Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ислам в России: современность




 

-14 марта в столице Сенегала (Дакар) прошла XI встреча в верхах в рамках Организации Исламская Конференция (ОИК), в которой принял участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Россия входит в ОИК на правах наблюдателя. О непростой процедуре вхождения в эту организацию и о том, что дало России членство в ОИК, мы разговариваем с первым послом России в этой международной исламской организации В.В. Поповым.

- Хотя религия в нашей стране отделена от государства, религиозные организации, часто исходя из интересов общества, инициируют важные государственные вопросы. В связи с этим, на Ваш взгляд какова роль Совета муфтиев России в том, что наша страна начала процесс вступления в ОИК?

- Первые контакты с этой организацией начались еще в 90-х годах. Произошел обмен письмами между председателем Совет муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином и президентом Ирана Хатами когда Иран выполнял функции председателя ОИК.

Необходимо так же учитывать, что эта межгосударственная организация единственная в своем роде сформированная на религиозной основе, на базе исламской солидарности почти 40 лет тому назад и ни в одной другой религии такой структуры нет. ОИК объединяет 57 государств, расположенных на четырех континентах. Международный вес организации в последнее время быстро возрастает. ОИК занимается защитой интересов мусульман, координируя позиции исламских государств по важнейшим международным вопросам.

Совет муфтиев России настойчиво проводил линию на установление контактов с ОИК, но ОИК - межправительственная организация, поэтому конкретные действия по налаживанию сотрудничества с ней могли предпринять только органы государственной власти. Однако Совет муфтиев России, благодаря своей активной позиции создал благоприятную атмосферу, в которой проходила проработка вопросов, связанных с возможным вступлением России в ОИК.

- Что предшествовало вступлению России в ОИК и, исходя из каких соображений это было сделано?

- Ясно, что Россия в основном, православная страна. Было много сторонников, но было и много противников вступления России в ОИК - и у всех их были свои аргументы. Ситуация складывалась так, что у нас в 90-ые года начались интенсивные контакты с ОИК: в Москву приезжали даже Генсеки организации, но речь на встречах шла в основном об освобождении наших военнопленных попавших в руки афганских полевых командиров.

Постепенно, после бурных 90-х жизнь стала возвращаться в обычную колею и по мере того, как она нормализовывалась, становилась яснее роль ислама в России. Здесь можно выделить три основных фактора:

Ø ислам пришел в Россию раньше христианства и мусульмане России - ее коренные жители (часть русской элиты имела мусульманские корни);

Ø происходил синтез культур. Русские никогда не жили одни на своей территории и поэтому произошел симбиоз - взаимопроникновение культур, который дал исключительно позитивные результаты. Кроме этого увеличивалось и число мусульман в стране. В конце 90-х начался своеобразный духовный ренессанс традиционных религий России, люди потянулись к религиозным знаниям. Естественно у российских мусульман возрос интерес к жизни своих единоверцев за рубежом, начали укрепляться связи с мусульманами других государств. Президент В.В. Путин ясно видел в ходе своих поездок по стране, что мусульмане - коренные граждане страны, ислам в России - вторая религия после православия. Христиане и мусульмане веками жили в России бок о бок и взаимодействовали и это сотрудничество надо беречь как зеницу ока.

Ø свою роль сыграла и война в Чечне. Для Путина было очень важно завершить эту войну и показать, что в ней нет религиозной подоплеки, а есть лишь банальный сепаратизм. Следует так же учитывать, что после 11 сентября 2001 года интерес к исламу резко повысился, и начались дискуссии о его месте в мире. Все эти факторы привели к тому, что после многочисленных визитов в разные мусульманские страны и бесед с мусульманскими политиками президент сделал вывод о необходимости укрепления связей с исламским миром. С этой целью Россия обратилась с просьбой о вступлении в ОИК на первых порах в качестве наблюдателя.

Началось серьезное обсуждение данного вопроса внутри страны и за рубежом. В 2002 году впервые в МИДе был создан пост посла по связям с ОИК и образована группа по исламскому фактору. В августе 2003 года В.В. Путин, находясь с официальным визитом В Малайзии, выступил с инициативой вхождения в ОИК на правах наблюдателя. Скажем прямо, не все аплодировали, но Путин если принял решение, то аргументировано его защищает и твердо проводит в жизнь. Он говорил, что российские мусульмане должны почувствовать себя частью мусульманской уммы, должны иметь свободу связей со своими единоверцами. После этой инициативы малазийцы пригласили его на саммит ОИК в качестве гостя.

Саммит ОИК состоялся в Куала-Лумпуре в октябре 2003 года, Путин выразил готовность поехать и выступить на саммите. В.В. Путин предложил сотрудничать на равноправной основе, протянул исламскому миру руку дружбы подчеркнув, что сложение наших возможностей и усилий способно стать важнейшим фактором мировой политики. Речь была настолько яркой и содержательной, что зал неоднократно взрывался аплодисментами. Результаты не заставили себя ждать: на саммите была принята резолюция, призывающая к расширению сотрудничества и взаимодействия ОИК с Россией, начались более интенсивные контакты. Впервые, в Москву с официальным визитом прибыл наследный принц королевства Саудовской Аравии (нынешний король). Это был сложный дипломатический марафон, который привел к позитивным результатам, многие из которых будут еще более очевидны с течением времени. Это было поистине историческое событие. Правда понадобилось еще немало усилий для того, чтобы 30 июля 2005 года Российская Федерация официально получила статус наблюдателя в ОИК. (Были противники этого как внутри страны так и за рубежом, но, в конце концов ОИК приняла единогласное решение относительно нашего вступления в эту организацию на правах наблюдателя: обо всех перипетиях этого сложнейшего процесса я расскажу позже.)

- Как в этой работе помогало мусульманское духовенство?

- Мы работали бок о бок с Советом муфтиев России: мы постоянно согласовывали наши позиции. В государственной делегации в мусульманские страны отныне включаются представители мусульманского духовенства, мусульманских регионов. Мы вместе с Советом муфтиев России выдвинули идею проводить каждый год в особняке МИД России прием для послов мусульманских стран по случаю мусульманского нового года. Мы ввели эту традицию с 2003 года.

В 2006 году была создана группа стратегического видения «Россия - исламский мир», во главе с Е.М. Примаковым и М.Ш. Шаймиевым. В ее состав входят несколько премьер-министров и министров иностранных дел исламских государств, несколько известных религиозных деятелей. Эта группа уже провела три заседания: Москве, Казани, Стамбуле, четвертое будет в конце этого года в Джидде. Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин - непременный участник всех наших мероприятий. Недавно центр арабских и исламских исследований и совет муфтиев России совместно подготовили сборник документов и материалов «Россия и ОИК» (презентация состоялась в Москве и Казани). Следует подчеркнуть, что визиты мусульманского духовенства в различные мусульманские страны, способствуют укреплению авторитета России среди зарубежных мусульман.

- Россия как страна, которая претендует на особую роль в мире, какие цели преследует, вступая в ОИК?

- Цели многообразны. Если те демографические тенденции, которые имеются сейчас, сохранятся, то через 20-25 лет треть населения нашей страны будут составлять мусульмане. И для того чтобы мусульмане чувствовали себя свободно, у них должны быть нормальные связи с единоверцами. Мы начинаем координацию действий с исламским миром по важнейшим вопросам экономики. В ближайшие 10-15 лет продолжится столкновения Запада и исламского мира. Здесь много раздражителей. Существуют реальные проблемы: палестинский вопрос отравляет всю систему международных отношений уже шестьдесят лет, а сейчас добавился иракский кризис, к этому надо добавить проблему Афганистана и Пакистана. Талибы возвращаются: они уже контролируют, чуть ли не треть территории страны, я уже не говорю про Филиппины, Таиланд, Сомали. В Европе свои проблемы: 20 миллионов мусульман не интегрированы в европейское сообщество, многие сложности сопровождает решение проблемы вхождения Турции в Евросоюз.

Ближайшее время будет тяжелым для Запада, потому что его экономические позиции слабеют, а мусульмане быстро набирают силу. В этот период доходы от нефти возрастут многократно. Это уже величайшая финансовая мощь. В мусульманских странах появилась совершенно другая элита. Это новые люди, которые овладели западной культурой и знают свою цивилизацию. Они четко представляют как укреплять свои страны, они знают что хотят (например, основателя современного малазийского чуда Мохатхира Мухаммада, профессор Экмеледдина Ихсаноглу). Посмотрите насколько эффективно действует президент исламского Банка Развития саудовец Мухамммад Али. Все это неординарные люди, но, к сожалению, на Западе не все это еще до конца понимают. Кто может обеспечить примирение исламского мира и Запада? Как можно решить, например палестинскую проблему? Единственный, кто может решить эту проблему - это мы. У нас хорошие отношения с исламским миром, мы пользуемся его доверием. ХХI век показал, что силой нельзя решить ни одну проблему. Ситуация в мире стремительно меняется. Нужно искать компромисс. Мы можем сыграть центральную роль в обеспечении этого компромисса, потому что мы понимаем лучше и Запад, и Восток. Мы - не часть Запада, мы - не часть Востока. Россия может сыграть выдающуюся роль, но вместе с другими странами. У нас уникальный опыт сосуществования разных религий, культур, а характер российской цивилизации прекрасно демонстрирует Казанский кремль, где рядом стоят и Мечеть Кул-Шариф и христианский храм. Сама русская цивилизация - это симбиоз культур.

- Что удалось достичь за годы членства России в ОИК?

- Россия стала наблюдателем в ОИК - это историческое событие. Оно определило магистральное направление нашего движения. Мы идем на сближение с исламским миром.

Ø создали центр арабских и исламских исследований, который издает книги, работает сайт «Islamica», было подготовлено несколько фильмов о российском исламе;

Ø заработал телеканал «Россия сегодня» на арабском языке;

Ø стремительно наращивает свою деятельность Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, который оказывает помощь мусульманским организациям России.

Главный итог - это изменение подходов к отношениям с исламским миром. Взять недавние визиты Президента Путина в ряд мусульманских государств - как укрепляется сотрудничество между нами: мы запускаем саудовские спутники, строим железную дорогу в Саудовской Аравии. Связи с Турцией, Алжиром, Египтом, ОАЭ, Оманом, Малайзией, Ираном, Индонезией и многими другими странами расширяются на глазах. Представьте себе, 20 лет назад государство было против любой религии, а теперь какие сдвиги произошли. Мы укрепляем связи с новой элитой мусульманских стран. Это результат того, что изменилось отношение к сотрудничеству с исламским миром в обществе [2].

Тема «Ислам и Россия» обсуждалась на дискуссии, организованной Институтом сравнительной политологии РАН. В обсуждении принимали участие известные ученые Анатолий Громыко, Александр Умнов, Алексей Давыдов и другие.

Алексей Давыдов:

Российское общественное мнение привыкло рассматривать территории бывших республик СССР как естественный ареал влияния России, что вместо конструктивного диалога между соседями нередко порождало имперские амбиции. Тогда как многие мусульмане стран Кавказа считают Россию историческим агрессором и страной, которая в состоянии сохранить свое влияние в регионе лишь путем применения силы. Этим настроениям, однако, противостоят позитивные факторы:

Ø православие и ислам никогда жестко не конфликтовали, более того, они гораздо терпимее друг к другу, чем православие и западно-христианские исповедания, с одной стороны, и различные течения ислама между собой - с другой;

Ø ислам - это отнюдь не монолитное и застывшее явление: ислам сегодня меняется, чтобы адаптироваться к требованиям рынка, демократии и интеграции мусульманских стран в мировую экономику.

Наибольшую трудность для сближения России и исламских народов, на мой взгляд, представляют политические факторы, историческое наследие, раскалывающее российско-мусульманский мир. И напротив, наличие общих элементов в культурах становится фактором, который может работать на сближение.

Анатолий Громыко:

Часто говорят, что мы, граждане России, «обречены жить вместе». Это легковесное заявление. Чтобы вместе жить, нужно этого захотеть, набравшись мудрости, осознать себя единым большим народом. Какой «цемент» скрепляет сложный организм большого государства, что может объединить представителей всех конфессий, в том числе православных и мусульман? Ответ лежит на поверхности. Таким скрепляющим «раствором» является осознание себя народом, живущим в неделимом суверенном государстве. Кем видят себя жители России? Если только русскими и татарами, мордвой и евреями и так далее, то у такого государства не будет прочной идеологической базы для развития, оно будет находиться в состоянии полураспада на почве этнических страстей. При таком развитии сепаратизм в России станет постоянным явлением. Преодолеть стремление к расщеплению территории России на новые суверенные государства в условиях доминирования менталитета «малой родины» будет трудно, скорее всего, невозможно.

Сегодня, на мой взгляд, основная российская национальная идея заключается в необходимости осознания себя россиянами - по существу, единым народом. Это не принижает значения религиозного сознания, этнических корней и самобытности культуры. Просто Россия уцелеет только при сплоченном народе и распадется от этнофеодализма.

Александр Умнов:

Когда СССР развалился, опасность дезинтеграции нависла и над «национальными» республиками, и над самой Россией. Особо сложная ситуация сложилась на южных рубежах нашей страны - на Кавказе и в Средней Азии, где возрождающиеся из-под развалин тоталитаризма российская и восточная цивилизации вступают друг с другом в сложные, порой весьма болезненные отношения. Несмотря на то, что бывшие советские республики уже отдаляются и будут впредь отдаляться от России, Москва объективно заинтересована в укреплении их позиций. В противном случае она на своих южных границах столкнется с гораздо более опасным хаосом и распадом.

Анатолий Громыко:

Недавно я встречался с Самуэлем Хантингтоном, автором нашумевшей теории «столкновения цивилизаций». На встрече американец защищал свой тезис об угрозе войны между христианами и мусульманами. Он говорил о том, что обе религии претендуют на звание «единственно верной». Исторические примеры джихада и крестовых походов отражали глобальные мессианские устремления как ислама, так и христианства. Для распространения веры активно использовалась сила.

Интересы диаспор берут верх над национальными интересами. А между тем, считает Хантингтон, мусульманская цивилизация развивается и укрепляется. Если в 1920 году существовало всего четыре исламских государства, то сегодня их число возросло до 50! Две глобальные силы - христианство и ислам - снова втягиваются в борьбу, между ними растут подозрительность и противоречия.

В отличие от США и Англии, Франции и Германии наша страна находится не только в Европе, но является частью мира ислама. Для России столкновение по рецептам Хантингтона равносильно гражданской войне. Россия не должна стать ни охранником восточных рубежей Запада, ни западным бастионом Востока в борьбе с «новым глобализмом». По крайней мере, уже три столетия на территории России развивается уникальная евразийская цивилизация, в которой христиане и мусульмане играют основную роль. Межэтнические браки создали не просто полиэтническое общество, а миллионы семей, где коренную национальность вообще трудно определить. Уникальность российской цивилизации, в частности, состоит в том, что наряду с этническим смешением нации в России еще долгое время будут не только сохраняться, но и охранять свою самобытность [3].

На прошедшем в Оренбурге международном семинаре-ассамблее «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии» были высказаны мнения о необходимости «третьего продвижения России в Среднюю Азию» (эта идея принадлежит С. Горшенину). Авторы считают, что без «третьего продвижения России в Среднюю Азию» выработка адекватной российской политики по отношению к российским мусульманам, мусульманам ближнего зарубежья и дальней Азии невозможна.

Тем не менее, основные меры, которые могли бы содействовать возвращению русских в Среднюю Азию, можно обозначить уже сейчас:

покупка или взятие под контроль основных производств в Таджикистане и Киргизии, создание казахстанско-российских и транснациональных компаний для устранения конкуренции стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и совместного продвижения на внешние рынки;

военная защита населения Южной Киргизии и Таджикистана от угрозы радикального исламизма на афгано-пакистанском направлении (Исламское движение Узбекистана, движение «Талибан»);

создание или укрепление существующих высших исламских учебных заведений в России;

переход от нынешней политики «защиты русскоязычных соотечественников» к формированию пророссийских общественных групп непосредственно в Узбекистане, Туркменистане и Афганистане (на примере Казахстана и Киргизии), повышения уровня жизни в странах ЕврАзЭС;

создание странами ЕврАзЭС транспортных и промышленных компаний совместно с Индией и Ираном, строительство новых транспортнокоммуникационных узлов на Волге (Астрахань, Сызрань, Казань), на Северо-Западе России (Калининград, Ленинградская область, Петрозаводск), привлечение иранских и индийских инвестиций для строительства в этих регионах новых предприятий;

создание с участием финансовых институтов Исламской Республики Иран, Республики Индия, Республики Казахстан специализированного Хазаро-Ганзейского банка для финансирования экспортно-импортных и транзитных грузоперевозок из стран Южной Азии в страны ЕврАзЭС и Евросоюза по международному транспортному коридору «Север - Юг», а также для финансирования совместных промышленных предприятий в Южном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах Российской Федерации, регионах Северного Ирана и Малабарского побережья Индии; привлечение к деятельности Хазаро-Ганзейского банка финансовых институтов других мусульманских стран, прежде всего Малайзии;

Можно также предложить аналогичные меры, обеспечивающие «третье возвращение России» на Кавказ (они предполагают создание транспортных узлов во Владикавказе, Краснодарском крае, Махачкале, Батуми и Баку). В контексте данной статьи для авторов важно подчеркнуть, что дружественный по отношению к исламскому «Югу» выбор России определяется не экономической целесообразностью, - речь идет о принципиальном цивилизационном выборе России в XXI веке.

Сотрудничество России с исламскими странами ближнего и дальнего зарубежья в реализации транспортно-коммуникационных, инфраструктурных, трубопроводных и иных промышленных проектов позволит России уйти от «антитеррористической», конфликтной по своей сути, риторики так называемого «диалога с исламом», проводить независимую от Европы и США политику по отношению к исламскому миру, а также сформировать в исламских странах мощные группы сторонников политического и экономического сближения с Россией [5].

Из всех этих дискуссий видно, что сегодня проблемы нравственного возрождения России, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую актуальность. Пятнадцатая часть населения России принадлежит к культуре, на которую доминирующее влияние оказывает ислам. В связи с этим актуальной задачей является изучение духовной сферы жизни этой части населения. Несмотря на обилие литературы по данной тематике, до сих пор многие аспекты российского мусульманства малоизвестны.

Ислам - религия строгого монотеизма, большинство мусульманских народов Российской Федерации и СНГ придерживаются ханафитской религиозно-правовой школы - самой гибкой и умеренной среди всех существующих ныне в исламе. Этому направлению присущи концепции модернизации, стремления к совершенству индивидуума, развития человека в гармонии с окружающим макрокосмосом, мирного сосуществования с представителями других конфессий, неконфронтации в политическом плане. В то же время постепенный рост «политизации» ислама нашел свое проявление в различных сферах человеческих взаимоотношений и в деятельности религиозных мусульманских учреждений.

Выделим важные особенности развития ислама в нашей стране:

1) Сегодня каждый, кто хотя бы немного следит за ситуацией в исламских регионах нашей страны, знает, что существуют как бы «два ислама». С одной стороны, ислам традиционный, основанный на авторитете шейхов - религиозных наставников, возводящих преемственность своего духовного знания «по цепи» к самому пророку Мухаммеду. А с другой стороны - ваххабизм, ислам, порвавший с духовной традицией и потому экстремистский. Много ли найдется в России мусульман (не говоря уже о немусульманах), изучавших и знающих о чем действительно проповедовал богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, живший в XVIII веке в Аравии, и то, что до него были богословы, также или еще более последовательно отстаивавшие принцип чистоты единобожия?

Миф о ваххабитах раздувают не только противники ислама, но так же некоторые муфтии, использующие этот устрашающий аргумент в борьбе за большую «святость» с любыми возможными конкурентами. Все это через СМИ проецируется на население, которое 70 лет воспитывалось в безбожии и поэтому разобраться в теологических тонкостях просто не в состоянии. Чтобы выбраться из этой ситуации необходимы религиозное просвещение.

2) В последнее время не все благополучно в отношениях между духовными руководителями мусульманского сообщества России. Выход религиозных структур из-под строгого контроля со стороны государства, стремление к независимости и самостоятельности, поддержанное в какой-то мере руководством большинства мусульманских республик и других субъектов Федерации, целый ряд взаимных финансовых притязаний привели к распаду централизованной системы управления «делами мусульман».

Два ранее существовавших в России Духовных управления мусульман - Европейской части СССР и Сибири и Северного Кавказа - распались. Вместо них возникли почти 40 региональных духовных управлений. Иногда соперничество между различными сторонами выливалось на страницы газет, журналов, аналитических материалов в форме взаимных обвинений и упреков. Все это нанесло значительный урон делу укрепления веры среди мусульман России и не послужило укреплению авторитета религиозных лидеров мусульманского общества России, в глазах руководства страны, последователей других религий, да и целом, российского общества.

3) Что же касается этносов с мусульманской верой, то, как образно выразился, их «религия и культура настолько тождественны, что было бы наивным предположить, будто какая-то часть населения осознанно не религиозна» (У. Фитчер).

Символом религиозности у мусульман является в первую очередь ритуал, обрядность. Не случайно и «духовенство», и мечеть на первое место ставили и ставят обрядовую деятельность ислама. Социалистическая идеология, сумевшая сформировать соответствующее мировоззрение и образ жизни, в области народных традиций, обычаев и обрядов не смогла предложить ничего нового, поэтому эта сфера оставалась наиболее реальной для сохранения и функционирования религиозного сознания. Суфизм повлиял на формирование многих традиций и религиозных обрядов мусульман России. Очевидно, он явился тем компонентом, насквозь пронизывающим образ жизни человека даже не считающего себя верующим, который способствовал сохранению религиозности среди большей части населения. Официальная статистика исполнения религиозных обрядов (по данным отчетов религиозных организаций на территории бывшего СССР за последние 20 лет) свидетельствует о постоянном и неуклонном увеличении, росте числа их участников.

4) «Современный ислам на Кавказе»: В рамках Программы фундаментальных исследований историко-филологических наук РАН «Власть и общество в истории» Группа сравнительного изучения Северного Кавказа Института востоковедения РАН работает над исследованием проблем взаимоотношений общества, власти и религии на Кавказе - одном из сложнейших в религиозно-политическом и этнокультурном отношениях регионов мира. Проект исследований рассчитан на три года и должен завершиться изданием не менее 7 монографий и сборников статей по теме и созданием базы данных полевых материалов по региону.

Но существуют некоторые проблемы, связанные с всемирным терроризмом, (а также «исламофобией»), вытеснения мусульман из активной общественной жизни. Для начала можно предложить следующее идеи, которые ранее в реферате не звучали:

во-первых, важно нейтрализовать вал исламофобской пропаганды на Западе и в России. А создание сети «Антидиффамационной ассоциации» защитит от антиисламской пропаганды.

Эта сеть включает в себя научный и политтехнологический подход, а не столько юридический; мониторинг и социологический метод контент-анализа СМИ; организацию мер воздействия, в том числе публичных и правовых, на те СМИ, политиков и журналистов, отличившихся на антиисламской сфере.

во-вторых, подключиться к реализации проекта независимого (общественного) расследования актов большого террора, с большим количеством жертв среди мирного населения. В США и в Европе уже созданы такие организации для расследования, к примеру, теракта 11 сентября и ряда других терактов.

Это одно из самых серьезных направлений для восстановления доброго имени мусульман и авторитета Ислама. И здесь мусульманские государства должны быть заинтересованы в успехе проекта.

в-третьих, создание Всемирной сети научно-проектных центров, которые бы тесно взаимодействовали с государственными и исламскими образовательными учреждениями для проведения в жизнь решительных реформ, направленных на приведение в соответствие с современными вызовами стандартов и норм образования, просвещения и воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...