Управление финансовыми отношениями предприятия со своими партнерами
Финансовые отношения предприятия со своими партнерами — это отношения с поставщиками сырья и материалов, топлива, потребителями продукции, страховщиками и другими организациями. В рыночной экономике наряду с традиционной куплей-продажей продукции основного производства, прочих товарно-материальных ценностей широко используется товарный кредит, лизинг, финансовая помощь, благотворительные взносы, поручительства, гарантии и др. Решения по организации финансовых отношений с партнерами базируются на принципах материальной заинтересованности и материальной ответственности, регулируются коммерческими договорами. Для предупреждения финансовых рисков, снижения размера потерь в договорах определяются правила финансирования и кредитования, расчетов и другие вопросы организации финансовых отношений. Финансовый аспект договоров традиционно включает в себя ценовые соглашения, размер материальной ответственности сторон за несоблюдение условий договоров, порядок и формы безналичных расчетов. Проведение эффективной ценовой политики требует, с одной стороны, учета действующего законодательства, а с другой — реагирования на конкретную ситуацию на рынке и у субъекта хозяйствования, учета закономерностей рыночной экономики и эффективного ценообразования. Свободная цена устанавливается изготовителем по согласованию с покупателем. В рамках действующего законодательства, с учетом спроса и предложения на соответствующую продукцию, ее предельной полезности и других обстоятельств предприятия формируют свою ценовую политику и соответствующую ей стратегию ценообразования. В качестве примера постановки задачи ценообразования можно назвать увеличение на рынке сбыта доли своей продукции или получение прибыли на инвестированный капитал в определенном проценте.
Теоретически предприятие может выбрать одну из четырех стратегий: 1. ценообразование, основанное на издержках производства - хозяйствующий субъект устанавливает цены по общему алгоритму, т.е. к затратам прибавляется определенная сумма прибыли и установленные государством надбавки к цене. Такие цены считаются самыми низкими из тех, какие производители могут продиктовать потребителям своей продукции с целью получения прогнозируемого уровня дохода; 2. ценообразование, основанное на спросе - предполагает исследование рынка с целью определения "потолочной цены", т.е. цены, доступной потребителям конкретной продукции. Путем вычитания из нее желаемого дохода рассчитывается максимальная стоимость товара. Слабое место в этой стратегии — определение реального спроса на продукцию и его примерной стоимости; 3. ценообразование, основанное на конкуренции - предполагает установление цены с учетом цен конкурентов: выше, ниже или соответствующей им. Недостаток такого подхода в том, что различные предприятия могут иметь разную структуру издержек и спроса, что усиливает субъективизм в обосновании цен на конкретном предприятии; 4. комбинированное ценообразование - не столько стратегия, сколько признание того факта, что все стратегии могут быть объединены в одну. В этом случае цены на отдельные товарные группы будут основываться на издержках, в то время как цены на другие группы — учитывать фактор спроса или конкуренции. На этапе заключения хозяйственных договоров рекомендуется тщательно изучать слабые стороны партнеров, в частности, качество изготавливаемой продукции, исполнительность, платежеспособность и т.п. с таким расчетом, чтобы предусматриваемые в договорах экономические санкции могли по размеру компенсировать убытки от несостоявшейся сделки, тех или иных отклонений от заключенного договора. Рекомендуется использовать и такие способы обеспечения выполнения обязательств, как банковские, фирменные гарантии, страхование, залог, а также хеджирование. Хеджирование предполагает включение в договоры обязательства по применению на определенный период времени фиксированных цен на поставку соответствующей продукции. В результате гарантируется некоторая стабильность поставщику и покупателю, вне зависимости от роста или снижения цен на рынке.
При заключении договоров финансовый менеджер обязан предусмотреть и наиболее выгодные для предприятия формы безналичных расчетов. Главная задача управления безналичными расчетами состоит в приближении момента отгрузки материальных ценностей к моменту их оплаты. Достижение этой цели требует учета конкретных условий и таких факторов, как характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов; месторасположение поставщика и покупателя; трудоемкость операций; источники средств для платежа; гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товародвижения; возможность взаимного контроля. Особое внимание уделяется гарантии оплаты, т.е. тому, насколько реальным является своевременное поступление денег за отгруженные товары, оказанные услуги, какова возможность контроля и воздействия на ускорение денежного оборота, полное выполнение финансовых обязательств. При согласовании формы расчетов интересы поставщика и покупателя не всегда совпадают. Поэтому в ряде случаев необходимо идти на компромиссы, выбирая форму, удобную для обеих сторон. Развитие коммерческих связей породило способ расчетов, основанный на условиях отсрочки платежей, так называемый коммерческий кредит. Его сущность состоит в том, что поставщик предоставляет отсрочку покупателю на определенный срок за определенную плату. При досрочной оплате предоставляется скидка, которую в бизнесе считают своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе. Для покупателя — это относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от него обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного кредитования предприятия.
Факторинг можно охарактеризовать как посредническую деятельность банка в расчетах между партнерами. Он обеспечивает получение денежных средств немедленно или в срок, определенный договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя. Особенность факторинга заключается в том, что договоры с банком могут заключать обе заинтересованные стороны. Например, покупатель — о гарантировании его платежей в случае финансовых трудностей; продавец с покупателем — о переуступке не оплаченных в срок платежных документов банку. При заключении факторингового соглашения банк традиционно проверяет кредитоспособность обеих сторон и с учетом этого определяет предельную сумму по операциям факторинга. Стоимость факторингового обслуживания зависит от вида услуг, финансового положения клиента и других условий. Обычно она меньше пени за просрочку платежа поставщику. К другим преимуществам факторинга относятся: для поставщика — сокращение риска несвоевременного получения платежа при временных финансовых затруднениях у плательщика; для плательщика — получение отсрочки платежа, позволяющей накопить нужные суммы для расчета с факторингом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|