Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2-3. Структура идентификации




1. Объекты и субъекты идентификации

2. Виды идентификации

3. Средства идентификации

4. Критерии идентификации

 

4.1 Понятие критериев идентификации

4.2 Органолептические показатели

4.3 Физико-химические показатели


5. Требования, предъявляемые к критериям идентификации

6. Методы идентификации

Идентификация как вид деятельности имеет структуру, характеризующуюся опреде­ленными структурными элементами (схема 2).

1. Объекты и субъекты идентификации

Объектами идентификации являются продукция, услуги, ценные бумаги (деньги, ак­ции, вексели и др.), информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельно­сти. Мы ведем речь лишь об одной группе объектов - продукции, которая вовлекается в про­цесс купли-продажи и становится продовольственным товаром, хотя многие из рассматри­ваемых вопросов в равной степени могут быть отнесены и к непродовольственным товарам.

Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются все участники рыночных отношений: изготовитель - на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий и при отпуске готовой продукции; продавец — на стадиях заключения до­говоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже. Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего неосознанно и не имея достаточной квалификации, ориентируясь лишь на собственный житейский опыт и знания.

2. Виды идентификации

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассорти­ментная (видовая), качественная (квалиметрическая) и товарно-партионная (товарной партии).

Ассортиментная (видовая) идентификация — это установление соответствия наиме­нования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования.

Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его на­именованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при сер­тификации товаров. Видовая идентификация одновременно служит методом выявления несо­ответствия, что определяется как фальсификация товаров.

Качественная (квалиметрическая) идентификация — установление соответствия тре­бованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.

Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту, указанному на маркировке и/или в сопро­водительных документах. При этой идентификации устанавливаются градации качества: стандартная, нестандартная, условно пригодная на пищевые цели, отход или непригодная на пищевые цели продукция. Если стандартная продукция подразделяется на товарные сорта, то устанавливается соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводи­тельных документах. При обнаружении несоответствия сорту отрицательный результат идентификации констатируется как особый вид фальсификации - пересортица.

Товарно-партионная (товарной партии) идентификация — один из наиболее слож-


ных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии. Сложность заключается в том, что в большинстве случаев отсутствуют или не очень надежны критерии для идентификации. Очень трудно установить принадлежность товара определенного наименования, например пшеничного хлеба из муки высшего сорта, произведенного одним хлебозаводом, но разными сменами и/или из муки от разных постав­щиков.

За рубежом делаются попытки наносить на упаковку или товар определенную ин­формацию, позволяющую идентифицировать товар, в том числе и его принадлежность к конкретной товарной партии. В России маркировка, идентифицирующая конкретную товар­ную партию, применяется лишь для консервов путем нанесения на донышко банки сведении о наименовании консервов (ассортиментный номер по ОКП), предприятии-изготовителе (по­рядковый номер по ОКНО), индекса ведомства, которому принадлежит предприятие-изготовитель, номера смены, даты, месяца и последних цифр года изготовления (или срока годности). Вероятно, аналогичные способы товарно-партионной идентификации было бы це­лесообразно разработать и для других пищевых продуктов.

3. Средства идентификации

К средствам идентификации товаров относятся нормативные документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использо­ваны для целей идентификации, а также технические документы, в том числе товарно-сопроводительные (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т.п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.

Назначением указанных средств является регламентация критериев идентификации. И большей мере этому требованию должны отвечать нормативные документы.

4. Критерии идентификации

4.1 Понятие критериев идентификации

Это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представ­ленного товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными НД.

В стандартах, ТУ, Правилах Системы сертификации пищевых продуктов и продоволь­ственного сырья предусматриваются три группы показателей.

органолептические;

физико-химические;

микробиологические.

Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие собственно потребительские свойства самого товара. Микро­биологические показатели относятся к показателям безопасности, зависящим от внешних воздействий и обсеменения микрофлорой. Пищевые продукты служат для микроорганизмов питательной средой, поэтому обсемененность микроорганизмами и наличие вырабатываемых ими микотоксионов не могут быть критериями идентификации.

Непригодны в качестве критериев идентификации и многие физико-химические пока­затели безопасности, определяемые при сертификационных испытаниях. Они лишь косвенно свидетельствуют о загрязнении сырья, пищевых продуктов и несвойственны экологически чистым продуктам (или содержание их ничтожно). Это относится к таким показателям безо­пасности, как токсичные микроэлементы, микотоксины, радионуклеиды, антибиотики, гор­мональные препараты, нитраты и др. Наиболее пригодны для целей идентификации органо­лептические и отдельные физико-химические показатели.


ность вин, так как довести эти показатели до требуемых норм очень легко путем добавления в необходимых количествах этилового спирта, сахара и кислот. При идентификации сливоч­ного масла в качестве критериев не следует применять массовую долю жира, влаги, так как при фальсификации сливочного масла его заменяют чаще всего маргарином или другими аналогами, не отличающимися от сливочного масла по основным предусмотренным в стан­дартах показателям

5. Требования, предъявляемые к критериям идентификации

В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые от­вечают, следующим требованиям:

типичность для конкретного вида, наименования или однородной группы продукции;

объективность и сопоставимость;

проверяемость;

трудность фальсификации.

Среди перечисленных требований наибольшую значимость имеет типичность, кото­рая может характеризоваться комплексными или, что реже, единичными показателями, до­полняющими друг друга и отличающимися разной степенью достоверности. Так, для нату­рального кофе наиболее типичным критерием идентификации служит содержание кофеина. Однако при частичной небольшой замене натурального кофе зерновыми заменителями или цикорием не всегда возможно идентифицировать натуральность кофе по кофеину. В этом случае критерий содержания кофеина должен быть дополнен органолептическими методами, а также определением микроструктуры тканей. Добавка зерновых заменителей приведет к появлению крахмальных зерен, что несвойственно кофе.

Для виноградных вин наиболее типичный и объективный критерий идентификации — количество и размер взвешенных коллоидных частиц, изменение дисперсности и устойчиво­сти коллоидных систем при добавлении электролитов, например №С1, и изменении рН.

Критерии идентификации должны быть объективными и независящими от субъек­тивных данных испытателя (его компетентности, профессионализма, учета интересов изго­товителя или продавца и др), а также условий проведения испытаний.

Проверяемость принятых для идентификации критериев — одно из важнейших тре­бований. Оно означает, что при повторных проверках независимо от субъектов, средств и ус­ловий проведения идентификации в отношении показателей идентифицируемого объекта бу­дут получены одни и те же или близкие результаты (в пределах ошибки опыта).

Трудность фальсификации объекта по идентифицирующим критериям может служить гарантией надежности и достоверности идентификации. Поэтому важно в качестве критерия идентификации выбрать такие характеристики, при подделке которых фальсификация бес­смысленна. При этом затраты на нее будут настолько значительны, что полученная прибыль не окупит расходы на фальсификацию

К таким труднофальсифицируемым критериям относятся, например, жирно-кислотный состав коровьего масла, дисперсность вин, микроструктура кофе.

В связи с тем, что органолептические и многие физико-химические показатели в ряде случаев не отвечают требованиям проверяемости и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев.

Таким образом, идентификация товаров должна носить характер комплексной оценки, при которой наибольшую значимость имеют, типичные и труднофальсифицируемые крите­рии.

В действующих стандартах, ТУ и других нормативных документах такие критерии зачастую отсутствуют. Регламентируемые в них органолептические и физико-химические показатели, как уже; указывалось, недостаточно достоверно идентифицируют продукцию. Поэтому чрезвычайно важна разработка специальных критериев идентификации и внесение соответствующих дополнений в стандарты и Правила Системы сертификации ГОСТ Р пище­вых продуктов и сельскохозяйственного сырья. В принципе, такая работа уже ведется, к со-


жалению медленными темпами.

6. Методы идентификации

Для целей идентификации могут применяться две группы методов: органолептич-ские и измерительные.

Органолептические методы — это методы определения значений показателей каче­ства с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов:

визуальный метод — для определения с помощью органов зрения внешнего вида и цвета, внутреннего строения и других показателей продукции;

вкусовой метод — для определения вкуса продукции с помощью вкусовых точек на языке и небе;

обонятельный метод — для определения с помощью обоняния запаха (аромата, буке­та) продукции;

осязательный метод — для определения с помощью осязания консистенции продук­ции.

Измерительные методы — это методы определения значений показателей качества с помощью технических средств измерения.

В зависимости от используемых средств измерения эти методы подразделяют на сле­дующие подгруппы:

физические методы — для определения физических и химических показателей каче­ства с помощью средств измерения (мер, физических приборов, измерительных установок и

др);

химические методы — для определения химических показателей с помощью стан­дартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок.

Физические и химические методы имеют разновидности: микроскопия, фотометрия, фотоэлектроколориметрия, хромотография, спектрофотометрия, ионометрия, флюоресцен­ция и др.

Указанным методам идентификации присущи определенные достоинства и недостат­ки. Сравнительный анализ этих методов приведен в табл. 1.

Таблица 1 Преимущества и недостатки органолептических и измерительных методов идентификации

_____ Группа методов___________ Преимущества метода________________ Недостатки метода__________

Органолептические методы Простота Субъективизм оценки

Доступность Отсутствие сопоставимых результатов

Быстрота Описательный характер результатов изме-

Дешевизна рений

Измерительные методы Объективность Высокие материальные и временные за-

Повторяемость траты на измерение (необходимость ис-

Сопоставимость и проверяемость пользования технических средств измере-

результатов ний и продолжительность испытаний) По-

Выражение результатов в обще- требность в квалифицированном персонале

принятых единицах измерения и испытательной базе___________________

Как видно из таблицы достоинства одного метода устраняют или смягчают недостатки другого, что предопределяет комплексное использование обеих групп методов. Взаимно до­полняя друг друга, эти методы повышают достоверность результатов идентификации.

ВЫВОД

Идентификации свойственны структурные элементы, присущие любой деятельности, но их содержание во многом типично только для этого вида деятельности. К таким типичным элементам относится конечный результат — это подтверждение соответствия товара требо­ваниям, предусмотренным для определенного аналога, вследствие чего устанавливается по­длинность товара. При выявлении несоответствия (отрицательный результат) констатируется


фальсификация товара. Оба результата — положительный и отрицательный — имеют ре­шающее значение для определения дальнейшей судьбы товара.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...