думается, что в Афинах их система, или какая-нибудь другая, но похожая, пользовалась большим успехом, невзирая на многочисленные имевшие там место войны; и у меня такое чувство — основанное исключительно на наитии — что примерно так же обстояло дело на Древнем Крите. Также вполне возможно, что и в Египте ситуация была благоприятной, но никаких доказательств этому у меня нет.

Думаю, в кельтские и докельтские времена ведьмы пользовались большой свободой и применяли свои силы мудро и осмотрительно. В Риме, скорее всего, слишком многое было против них из-за конфликтующих сект, римского склада ума как такового, смешанности населения и, разумеется, христианства, все это вместе взятое и вкупе с многочисленными войнами и вторжениями вывело ведьм из игры на тысячу лет.

Приблизительно ко времени окончания крестовых походов люди начали мыслить несколько свободнее; потрясение

от полного поражения, а местами и уничтожения крестоносцев, наряду с новыми, просочившимися с Востока идеями, заставили европейцев думать головой. Есть шанс, что и ведьмы оказали тут свое благотворное влияние. Однако папа Иннокентий III прекрасно понимал, что все это подрывает позиции Церкви — так оно, очевидно, и было, хотя я и не могу усмотреть во всей этой тенденции прямого заговора против Христа, каковым она считалась. Толерантности теперь следовало избегать любой ценой. Настало время гонений. В ведовстве было много того, что фанатики и пуритане ненавидели ярой ненавистью, и они приложили все усилия, дабы вымести его поганой метлой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...