Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение и оценка морально-психологического состояния военнослужащих




Введение

 

Морально-психологическое обеспечение (МПО) служебно-боевой деятельности внутренних войск представляет собой комплекс мероприятий, согласованный по целям, последовательности их выполнения, привлекаемым силам и средствам, проводимых командирами, штабами, органами по работе с личным составом, службами и другими органами управления и должностными лицами по формированию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава, необходимого для успешного выполнения стоящих перед внутренними войсками служебно-боевых задач.

Из представленного выше определения можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние личного состава является одной из главных, основной целью МПО, отсюда становится понятным острота данной проблемы для войск, ведь от ее решения напрямую зависит качественное выполнение служебно-боевых задач.

Боевой потенциал войск определяется двумя взаимосвязанными факторами: качеством и количеством оружия и боевыми возможностями людей. Боевые возможности личного состава в решающей степени зависят от его морально-психологического состояния. "Во всякой войне победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь", - писал В.И. Ленин.

В морально-психологическом факторе проявляется отношение людей к целям и задачам служебно-боевых действий, и обусловленные этим их стойкость и решимость в достижении успеха. Без грамотного, уверенного в своих силах военного человека самые современные техника и вооружение могут так и остаться грудой металла.

Поэтому осмысление проблем изучения, оценки, прогнозирования и формирования морально-психологического состояния - важнейшая задача.

Во все времена существования армий оно было в центре внимания военных теоретиков и практиков. Так, еще античные мыслители выработали некоторые практические рекомендации по анализу морального состояния войск.

Крупные государственные деятели и полководцы прошлого признавали огромное значение морального состояния воинов в бою, требовали его изучения и оценки.

И в настоящее время, как подтверждает современная практика, без реальной оценки морально-психологического состояния войск нельзя успешно управлять духовными и социальными процессами в повседневной деятельности воинских коллективов, переходить к новым качественным параметрам в деятельности войск, достигать морального превосходства перед противником, правильно руководить боевыми действиями соединений, частей и подразделений, прогнозировать вероятный исход боя.

Особенно актуально проблема морально-психологического состояния в войсках проявляется на современном этапе развития России. Это обусловленно проводимыми в стране реформами, отсутствием идеологии, крайне низким экономическим положением граждан и общим, отрицательным моральным состоянием в обществе. Все это естественно, напрямую отражается на армии, ведь она в отношении морально-психологического состояния является точным срезом, сколом нашего общества.

Поэтому сегодня, как никогда, необходимо более глубокое и более профессиональное проникновение в сущность явлений морального и психологического порядка, знание законов их проявления и взаимодействия, использование научных методов количественного и качественного анализа, научная строгость и точность выводов и рекомендаций.

Цель настоящей курсовой работы - раскрыть сущность морально-психологического состояния военнослужащих, как основного предмета морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России.

Задачи:

. Обобщить имеющиеся материалы по проблеме морально-психологического состояния в войсках и раскрыть порядок его изучения, оценки и прогнозирования;

. Раскрыть последовательность и содержание работы по формированию здорового морально-психологического состояния в воинском коллективе.

. Формирование у офицеров структуры по работе с личным составом чувства необходимости и значимости проведения данной работы.


Глава I. Морально-психологическое состояние: сущность, содержание и изучение в ходе служебно-боевой деятельности

§ 1. Сущность и содержание понятия "морально-психологическое состояние"

 

В современной литературе имеется более двадцати определений этой категории, например: морально-психологическое состояние - это целостное проявление совокупности морально-политических идей, взглядов, чувств, которые доминируют в сознании в этот момент и придают определенную конкретную качественную характеристику духовным возможностям людей; морально-психологическое состояние - это социально обусловленная целостная, интегральная характеристика проявлений нравственного сознания и психологических явлений для данного момента времени и в конкретных условиях. Наиболее приемлемой является формулировка: морально-психологическое состояние - это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

Необходимо отметить, что кроме словосочетания морально-психологическое состояние, употребляются и другие: моральное состояние, настроение, дух, боевой дух, воинский дух, духовный фактор, моральный фактор, психологический климат, духовная атмосфера, моральный дух, боевой энтузиазм, боевое настроение и т.д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему категории.

Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи. Духовную способность народа и армии решать различные социальные задачи, в том числе и вести войну, обычно называют моральным фактором, который является сердцевиной, основным элементом духовного фактора наряду с другими элементами, такими, как военно-технические и естественнонаучные знания. Моральный фактор - это политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к войне, их готовность и решимость добиться победы в ней.

Тесную связь духовного и морального факторов отражает термин "моральный дух", то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет только о вооруженных силах, правомерно говорить о "боевом" ("морально-боевом") духе.

Моральный фактор - величина динамичная. Поэтому для его конкретной характеристики важно видеть его реальное состояние. В XIX - начале XXв. при оценке боеспособности армий в числе важнейших показателей называлось наряду с другими их моральное состояние. В советский период истории нашего государства употреблялся термин политико-моральное состояние. В настоящее время для этой цели используется понятие морально-психологическое состояние. Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их сознания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к боевым действиям.

Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой можно выделить ряд неразрывно связанных, взаимодействующих между собой элементов:

моральные, отражающие представления о войне, ее характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;

общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие);

элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей воинской специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими).

Составные части содержания морально-психологического состояния выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и морально-боевых качеств военнослужащих.

Таким образом по первому вопросу можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние - это наличный уровень служебной (боевой) активности военнослужащих, подразделений и воинских частей, оцениваемый с точки зрения нравственных и психологических критериев. Таковы в кратком изложении сущность и содержание понятия морально-психологическое состояние.

Изучение и оценка морально-психологического состояния военнослужащих

 

Исходя из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность, командиры, офицеры воспитательных структур, в том числе и военные психологи, постоянно изучают и оценивают морально-психологическое состояние личного состава. В Уставе внутренней службы записано, что "командир полка /корабля I ранга/.. в мирное и военное время отвечает: за... воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава...". Согласно устава заместитель командира полка ïî воспитательной работе отвечает: "за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние... личного состава" и обязан: "изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих..., своевременно докладывать командиру полка /корабля I ранга/ о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава".

Непосредственно психолог полка обязан знать социально-психологические процессы в подразделениях, личностные качества военнослужащих, их мнения, настроения, проводить индивидуальную и групповую психологическую профилактику.

Coдeржание работы по изучению морально-психологического состояния личного состава может включать в себя следующие моменты:

. определение целей изучения состоянии личного состава;

. изыскание оптимальных источников информации о морально-психологическом состоянии, использование определенных методов сбора информации;

. выявление объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное, и отрицательное воздействие на личный состав.

Морально-психологическое состояние изучается в целях:

определения его уровня и способности влиять на решение служебно-боевых задач;

оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов;

нахождения слабых мест в психологической устойчивости;

прогнозирования реакций и действий личного состава при решении служебно-боевых задач;

принятия эффективных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.

Важное место в деятельности изучении морально-психологического состояния военнослужащих занимает определение источников информации. Например, такими источниками могут быть:

информация от органов государственной власти, глав и представителей местной администрации;

информация от взаимодействующих частей и соединений;

информация в порядке подчиненности;

информация непосредственного изучения с момента прибытия в часть, подразделение офицера, прапорщика, сержанта или солдата;

обобщенная информация. (Смотри приложение № 1).

В целом информация должна быть достоверной, обеспечивать необходимую полноту сведений.

В процессе изучения морально-психологического состояния могут использоваться следующие методы сбора информации:

а/ предварительная беседа с командиром, его заместителем по работе с личным составом о возникших проблемах;

б/ опросы различных категорий личного состава (с использованием опросных листов и посредством групповых и индивидуальных бесед);

в/ наблюдение за конкретным воинским коллективом или конкретными военнослужащими в процессе жизни и деятельности;

г/ психологическая диагностика;

д/ анализ собранной информации;

е/ тестирование;

ж/ сбор и анализ независимых характеристик;

з/ социометрия и составление социограмм;

и/ анализ деятельности и другие.

Творческое использование данных методов в сочетании с информацией, получаемой от должностных лиц, позволяет сформировать объективное представление об уровне морально-психологического состояния военнослужащих.

Важным элементом изучения морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов являются выявление и анализ объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на личный состав.

К объективным факторам относятся:

. Сведения о противнике (количественный и качественный состав его сил и средств; характер его действий; наличие ядерного и высокоточного оружия; применение помех (для связистов), инженерных заграждений (для саперов), маневра и т.д.; массированность и содержание мероприятий психологической борьбы).

. Погодные условия, время года и суток, характер местности.

. Силы и средства своей части (укомплектованность личным составом, оружием, боевой и другой техникой, боеприпасами и т.д.).

. Степень информированности личного состава об обстановке, содержании и условиях выполнения служебно-боевой задачи.

. Результаты боевых (учебно-боевых) действий, выполнения задачи, боевые и санитарные потери, в том числе психологические, опыт пережитых отрицательных психогенных состояний, страха и паники.

. Продолжительность ведения боевых действий (выполнения. других военно-служебных задач), степень физической и психической усталости личного состава.

. Состояние управления (укомплектованность офицерским составом, наличие боевого опыта, нравственные и профессиональные качества, авторитет офицеров, их личная примерность, способность мобилизовать личный состав на выполнение боевых (учебно-боевых) задач).

. Наличие взаимодействующих, поддерживающих и обеспечивающих частей и подразделений, результаты их боевых (учебно-боевых) действий.

. Уровень удовлетворения потребностей военнослужащих.

К субъективным факторам, связанным с проявлением индивидуально-психологических и коллективных особенностей в конкретной обстановке, относятся:

. Содержание методов боевой (учебно-боевой) деятельности военнослужащих. Командир, заместитель командира по работе с личным составом, психолог изучают степень их совпадения с коллективными и социальными мотивами.

. Степень воздействия на личный состав факторов сложности боевой (учебно-боевой) обстановки, опасности, неопределенности, новизны ситуации.

. Степень приспособления (адаптации) личного состава к конкретной обстановке.

. Уровень слаженности подразделений, частей.

В процессе изучения морально-психологического состояния личного состава психологом части (соединения) проводятся и другие мероприятия:

контроль настроений воинов. Их отношения к службе, проявления отчужденности и недовольства, подавленности психологического состояния;

изучение стиля поведения военнослужащих в различной обстановке;

изучение групповых и личностных установок, особенностей отношений военнослужащих к окружающему, военной службе, к другим людям, самому себе;

изучение круга значимых, наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки.

Результатом изучения является приобретение знаний о морально-психологическом состоянии личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащих планируется и организуется его оценка.

Понятие "оценка" имеет два значения:

а/ анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях, и б/ выработка и получение оценки, моральный психологический состояние служебный

В структуре оценки морально-психологического состояния различают следующие элементы:

а/ субъект оценки (отдельные воинские коллективы и органы управления); моральный психологический состояние служебный

б/ объект оценки (морально-психологическое состояние своих войск, морально-психологическое состояние войск противника);

в/ эквивалент оценки (специально разработанные показатели, критерии, шкалы, модели);

г/ соотношение между объектом и эквивалентом оценки (различные качественные и количественные характеристики и степень их соответствия).

Ошибочность оценочного вывода может быть исключена или значительно уменьшена, если его получение протекает через ряд стадий (операций):

. Формулирование целей оценки морально-психологического состояния.

. Определение предмета оценки.

. Выбор показателей, характеризующих предмет.

. Установление критериев оценки показателей.

. Определение соответствующих методов оценки.

. Формирование оценочного вывода.

Рассмотрим их.

.Процесс выработки оценочного вывода начинается с формулирования целей оценки морально-психологического состояния, то есть опредмеченного его мотива. Цели оценки определяют способ получения оценочного вывода и его характер. Формулирование целей оценки морально-психологического состояния также представляет собой процесс, в который входят:

осознание необходимости и возможности объективной оценки;

определение роли и места оценочного вывода в решении той или иной боевой или учебно-боевой задачи;

определение формы выражения степени соответствия оцениваемого предъявляемым к нему требованиям;

определение способа использования оценки состояний военнослужащих;

глубокое уяснение цели получения оценочного вывода.

. Цели оценки являются исходной позицией для второй стадии процесса - определения предмета оценки морально-психологического состояния. Вопрос "что оценивать?" не менее важен, чем вопрос "для чего оценивать?".

В предмет оценки могут входить несколько взаимосвязанных, взаимодействующих элементов:

а/ исходное морально-психологическое состояние части, подразделения (на начало периода, за который оценивается состояние военнослужащих);

б/ принадлежность морально-психологического состояния (своих войск или противника, части, подразделения или отдельного военнослужащего и т.д.);

в/ объем морально-психологического состояния (оценка его целиком или отдельных элементов);

г/ условия и возможности оценки состояний военнослужащих (подготовленность офицеров к решению задач оценки, возможность использования в этом процессе электронно вычислительной техники, наличие времени для оценки и другое).

. За определением предмета оценки морально-психологического состояния следует стадия выбора показателей, характеризующих предмет.

Показатели - это качественные и количественные характеристики отдельных свойств, отдельных состояний предмета оценки, его элементов. Показатели являются итогом глубокой исследовательской деятельности. Эта деятельность предполагает теоретическое осмысление сущности и структуры предмета оценки, элементов морально-психологического состояния, выявление закономерностей и как результат - создание системы показателей. Система показателей должна иметь место для оценки не только морально-психологического состояния в целом, но и каждого входящего в него элемента.

Например, показателями оценки общественно-психологических и индивидуально-психологических элементов морально-психологического состояния могут быть:

степень морально-психологической устойчивости;

господствующие в воинском коллективе настроения;

глубина представлений, переживаний, мнений личного состава о воинской деятельности, войне, ее сложностях и последствиях;

степень развития патриотических чувств и невосприимчивости к национальным предрассудкам;

способность к перестройке сознания с мирного на военное время;

наличие боевых традиций в части и уровень работы по воспитанию на них;

психологическая реакция на применение ядерного и высокоточного оружия и другие (см. приложение № 2).

Выбор показателей усложняется тем, что здесь нет шаблонов, готовых рецептов. Оценка морально-психологического состояния каждый раз находится в зависимости от конкретной цели. Выбранные показатели лишь указывают на те свойства морально-психологического состояния, которые должны учитываться в определении оценочного вывода, но они еще ничего не говорят о реальном состоянии тех свойств, которые предстоит изучить. В систему показателей включаются лишь те из них, для которых имеются критерии. Показатели без своих критериев на оценку не работают.

. Установление критериев оценки показателей считается центральной стадией выработки оценочного вывода.

Критерий - это средство для суждения, норма, тот идеал, с которым сопоставляется, сравнивается, оценивается реальность. Критерием выступает:

/ соизмеримый и непосредственно связанный с показателем идеал;

/ норма, идеал, требование, имеющие достаточную длительность, регулярность действия;

/ норма, соответствующая целям оценки.

Установить критерии - значит выбрать те из íèx, которые соответствуют вышеназванным принципам. В настоящее время, как правило, критериями оценки морально-психологического состояния являются:

. Готовность личного состава к выполнению поставленных задач. Уровень обученности и физической подготовленности.

. Верность личного состава воинскому долгу, военной присяге. Уровень призового сознания военнослужащих. Отношение военнослужащих к нравственным ценностям. Уровень воинской дисциплины и правопорядка.

. Преобладающие настроения, мнения военнослужащих по основным событиям внешней и внутренней жизни страны и вооруженных сил.

. Удовлетворенность военнослужащих характером служебной деятельности и прохождением службы в округе, части и регионе.

5. Социальный, национальный и религиозный состав войск. Характер взаимоотношений между военнослужащими. Уровень социальной напряженности в воинских коллективах (наличие противоречий, конкретных протестных действий по защите своих прав и удовлетворению жизненных потребностей).

6. Влияние на военнослужащих социально-политической, экономической, криминогенной обстановки в регионе дислокации. Статус военнослужащих среди местного населения.

После того как выбраны показатели и установлены критерии оценки показателей, появляется реальная возможность применить достаточно полную и нужную информацию, характеризующую показатели, и сопоставить их с соответствующими критериями.

Оценка информации включает:

а/ содержание информации (официальная и неофициальная и соотношение между ними; информация лояльная и подрывная, внутренняя и получаемая из вне, и др.);

б/ источники информации;

в/ отношение к информации различных групп военнослужащих (избирательное, отрицательное, безразличное);

г/ быстроту распространения информации;

д/ действенность информации, eå побуждающее влияние;

е/ реальные связи и контакты, по которым циркулирует информация.

. Следующим этапом является определение соответствующих методов оценки морально-психологического состояния.

Среди методов оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов можно выделить основной - метод диалектики, который сам непосредственно морально-психологическое состояние не оценивает, но позволяет сформулировать требования, соблюдение которых обеспечивает научный характер оценки. Активно используются также общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, интуиция, обращение к прежнему опыту), с помощью которых определяются конкретные количественные характеристики показателей морального духа войск, а также частно-научные (в данном, случае - психологические и социологические) методы. Например прямое наблюдение проявлений деловых, моральных, психологических качеств военнослужащих, изучение документальных источников, проведение анкетных опросов и интервью /бесед/, изучение формальной и неформальной структур воинских коллективов, социологические эксперименты, которые усиливают общенаучные методы.

Использование существующих апробированных методов помогает в какой-то мере оценивать морально-психологическое состояние, но не дает возможности избежать определенных недостатков в оценке, что в общем-то понятно, так как в каждом конкретном случае ставятся вполне определенные задачи. Рассмотрим сильные и слабые стороны применяемых методов.

Аналогия как метод оценки морально-психологических состояний наиболее широко используется командирами и офицерами воспитательных структур, которые накопили большой опыт работы, для большинства жизненных ситуаций располагают аналогом их объективной оценки и осуществляют ее безошибочно даже на основе неполных данных.

Командирами и офицерами воспитательных структур широко применяется такой метод оценки морально-психологического состояния, как интуиция. Успешно его могут применять только офицеры, имеющие определенный опыт работы. Интуиция позволяет на основе лишь отрывочных данных неосознанно вырабатывать цельную картину духовной жизни подразделения /части/. В то же время интуитивная оценка не обосновывается какими-либо данными или расчетами. При решении повседневных задач интуиции бывает достаточно, но в сложных ситуациях она оказывается зыбкой основой для получения правильной оценки.

Войсковые офицеры применяют часто и такой метод оценки, как обращение к прошлому опыту. Процесс оценки в данном случае осуществляется по принципу: если морально-психологическое состояние при решении предыдущей задачи было оценено верно и это обеспечило ее выполнение, значит, есть вероятность правильной оценки состояния военнослужащих и при выполнении новой задачи. Этот метод нередко оказывается достаточным для преодоления неопределенности â оценке. Но его необходимо дополнять другими, о которых уже шла речь.

Так, в войсках нашел широкое применение метод наблюдения. Наблюдение обеспечивает сбор первичной информации путем непосредственного восприятия различных сторон морального состояния. Оно планируется по заранее продуманной методике, данные фиксируются в дневниках по определенной системе. Более объективная оценка достигается независимой работой нескольких военнослужащих.

Вместе с тем применение данного метода связано с трудностями, а именно: возможностью неоднозначного истолкования наблюдаемых действий воинов, наличием разных критериев в оценке, а также тем, что морально-психологическое состояние не поддается непосредственному наблюдению, да и само наблюдение ограничено во времени.

Изучение документов - важный метод сбора информации о морально-психологическом состоянии. Искусство качественного анализа документов сводится к тому, чтобы из многих данных уметь отобрать две-три группы, наиболее полно характеризующие духовное состояние воинского коллектива, и с ними воспроизвести все стороны морального состояния, дать его оценку на конкретный момент времени.

Одним из методов, который несложно осуществить с помощью ЭВТ, является контент-анализ, то есть анализ текста. Он состоит в том, что обрабатываемая информация переводится в количественные показатели, которые затем подвергаются математической обработке методами статистики. Однако отсутствие электронно-вычислительной техники в частях и соединениях делает невозможным широкое применение офицерами этого метода.

Использование методов анализа документов связано со многими трудностями, а именно: "отставанием" документов от реальной жизни воинских коллективов; отражением в документах лишь результатов воинской деятельности, а не ее процесса, невозможностью прямого использования фактов документа в процессе оценки. "Отставание" документа от жизни может быть компенсировано с помощью интервью или беседы с личным составом подразделения, части. Беседы ìîãóò быть документальными или проводиться в форме интервью. Опытный офицер способен даже в краткой беседе по телефону с отдельным воином осуществить зондаж положения дел, выяснить важные для оценки факты. Беседа ведется, как правило, по заранее подготовленной системе вопроcoâ. Опрос в целях оценки морально-психологического состояния может быть осуществлен и с помощью анкет.

Вышеназванные и другие методы, применяемые в практике оценки морально-психологического состояния в войсках, определяют в первую очередь качественный аспект оценки.

. Особого внимания заслуживает процесс выработки итогового результата, формирования оценочного вывода.

Тут очень важную роль играет форма вывода. Каким ему быть пространным суждением или балльным выражением, обстоятельным выводом или коротким заключением, зависит как от цели оценки, так и от предмета.

Так как предмет оценки у нас сложный, включает целый комплекс элементов, а каждый элемент имеет по несколько показателей, то балльная форма представляется неэффективной. Целесообразнее в данном случае представляется оценочный вывод компетентного лица, содержащий ряд суждений об оценке морально-психологического состояния.

Приведу пример оценочного вывода, чаще всего определяется степень соответствия текущего уровня морально-психологического состояния личного состава решаемой задаче, и для этого офицерами используются следующие качественные определения этого состояния:

высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу сохранив боеспособность части /подразделения/;

среднее, когда оно позволяет в основном выполнить задачу;

низкое, когда задача наверняка выполнена не будет.

Качественными определениями, èñпользуемыми в войсках (силах), могут быть и такие, как здоровое или нездоровое морально-психологическое состояние. Причем по этим трем или двум определениям дается дифференцированная оценка морально-психологического состояния, например, управления части, подразделений / частей/. В ряде случаев может потребоваться пространственное суждение об оценке морально-психологического состояния.

При проверках и инспектировании войск морально-психологическое состояние личного состава оценивается как "удовлетворительное" если военнослужащие соединения, части, подразделения знают и поддерживают государственную политику в области обороны Российской Федерации; морально и психологически подготовлены к выполнению задач боевой готовности, боевого дежурства /боевой службы/, боевой подготовки; не менее 70% проверенных военнослужащих усвоили учебные планы по общественно-государственной подготовке; состояние воинской дисциплины оценивается "удовлетворительно"; выполняются требования законодательства, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации по вопросам обеспечения прав и реализации установленных льгот, защиты чести и достоинства военнослужащих и членов их семей. Оценка ''неудовлетворительно", ставится, если не выполняются требования на оценку "удовлетворительно".

Таким образом, оценочный вывод может быть разнообразным, но независимо от его формы, оценка морально-психологического состояния будет объективнее, если:

проводится многократный съем информации;

информация моментально обрабатывается;

применяется несколько методов оценки.

Общие обязанности должностных лиц по изучению и оценке морально-психологического состояния:

Командир обязан:

лично изучать и оценивать состояние военнослужащих и воинских коллективов;

требовать объективного и своевременного доклада о морально-психологическом состоянии подчиненных подразделений от подчиненного заместителя по воспитательной работе, от начальников служб;

лично проводить мероприятия по воспитательной работе в целях изучения настроений военнослужащих.

Заместитель командира по воспитательной работе обязан:

собирать данные о морально-психологическом состоянии от подчиненных командиров и офицеров воспитательных структур;

проводить работу совместно с офицерами штаба и разведки по изучению и оценке состояний частей и подразделений противника;

лично участвовать в проведении мероприятий по боевому и политическому информированию, общественно-государственной подготовке, воспитательной работе в подчиненных подразделениях;

обучать подчиненных офицеров методике изучения и оценки морально-психологического состояния.

Психолог части обязан:

изучать и оценивать социально-психологические процессы /социально-психологический климат/ в воинских коллективах, личные качества военнослужащих, их мнения и настроения;

проводить индивидуальную и групповую психологическую.профилактику;

своевременно докладывать заместителю командира по воспитательной работе о результатах изучения и оценки положения дел в подразделениях;

принимать участие в оценке морально-психологического состояния /по указанию старших начальников/.

Деятельность по изучению и оценке морально-психологического состояния военнослужащих является важным направлением работы офицеров по подготовке воинских коллективов к решению служебно-боевых задач. Она направлена на то, чтобы определить соответствие имеющихся нравственных, боевых и психологических качеств предъявляемым к ним требованиям уставов Вооруженных Сил, Военной присяги, приказов министра обороны Российской Федерации. Успешное решение этой задачи возможно при создании и внедрении в практику командиров и офицеров воспитательных структур стройной и эффективной системы работы по планированию этого процесса, обучению офицеров и актива, совершенствованию материально-технической базы, изучению и оценке морально-психологического состояния личного состава.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...