Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и типы технических средств обучения




Использование аудиовизуальных технологий в учебно-воспитательном процессе

 


Понятие и типы технических средств обучения

 

Школа, ограниченная определенными сроками обучения, не может беспредельно расширять рамки учебных программ, чтобы охватить все достижения науки и техники. Поэтому для максимальной активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания и начали применять при обучении новые методы и средства. Среди них Технические и аудиовизуальные средства обучения занимают одно из ведущих мест.

Аудиовизуальные средства обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.

Опыт учителей-практиков убедительно доказывает, что применение ТСО способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся.

В понятие «Технические средства обучения» входят носители учебной информации (видео и кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, звукозаписи, CD и DVD диски и т.д.) и аппаратура или технические устройства, при помощи которых эта информация воспроизводится.

Носители информации можно разделить на следующие типы: экранные средства обучения, звуковые, экранно-звуковые, мультимедийные.

Экранные средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд). К их числу относятся учебные диапозитивы, транспаранты, диафильмы, эпиобъекты, а также немые (неозвученные) кинофрагменты.

Учебные диапозитивы - серия изображений, предназначенных для учебных и воспитательных целей. Создают их фотографическим способом на прозрачном материале (пленка). Проецируют их на плоскость с помощью диапроектора или рассматривают на просвет. Диапозитивы бывают черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные. Демонстрировать их можно в любой методически необходимой последовательности.

Транспаранты - изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами.

Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов. В школах применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-10 накладывающихся друг на друга кадров или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м.

В серии накладывающихся транспарантов каждый кадр содержит отдельные элементы изображения, которые в процессе демонстрации создают на экране целостный образ или воспроизводят процесс, помогая тем самым представить изучаемое явление в развитии.

Распространены в школах и самодельные транспаранты. Изготовляют их на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью маркера, множительной техники (ксерокса, принтера). Нужный материал (чертежи, рисунки, схемы, тексты и т.д.) учитель может готовить заранее или выполнить в процессе урока.

Эпиобъекты - изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты, иллюстрации из книг и т.д.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отраженном свете.

Максимальный размер используемых эпиобъектов, демонстрируемых новым школьным эпипроектором ЭП - 190Х190 мм. Они могут быть как черно-белые, так и цветные.

Учебные диафильмы - серии изображений, полученные фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности. Диафильмы бывают черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.

Размер кадра фабричного диафильма в нашей стране принят равным 18х24 мм. На ленте монтируют обычно от 25 до 45 кадров.

В диафильмах (они, как правило, содержат один сюжет или по два-три сюжетных фрагмента) заложена некоторая методическая последовательность расположения кадров, определяющая структуру построения урока. Связь между кадрами диафильма определяет содержание учебной программы и осуществляется с помощью монтажа.

Проекционными аппаратами называют оптические устройства, образующие на экране увеличенные изображения различных объектов.

К числу последних относятся различные диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), эпипроекторы, которые дают возможность учителю и учащимся просматривать в незатемненном помещении отдельные кадры диафильмов и диапозитивов, проецировать на экран в увеличенном виде диафильмы, диапозитивы, транспаранты, эпифильмы, фотографии, рисунки, чертежи, а также плоские детали и модели, физические и химические опыты. Иначе говоря, проекционные аппараты дают возможность получать статическую проекцию объекта.

Учебное телевидение - способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем.Учебные телевизионные передачи - передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке.

Видеозаписи - зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной магнитной ленте изображение и звук. На уроках используются видеозаписи учебных телепередач, кинофильмов, производственных процессов, опытов, некоторых явлений микромира и т.д.

Технология мультимедиа(multimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию.

К мультимедийным средствам обучения следует отнести: программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств - значительный объем и разнообразие данных, а также возможность прямого доступа к ним; а также технические средства, позволяющие работать с информацией различного типа.

За последние годы создано большое количество мультимедийных программ учебного назначения (в основном распространяемых на CD), призванных играть активную роль в учебном процессе, взаимодействовать с учащимися в ходе процесса обучения, организовывать этот процесс, руководить и управлять им.

Теперь мы можем говорить об электронном пособии, которое способно не только «выдать предметную текстовую информацию, снабженную иллюстрациями: оно «ведет» по содержанию, усиливая восприятие возможностями современного компьютера. В частности можно смоделировать и увидеть какой-либо процесс в его динамике (физика, химия), фрагмент из исторического фильма (история), услышать стихотворение великого поэта в художественном исполнении и многое другое. Учитель может работать не только с содержанием материала, но и с его структурой, что намного облегчает анализ материала и подготовку к проведению учебных занятий.

Обучающие мультимедиа-программы могут включать и элементы контроля знаний учащегося, например, путем включения вопросов с набором альтернатив, выбор каждой из которых может сопровождаться оценочными комментариями; данная возможность особенно важна в процессе самообразования.

Обычно в школьный комплект мультимедийного оборудования современной школы входит мультимедиа ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска обратной проекции, система звукоусиления.

Для создания и демонстрации мультимедиа приложений требуются некоторые дополнительные устройства для ввода-вывода графических и видео материалов:

·         сканер.

·         цифровая фото или видеокамера.

·         цветной принтер.

·         цифровой фотоаппарат.

·         столик для проектора.

·         экран на штативе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...