Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические приёмы использования (экранных, звуковых, экранно-звуковых, мультимедийных) средств




 

Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента урока, на котором их будут применять.

Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяют как зрительную опору для последующейсамостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений.

Применение экранных средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока. Прежде всего, нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа экранного пособия не следу делать очень длинным, достаточно нескольких минут.Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев экранное пособие. Если диафильм посвящен незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным. Например, при показе природы далеких стран учитель сравнивает ее с родной природой, говорит о различиях, связанных с климатом, и т.п. Перед показом, например, диафильм о зоопарке, вспоминают знакомых животных и т.д. Чем доступнее содержание диафильма, тем короче вступительное слово.

После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность показа пособий определяется в зависимости от того, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним. Длительная демонстрация утомляет учащихся, особенномладших школьников.Обычно по ее окончании изображение выключается, и беседа идет по памяти. Используется и прием повторного показа пособий. В этом случае сокращается время демонстрации, и последующие объяснения дают сами учащиеся.

Эффективное применение статичных экранных пособий зависит от той роли, которую играет учитель. Учащиеся, опираясь на конкретные зрительные образы, под руководством учителя сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают определенные логические умозаключения, обобщения. Таким образом, учитель организует единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности учащихся.

Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.

Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.

Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами.

Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи.

Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями;

д) с микро- и макрообъектами.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель; насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме): в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия. При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на других учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися. Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздерживаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий должен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения-

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

пояснить непонятные места фильма;

обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;

подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;

связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения учащимися заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следственных связей и т.д.

Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке.При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля.

Полезно использовать фильмы до выхода с детьми на экскурсию. Это поможет обратить их внимание на цель экскурсии. Снятый на видеокамеру ход экскурсии используется в после экскурсионной работе для более детального осмысления того, что на ней было увидено и услышано, для дополнения и расширения полученного материала, выявления уровня полученных знаний.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты.Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. В другом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактический материал, ведущий к появлению вопроса.Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути ее разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...