Многоканальная система массового обслуживания с отказами
Допустим, что система имеет п каналов и работает с отказом. Строим граф состояний (рис. 5.2) Из графа состояний видно, что перевод системы слева направо осуществляется с плотностью λ, что обусловлено независимостью потока заявок от числа каналов обслуживания. Обратный перевоз системы справа налево осуществляется с суммированной плотностью кμ (суммируются потоки от всех занятых каналов).
…… ……
где к - число занятых каналов. Рис. 5.2. Граф состояний многоканальной СМО с отказами
Применяя мнемоническое правило «что вытекает, то и втекает» получаем: для к=0: Р0 = μР1; Р1= для к=1: λ Р1 + μР1 = λ Р0 +2 μР2; 2 μР2= λ Р1 + μР1 - λ Р0 2 μР2= λ Р1 + μР1 - λ для к=2: λ Р2+2 μР2 = λ Р1 +3 μР3; 3 μР3 = λ Р2 +2 μР2 - λ Р1; 3 μР3 = λ Р2+ μР2 - λ Аналогично и для к и п занятых каналов. В общем случае можно записать
Сумма вероятностей всех состояний должна быть = 1 потому
Пример: смотри условие предыдущего примера, только п = 2 (λ = 5; μ = 3; п = 2). Решение: 1. Определяем параметр α, то есть приведенную плотность
2. Определим вероятность состояния х0, то есть полного простоя станции
Следовательно, 24,6% времени станция будет полностью простаивать (в предыдущем примере Р0 = 0,375)
3. Определим вероятность других состояний Р1 = α Р0= 1,67·0,246 = 0,41; Проверка
4. Вероятность отказа системы Ротк= Р2 =0,344 То есть, 34,4% получают отказ (в предыдущем примере Ротк =0,625)
5. Относительная пропускная способность qотн = 1- Ротк = 1 - 0,344 = 0,656 То есть, 65,5% автомобилей будут обслужены (в предыдущем примере 37,5%)
6. Определяем абсолютную пропускную способность станции: за 1 ч → Qабс = λ · qотн = 5 · 0,656 = 3,28 авт./час за 10 ч → 32,8 авт. (в предыдущем примере ≈ 19 авт.)
7. Определяем номинальную (max) пропускную способность станции Qmax = μ·t·n = 3·10·2 = 60 авт.
8. Отношение
9. Определим среднее число занятых каналов М(к) =
Многоканальные СМО с ожиданием при Ограниченной очереди Допустим СМО имеет п каналов обслуживания и m мест в очереди. Как только все места в очереди заняты заявка получает отказ. Построим граф состояний (рис.5.3)
….. …..
Рис. 5.3. Граф состояний многоканальной СМО с ожиданием при ограничении очереди
Из графа состояний видно, что поток слева направо характеризуется плотностью λ, а справа налево до возникновения очереди суммарной плотностью кμ, а после возникновения очереди постоянной плотностью пμ. Пользуясь мнемоническим правилом вычислим вероятности состояний системы: До возникновения очереди
После возникновения очереди
Сумма вероятностей всех состояний системы = 1, то есть
откуда
Пример: (смотри предыдущий пример) λ = 5; μ = 3; n = 2 и m = 2 Решение: 1.
Рис. 5.4. Граф состояний двухканальной СМО с двумя местами в очереди 2. Определим приведенную плотность α α= 3. Вероятность состояния х0, полного простоя станции
4. Вероятность состояний системы до возникновения очереди Р1 = α Р0 = 1,67∙0,16 = 0,27; 5. Вероятность состояний после возникновения очереди Р3 = Р4 = Проверка
6. Вероятность отказа Ротк = Р4 = 0,159 7. Относительная пропускная способность станции qотн =1- Ротк = 1- 0,159 = 0,841 (в предыдущем примере 0,656) То есть 84% автомобилей будут обслужены. 8. Абсолютная пропускная способность станции за 1 ч → Qабс = λ · qотн = 5 · 0,841 = 4,205 авт./ч за 10 ч → 42,05 авт. (в предыдущем примере ≈ 32,8 авт.) 9. Номинальная (max) пропускная способность станции Qmax = μ·t·n = 3·10·2 = 60 авт. 10. Отношение 11. Среднее число занятых каналов М(к) = 159) = 1,728 канала (в предыдущем примере →1,098) 12. Средняя длина очереди М (S) = 13. Среднее время ожидания в очереди
14. Среднее время пребывания автомобиля в системе
Из рассмотренных примеров наглядно видно, что эффективность системы повышается с увеличением числа каналов обслуживания и при наличии очереди. Однако, при этом повышаются и затраты на содержание системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|