Схема 2. Структура политики
Политика существует на разных уровнях, представленных в таблице 1. Таблица 1. Уровни политики
Сфера политики динамична, изменчива. Почти любой общественный вопрос может стать политическим, если, по мнению политических лидеров, он затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений (охрана безопасности граждан, развитие международных связей, борьба с коррупцией, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий и т.д.). Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов, осуществляемая во внешней среде, на международной арене, направленная на реализацию национально-государственных интересов, минимизацию внешних угроз, развитие контактов и сотрудничества с другими субъектами международного права (государствами, международными организациями). Внутренняя политика – внутригосударственная активность, охватывающая совокупность мероприятий в социальной, собственно политической, этнонациональной, культурной, экономической, финансовой, торговой, религиозной и других областях. Цели внутренней политики связаны с сохранением существующей социально-политической системы, предотвращением внутренних угроз национальной безопасности страны (разрешением экономических, политических, оборонных, демографических, экологических, гуманитарных и других проблем), с развитием общества и государства.
Парадигмы объяснения политики. В современной политической науке все чаще используется категория «парадигма (-ы)» (в переводе с греческого – «образец»). Её использование в значительной мере позволяет расширить представления о сущности и функциях политики, её различных связях и ипостасях, и даже о её происхождении. Введённая в социальные науки и эпистемологию американским исследователем Томасом Куном в 60-е гг.ХХ века (работа «Структура научных революций»), категория «парадигма» обозначает совокупность научных достижений, фундаментальную теорию (теории), служащие образцом постановки и решения познавательных проблем для большинства научного сообщества в данный период (эпоху) [8]. Переход большинства учёных, особенно в естественных науках, к поддержке новой парадигмы и означает, согласно Т. Куну, «научную революцию» (теории Птолемея – Коперника, Ньютона – Эйнштейна и т.п.). Однако в социальных науках различные познавательные модели – «парадигмы» – могут длительное время уживаться друг с другом, более того, дополнять друг друга в осмыслении разных сторон многомерных социальных объектов, каким является и политика. В общем, можно понимать под парадигмами политики (в плане её осмысления) различные теоретические модели её объяснения, отвечающие на три базовых вопроса: о происхождении (1), о сущности (2) и о причинах изменения политики (3). Выделяют 4 парадигмы объяснения политики: I. Теологическая (богословская) происхождение и развитие политики объясняет действием сверхъестественных сил (Бога); II. Натуралистическая: политика объясняется действием факторов природного происхождения (география, климат, природные свойства человека, психология индивидов и толпы и др.);
III. Социальная исходит из решающего влияния на политику какой-либо иной сферы общественной жизни: экономики (К. Маркс), религии, этики (М. Вебер), культуры, права и др. IV. Рационально-критическая рассматривает в качестве причин функционирования и развития политики взаимодействие её внутренних сил, элементов. Наибольшие интерес и значение представляет для политических наук, включая и науку политического управления, рационально-критическая парадигма объяснения политики, концентрирующая своё внимание на внутренних процессах, взаимодействиях элементов самой политики, как причинах её изменения и развития. Важнейшие разновидности этой парадигмы и их особенности представлены в таблице 2. Таблица 2. Разновидности рационально-критической
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|