Формирование морально-психологического состояния военнослужащих
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Формирование морально-психологического состояния военнослужащих - важное направление деятельности всех офицеров, в том числе и военных психологов. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает заместителя командира полка /корабля 1 ранга/ "... реализовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата в воинских коллективах; организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом...; формировать у военнослужащих... высокие боевые и морально-психологические качества". В обязанностях психолога полка отмечается, что он должен "лично работать в подразделениях по оказанию помощи командирам в поддержании здорового морально-психологического состояния коллектива, сплочении воинских коллективов, предупреждении конфликтных ситуаций и других негативных явлений. Последовательность работы по формированию здорового морально-психологического состояния может включать в себя следующие этапы: / оценку морально-психологического состояния, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития; / определение причин данного /прежде всего недостаточно высокого/ морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных; / прогноз возможных вариантов развития морально-психологического состояния в будущем; / определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании уровня морально-психологического состояния; / определение.содержания и способов работы командиров и начальников по формированию здорового морально-психологического состояния; / деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе, коррекцию первоначально намеченного плана работы;
/ оценку результатов работы, обобщение полученного опыта. О некоторых из этих направлений я уже вел речь, поэтому более подробно при рассмотрении содержания данного вопроса остановлюсь на пятом и шестом направлениях: Содержанием работы по формированию здорового морально-психологического состояния может быть: постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность â целях формирования привычек уставного поведения; практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения; непрерывное руководство личным составом, отдача четких команд и указаний, энергичные, решительные действия офицеров; личный пример командиров, офицеров воспитательных структур, активистов; забота о быте военнослужащих; формирование воинских коллективов с учетом обеспечении психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания; совершенствование организации и условий воинской службы; ' повышение психолого-педагогичсской компетентности военных руководителей; обеспечение групповой сплоченности военнослужащих вокруг решаемых задач, командиров и начальников, возникающих трудностей, коллективных мнении и суждений; развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными.и неформальным-! структурами; устранение противоречий и конфликтов, дестабилизирующих коллектив, предотвращение отношений неприязни, изоляции, антипатий, унижения человеческого достоинства; управление режимом ратного труда и отдыха военнослужащих; формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности; своевременное боевое и политическое информирование; формирование дисциплины мышления, освоение приемов творческого поиска;
формирование сплоченности и готовности к бою; воспитание высоких морально-боевых качеств; опора на тех воинов, которые могут показать пример отваги и героизма; обучение применению медикаментозных средств. Необходимо учить военнослужащих использовать средства и приемы ñaìîíacòpoéки. Сюда относятся: а/ напоминание себе о воинском долге; б/ активизация установки на решительные боевые действия; в/ сосредоточение на задаче, продумывание последовательности своих действий; г/ отвлечение внимания от отрицательных воздействий; д/ самоубеждение, самоприказ, самообязательство; е/ обращение к идеалу, воспроизведение примеров мужества; ж/ представление о достигнутом успехе и т.д. Более подробно процесс формирования морально-психологического состояния представляет схема 2. Таким образом по этому вопросу можно сделать вывод, что в мирное и военное время высокое морально-психологическое состояние формируется и поддерживается путем организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск, в том числе и организацией морально-психологической подготовки. В целях поддержания и укрепления морально-психологического состояния личного состава командиры, офицеры воспитательных структур, войсковые психологи используют организованные формы учебы, информационно-воспитательную работу, лекции, доклады, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами и т.п Специфическими формами работы войсковых психологов при этом являются: психологическая консультация, профилактика и коррекция. Заключение
Морально-психологическое состояние воинского коллектива является динамической стороной политической сознательности и нравственной зрелости воинов, состоянием мобилизованности и нацеленности на выполнение служебно-боевых задач стоящих перед внутренними войсками. Моральное состояние характеризуется не только общественной направленностью и энергичностью действий, но и содержанием мотивов, которыми воины при этом руководствуются. Психологический аспект морально-психологического состояния заключается в тех психических явлениях, которые обеспечивают закрепление в сознании воинов политических идей и нравственных принципов, их активное проявление в повседневной деятельности и особенно в критических ситуациях мирного и военного времени. В этой роли выступают прежде всего мотивы и цели, которые рождаются в конкретных условиях под влиянием политических и нравственных убеждений. Важным психологическим элементом морального состояния воинов является их эмоциональное состояние, а также состояние взаимоотношений, отражающее уровень и идейные основы сплоченности и единства воинского коллектива. Большое влияние на моральное состояние оказывают такие факторы, как коллективные потребности, интересы и запросы, уровень психологической закалки личного состава, традиции подразделения, авторитет и стиль руководства.
Морально-психологическое состояние коллектива в целом испытывает на себе влияние морального состояния отдельных его членов, групп, а также других коллективов. Общей основой морально психологического состояния является общественно-экономический и политический строй общества, политика и идеология, характер и политические цели войны. Деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по формированию и поддержанию морально-психологического состояния представляет собой комплекс постоянно осуществляемых мероприятий, построенных на основе точного знания особенностей текущего состояния и направленных не только на сознание военнослужащих, но и на условия, в которых они живут и действуют. Изучение морально-психологического состояния воинского коллектива должно быть таким, чтобы командир, его заместитель по работе с личным составом постоянно знали все тенденции и перемены в его динамике и могли уверенно прогнозировать его. Мероприятия по укреплению морально-психологического состояния коллектива проводятся постоянно, являясь органическим звеном духовного климата и образа жизни подразделения и части.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|