Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура ислама в России. Мусульманские мечети в России




На территории России, начиная с 90-х годов ХХ века, активизировалась деятельность всех религиозных организаций. Но наиболее интенсивное развитие получил ислам. Одним из направлений социальной активности российских мусульман стала деятельность по восстановлению и созданию мечетей как материальной основы процесса распространения ислама. До революции на территории Российской Федерации насчитывалось около 12 тыс. мечетей. В период массовых религиозных гонений 20 - 30-х годов большая их часть была закрыта, и к 1937 году зарегистрированных мечетей было около ста.

В 1991 - 2000 годах число мечетей значительно увеличилось. Если в 1991 году в России было 870 зарегистрированных мечетей, то в 2000 году действовало уже более 7 тыс. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило дореволюционный уровень. Больше всего их действует на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии.

Мечети становятся духовными центрами мусульманского населения и опорными точками в процессе массового распространения ислама, а также создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.


Мечеть Кул Шариф

 

 

 

Октябрь 1552 года. Столица Казанского ханства в руинах и пожарищах. Идет изнурительная осада и жестокий кровопролитный штурм главного опорного пункта защитников - Казанского Кремля. Неравный бой продолжается несколько суток, пока не погибли все его защитники...

В своем исследовании видный татарский ученый и философ Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

По исследованиям доктора архитектуры Н. Халитова мечеть была ориентирована к сторонам света. Скорее всего, прототип такой конструкции можно искать в деревянном зодчестве Казанских татар, в котором имеются крестчатые планы домов. Таким образом, предполагается довольно сложное происхождение мечети Кул Шариф, воспроизводившей в камне крестчатый план и шатровые формы татарского деревянного зодчества. Она была двухъярусная и восьмиминаретная. А похожа она на эмирский дворец «Казык Йорты», но превышает его размерами и украшена несравненно более изыскано.

Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате. Ее восемь минаретов напоминают о восьми провинциях Булгарского государства, купол о власти сеида, месяцы - о всевластии всевышнего.

Воссоздание мечети Кул Шариф началось в 1996г. на территории Казанского Кремля по проекту авторской группы архитекторов фирмы "Татинвестгражданпроект". Комплекс мечети представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама.

Московская соборная мечеть

Московская соборная мечеть - символ российского ислама и даже в годы господства атеистической идеологии она всегда оставалась открытой для московских мусульман.Есть мечети, история которых издавна переплелась с историей города, где они возведены и давно уже стали органичной частью городского ландшафта. Все это относится и к Московской соборной мечети, расположенной недалеко от проспекта Мира в Выползовом переулке. В народе ее именуют по-разному: соборной, «татарской», либо по цвету фасада - голубой.

В этом году отмечается столетие мечети. В ее истории, как в капле воды, отражена жизнь не только мусульманской общины города, но и самой столицы, и Российского государства в ХХ веке. В отличие от тысяч других российских мечетей, разрушенных или закрытых в советское время, Соборной мечети была уготована счастливая судьба. Для верующих ее двери никогда не закрывались.

Московская Соборная мечеть для многих верующих, особенно старшего поколения, - один из зримых символов жизнестойкости российского ислама. Его не могли прервать ни «безбожные пятилетки» 30-х годов, ни планы КПСС по превращению Москвы в «образцовый коммунистический город». Более того, на протяжении десятилетий, с конца 1930-х и вплоть до начала 1990-х гг., Московская соборная мечеть была единственным не только в городе, но и далеко за его пределами официальным местом молитвенных сходов мусульман.

История строительства:

 

 

 


В 1894 г., в год вступления на престол последнего российского императора Николая II, имам новой общины Бедретдин Алимов обратился с ходатайством о строительстве мечети в районе пересечения Тверского, Мясницкого и Сретенского участков. Дело долго не сдвигалось с мертвой точки, но постепенно стараниями состоятельных москвичей, представителей родовитых фамилий касимовских татар Акбулатовых, Ширинских, Бурнашевых и Ерзиных удалось создать круг заинтересованных лиц, которые взяли на себя все хлопоты по решению этого вопроса с московскими властями. Место для строительства новой мечети удалось найти на Выползовской улице, названной так по фамилии домовладельца Выползова, жившего здесь в XVIII в.

Официальное разрешение московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, полученное вскоре после этого, окончательно открыло дорогу для возведения мечети. В 1903 г. архитектором Н.А. Жуковым был подготовлен проект квартальной мечети в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся. Финансирование ее строительства взял на себя потомственный московский купец Садык Ерзин, самый старший из сыновей основателя «Восточного торгового дома Салих Ерзин и сыновья». Ему принадлежал один из больших магазинов дореволюционной Москвы, специализировавшийся на торговле бухарским хлопком, а также шелком, кожей и мехами. Именно благодаря привлечению необходимых средств строительство мечети, начатое в июне 1904 г., к ноябрю было уже завершено. В описи владения за 1906 г. значится «каменная 2-этажная с подвальным этажом мечеть». Позднее, перед началом Первой мировой войны во дворе были построены два двухэтажных дома: в одном размещалось духовное училище, в другом - квартиры духовенства.

В первые годы советской власти, особенно после переноса столицы государства в Москву, и мечеть постепенно превращается в место, где пересекались интересы многих деятелей мусульманской общественности и деловых кругов Москвы и России. Являясь центром мировой революции, столица притягивала молодых и амбициозных деятелей национальных движений из многих мусульманских стран, которые учились в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Здесь можно было встретить известного в будущем турецкого поэта Назыма Хикмета, иранского писателя Лахути, индийского драматурга Хабиба Вафу и многих других.

Московская соборная мечеть стала последней сохранившейся мечетью в Центрально-Европейской части СССР. Одновременно с этим началась кампания по ликвидации «реакционного духовенства», во время которой были репрессированы многие представители мусульманского духовенства столицы, а также активные верующие.

В 1950-е гг. Московскую соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Сукарно, наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадр, президент Египта Гамаль Абдель Насер, а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.

Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в Москве Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. Судьба мечети, по словам людей, прямо вовлеченных в это дело, действительно висела на волоске. Планам ее сноса помешала твердая позиция мусульманской общественности, во главе которой стали московские имамы Мустафин и Басыров. Свой протест также недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии и других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять.

Новая веха в жизни Московской мечети началась в середине 1980-х годов. Она ознаменовалась бурным всплеском интереса к исламу, а также оживлением связей с единоверцами из восточных стран. В ноябре 1987 г. прихожанам Соборной мечети ее старейшиной Риза-хазратом Басыровым был представлен новый молодой имам. Это был Равиль-хазрат Гайнутдин, с именем и делами которого связана новейшая история не только самой знаменитой мечети, но и российского ислама в целом.

В 1990 г. на базе Московской соборной мечети впервые в истории города был создан Исламский центр, а затем духовно-административная структура - Московский муфтият - Духовное управление мусульман Европейской части России (1994 г.) и, наконец, духовно-консолидирующий центр мусульман России - Совет муфтиев России (1996 г.). К концу 1990-х гг. благодаря организационно-структурным изменениям в жизни мусульманского сообщества Москва превращается в духовный центр российского ислама.

Москва, ставшая многонациональной столицей, постепенно приобретает облик поликонфессионального мегаполиса. В этих условиях Московская Соборная мечеть, остающаяся главной мечетью не только города, но, возможно, и страны, является действенным фактором консолидации мусульман и вовлечения их в созидательные процессы, идущие в последние годы в России.

Соборная Мечеть Санкт-Петербурга

 

 

 

ноября 1905 года был организован Комитет по постройке Соборной Мечети в Санкт-Петербурге. Он был утверждён министром внутренних дел П.Г. Столыпиным в январе 1906 года. Комитет состоял из 20 мусульман, государственных и общественных деятелей, купцов. Комитет получил право на сбор средств в размере 750000 рублей в течении 10 лет на территории Российской Империи.

Под патронажем эмира был проведён архитектурный конкурс. Рекомендации для этого конкурса были разработаны Ахуном Баязитовым. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников.

Итоги конкурса были подведены в марте 1908 года. Всего было рассмотрено 45 проектов, из которых первое место получила работа Н.В. Васильева. Васильев предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, что и было в конечном итоге выполнено. В процессе работы архитектор привлекал своих коллег А. И. фон Гогена и С.С. Кричинского. В августе 1911 года Н.В. Васильевым был составлен проект дома для омовений. В сентябре получено разрешение на строительство, разобран деревянный флигель, на его месте к осени 1913 года появилось новое сооружение. Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года, приурочено оно было к 300-летию дома Романовых.

С началом Первой Мировой войны в 1914 году строительство мечети замедлилось, поступление денежных средств сократилось, многие строители были мобилизованы. Отделочные работы в храме продолжались вплоть до 1918 года, только с 1920-го стали проводиться постоянные богослужения.

Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге - одна из самых крупных в Европе и самая северная в мире. Технические характеристики ее таковы: длина 45 метров, ширина - 32, высота главного купола - 39. Вмещает мечеть до пяти тысяч человек. На первом этаже - огромный зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведен женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы Ислама.

Мечеть Марджани

Мечеть Марджани один из интереснейших памятников татарской культовой архитектуры конца XVIII-XIX вв. С созданием ее после более чем 200-летнего перерыва возродилась монументальная культовая архитектура татар традиционного объемно-планировочного построения.

Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 г. официально зарегистрированном мусульманском приходе г. Казани построено с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 гг. на средства прихожан по проекту архитектора В.И.Кафтырева. Одним из инициаторов строительства мечети, ее первым муллой являлся Абубакир Ибрагимов - авторитетный для своего времени религиозный деятель. В мечети хранится надмогильный камень Мухаммеда Галибека эпохи Казанского ханства.

В 1861 году советник коммерции Ибрагим Губайдуллович Юнусов возвел вокруг мечети вместо прежней деревянной - кирпичную ограду и сделал к северной стороне здания кирпичный пристрой с лестницей, удлинил здание на одну оконную ось по фасаду. В 1863 году он же расширил и увеличил михраб, прорубил в нем окно. В 1885 году перестроил минарет, а в 1887 году на средства купцов Валиуллы Гизетуллина (1837-1916) и Мифтахутдина Валишина (1811-1904) круговой балкон минарета был обнесен ажурным металлическим парапетом.

Мечеть представляет собой двухэтажное здание с «Т»-образным пристроем с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла этого пристроя. Функционально мечеть разделена на хозяйственный первый этаж и основной второй с анфиладными молельными залами. Помещения мечети перекрыты сводами. В залах второго этажа своды покрыты пышными лепными и позолоченными орнаментами растительного характера, сочетающими мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета. В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутристенную лестницу, ведущую па минарет. Винтовая лестница внутри минарета ведет на верхний ярус с выходом на круговой балкон для муэдзина. Три яруса минарета практически лишены декора и относятся к периоду эклектизма.

Во внешнее и интерьерное оформление мечети внесены новые барочные мотивы. Использование современных для того времени стилевых характеристик в архитектуре мечети Марджани поставило ее в ряд с другими выдающимися постройками Казани и российской архитектуры.

Деревня Медяна

 

 

 

Медяна (или Медяны) - деревня в Краснооктябрьском районе Нижегородской области. Крупный религиозный центр до революции (деревня известна с 1674 года, а в 1917 году тут насчитывалось пять соборных мечетей, все они были разрушены к 1952 году) и ничем не примечательное в советские годы татарское поселение с 1989 года превращается в один из главных в России центров ислама - религиозно-просветительский комплекс «Медина».

Название «Медяна», по одной версии, имеет русское происхождение («Медная»), по другой, произошло от названия «Города Пророка» - ближневосточной Медины. В обоих случаях название было изменено татарским языком.

В Медяне можно увидеть:

. Мусульманский религиозно-просветительский комплекс «Медина», включающий мечеть Рашида - один из наиболее интересных образцов современной исламской архитектуры в России.

. Территория расселения нижегородских татар - мишарей, с ее этническими пейзажами, деревнями, мечетями, живым татарским языком и обычаями.

Возведение мусульманского религиозно-просветительского комплекса, ведущееся на средства крупного татарского мецената и предпринимателя Фаиза Гильманова, пока еще далеко от завершения, и построены лишь здания мечети, клуба и поликлиники. Однако в перспективе здесь должен возникнуть главный в России Исламский институт, музей ислама, гостиница и ряд других зданий, макеты которых уже сейчас можно увидеть в музее под мечетью Рашида.

Мечеть Рашида - наиболее примечательная постройка села. Возведенная в 1992-1994 годах и названная в честь матери Гильманова, мечеть Рашида - один из лучших образцов современной мусульманской архитектуры в России, а строивший ее архитектор Ильяс Тажиев прославился также возведением мечети на Поклонной горе в Москве. Действительно, две мечети во многом похожи, но Рашида, уступающая в размере, смотрится гораздо оригинальнее и своеобразнее.

В плане мечеть похожа на цветок с пятью лепестками, причем три «лепестка» увенчаны небольшими куполами, а «лепестки», расположенные по бокам от входа, переходят в минареты довольно оригинальной формы (ближе всего к туркестанскому типу минарета). Вся мечеть выстроена из красного кирпича, внутреннее же ее убранство (растительные орнаменты, суры из Корана) выполнено в бело-золотых тонах, причем интересна планировка: «лепестки» представляют собой что-то вроде приделов в православных церквях. Под мечетью, в бровке холма, находятся небольшой музей и гостиница.

Перед лестницей, ведущей ко входу в мечеть, установлен монумент Йа-Син - памятник всем мусульманам, уничтоженным советской властью. Монумент представляет собой ажурную металлическую стелу высотой 25 метров, на каждой из шести граней которой закреплено по двенадцать металлических пластин с прорезанной в них лазером молитвой, посвященной всем безвинно погибшим за веру.

В целом Медяна производит впечатление единого и целостного ансамбля современных построек, и со временем может быть «осознана» как архитектурная и историческая достопримечательность России.

Вообще же, татары-мишари составляют почти все население деревни, и здесь татарская культура не только сохранилась в полной мере, но и динамично развивается. Татарский язык здесь является языком повседневного общения, местные жители исповедуют ислам, да и внешне, чертами лица и телосложением, мишари сильно отличаются как от русских, так и от казанских татар. Если вас интересует татарская культура в современном виде, посетить Медяну было бы интересно вдвойне, тем более, что местные жители отличаются доброжелательностью.

Башня Тамерлана

 

 

 

 


Наиболее ранним мусульманским культовым памятником Урала принято считать так называемую «Башню Тамерлана» у поселка Варна Челябинской области. Это квадратное сооружение из крупных квадратных кирпичей, увенчанное 12-гранной пирамидальной башней высотой 16 метров.

Памятник раскапывался в 1889 и 1982-84 гг. внутри него было выявлено несколько погребений, совершенных по мусульманскому обряду. Архитектура башни напоминает постройки Ургенча. Сооружение принято датировать 14-15 вв. Вероятно, «Башня Тамерлана» относится к числу «мазаров» или «тюрбе» - культовых сооружений с погребениями мусульманских святых.

Но среди местных жителей живет красивая легенда о дочери Тимура (Тамерлана) Кисене и воине из его отряда Менгире, которая повествует об их трагической любви, прерванной казнью Менгирея и самоубийством Кисене. Тамерлан якобы повелел на месте гибели и погребения своей единственной дочери поставить мавзолей-памятник - «башню Тамерлана». Обожженный кирпич, продолжает легенда, от Троицка к месту строительства передавался по цепочке воинов. Хотя ученые доказали, что отрядов Тимура в этих местах никогда не было - они проходили южнее, башня остается притягательным объектом для археологов и историков края, а также многочисленных паломников.

В последние годы заговорили о восстановлении столицы Сибирского ханства Искере, что неподалеку от Тобольска. В 2007 году на мысе Искер был установлен памятный знак, в честь древнего города, который существовал там пять веков назад. Это стало одним из решений круглого стола «Историческая судьба Искера», организованного фондом «Наследие» при поддержке Всемирного конгресса татар, общины татар Тюменской области, сотрудников Тобольского музея-заповедника. Среди других решений - организация специального фонда «Искер», создание программы по сохранению архитектурного наследия, строительство мечети, берегоукрепительные работы с целью сохранения уникального археологического памятника. Значительная часть площадки городища, подмываемая своенравным Иртышом, осыпалась в воду, унеся с собой многие сокровища сибирско-татарской культуры, в том числе многие захоронения с древнего некрополя, называемого Ханским кладбищем.

 

Искусство мусульман

 

Во всем мире очевиден интерес к мусульманской культуре. Но российское мусульманское искусство рискует остаться белым пятном на полотне новых культурных движений. Так считает наша собеседница - искусствовед Патимат Расуловна Гамзатова.

- Патимат Расуловна, искусство Ислама обычно ассоциируется исключительно с глубокой стариной. Какие черты присущи современному мусульманскому искусству?

- Современное мусульманское искусство - это понятие нечасто можно встретить в газетных статьях либо в Интернете. Я бы даже сказала, что мы его практически не встречаем. Почему? Прежде всего, это собирательный термин, а следовательно, это искусство должно быть вычленено на концептуальном уровне, через анализ некоего множества художественных артефактов, существующих в большом географическом пространстве. Существует и давний методологический спор, как правильно следует говорить: искусство Ислама - мусульманское искусство или искусство народов, исповедующих Ислам.

Что мы подразумеваем под современным мусульманским искусством: определенный круг проблем, тем, авторов или просто творчество художников, принадлежащих к мусульманскому ареалу? Прежде всего, надо отметить, что современное авангардное искусство вообще связано с художественными принципами, которые формировались европейской культурой. Станковая живопись, скульптура пришли из Европы, и творчество первых художников-выходцев из мусульманской среды развивалось, скорее, в оппозиции к традиционным формам творчества. Другое направление современного мусульманского искусства - развитие каллиграфической традиции новыми живописными средствами.

Научная специализация: этническое, мусульманское и современное ювелирное искусство, мусульманское ковроткачество, народное и современное искусство Дагестана, советское и русское непрофессиональное прикладное искусство. Имеет более семидесяти научных и научно-популярных публикаций.

- Что вы можете сказать о современных мусульманских художниках России? Есть ли они?

- После долгих лет забвения религиозного искусства и проблем религиозного дискурса в творчестве в постперестроечные годы мы сталкиваемся с большим интересом к традиционному, в том числе и религиозному, искусству у представителей всех конфессий России. Конечно же, можно выделить тех художников, которые бережно работают с традицией или транслируют в своем творчестве концептуальные, этические и эстетические качества, свойственные искусству Ислама в формах авангардного и актуального искусства. Особенностью исламского искусства является использование геометрической формы. Такое использование геометрии отражает язык вселенной и помогает верующему отобразить в жизни величие созидания.

- Заходя на всевозможные интернет-форумы, где обсуждается тема современного исламского искусства, сталкиваешься с тем, что их участники плохо владеют материалом, не знают ни тенденций, ни имен художников. В лучшем случае называются несколько известных и востребованных на Западе художников, причисление которых к представителям исламского искусства достаточно сомнительно. Как правило, они иллюстрируют негативное представление Запада об Исламе. Как можно исправить ситуацию? Что нужно делать?

- Действительно, мы очень мало знаем о том, что происходит в мусульманских странах с художественной точки зрения. На Ближнем Востоке, в Турции, Иране проходят масштабные художественные форумы, о которых у нас мало информации. Притом что интерес к нашей стране, уровень престижа российского искусства и искусствоведения там традиционно высок. Так, почетным председателем X Каирского биеннале 2007 года был избран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Однако в российских СМИ не было ни одной художественно-аналитической или просто обзорной статьи на данную тему. Нет также никакой системы оповещения через Союзы художников или министерства культуры об этих художественных событиях российских мастеров, которые могли бы принять в них участие и получить для этого поддержку государственных организаций, фондов или частных спонсоров. Сейчас такое участие, как правило, - инициатива самих художников, случайно получивших информацию из Интернета.

В Иране в IV международном биеннале искусства исламского мира принимали участие российские художники Адиль Астемиров и Ирина Гусейнова. Их участие в этом событии состоялось вопреки сложившейся ситуации. Ни один источник массовой информации в России не осветил это событие.

Думаю, что дальнейшее обращение арт-критиков и кураторов к современному мусульманскому искусству России и других регионов мира позволит более широко и, главное, более глубоко и многозначно выявить актуальные художественные процессы [1].

В Государственном Музее искусства народов Востока в Москве открыта выставка о традиционной культуре Йемена. Экспозиция рассказывает о традиционной культуре Йемена, страны с богатейшим историческим прошлым, но до сих пор остающейся одним из самых загадочных и малоисследованных регионов Аравийского полуострова.

Выставка посвящена 25-летию Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ), которая явилась одной из крупнейших гуманитарных акций Академии наук СССР. Экспедиция была создана для проведения многолетних археологических, историко-культурных, лингвистических, этнографических изысканий, которые должны дать всестороннее представление об истории и культуре Юга Аравии с древнейших времен до наших дней.

В экспозиции представлена разнообразная утварь и предметы быта, мужские и женские национальные костюмы, женские украшения, головные уборы, сосуды для косметики, национальные кинжалы, работы современных художников, побывавших в Йемене. Благодаря большому количеству аудиовизуальных материалов ее посетители могут окунуться в традиционный мир жителей Йемена, увидеть и услышать рассказ о продолжающейся и поныне работе российских ученых [8].

Также стартует в Москве неделя культуры Исламской республики Иран. Официальная церемония ее открытия состоится 21 апреля на сцене Малого театра; в ней примет участие министр культуры и исламской оринтации ИРИ Хоссейн Сафар-Харанди.

В рамках Недели в Москве пройдет ряд мероприятий с участием иранских артистов, музыкантов, ремесленников, художников и т.д. Кроме того, в течение недели в кинотеатре «Иллюзион» будет идти показ современного иранского кино. Вниманию российских зрителей предложат фильмы: «Солнце всем светит одинаково» (2007), «Иисус, Дух Божий» (2006), «Материнская любовь» (1998), «Плакучая ива» (2006) и «Кусок хлеба» (2005).

Москвичи и гости столицы смогут также побывать на выставке в Московском музее современного искусства, где будут представлены творения современных иранских художников, работающих в традиционных техниках. Экспозиция выставки будет включать в себя образцы каллиграфии, миниатюры, текстильные изделия и керамику.


 

 

 

В Дагестане стартовал VI открытый общероссийский конкурс по арабской каллиграфии, организатором которого выступает Университет народов Кавказа. Он ставит своей целью приобщение молодежи к ценностям арабо-мусульманской культуры, противодействие распространению псевдоисламских и экстремистских идеологий. Основной же целью конкурса является выявление молодых людей, обладающих знаниями и талантом в арабской каллиграфии, и поощрение их стремлений к духовному совершенствованию.

Принять участие в конкурсе могут все желающие, вне зависимости от возраста и места проживания. Для этого им необходимо отослать в адрес оргкомитета свои работы, сопроводив их переводом на русский язык и арабским вариантом текста надписей, выполненным почерком «насх».

Общероссийский конкурс по арабской каллиграфии был учрежден в 2003 г. Первоначально в нем участвовали студенты одних только дагестанских вузов, однако с течением времени география его участников все более и более расширялась. В прошлом году в конкурсе, помимо дагестанцев, приняли участие представители Адыгеи, Чечни, Кабардино-Балкарии, Астраханской области и Ставропольского края.

 


Заключение

. Ислам в России причислен к разряду традиционных религий, что выводит его за рамки системы формальных и неформальных ограничений, затрагивающей инфраструктуру и активность «новых (или нетрадиционных) религиозных движений».

Федеральные органы власти оказывают исламским структурам России определенную поддержку - содействуют мусульманским религиозным структурам в «возрождении духовности»: участвуют в ремонте имеющихся культовых зданий в областных и районных центрах, выделяют земельные участки, стройматериалы и финансы для строительства новых мечетей. А также оказывают материальную помощь в развитие современного исламского искусства, а также построение новых мечетей и реконструкция древних (например, деревня Медяна).

Первые лица Духовных управлений мусульман - муфтии - становятся все более привычными участниками официальных статусных мероприятий как регионального, так и федерального уровня, причем не только в «традиционно мусульманских регионах» (Татарстан, Башкортостан, Дагестан), но и в так называемых «русских областях» (Московская, Саратовская, Нижегородская). Федеральные и региональные СМИ выделяют эфир и газетные полосы не только для выступлений исламских религиозных лидеров, но для исламских медиапроектов.

. Социальные последствия активизации ислама в Российской Федерации носят противоречивый характер:

позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в Российской Федерации. Политизация ислама, чуждая традиционному российскому исламу, порождает угрозу территориальной целостности Российской Федерации, подпитывает исламский радикализм и экстремизм, отрицает светский характер государства.

Но российское законодательство содержит положения, в соответствии с которыми религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также не принимает участия в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Усиление государственного контроля за соблюдением этой нормы закона всеми религиозными организациями, в том числе и мусульманскими, могло бы содействовать сдерживанию политизации ислама в Российской Федерации.

3. Одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должна стать разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации путей и средств законодательного регулирования деятельности православных, мусульманских и других традиционных российских религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственном воспитании населения, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности, за улучшение экологической ситуации.

4. В настоящее время единственной политической идеологией является евразийская идеология, которая, впрочем, пока представляет собой лишь культурно-пропагандистский проект, предполагающий сближение русских и мусульман. Эта идеология привлекательна и для народов Поволжья, Средней Азии и Кавказа.

Предпринимавшиеся до сих пор попытки «цивилизовать» российский ислам на основе упрочения культурных связей и межрелигиозных контактов (министр по делам национальностей В. Зорин, Комиссия по межконфессиональным отношениям полпреда Приволжского федерального округа С. Кириенко), посредством чисто исламских проектов (Исламская партия России, Исламский комитет, Центральное духовное управление мусульман под председательством верховного муфтия Т. Таджуддина, Совет муфтиев России Равиля Гайнутдина) или политических организаций (Общероссийское политическое общественное движение «Евразия», Ассамблея народов России, Евразийская партия России) не позволили российскому государству должным образом утвердить свой авторитет в мусульманских общинах России.

Наиболее ощутимые результаты были достигнуты в сфере научного и культурного сотрудничества (под патронажем С. Кириенко), а также в рамках политических проектов: ОПОД «Евразия» А. Дугина и Т. Таджуддина, Евразийская партия А. Ниязова и Н. Аширова. Стоит отметить, что Евразийская партия пользуется несомненным влиянием среди мусульман в поволжских, уральских и сибирских регионах.

5. Помимо этого, Россия стала наблюдателем в ОИК - это историческое событие. Оно определило магистральное направление нашего движения. Мы идем на сближение с исламским миром, а главный итог - это изменение подходов к отношениям с исламским миром.

Сотрудничество России с исламскими странами ближнего и дальнего зарубежья в реализации транспортно-коммуникационных, инфраструктурных, трубопроводных и иных промышленных проектов позволит России уйти от «антитеррористической», конфликтной по своей сути, риторики так называемого «диалога с исламом», проводить независимую от Европы и США политику по отношению к исламскому миру, а также сформировать в исламских странах мощные группы сторонников политического и экономического сближения с Россией.


Список литературы

1. «Медина аль-Ислам», № 59, 2008 г. - с. 6

. «Ислам минбаре» № 3, 2008 г. - с. 10

3. www.islam.ru <http://www.islam.ru>

Боровиков С. Е., Казанцев Е. Д., Переслегин С. Б., Рахимов К. К., Собянин А. Д. Место коридора «Север - Юг» в системе транспортных коридоров Евразии: формирование индийскоиранско-российского пространства экономического сотрудничества // РЖД-партнер. 2002. № 7. С. 22-25; № 8. С. 21-24; № 9. С. 30-34.

5.Боровиков С. Е., Казанцев Е. Д., Переслегин С. Б., Рахимов К. К., Собянин А. Д., Громыко А. А. Россия и Иран: новая реальность. Создание геополитического союза в Евразии вполне возможно // Независимая газета. 26.06.1998.

. www.russia-islamicworld.ru

7. www.medina.su <http://www.medina.su>

. www.IslamRF.ru <http://www.IslamRF.ru>

. Радугин А. А //Культурология, 1997. М.: издательство «Центр»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...