Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений




 

С проблемой оценки морально-психологического состояния тесно связано и его прогнозирование, так как только оно помогает объективно определить свои возможности в последующие периоды деятельности.

Прогноз - это знание о возможных состояниях изучаемого объекта. Он предполагает знания о законах развития или тенденциях будущего состояния объекта.

Морально-психологическое состояние характеризуется относительной устойчивостью, поэтому для него характерны только непосредственное (текущее) и краткосрочное прогнозирование.

О текущем прогнозе говорят тогда, когда не ожидается существенных изменений в прогнозируемом явлении, а имеются в виду лишь отдельные количественные оценки. Этот вид прогноза охватывает в мирных условиях период в течение месяца и отражается в месячном планировании воспитательной работы. В боевых условиях непосредственное прогнозирование охватывает время предстоящего боя /операции/, однако здесь предусматриваются и некоторые качественные изменения.

Большую роль играют краткосрочные прогнозы морально-психологического состояния. В мирных условиях они осуществляются на несколько месяцев, на период обучения, учебный год, на весь период службы воинов во внутренних войсках МВД России. В боевых условиях краткосрочное прогнозирование по времени охватывает такой же период, включающий несколько боев, операций, и предусматривает количественно-качественные изменения в состояниях военнослужащих.

Что необходимо иметь в виду при организации прогнозирования?

Во-первых, значительное сокращение численности внутренних войск МВД России, изменение организационно-штатной структуры соединений и частей, переход на контрактную основу службы, усиление националистических проявлений, рост числа призывников, участвовавших в деятельности объединений криминогенной направленности, изменение национального состава населения многих регионов Российской Федерации, рост наркоманки, алкоголизма и т.д.

Во-вторых, на основе прогнозирования лежит вероятностный подход, поэтому офицер должен дать веер альтернатив развития событий и оценить вероятность каждой из них в рамках каких-то устойчивых, определяющих тенденций. Значит, в каждом прогнозе остается некоторая зона неопределенности.

В-третьих, прогнозы развития морально-психологического состояния личного состава не дают готовых решений. Их главное предназначение заключается в том, чтобы подготовить аналитически выверенную апробированную информацию, необходимую для принятия решения. Поэтому одной на сложных проблем является проблема надежности, достоверности разрабатываемых прогнозов, под которыми понимается достаточная степень вероятности, оправдываемости.

В-четвертых, для качественной разработки прогнозов морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов нужны подготовленные кадры, обладающие логическим мышлением è знанием объективных закономерностей.

В прогнозировании морально-психологического состояния в войсках используются разнообразные логические и математические методы. Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ.

При проведении наблюдения обращается внимание на следующие вопросы:

а/ обстановка и место событий, их возможное влияние на ожидаемое морально- психологическое состояние личного состава в этих условиях;

б/ качественный состав военнослужащих, их взаимоотношения, распределение обязанностей в данной ситуации, возникающие группировки и фактические лидеры, динамика этих моментов;

в/ продолжительность предстоящей ситуации, ее уникальность или повседневность;

г/ цели или мотивы действий участников, а также предполагаемая степень психологической совместимости личного состава.

В прогнозировании состояний личного состава используется и такой метод, как анализ, прежде всего анализ документов различных планов, расписаний занятий, план-конспектов руководителей занятий, конспектов военнослужащих, читательских формуляров, донесений и докладов с воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава, рапортов дежурных по части и т.д. Надежность документа оценивается офицером при сопоставлении его содержания с другими источниками.

При анализе данных нескольких документов командирами и офицерами органов воспитания может использоваться статкарта. В ней фиксируются количественные показатели, характеризующие изучаемый процесс. Содержанием статкарты может быть самая различная информация: ожидаемое распределение военнослужащих по возрасту, занимаемой должности, семейному положению, денежному довольствию, во временном или пространственном измерении /по годам, по частям и подразделениям, местам дислокации/.

Для повышения объективности изучения текстовых документов офицеры применяют контент-анализ, который предусматривает качественно-количественную характеристику текста с последующей статистической интерпретацией полученных числовых показателей.

Из математических методов предвидения морально-психологического состояния наиболее часто применяются: метод экспертных оценок или анкетный метод, опрос, экстраполяция и моделирования.

Для вынесения суждения о вероятности того или иного состояния в будущем, об условиях и сроках его наступления, о последовательности его развития можно использовать метод эксnepòíûx оценок, заключающийся в получении определенных данных на основе анкетирования группы специалистов в той или иной области деятельности. Применение этого метода проводится в следующем порядке:

выработка критериев оценки будущего состояния;

формулировка вопросов;

постановка их перед экспертами;

обработка и анализ полученных ответов;

оценка прогноза.

Получить кратким и эффективным способом определенные данные от подчиненных, у которых оценка и прогноз имеются в более или менее готовом виде, помогает метод опроса. Из различных форм опроса в прогнозировании морально-психологического состояния применяются, например, различного рода совещания. Они проводятся обычно для разработки и координирования планов, получения указаний, принятия решения. Обычно на совещаниях ставится задача, дается информация для размышления и выступлений. Цель совещания - выслушать мнение каждого, обменяться соображениями, то есть обобщить коллективный опыт.

Первыми получают слово младшие по должности, званию, чтобы, начиная разговор, они не были связаны никакими соображениями субординации, затем выступают более опытные. В процессе выступлений появляются новые мысли, идеи, вызревают более обоснованные предложения. В заключении формулируется окончательное решение.

Методы анкетирования è опроса широко применяются в ходе учений, формы организации опроса экспертов самые различные и зависят от условии, времени, решаемой задачи и других факторов.

В основе метода экстраполяции, который часто используется офицерами воспитательных структур, лежит суждение о том, что какая-то тенденция, выявленная в процессе анализа морально-психологического состояния, имевшаяся в прошлом и имеющаяся в настоящем, может иметь место и в будущем.

Метод экстраполяции дает лучшие результаты тогда, когда он применяется в комплексе с другими методами прогнозирования.

И наконец метод моделирования. Суть его заключаемся в воссоздании и изучении моделей процессов и явлений в области морально-психологического состояния в целях прогнозирования будущего реального состояния. Так, значительные изменения â военно-технической области, характере и способах боевых действий, появление нового оружия требуют построения и всесторонней проверки модели морально-психологического состояния, отвечающего такому положению.

Таким образом, уровень морально-психологического состояния военнослужащих является реакцией людей на те или иные процессы и управленческие решения. Прогнозирование состояний личного состава позволяет совершенствовать управление, развивать сознание и социальную активность воинов. Выбор методов прогнозирования морально-психологического состояния должен быть дифференцированным в зависимости от характера, содержания, объема, целей, задач и глубины /интервала, периода/ прогнозирования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...