Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация финансовых отношений предприятия с государственным бюджетом




 

Финансовые отношения предприятия с государством формируются в виде налогов, обя­зательных отчислений в централизованные фонды государ­ства, предназначенные для финансирования определенных го­сударственных расходов (таких, как строительство и текущее содержание дорог общего пользования, ведомственного жи­лищного фонда, социальная поддержка населения и др.).

Финансовая помощь предприятиям со стороны государства может быть осуществлена в форме капитальных вложений, бюджетных ссуд или налоговых кредитов, предоставляемых на коммерческой основе. В таких условиях требуется, с одной стороны, разработка нало­говой политики предприятия, а с другой — проведение расчетов по экономическому обоснованию целесо­образности получения бюджетных ссуд, капитальных вложе­ний или налоговый кредитов.

Сущность налоговой политики заключается в выборе эконо­мически обоснованного варианта уплаты налогов и отчислений в бюджет, в другие централизованные фонды государства при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности.

Формирование налоговой политики основано на выполне­нии двух принципов:

1. соблюдения действующего налогового за­конодательства - исключается возможность ук­лонения от уплаты налогов в соответствии с реальными резуль­татами хозяйственной деятельности предприятия. Имеется ряд способов, позволяющих платить меньше или уклоняться от уплаты налогов вообще. Это — сокрытие реальной прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка платежей (например, в связи с отсутствием инструкций или сведений об очередных изменениях в налоговом законодательстве) и т.п. Незнание тех или иных положений налогового законодательс­тва не освобождает от уплаты финансовых санкций за наруше­ние действующего порядка исчисления и уплаты налогов. Одновременно оно должно оперативно вести учет измене­ний в действующей налоговой системе. Эти изменения могут быть самыми разнообразными: появление новых видов нало­гов, сборов пошлин; изменение ставок налогообложения; предоставление предприятию новых налоговых льгот или отмена действующих. Предприятие должно быть готово к корректировке не только своей налоговой политики, но и отдельных видов хозяйственных операций, а также нап­равлений хозяйственной деятельности.

2. минимизации базы налогообложения - ориен­тирует предприятие на поиск и использование наиболее эффек­тивных хозяйственных решений, обеспечивающих минимиза­цию базы налогообложения, в частности, размера прибыли, фонда оплаты труда, амортизационных отчислений, себестои­мости продукции и др.

В своих хозяйственных ре­шениях предприятие должно стремиться широко использовать установленную систему прямых и непрямых налоговых льгот и преференций, т.е. исключительных льгот по определенным видам деятельности или хозяйственным операциям, воздействовать на различные элементы базы налогообложения в зависимости от группы налогов по источникам их уплаты.

Процесс разработки налоговой политики состоит из нескольких этапов .

1-й этап: определение направлений и объемов хозяйствен­ной деятельности, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения. Государство с целью стимулирования развития некоторых видов деятельности дифференцирует ставки налогообложения по отдельным видам налогов. Формируя структуру работ по основному и прочим видам деятельности, предприятие уже на этом этапе имеет возможность минимизировать предстоящие платежи.

2-й этап: выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот. Они обычно применяются в форме уменьшения размера ставок налогообложения, предоставления налогового кредита или полного освобождения от уплаты отдельных налогов. Особенность этого вида льгот состоит в том, что они носят целевой характер и диверсифицированы по типам предприятий, видам хозяйственных и финансовых операций, ассорти­менту производимой и реализуемой продукции. Не исключается возможность появления и других критериев их дифферен­циации. Поэтому, чтобы в полный мере использовать этот вид льгот при формировании налоговой политики, рекомендуется производить их группировку.

3-й этап: выявление возможностей уменьшения налогов за счет целевого использования непрямых налоговых льгот, кото­рые представляют собой разнообразные возможности умень­шения базы налогообложения по группам налогов. Для налогов, относимых на себестоимость продукции, такие воз­можности реализуются за счет уменьшения фонда оплаты тру­да и рационализации структуры выплат, увеличения матери­альных затрат и др.

Для налогов, включаемых в цену товара, основные резервы заключены в умелом маневрировании ценами реализации и ас­сортиментом реализуемой продукции, регионами их сбыта.

Для налогов, уплачиваемых за счет прибыли, основные воз­можности заключены в регулировании общего размера себес­тоимости за счет ускоренной амортизации активных основных фондов, образования резервных и других специальных фондов (ремонтного фонда, резерва предстоящих платежей, расходов будущих периодов и др.).

4-й этап: учет в налоговой политике налоговых преиму­ществ отдельных территорий. Речь идет о региональной дивер­сификации деятельности предприятия, ориентированной на активное использование льгот в налогообложении.

5-й этап: анализ и уточнение разработанной предприятием налоговой политики с точки зрения ее эффективности. Анализ осуществляется с помощью системы показателей.

Коэффициент эффективности налогообложения (Эн) дает обобщенную характеристику избранной налоговой полити­ки, определяет соотношение между собой показателя чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет выпол­няется по формуле:

ЧП

Эн = ------,

Но

где ЧП — сумма плановой или фактической чистой прибыли; Но — общая сумма налоговых платежей (плановых или фактических).

Показатель налогоемкости реализации продукции (Нр) характеризует размер налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции. Расчет выполняет­ся по формуле

Но

Нр = -----,

Ор

где Ор — планируемый объем реализации.

Анализ показателей фактических в сравнении с плановы­ми, с аналогичными показателями родственных предприятий за отчетный период в динамике за несколько лет позволяет оценить альтернативные варианты налоговой политики и выб­рать наиболее эффективный.

На альтернативной основе может ре­шаться вопрос о заимствовании у государства недостающих финансовых ресурсов. Бюджет­ная ссуда предоставляется на платной основе на принципах срочности и возвратности. Приоритетными считаются расходы предприятий на реструк­туризацию, конверсию и расширение производства, стимули­рование увеличения экспорта продукции, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание се­зонных запасов товарно-материальных ценностей, осуществле­ние мероприятий по внедрению новых технологических про­цессов и освоению новых видов продукции.

Налоговый кредит в виде отсрочки налогового платежа предоставляется предприятию в период инвестиционной ак­тивности на затраты, связанные с обновлением основных фон­дов, проведением научно-исследовательских работ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...