Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление финансовыми отношениями предприятия со своими партнерами




 

Финансовые отношения предприятия со своими партнера­ми — это отношения с поставщиками сырья и материалов, топлива, потребите­лями продукции, страховщиками и другими организациями.

В рыночной экономике наряду с традиционной куплей-продажей продукции основного производства, прочих товарно-материальных ценнос­тей широко используется товарный кредит, лизинг, финансовая помощь, благотворительные взносы, поручительства, гарантии и др.

Решения по организации финансовых отношений с партне­рами базируются на принципах материальной заинтересован­ности и материальной ответственности, регулируются коммерческими договорами. Для предупреждения финансовых рис­ков, снижения размера потерь в договорах определяются правила финансирования и кредитова­ния, расчетов и другие вопросы организации финансовых от­ношений.

Финансовый аспект договоров традиционно включает в се­бя ценовые соглашения, размер материальной ответственности сторон за несоблюдение условий договоров, порядок и формы безналичных расчетов.

Проведение эффек­тивной ценовой политики требует, с одной стороны, учета дей­ствующего законодательства, а с другой — реагирования на конкретную ситуацию на рынке и у субъекта хозяйствования, учета закономерностей рыночной экономики и эффективного ценообразования.

Свободная цена устанавливается изготовителем по согласо­ванию с покупателем. В рамках дей­ствующего законодательства, с учетом спроса и предложения на соответствующую продукцию, ее предельной полезности и других обстоятельств предприятия формируют свою ценовую политику и соответствующую ей стратегию ценообразования. В качестве примера постановки задачи ценообразования можно назвать увеличение на рынке сбыта доли своей продукции или получение прибыли на инвес­тированный капитал в определенном проценте.

Теоретически предприятие может выбрать одну из четырех стратегий:

1. ценообразование, основанное на издержках про­изводства - хозяйствующий субъект устанавливает цены по общему алго­ритму, т.е. к затратам прибавляется определенная сумма при­были и установленные государством надбавки к цене. Такие цены считаются самыми низкими из тех, какие производители могут продиктовать потребителям своей продукции с целью получения прогнозируемого уровня дохода;

2. ценообразование, основанное на спросе - предпо­лагает исследование рынка с целью определения "потолочной цены", т.е. цены, доступной потребителям конкретной продук­ции. Путем вычитания из нее желаемого дохода рассчитывает­ся максимальная стоимость товара. Слабое место в этой страте­гии — определение реального спроса на продукцию и его при­мерной стоимости;

3. ценообразо­вание, основанное на конкуренции - предполагает установление цены с учетом цен конкурентов: выше, ниже или соответствующей им. Недостаток такого под­хода в том, что различные предприятия могут иметь разную структуру издержек и спроса, что усиливает субъективизм в обосновании цен на конкретном предприятии;

4. комбинированное цено­образование - не столько страте­гия, сколько признание того факта, что все стратегии могут быть объединены в одну. В этом случае цены на отдельные то­варные группы будут основываться на издержках, в то время как цены на другие группы — учитывать фактор спроса или конкуренции.

На этапе заключения хозяйственных догово­ров рекомендуется тщательно изучать слабые стороны партне­ров, в частности, качество изготавливаемой продукции, испол­нительность, платежеспособность и т.п. с таким расчетом, что­бы предусматриваемые в договорах экономические санкции могли по размеру компенсировать убытки от несостоявшейся сделки, тех или иных отклонений от заключенного договора. Рекомендуется использовать и такие способы обеспечения выполнения обязательств, как банковские, фир­менные гарантии, страхование, залог, а также хеджирование. Хеджирование предполагает включение в договоры обязательс­тва по применению на определенный период времени фиксиро­ванных цен на поставку соответствующей продукции. В резуль­тате гарантируется некоторая стабильность поставщику и поку­пателю, вне зависимости от роста или снижения цен на рынке.

При заключении договоров финансовый менеджер обязан предусмотреть и наиболее выгодные для предприятия формы безналичных расчетов. Главная за­дача управления безналичными расчетами состоит в прибли­жении момента отгрузки материальных ценностей к моменту их оплаты. Достижение этой цели требует учета конкретных условий и таких факторов, как характер хозяй­ственных взаимоотношений между участниками расчетов; месторасположение поставщика и покупателя; трудоемкость операций; источники средств для платежа; гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товародвижения; возможность взаимного контроля.

Особое внимание уделяется гарантии оплаты, т.е. тому, насколько реальным является своевременное поступление де­нег за отгруженные товары, оказанные услуги, какова возмож­ность контроля и воздействия на ускорение денежного оборота, полное выполнение финансовых обязательств. При согласова­нии формы расчетов интересы поставщика и покупателя не всегда совпадают. Поэтому в ряде случаев необходимо идти на компромиссы, выбирая форму, удобную для обеих сторон.

Развитие коммерческих связей породило способ расчетов, основанный на условиях отсрочки платежей, так называемый коммерческий кредит. Его сущность состоит в том, что поставщик предоставляет отсрочку покупателю на определенный срок за определенную плату. При досрочной оплате предоставляется скидка, которую в бизнесе считают своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Для покупателя — это относи­тельно дешевый способ получения средств. Такое кредитова­ние не требует от него обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного кредитования предприятия.

Факторинг можно охарактеризовать как посредническую деятельность банка в расчетах между партнерами. Он обеспе­чивает получение денежных средств немедленно или в срок, определенный договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя. Особенность факторинга зак­лючается в том, что договоры с банком могут заключать обе за­интересованные стороны. Например, покупатель — о гаранти­ровании его платежей в случае финансовых трудностей; прода­вец с покупателем — о переуступке не оплаченных в срок пла­тежных документов банку.

При заключении факторингового соглашения банк тради­ционно проверяет кредитоспособность обеих сторон и с учетом этого определяет предельную сумму по операциям факторинга. Стоимость факторингового обслуживания зависит от вида услуг, финансового положения клиента и других условий. Обычно она меньше пени за просрочку платежа поставщику. К другим преимуществам факторинга относятся: для поставщи­ка — сокращение риска несвоевременного получения платежа при временных финансовых затруднениях у плательщика; для плательщика — получение отсрочки платежа, позволяющей накопить нужные суммы для расчета с факторингом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...