Организация финансовых отношений предприятия с государственным бюджетом
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Финансовые отношения предприятия с государством формируются в виде налогов, обязательных отчислений в централизованные фонды государства, предназначенные для финансирования определенных государственных расходов (таких, как строительство и текущее содержание дорог общего пользования, ведомственного жилищного фонда, социальная поддержка населения и др.). Финансовая помощь предприятиям со стороны государства может быть осуществлена в форме капитальных вложений, бюджетных ссуд или налоговых кредитов, предоставляемых на коммерческой основе. В таких условиях требуется, с одной стороны, разработка налоговой политики предприятия, а с другой — проведение расчетов по экономическому обоснованию целесообразности получения бюджетных ссуд, капитальных вложений или налоговый кредитов. Сущность налоговой политики заключается в выборе экономически обоснованного варианта уплаты налогов и отчислений в бюджет, в другие централизованные фонды государства при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности. Формирование налоговой политики основано на выполнении двух принципов: 1. соблюдения действующего налогового законодательства - исключается возможность уклонения от уплаты налогов в соответствии с реальными результатами хозяйственной деятельности предприятия. Имеется ряд способов, позволяющих платить меньше или уклоняться от уплаты налогов вообще. Это — сокрытие реальной прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка платежей (например, в связи с отсутствием инструкций или сведений об очередных изменениях в налоговом законодательстве) и т.п. Незнание тех или иных положений налогового законодательства не освобождает от уплаты финансовых санкций за нарушение действующего порядка исчисления и уплаты налогов. Одновременно оно должно оперативно вести учет изменений в действующей налоговой системе. Эти изменения могут быть самыми разнообразными: появление новых видов налогов, сборов пошлин; изменение ставок налогообложения; предоставление предприятию новых налоговых льгот или отмена действующих. Предприятие должно быть готово к корректировке не только своей налоговой политики, но и отдельных видов хозяйственных операций, а также направлений хозяйственной деятельности.
2. минимизации базы налогообложения - ориентирует предприятие на поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения, в частности, размера прибыли, фонда оплаты труда, амортизационных отчислений, себестоимости продукции и др. В своих хозяйственных решениях предприятие должно стремиться широко использовать установленную систему прямых и непрямых налоговых льгот и преференций, т.е. исключительных льгот по определенным видам деятельности или хозяйственным операциям, воздействовать на различные элементы базы налогообложения в зависимости от группы налогов по источникам их уплаты. Процесс разработки налоговой политики состоит из нескольких этапов . 1-й этап: определение направлений и объемов хозяйственной деятельности, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения. Государство с целью стимулирования развития некоторых видов деятельности дифференцирует ставки налогообложения по отдельным видам налогов. Формируя структуру работ по основному и прочим видам деятельности, предприятие уже на этом этапе имеет возможность минимизировать предстоящие платежи. 2-й этап: выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот. Они обычно применяются в форме уменьшения размера ставок налогообложения, предоставления налогового кредита или полного освобождения от уплаты отдельных налогов. Особенность этого вида льгот состоит в том, что они носят целевой характер и диверсифицированы по типам предприятий, видам хозяйственных и финансовых операций, ассортименту производимой и реализуемой продукции. Не исключается возможность появления и других критериев их дифференциации. Поэтому, чтобы в полный мере использовать этот вид льгот при формировании налоговой политики, рекомендуется производить их группировку.
3-й этап: выявление возможностей уменьшения налогов за счет целевого использования непрямых налоговых льгот, которые представляют собой разнообразные возможности уменьшения базы налогообложения по группам налогов. Для налогов, относимых на себестоимость продукции, такие возможности реализуются за счет уменьшения фонда оплаты труда и рационализации структуры выплат, увеличения материальных затрат и др. Для налогов, включаемых в цену товара, основные резервы заключены в умелом маневрировании ценами реализации и ассортиментом реализуемой продукции, регионами их сбыта. Для налогов, уплачиваемых за счет прибыли, основные возможности заключены в регулировании общего размера себестоимости за счет ускоренной амортизации активных основных фондов, образования резервных и других специальных фондов (ремонтного фонда, резерва предстоящих платежей, расходов будущих периодов и др.). 4-й этап: учет в налоговой политике налоговых преимуществ отдельных территорий. Речь идет о региональной диверсификации деятельности предприятия, ориентированной на активное использование льгот в налогообложении. 5-й этап: анализ и уточнение разработанной предприятием налоговой политики с точки зрения ее эффективности. Анализ осуществляется с помощью системы показателей. Коэффициент эффективности налогообложения (Эн) дает обобщенную характеристику избранной налоговой политики, определяет соотношение между собой показателя чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет выполняется по формуле:
ЧП Эн = ------, Но где ЧП — сумма плановой или фактической чистой прибыли; Но — общая сумма налоговых платежей (плановых или фактических). Показатель налогоемкости реализации продукции (Нр) характеризует размер налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции. Расчет выполняется по формуле Но Нр = -----, Ор где Ор — планируемый объем реализации. Анализ показателей фактических в сравнении с плановыми, с аналогичными показателями родственных предприятий за отчетный период в динамике за несколько лет позволяет оценить альтернативные варианты налоговой политики и выбрать наиболее эффективный. На альтернативной основе может решаться вопрос о заимствовании у государства недостающих финансовых ресурсов. Бюджетная ссуда предоставляется на платной основе на принципах срочности и возвратности. Приоритетными считаются расходы предприятий на реструктуризацию, конверсию и расширение производства, стимулирование увеличения экспорта продукции, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание сезонных запасов товарно-материальных ценностей, осуществление мероприятий по внедрению новых технологических процессов и освоению новых видов продукции. Налоговый кредит в виде отсрочки налогового платежа предоставляется предприятию в период инвестиционной активности на затраты, связанные с обновлением основных фондов, проведением научно-исследовательских работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|