Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для начинающих необязательно брать на себя большие молитвенные правила. Лучше начать молиться не долго, но часто – краткими молитвами.




Высшие Богословские курсы

При Московской Православной Духовной Академии

 
 

 

 

 

 


Раздел 2:

«ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ

НРАВСТВЕНОСТИ»

по предмету «КАТЕХИЗИС»

(«Основы Православия», в рамках предмета «Введение в Богословие»)

 

Учебное пособие

 

 

Москва

2007 г.


Раздел 2:

«ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕНОСТИ»

 

Курс написан в аподиктической форме (вопросов и тезисных (кратких) ответов) с использованием схем. Во вводной части указывается источник, откуда Церковь берет заповеди Божьи и ставит их в основу учения о нравственности.

Введение

1. Что рассматривает предмет "Введение в Богословие"?

Рассматривает главные положения христианского мировоззрения (вероучения), нравственных принципов, которые помогают христианину, находящемуся в Церкви, правильно приобщаться благодати Божией, искупительного подвига Господа Иисуса Христа для спасения души.

 

2. Цель христианской жизни. Задачи, вытекающие из цели.

Средства к спасению (основные три добродетели).

Цель - спасение. Задачи:

- стяжание Духа Святого (приобретение);

- уподобление (подражание, соработничество);

- обожение (преображение).

Средства: добродетели веры, надежды, любви, которые являются основой христианской жизни. (Смотри приложение 0.0.1.)

3. Необходимость веры (определение, цитаты из Священного Писания).

Отличие веры от знаний. В чём состоит союз веры и добрых дел?

Вера - духовное зрение: "Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение" (святитель Кирилл Александрийский).

Вера это когда упование выше понимания: "Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых" (Евр.11.1).

Вера - необходимое условие для спасения: "...без веры же невозможно угодити Богу" (Евр.11.6).

" Истина в христианстве — это Христос, а не доктрина… идеология " [1] – или научные знания. Процесс позна­ния истины в христианстве становится путем соедине­ния со Христом. Познание само по себе не есть цель христианина, каковой оно является, например, в гности­цизме. Оно — лишь средство к неизмеримо более высокой цели — к обожению человека. [2]

Сама по себе вера не отрицает знание, а дает ему применение во спасение души: "...аще не уверуете, не имати разумети" (Ис.7.9).

Существует непосредственная связь между верой и исполнением заповедей Христовых. Как пишет преподобный Нил Синайский, по мере веры нашей получаем мы и помощь на творение воли Христовой. Итак, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силы на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей, тот показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них.

4. Об откровении Божественном, посредственном - через видимую природу и

непосредственном - через избранников Божиих.

Божественное откровение - откровение Бога людям для их спасения. Через посредственное откровение человечество может прийти к выводу о разумности, гармоничности этого мира; к вере в единого Бога: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Рим.1.20).

Через непосредственное откровение: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил" (Евр.1.1-2).

5. Священное Предание и его состав.

Священное Предание - есть такой способ сохранения и распространения богооткровенного учения, когда истинно верующии и чтущии Бога словом и примером преподают один другому - предки потомкам - учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды. Если сказать кратко, это - передача духовного опыта жизни в Духе Святом, во Христе, а как внешнее проявление опыта этой передачи - устная передача Божественного откровения.

Состав:

- Деяния Вселенских соборов;

- Святоотеческое наследие;

- литургико-канонические памятники;

- мартирологи - мученические акты;

- и другие способы передачи православного духовного наследия.

6. Священное Писание. Разделение и число священных книг.

Священное Писание - это записанное Священное Предание, принявшее завершенную каноническую форму (из состава определенных книг) с добавлением неканонических книг. Это собрание книг называется Библией, которая делится на Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет включает 50 книг из них 39 канонических и 11 неканонических. Новый Завет включает 27 канонических книг. Они также для удобства делятся по содержанию.

 

Деление книг Св. Писания Ветхого Завета Нового Завета
по содержанию Канонические Неканонические Канонические
Законополож-ные   -  
Исторические      
Учительные      
Пророческие      
Всего:     -
     
всего 77 книг

 

На богодухновенность и непреложность Писания указывал Сам Господь Иисус Христос: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона..." (Мф. 5.18).

"Исследуйте Писания: ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5.39).

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (1 Тим. 3.16).

7. Церковь как хранительница Святого Писания и Святого Предания. (Возможно ли понять Святое Писание без Святого Предания?) Признаки богодухновенности.

Церковь - установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноночалием и таинствами. Она является хранительницей благодати Духа Святого, то есть того Духа с помощью Которого Писание и Предание и являются Священными, - значит, правильно понимаются и служат во спасение. Качественное Соотношение Божественного откровения и Писаний можно условно изобразить следующим образом.

 

       
 
 
   

 

 


Н. – непосредственные откровения Божьи,

П. – посредственные откровения Божьи.

 

Основанием для Священного Предания служат Непосредственные и Посредственные Откровения Божьи. Священное Писание - ряд священных книг из Священного Предания, получивших каноническое (законное) признание Церкви.

Понять Писания вне Церкви (без благодати Духа Святого) невозможно, тем более умаляя их взаимосвязь, т.е., пренебрегая одним, понять другое, - иначе это ведет к помрачению ума.

Признаки богодухновенности:

1) Высота - ибо от Бога Писания, а не от разума.

2) Глубина - ибо являет силу Божью, могущую воздействовать на сердца человеческие.

3) Широта - ибо описывает все Домостроительство Божие и явленные благодатные чудеса для всех желающих спасения: " дабы в разум истины пришли " и спаслись.

4) Чистота - ибо является чистым источником Духа Святого, действовавшего при написании от пророков до апостолов и их последователей; дающего нам учение обо всем, что необходимо для нашего спасения.

8. Добродетель любви. Закон Божий внутренний и внешний. Причина появления внешнего закона (Моисея). Разделение заповедей Божиих. Какая большая заповедь - любви к Богу или ближним. Главное содержание заповедей (чти, не вреди).

Первыми написанными словами текста Святого Писания стали заповеди Божьи, данные пророку Моисею. Внутренний закон заложен Богом в человека еще при его творении по образу и подобию Божью - он еще называется совестью. Но в результате грехопадения появилась необходимость во внешнем законе (10-ти заповедях, записанных чудесным образом на каменных скрижалях).

Заповедь любви к Богу выше (Рим.2. 15). Дело Закона написано в сердцах.

9. Можно ли любить Бога, а ближнего ненавидеть? Пятая заповедь закона Божия. Обязанности родителей к детям и наоборот. Отношение к светским властям.

Почитание пастырей.

Невозможно, ибо спасение во многом зависит от ближнего. Как Сам Господь Иисус Христос сказал на Страшном Суде: " Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.25.40). Т.е. одним из главных критериев места определения душ воскресших людей – в аду или раю - будет критерий об отношении и любви к ближнему своему: "Кто говорит: "я люблю Бога", - а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин.4. 20). Апостол Иоанн Богослов продолжает, что любовь к Богу испытывается исполнением Его заповедей: " Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его " (1Ин. 5. 3).

Наиболее ближе к нам находятся наши родители. Недаром Господь возвел наши обязанности к родителям в отдельную заповедь (5-ю). Итак:

а) обязанности детей к родителям: б) родителей к детям:
1) почитать; 1) молиться;
2) повиноваться; 2) обеспечивать телесно (питать духовно);
3) обеспечивать, питать; 3) учить детей повиноваться старшим, пастырям;
4) молиться (о здравии, а после смерти о упокоении). 4) учить благочестию, почитанию.  

 

10. Шестая заповедь Божия (не вреди жизни). Убийство на войне. Смертная казнь.

Невольное убийство. Самоубийство. Духовное убийство. Можно ли противиться злу?

Если зло направлено лично на человека, то он сам не должен противиться: "А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф.5. 39). Но необходимо противиться злу, направленному: против ближнего, на порабощение Отечества, попрание святыни, кощунства над ними (например, храмами). Ибо Сам Спаситель сказал: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15. 13).

Война - это выбор между большим и меньшим злом. Однако убийство остается грехом, и невольное убийство также, - этот грех подлежит церковному покаянию, т.е. исповеди перед священником и совершению дел, достойных покаяния. Самоубийство - смертный грех, души людей, наложивших на себя руки, находятся в аду. За исключением случаев, когда смертный грех совершен в невменяемом состоянии, т.е. во власти бесов. Смертная казнь - пресечение большего зла, которое может совершаться меньшим злом. Духовное убийство начинается с совращения от истины, от чистоты жизни и правильного вероучения: " А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф.18. 6).

11. Седьмая заповедь Божия (не вреди целомудрию). Грехи, запрещаемые этой заповедью. Восьмая заповедь Божия (не вреди имуществу). Грехи против этой заповеди.

7-я заповедь: сверхлюбовь, отступление от правил любви, преступление любви.

Грехи: блуд, прелюбодейство, кровосмешение, содомские грехи и другие, преступающие заповедь целомудрия.

8-я заповедь: лишение имущества ближнего, либо жизнь за счет его труда.

Грехи: воровство, обман, грабительство, мздоимство (взяточничество), лихоимство (узаконенное взяточничество, использование бедственного положения ближнего), тунеядство (неисполнение должности, жизнь за счет труда других), святотатство (кража и использование церковных предметов не по назначению), симония (принятие духовных званий за деньги, ибо учительство не по способностям).

12. Девятая заповедь Божия (не вреди словом). Виды ложного свидетельства. 10-я заповедь Божия (не вреди желанием, мыслию). Виды греховных желаний и мыслей.

Общее положение для всех заповедей к ближним.

9-я заповедь. Грехи: клевета, ложное свидетельство (незаслуженное обвинение ради своих выгод), порицание.

Степень греха зависит от тяжести незаслуженного обвинения.

10-я заповедь. Виды греховных желаний (условно):

1) телесные - сластолюбия;

2) душевные - сребролюбия;

3) духовные - славолюбия.

Общими положениями (принципом) для всех заповедей Божиих (10), в особенности к ближним, являются слова Спасителя: "...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки " (Мф.7. 12).

13. Первая заповедь Закона Божия (чти истинного Бога). Свойства Божии.

Любовь к Богу выше любви к ближним. Однако это не значит, что можно оставить заповеди по отношению к ближним и предаться служению Богу безрассудно. Ибо: "...кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5. 8). То есть, если есть ближние, которые сейчас нуждаются в нашей поддержке, нельзя их бросать на произвол судьбы. Об этом предупреждал Спаситель: "...кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу, то, чем бы ты от Меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное... (Но) тщетно чтут Меня..." (Мк.7. 11; 13. 7). Поэтому Заповедь любви к ближним и раскрывается во всей полноте, когда мы возлюбили Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью своею, и исполнение заповедей по отношению к ближним и является подготовительной ступенькой к истинному служению Богу (например, в звании священника, монаха, миссионера и т.д. – служениях, требующих совершенного послушания Церкви). Только если ближний соблазняет нас к погибели, отступлению от служения Единому Истинному Богу и от святости, чистоты жизни (нарушению заповедей), тогда от таких ближних необходимо уклониться: " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не становится на путь грешных " (Пс.1. 1). Поэтому Господь и говорит, что пришел принести меч, т.е. отделить святость от греха (Лк. 22. 36; Еф. 6. 17; Мф. 10. 34).

Таблица № 2

Хотя Единый Истинный Бог непостижим по существу, но постижим в своих свойствах:
1. Дух (Любовь) § Ин. 4. 20-24;
2. Вседовольный § Деян.17. 25;
3. Всеблагий § 1Ин.4. 16; Мф.19. 17; Пс.144. 8-9;
4. Неизменяемый § Иак.1. 17;
5. Всемогущий § Пс.32. 9; Лк.1. 37;
6. Вечный § Пс.89. 3; Рим.14. 25; От.4. 8.
7. Всеведущий § Евр.4.13; Деян.15. 18; Иер.23. 24; 1Ин.3. 20;
8. Вездесущий § Пс.138. 7-12;
9. Всеправедный § Пс.10. 7; Рим. 2. 6, 11; 1 Тим. 2. 4;
10. Всеблаженный § 1Тим.6. 15

 

14. Вторая заповедь Закона Божия (не чти ложных богов). Кумиры, идолы, бесы в отличие от святых, икон и ангелов. Поклонение истинное и ложное во спасение и погибель.

Грехи против первой и второй заповеди.

Существенным отличием между истинным и ложным поклонением является критерий благодарности и безблагодатности (как результате паразитирования на вложенном в человека стремлении к совершенству). " Идол - ничто ", - говорит апостол Павел, т.е. не имеет Духа Святого. Поэтому поклонение в Духе Святом показывает склонение человеческого естества к святости жизни, к свободе от страстей и греха. Поклонение же прообразам своих страстей и грехов ведет к порабощению им и вечной погибели в аду, если не покаются и не склонятся на иной путь спасения.

Уклонение от истинного почитания Бога, святости жизни ведет к умалению благодати Духа Святого и порабощению страстям, грехам (бесам).

Это видно из таблицы, условно отображающей зависимость мировоззрения человека и его почитания истинного Бога либо ложных богов.

Таблица № 1

Веро- учение Мировоззрение (понимание отношения между Богом, миром и человеком). Нравственность (духовное устроение человека).
1. 2. 3.
  Бог один по существу, троичен в лицах Православие – Промысел Божий Бог любящий Отец. Христианин спасается в исполнении трех добродетелей – Веры, Надежды, Любви.  
Единобожие - монотеизм   теизм – Богоправление, деизм – Бог трансцендентен (запределен) по отношению к миру (творению). католицизм – теизм ислам деизм иудаизм Мир - заведенная машина, часы: можно делать с ним что хочешь. Возможны: расколы, ереси. При исповедании деизма – вера в судьбу, рок, фортуну (счастье).
Двубожие - дуализм   предполагает изначальную борьбу двух начал добра и зла (белого и черного; светлого и темного; материального и нематериального) Признание, что зло необходимо, ибо через него раскрывается добро. Зло даже нужно (так как без него неинтересно жить). Начинается явное Богоотступление, когда истинное почитание заменяется почитанием кумиров, героев, богов удовлетворяющие своими поступками нашим страстям (или возбуждающие их).
Многобожие-политеизм   Предполагает поклонение многим богам, удовлетворяющим страстям человеческим.   Мистическое общение с потусторонним миром. Грехи: колдовство, гадание, шаманство, магия.
Всебожие - пантеизм   Бог имманентен миру. Он разлит везде. Признание гностицизма – возможности познать с помощью "гносиса" - ума - Бога. Признание имманаций, эонов, монад, аур, наслоения энергий, энергии фохат – психической энергии, накопления, заряжения энергиями космоса, чтения мантр, трансмедитаций и другой прелести бесовской, особенно выраженной в наши дни в учениях теософии, антропософии, рерихианства (сатанизма, только выраженного в смягченной форме). С таким мировоззрением храмы, обряды, таинства, священники и другие внешние формы выражения религиозности не нужны, ибо Бог везде и на любом месте, и всякий может служить Ему как вздумается. Грехи: разные формы общения с бесами.
Безбожие- атеизм   Богоотрицание и замена человеколюбием. Человек - хозяин, мастер по отношению к природе. В более мягкой форме выражается в неверии, которое может доходить до Богоборчества. Здесь выступают идеи гуманизма, социальной справедливости, борьбы за мир, причем когда цели оправдывают средства. В общем, борьба за человекоугодие, за прогресс во всех сферах: науке, технике, культуре. Создание соответствующего строя - коммунизма, социализма, демократии.
Противобожие–сатанизм   Борьба против Бога или служение диаволу.     Явное Богоборчество сознательное. Грехи: ожесточение, человеконенавидение к врагам, жажда насилия, самоубийство, кощунства различных извращений.
Антихрист - вместо Христа   Против Христа, ожидание сына сатаны.       Не служение к спасению, а служение к уничтожению, погибели мира и человечества.

15. Третья, четвертая заповедь Закона Божия (чти словом, чти делом). Основание для почитания 7-го дня. Ветхозаветная суббота и день воскресный в христианской церкви. Важнейшие христианские праздники. Посты и их назначение. Должное проведение праздничных дней.

3-я заповедь. Грехи: клятва, обеты, богохуление, кощунство, божба (Мф. 5.34, 37; Евр. 6.16-17), нарушение обетов, клятвопреступление, ложная клятва, ропот, невнимательность в молитве.

4-я заповедь. Основание 7-го дня: в 7-й день Бог почил; Своим воскресением Господь освятил 7-й день. Поэтому христиане и празднуют этот день по примеру апостолов.

 

Важнейшими праздниками являются 12 праздников (они еще называются двунадесятыми):
  Название двунадесятых праздников старый стиль новый стиль
1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 21 сентября
2. Воздвижение Креста Господня 14 сентября 27 сентября
3. Введениев храм Пресвятой Богородицы для посвящения Её Богу 21 ноября 4 декабря
4. Рождество Христово 25 декабря 7 января
5. Сретение Господа 2 февраля 15 февраля
6. Крещение и Богоявление Господне 6 января 19 января
7. День Благовещения 25 марта 7 апреля
8. Вход Господень в Иерусалим за 7 дней до Пасхи в воскресенье
9. Вознесение в 40-й день после Пасхи
10. Пятидесятница. Сошествие Святого Духа через 50 дней после Пасхи
11. Преображение 6 августа 19 августа
12. Успение Пресвятой Богородицы 15 августа 28 августа
Пасха от 22 марта по 25 апреля

 

 

Пост в среду и пятницу Пост является средством стяжания благодати Духа Святого. Пост и молитва - два крыла в царствие небесное (которое сокрыто в сердце человека). Пост есть воздержание тела и души от излишеств, правильное пользование сим средством ведет к укрощению страстей, очищению от грехов, стяжанию благодатного, мирного духовного устроения (т.е. стяжанию Духа Святого) во спасение.
Посты: 1. Четыредесятница, или называют еще Великий Пост -прообраз поста Самого Господа Иисуса Христа (Мф.4.2). 2. Рождественский пост – с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). 3. Успенский пост – с 1 (15) августа по 15 (28) августа. 4. Петров пост – начало от 1-й недели всех Святых до 28 июня (11 июля).

 

 

Праздничный день
Неправильное проведение: Правильное проведение:
проводить день в праздности, т.е. в веселии, суете, рассеянности, забвении от проблем, забвении грехов, что не освобождает от них, как, например, не освобождают нас от болезни проказы, забвение о ней на время, а промедление лишь усугубляет боль, разложение, распространение заразы на весь организм. то есть достойное – это значит умиротворить свое душевное устроение, очиститься от грехов в таинствах церковных, утвердиться в Духе Святом делами, достойными покаяния; это значит совершить дела милосердия и другие добродетели в меру возможностей наших и духовной потребности.

16. Что позволяет увидеть в самом себе (человеку) добросовестное исполнение заповедей Божиих. С чего начинается духовная жизнь (путь крестоношения).

В каких заповедях раскрывается добродетель надежды.

 

При добросовестном исполнении заповедей Божиих человек видит свою немощь. В молитве он обращается к Богу, и Господь, "не хотящий погибели, а желающий всем спастись и в разум истины приити", открывает (лучше сказать, приоткрывает) духовное зрение, и вставший на путь спасения видит свои грехи, кается в них и просит прощения у Бога. С осознания своей немощи, падшести своего греховного естества, и начинается правильная духовная жизнь.

А с желания очиститься от грехов, даже страстей, путем поста и молитвы в послушании церковном и начинается добровольный путь крестоношения.

Добродетель надежды и любви раскрывается во всей полноте в заповедях блаженства (см. схему № 1. Заповеди Блаженства – в Разделе 3).

 

О молитве

 

1. Определение молитвы. Её необходимость в деле спасения.

Условия правильной молитвы. Виды молитвы. Этапы молитвенного подвига.

Молитва - общение с Богом. Без молитвы невозможно спасение, ибо она - оружие против видимых и невидимых врагов и, в то же время, орудие для стяжания Духа Святаго. Преподобный Иоанн Лествичник называет её матерью, царицей всех добродетелей. Молитва соединяет и содержит все добродетели в нерушимости и единстве.

" Сердце человека Божией премудростью исполнено верой, надеждой и любовью, чтобы от них питать прочие добродетели. Молитва же, рожденная ощущением богоприсутствия, изливает Богу то же: веру, надежду и любовь. Из тех же божественных недр Дух Святый образует в душе человека молитву и взращивает добродетели, " ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает " (Евр.11.6). " И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас " (1Иоан.5.14).

Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа". [3]

Молитва и пост - два крыла в деле спасения. Чистая молитва - начало созерцательной жизни.

Условиями правильной молитвы вступивших на путь спасения являются:

1. Истинная вера в Святую Троицу, во Христа как Богочеловека.

2. Смиренное предстояние Богу.

3. Страх Божий.

Эти условия побуждают к покаянию, желанию исповедовать свои грехи, прежде того как смерть застанет нас во власти зла. Покаяние неотъемлемо от молитвенного подвига. Так, когда умирал один святой старец (преп. Сисой Великий), братия говорила ему, что он не имеет нужды в покаянии. Но умирающий с ужасом воскликнул: “Что вы, я еще и не положил начало покаянию!”

Эти добродетели приводят человека к покаянной правильной молитве. Причем само дело покаяния неотъемлемо в деле молитвы до самых "райских дверей".

Виды молитвы:

- прошения (покаянные),

- благодарения,

- славословия.

Этапы молитвенного подвига

Они тесно связаны с деятельной жизнью христианина и предуготовляют человека к высшему подвигу созерцательной молитвы. Молитвенный этап в деятельной жизни обязателен для всех, созерцательный же - для совершенных, и является даром Божиим, но самостоятельный поиск дара созерцания без труда в деятельном может привести к прелести и погибели в сетях лукавого. Сам деятельный этап молитвы начинается с телесных трудов, сопровождаемых молитвой, т.е. начальной, устной: молитвенный подвиг должно проходить более в чтении, стоянии, поклонах, борьбе со страстями, прощая согрешения других. Совершенный этап - в деятельной жизни, когда ум наш привыкает собираться в час молитвы и всю проговорит с сознанием без расхищения, т.е. когда человек научается молитве внимательной, умной, сердечной.

" Познание предметов или явлений духовной жизни не происходит обычным запоминанием и не усваивается теоретическим ознакомлением. Духовное познание приходит через опыт и является плодом личного духовного усилия, творимого в терпении. Неотступность и неослабевающее желание приведут к знанию - как творить молитву ". [4]

В молитвенном подвиге необходимо держаться основных принципов: постоянство, постепенность, последовательность, - только в таком случае для человека, находящегося в лоне Православной Церкви, молитва принесет пользу во спасение.

2. Основные молитвы, знакомство с элементарными молитвами. Иисусова молитва. Отче наш. Пресвятая Богородица. Храм. Общий смысл богослужения, божественной литургии.

Церковное пение.

“Пренебрегающего заповедью о молитве

постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей,

предавая его одно другому, как узника

(Преп. Марк Подвижник, V век).

 

Бог есть любовь. Он любит Свое создание. Любит каждого человека: “ И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, - говорит Господь Вседержитель ” (1 Кор.6.18). Поэтому каждый из нас может обращаться в любое время к Богу - к нашему Отцу Небесному, - как к своему родному отцу или родной матери. Бог любит нас больше, чем наши родители. Игумен Никон (Воробьев) пишет: “ Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему. Неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней ”.

Мы узнаем, начинаем понимать эту неземную любовь, когда встаем на правильный духовный путь жизни, путь спасения наших душ. Одним из необходимых условий духовной жизни является молитва – обращение, беседа, разговор наш с Богом, предстояние перед лицом Божиим.

Молитва необходима для душ наших так же, как воздух и пища для тела. Молитва – дыхание души, и, если нет молитвы, то душа задыхается, погибает. И, как наше тело без пищи постепенно истощается и может приблизиться к смерти, так без молитвы истощается наша душа. Наше тело без пищи умирает на время, до Всеобщего суда, а душа без молитвы может умереть в живом теле и наследовать адские (вечные) мучения.

Бог есть любовь, поэтому Он с любовью принимает все наши молитвы, и если мы от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. Для этого надо всецело положиться на волю Божью и терпеливо ждать, потому что Он Один знает, что нам полезно, а что вредно. Будем молиться так: “ Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по Своей благости, что будет нам на пользу. Аминь! ” (Схиигумен Иоанн (Алексеев)).

Молитва открывает наше духовное зрение на все благодеяния Божьи, через нее мы познаем помощь Божью, а для совершенных Господь открывается Сам. “ Бог всех видит, Бога же видят одни те, кои во время молитвы ничего другого, кроме Бога, не видят…”

Молитвою умножается наша вера, утверждается по подобию древа, которое чем более орошается, тем более растет. На молящегося Господь низводит благодать, которая, как тихий дождь, питает сердце его и предуготовляет, делает человека готовым к творению добрых дел, и сопутствует этому молитва – средство очищения наших душ от греховности. Чем чище мы становимся, тем больше видим благ, ближе становимся к Богу, и Бог – к нам. А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех, утверждаясь во зле, становясь пленником, узником врага рода человеческого – диавола.Без молитвы человек – орудие диавола. Без молитвы и добрые дела не принесут пользы. Они будут осквернены всякими ядовитыми примесями ” (Игумен Никон - П. 224).

Молитва не покупается и не продается ни за какие деньги, хотя сама по сути своей бесценное богатство. Ибо через нее мы испрашиваем у Бога не только насущный хлеб, но Хлеб жизни вечной, Господа Иисуса Христа. Молитва – это дар Божий людям за веру, смирение и послушание. С любовью произнесенная молитва к Богу, как Отцу, очень простая, так как Господь не требует многих и мудрых слов, но она делает людей премудрыми в различении добра и зла.Молитва может возноситься в любом месте и в любое время, ибо нет такого места, где бы ни было Бога, но Бог особенно слышит молитвы, которые произносятся в храме Божьем.

Старайся всегда, гуляешь ли, работаешь один или среди людей, хоть изредка мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз ко Господу. Хоть один раз в час. Даже если что-либо не так делаешь, даже грешишь, надо еще усиленнее просить помощи и прощения у Господа ” (Игумен Никон - П.81).

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс), подвижник 20-ого века говорил, что молитва есть соединение сердца человека с Богом через ум.

Истинная молитва – самый тяжелый труд, ибо человек, как воин Христов, вступает в борьбу со своими страстями, с невидимым врагом, а легко ли бороться с тем, кого не видишь, и во власти которого находишься!

Надлежит (молящемуся), - говорит преп. Макарий Египетский (IV в.), - пребывать в великом подвиге и неослабном напряжении, потому что встретит много препятствий, поставляемых злобою (т.е. диаволом) …сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабление и прочие начинания злобы, а потом скорби и восстания самых лукавых духов, упорно воюющих с нами и противоборствующих нам, и не допускающих приблизиться ко Христу душе, которая поистине непрестанно ищет Бога

Когда преп. Пахомий Великий к утру оканчивал свою ночную молитву, то под ним оказывалась целая лужа пота и слез.

Святой праведный Иоанн Кронштадский – великий молитвенник конца XIX–начала XX вв. – убеждал: “ Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет. Но сначала всегда нужно принуждать себя ”.

Для начинающих необязательно брать на себя большие молитвенные правила. Лучше начать молиться не долго, но часто – краткими молитвами.

Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйтесь со временем – только чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание – душа молитвы ” (Игумен Никон).

Наш ум не может быть праздным и пустым. Он занят постоянно или беседой с Богом, ангелами, святыми, либо с бесами. Наши враги вкладывают, внушают помыслы, на которые можно отвечать, т.е. разговаривать с ними. Обычно в этом занятии у людей, не имеющих внутри себе молитвы ко Господу, вообще памяти Божией, проходит целый день с утра до вечера. Хотя большинство и не догадываются, с кем имеют дело. Поэтому каждый христианин молится ежедневно утром и вечером, перед вкушением пищи и после, перед началом всякого дела и после. В утренней молитве мы благодарим Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, просим Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день: “ Иначе, когда кто либо бывает празден, – то занимается приходящими ему помыслами… С раннего утра держи жернов в своей власти и будешь молоть пшеницу свою – хлебы тебе в пищу (т.е. добродетели). Если же соперник (диавол) твой предупредит тебя, то вместо пшеницы будешь молоть им (жерновом – умом) плевелы (ко своей погибели) (преподобный Варсонофий Великий (VI в.).

Вечером, перед сном, мы также должны благодарить Господа за благополучно проведенный день и просить прощение за согрешения, совершенные нами в течение дня, а также испрашивать у Бога покрыть, сохранить нас во время ночи.

Для выражения чувств наших к Богу и к святым Его угодникам. Церковью даны нам разные молитвы. Вот самые общеупотребительные:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...