Научное обеспечение и экологическое просвещение
Научное обеспечение является важнейшим элементом обеспечения результативного государственного управления в области сохранения редких и исчезающих видов животных и растений и устойчивого охотпользования. Основой для организации таких исследований является система приоритетов, вырабатываемая с учетом стратегических задач научного обеспечения осуществляемой деятельности, специфических особенностей объектов животного мира с учетом их видовой специфики, потребностей органов государственной власти в получении актуальной научной информации. Приоритетными являются следующие направления: — исследование биологических особенностей редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; — разработка унифицированной системы категорий и критериев для выявления и классификации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, оценки их состояния и определения приоритетов их охраны; — определение лимитирующих факторов и причин деградации видов; — разработка технологий сохранения видов в искусственных условиях и в природной среде обитания; — разработка научно-методических основ инвентаризации, мониторинга, системы сбора, обработки и анализа данных в соответствии с современными природоохранными запросами, создание федеральной базы данных и ГИС, а также информационно-аналитической системы по редким и находящихся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов; — научное обеспечение ведения Красной книги; — научное обеспечение федеральных и региональных государственных программ по охране и использованию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; — разработка методов учета и оценки охотничьих ресурсов, а также редких и исчезающих видов животных и растений в рамках системы эколого-экономического учета.
— научное обеспечение видовых и региональных программ сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Решение этих задач требует привлечения как прикладной, так и фундаментальной науки. При этом важным является не только решение вопросов финансирования научных исследований, но и обеспечение координации исследований. Основой для организации научно-исследовательской деятельности является система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой территории, а также потенциальных потребностей соответствующих органов государственной власти в получении научной информации. Экологическое просвещение. В целях повышения информированности населения об уникальности каждого вида животных и растений, формирования ответственного отношения к природным комплексам и объектам, освоения экологически ответственных способов природопользования и формирования интереса и потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также среды их обитания предполагается реализация комплекса информационно-коммуникационных мероприятий, эколого-просветительской деятельности и экологической пропаганды с использованием доступных для каждой из приоритетной группы населения форм, методов и технологий. Приоритетными направлениями эколого-просветительской деятельности в разрезе различных групп населения являются: — политики и лица, принимающие решения: формирование заинтересованности в сохранении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, обеспечение включения этими лицами данной проблемы в сферу своей профессиональной деятельности; достижение ясного понимания ими ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (экологической, экономической и культурной); усвоение ключевых положений экологического права;
— предприниматели: активное привлечение к внебюджетному финансированию деятельности, направленной на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, организация добровольной материальной поддержки социально значимой некоммерческой деятельности; — школьники: усиление природоохранных аспектов общего и экологического образования, формирование гуманного отношения детей к живой природе, вовлечение в массовые природоохранные акции, конкурсы, фестивали, выставки, посвященные сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений России; установление тесных контактов школы с учреждениями дополнительного образования детей (дворцы и дома творчества детей и молодежи, станции юных натуралистов, школьные лесничества, клубы по интересам и т.п.), а также с зоопарками и ботаническими садами, домами природы и музеями, национальными парками и заповедниками (организация летних лагерей); — студенты: особое внимание работе с электронными средствами массовой информации, вовлечение в массовые природоохранные акции посредством информирования через специализированные сайты в интернете и социальные молодежные сети, вовлечение в волонтерское движение, в первую очередь с реализацией выездов на особо охраняемые природные территории, проведение молодежных конкурсов по реализации совместных научных и природоохранных проектов; — журналисты: организация конкурсов на лучшие публикации, выпуск передач и фильмов, посвященных сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений России; — научные сотрудники и педагоги: повышение эколого-педагогической квалификации путем реализации специальных программ дополнительного профессионального образования (курсы, семинары, творческие мастерские и т.п.); психолого-педагогическая и методическая подготовка (овладение современными психолого-педагогическими технологиями коммуникации, эколого-просветительской работы и экологического образования в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов).
Широкий спектр инструментов (эколого-просветительская работа, экологическое образование, экологическая пропаганда и эколого-художественная деятельность), которые реализуются с помощью соответствующих организационных институтов формирования экологической культуры (заповедники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки, музеи, дома природы, библиотеки, средства массовой информации, государственные и неправительственные экологические организации и т.п.), позволяет обеспечить комплексность эмоциональных и интеллектуальных средств воздействия на различные категории населения, добиться поставленных целей и задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|