Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какое существенное понятие о Боге выразил Спаситель в этой молитве в отличие от понятий о Боге еврейского народа и философов?




Господь возвестил людям о том, что Бог есть любящий Отец, а мы во Христе все братья и сёстры. В молитве Господней (призывании) мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения. Что означает каждое слово?

Обращение " Отче " предполагает сыновнюю любовь. Господь научает нас творить общую молитву о братьях. Ибо не говорит: Отче мой, но — От­че наш, и этим самым повелевает возносить молит­вы за весь род человеческий. Господь научает нас этим прошением не иметь в ви­ду собственную выгоду, а больше заботиться о ближних. Таким образом, в исполнении этого прошения уничтожается вражда, и гордость низлагается, и зависть истребляется, и любовь вводится, мать всего доброго, – она уничтожает неравенство между людьми и показывает великое равновесие между правителем и подчинённым. В делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие, ибо какой мы можем испытать вред от низкого происхождения, когда по небесному родству мы все соединены. Никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник больше подчиненного, ни царь более воина, ни философ более простака, ни мудрый более невежды, - ибо Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, дарует всем людям одинаковое благородство.

Поэтому слово " Наш " значит наше братство во Христе и единство по благодати братьев и сестер. Под небесами надо разуметь духовное, невидимое небо, а не наше видимое небо, то есть под выражением " на небесех " - необходимо понимать не земное материальное небо, а духовное. Духовное небо недалеко от каждого из нас: оно в чистом сердце христианина, начинающего Молитву Господню. " Господь только указывает тебе на твое отечество и на отеческий дом: поэтому, если желаешь иметь Бога Отцом, смотри на небо, а не на землю, как бессловесные (животные)" (Бл. Феофилакт) [6].

" Иже еси на небесех " – то же, что возглашаем и слышим мы в церкви: " горе имеем сердца ".

1) В первом прошении мы просим помощи у Бога жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое. Слова " Святится имя " означают не материальный свет, а свет благодати, предуготовляющий человека к восприятию божественных истин. Христианин, усыновленный по благодати Богу, ничего не просит в молитве прежде славы Отца Небесного, но все почитает ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом. Бог имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда не изменяемую. Ее созерцают и Серафимы, славят Бога, взывая: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! " (Ис. 6.3). Да святится значит да прославится. Мы просим сподобить нас жить столь чисто, не укоризненно, чтоб, видя наши добрые дела, чрез нас все славили Владыку неба и земли и возносили Ему хвалу. Это есть признак совершенной мудрости.

2) Во втором прошении – просим удостоить нас Царства Божия и на земле, которое есть милость и истина, правда и мир; просим царствовать в нас и управлять нами во спасение наших душ. Существуют три рода царств: 1 природы; 2 благодати, т.е. Церкви Христовой; 3 небесное, вечное Царство. Слова " Царствие Твое " - означают то, что мы просим пришествия последнего Царствия и приобщения к Нему ещё здесь на земле. Мы научаемся не прилепляться к настоящей жизни, но презирать её наслаждения и желать будущего, как постоянного, и искать Царства Небесного и вечного; здешними приятностями не увлекаться: ни благообразием телесным, ни богатством, ни множеством стяжания, ни великолепием домов, ни званиями правителей и военачальников, ни яствами, сластями и всякого рода роскошествами, ни чем-либо другим из предметов для услаждения наших чувств, но, отказавшись от всего этого, непрестанно искать Царствия Божия.

3) В третьем прошении – просим помочь нам подчиняться воле Божьей, исполнять ее на земле так же, как ее без ропота и с радостью исполняют ангелы на небе. Потому что только Господу известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. В словах " да будет воля Твоя " выражается наша просьба, чтоб Господь научил нас пребывать в воле Его, исполнять её, как исполняют ее ангелы Божьи. Христос в этой молитве заповедует каждому из нас принимать на себя попечение и о вселенной. Ибо не сказал: да, будет воля Твоя во мне, или в нас, но на всей земле, - т.е., чтобы истребилось всякое заблуждение, и насаждена была истина; чтобы изгнана была всякая злоба, и возвратилась добродетель; и чтобы, таким образом, ничем не разнилось небо от земли. Подлинно, если б все было так, то земное ничем не различалось бы от горнего, хотя по свойству они раз­личны. Тогда земля показала бы нам других Ангелов. Возбудив в нас пред сим любовь к бу­дущему и желание Царства, пронзив нас этим желанием, Господь заповедует нам не только говорить: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, - но и подражать жизни небесной, чтобы мы желали того же, чего желает Сам Бог. Мы просим у Отца помочь нашей воле немоществующей и, хотя желающей исполнять дела Твои, но удер­живаемой немощью плоти. Наши души легки (дух бодр), но их обременяет плоть; души стремятся к не­бесному, а телесные страсти тянут к земному; но при помощи Божьей и невозможное будет возможным.

4) В четвертом прошении – " хлеб насущный " - мы просим подать нам на сегодняшний день хлеб наш насущный. Под хлебом можно разуметь и все необходимое для нашей жизни, поддержания ее: пища, одежда, жилище, но важнее всего - это пречистое Тело и честная Кровь в таинстве Святаго Причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни. Условно есть 3 вида хлеба: 1 хлеб телесный для поддержания естества человеческого; 2 хлеб духовный для питания души: чтением Евангелия, святых Отцов; 3 хлеб Жизни: Тело и Кровь Христовы. Все это и есть необходимый хлеб.

5) В пятом прошении – " остави нам долги наши " - просим простить нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. Если мы сами не будем искренно прощать наших “должников”, т.е. людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Наши "долги" - это согрешения, грехи наши против Бога и ближних; мы здесь выражаем желание и просим еще в этой жизни очистить нас от грехов наших, дабы нам не мучиться вечно за прегрешения наши в аду. Лучше здесь на земле претерпеть временные искушения от ближних, чем претерпевать их вечно.

6) В шестом прошении – " не введи нас во искушение " - мы не просим, чтобы Господь совершенно избавил нас от искушений, но просим Бога, что бы Он не допустил нам впасть в состояние, когда грех овладеет нами окончательно, и мы его совершим и окажемся уже в его власти. Поэтому мы и просим отвести от нас соблазны, которые мы не в силах будем перенести, а просим помочь преодолеть соблазны, когда они бывают. Просим, чтобы власть бесовская через страсти окончательно не низвела нас в ад.

7) В седьмом прошении –" но избави нас от лукавого " - мы просим избавить нас от всякого зла в этом мире и от виновника зла – диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрости, лукавой силы и от ее обманов, которая пред Тобою есть ничто. Просим у Господа отогнать все прилоги бесовские ещё в этой жизни; просим дать силы творить добро и таким образом совершенно избежать козней лукавого и достичь Царствия Небесного.

Слова последнего прошения: "избави нас от лукавого" - являются последними в прошениях: " ибо не о чем уже более просить, и мы просим полного покровительства Божия против лукавого " (Св. Киприан).

" Спаситель не сказал: избави нас от лукавых, - но " от лукавого ", и сим научает нас никогда не гневаться на ближних, но всю вражду свою обращать на диавола, как виновника всех зол " (Св. Иоанн Златоуст).

" Боритесь с сердцем своим и в сердце своем, сколько есть сил. Оставьте внешних врагов - с внутренними вступайте в борьбу и молитесь " (Бл. Августин). " Посему, когда ты невольно терпишь искушение от человека, не человека сего считай виновником твоего искушения, но лукавого " (Бл. Феофилакт). [7]

Славословие: " ибо Твое есть Царство и Сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ".

Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит Царство, и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так. Слово – " Аминь " означает - да будет так.

 

Краткая молитва к Божией Матери:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она спасла нас, грешных, Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

 

Хвалебная песнь Богородице:

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Блажити Тя – ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную – всегда имеющую высшую радость, достойную прославления; пренепорочную – чистую, святую; без истления – безгрешно и без болезней; сущую – настоящую.

В этой молитве мы восхваляем Богородицу как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, превосходящую Своею славою самых высших ангелов: херувимов и серафимов, - т.е. Божью Матерь по Своим совершенствам стоит выше всех не только людей, но и святых ангелов.

Она без болезней, чудесным образом родила Иисуса Христа, Который, став человеком, не переставал быть Сыном Божьим, а потому мы величаем Ее истинною Богородицей.

 

Примеры краткого толкования молитв Псалтири

 

Псалтирь - это одна из книг ВЗ, написанная царем и пророком Давидом, который жил в 11 в. до Рождества Христова. В еврейской Библии эта книга называется хваление, или книга хваления. У нас принято греческое название. Псалтирь - это такой струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось, большей частью, исполнение стихотворных молитв. Поэтому еврейское название книги указывает на внутреннее ее содержание как хвалебных песен Богу, а греческое - на способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Вся эта книга состоит из 151 песни, или псалма. Каждая из этих песен при разнообразии содержания и поэтической формы имеет то общее со всеми другими, что предметом их, источником и вдохновителем является сам Бог.

Псалмы, написанные Давидом, ставят его наряду со священными величайшими писателями и пророками. Справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, беспримерны. Они, так сказать, воплощают в себе всемирный язык для выражения религиозных различных сердечных движений души верующей. Псалтирь употребляется при богослужении с самых древних времен. В первый раз Давид дал свои псалмы для богослужебного исполнения после перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. На протяжении целых веков эта книга употреблялась для богослужения в ветхозаветной Церкви, и сейчас в христианском богослужении составляет основу. Начало этому было положено еще Иисусом Христом, когда Он, по совершении Тайной Вечери, “воспевши“, пошел на гору Елеонскую. Пасху же Христос совершал по иудейскому обычаю, по которому требовалось исполнение хвалебных псалмов. По примеру Христа и апостолы, основывая Церкви и устраивая там богослужение, заповедовали употреблять Псалтирь как лучшее руководство к христианской молитве и к прославлению Бога. Апостол Павел внушал верующим заниматься псалмопением (Еф. 5.19; 1Кор. 3.16). И, действительно, верующие в первые времена постоянно занимались пением псалмов, и тем воодушевляли себя в подвигах благочестия; псалмами услаждали тяжелые дни гонений и возбуждали себя к мужественному перенесению страданий. Псалмы служили им приятным отдохновением во время различных трудов и занятий и назидательным развлечением во время отдыха. “ Земледелец,– пишет блаженный Иероним,– идя за плугом, поет Аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида ”. Так для всех и во всякое время жизни и во всех обстоятельствах Псалтирь служила в древности приятнейшим и полезнейшим занятием. Она, по самому содержанию своему, никогда не теряет своего значения и для всякого благомыслящего человека. Глубоким благочестивым чувством и сердечной теплоте, скрытых в псалмах, сколько человеческих сердец смягчили, очистили, утешили, возвысили к небу эти священные песнопения! Сколько людей привели они к Богу через размышления о Божественной премудрости, святости и любви Божией, так часто проповедуемых в книге хвалений! Святитель Афанасий Великий говорит: “книга псалмов, кажется мне, ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояние духа, все движение ума, и нет ничего у человека, чего бы она ни содержала в себе. Хочешь ли каяться, исповедоваться; угнетает ли тебя скорбь и искушение; гонят ли тебя или строят против тебя ковы (козни); уныние ли овладело тобой, или беспокойство; или что - либо подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеванию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа, - в божественных псалмах найдем наставление касательно этого “. А Святитель Василий Великий пишет: “ Псалтирь есть общая духовная сокровищница наставлений, и всякий найдет в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному подает исцеление скорби, она подкрепляет немощное, охраняет здоровое и истребляет страсти, которые в жизни человеческой господствуют над душами. Псалмы доставляют спокойствие душе, производят мир, укрощают бурные и мятежные помыслы ”. Кроме того, Псалтирь можно назвать еще и книгою пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя, как, например, предвечное Его Бытие, Его воплощение, Его страдания и искупительная смерть, Воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, распространение Его Учения по всему миру, Его вечное царство и др. На самого царя Давида Божественное Откровение многократно указывает как на избранного помазанника Божия, от потомков которого должен был родиться и родился по плоти Спаситель мира Христос Господь.

Псалтирь и в нашем православном богослужении имеет широкое употребление. Многие молитвы также составлены по образу псалмов. Но, кроме употребления в богослужении, Псалтирь используют и в домашней молитве. В христианском обществе первых веков, когда каждый стремился к построению жизни в духе указаний Церкви и христианского учения, Псалтирь заменяла собой народную песню. На Руси Псалтирь была настольной книгой всякого грамотного человека, по ней обучали грамоте в школах. Многие знали Псалтирь наизусть. В некоторых монастырях монахи должны были обязательно ее знать наизусть. И в наше время встречаются такие люди. До настоящего времени сохранился так же древний обычай читать Псалтирь над умершим. Кроме указанных черт, широкому употреблению Псалтири содействуют еще следующие особенности: искренность и простота изложения, художественность формы, выражения мыслей, общность ее содержания и возвышенность предметов последнего. То же обстоятельство, что главным предметом содержания Псалтири служит обращение к Богу, отрывает читателя от интересов земной будничной жизни и возвышает его дух, удовлетворяет высшим его запросам. В этом объяснение, почему благочестивые люди и все несчастные и обездоленные находят в Псалтири успокоение и отраду.

Псалтирь

 

Псалтирь в переводе с греческого означает струнный, музыкальный инструмент, в сопровождении которого в древности пелись молитвенные песнопения, обращенные к Богу. Поэтому сами эти песни стали называться псалмами, а сборник, в котором они собраны, стали называть Псалтырь. Объединены в одну книгу они были в V в. до Р.Х. В этой книге 150 песней и делится Псалтирь на 20 кафизм, а каждая кафизма на три славы.

Также эту книгу называют книгой пророка и царя Давида, т.к. большинство псалмов были написаны Давидом. В этих псалмах Давид открывает перед Богом свою душу, свои радости, печали, просит прощения в своих грехах, прославляет Бога за все его милости, просит помощи в своих предприятиях, т.е. так, как и все мы должны всегда общаться с Богом.

На славянский язык псалтирь была переведена равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славянскими. На Руси эта книга была широко распространена. Она имела большое значение в русском народе: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой. По ней учились читать писать и вместе с этим учились и благочестивой жизни.

Еврейские дети еще до Р.Х. учили 17 кафизму, всю наизусть (это очень много), и стихи в этой кафизме расположены по алфавиту еврейскому, а в процессе жизни они усваивали и понимали духовно то, что учили в детстве. В древних монастырях христианских в устав монастырский входило как правило изучение псалтыри наизусть. Иноки непрестанно читали псалмы и исполняли свою работу. Еще в этой книге много пророческих, или мессианских мест (Мессия-Спаситель), т.е. это такие места, где есть предсказания о пришествии на землю Спасителя Мира.

Псалтирь при Богослужении употребляется чаще других книг, на всех службах из Псалтири читаются какие-нибудь псалмы. В первые века Христианства все службы состояли только из псалмов.

Иоанн Златоуст, вселенский учитель, о пении псалтыри пишет так: " Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье - (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих…Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает церковь ".

 

Разбор Псалма 50

 

Теперь давайте рассмотрим один из Псалмов Псалтири. Возьмем Псалом 50-й. Он как бы характеризует собой всю Псалтирь, так как основным его содержанием является покаянная молитва согрешившего человека. 50-й Псалом был написан после того, как царь Давид совершил ужасный грех: Он имел преступную связь с красавицей Вирсавией, которая была женой его военачальника Урии. Когда Вирсавия сообщила Давиду, что беременна, то он, желая избавиться от неприятности, послал Урию на такой участок фронта, где он погиб. Но Давид так был охвачен страстью, что не мог еще осознать всю глубину своего падения. Тогда для его вразумления Господь послал к нему Своего пророка Нафана, который обличил царя, т.е. открыто показал ему совершенный им грех. (Можно изложить историю этого обличения). Это обличение позволило Давиду прийти в себя: его покаяние было настолько глубоким, что он, моля о прощении и своем очищении, взывает только к великому милосердию Божию. Эти стихи очень ярко характеризуют нам Давида как человека с нравственным высокоразвитым чувством: всякий его грех вызывает в нем глубокое самоосуждение, мучительное недовольство собой. Давид так раскаялся и настолько строго судил себя, что в этом случае помнил только об одном: как глубоко он пал, как сильно оскорбил Бога. Эта сила, высота нравственного чувства и строгость к самому себе показывают, что падение Давида, возможное и для него как человека, не могло быть проявлением в нем дурной настроенности, господства в нем греховных и похотливых желаний, не могло быть сознательным оскорблением Бога и нарушением Его заповедей, но порывом, временным увлечением, за которым следовал период покаяния и самобичевания (сказать о изречении: не согрешишь - не покаешься). Это сознание своей греховности и побуждает Давида просить у Бога омовения, очищения своей души, так как грех пред ним “всегда“. Под этим очищением Давид понимал, как видно из последующего, не просто прощение греха, но очищение его духа, с перенесением “наказания”. Жажда очищения перед Богом очень ясно выражена в словах: “наипаче“ (т.е. “особенно”) омой меня от беззакония моего“ (4 стих. ст. 6-7).

Тяжесть греха Давида состоит в том, что он Богу “единому согрешил“ и лукавое пред Ним только сделал. Это не значит, что Давид не сознавал себя виновным перед Урией, так как ниже он молит Бога о прощении греха за пролитие крови (убиение Урии), не значит того, что он одобрял употребленные для того меры, - но то, что его действия тяжки, прежде всего, оскорблением Бога. В Его Законе даны прямые заповеди, запрещающие обманы, убийства и нарушение чистоты семейной жизни. Этой Заповедью Закона из общественной и частной жизни изгонялись такие явления, которые прежде у всех восточных народов не только не считались за преступления, но приравнивались к добродетели. Например, развращенность освящалась языческим культом, обман для достижения своих целей считался за ловкость, и жизнь человека, если он мешал личному благосостоянию другого, не ставилась ни во что (например, обычай родовой мести, военная слава, измеряющаяся количеством убитых врагов). Бог же дал Закон, в котором подобные явления объявлялись преступлениями, почему Давид и говорит, что он, прежде всего, виновен пред Богом.

За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание (см. 2 Цар.12.10-14). Такой приговор над собой Давид считает вполне заслуженным, так как его грех есть оскорбление Бога, требующий возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его Заповедях, пред людьми.

Такая молитва об очищении с признанием заслуженного наказания, кроме желания облегчения своей совести понесением этого наказания, могла вызываться и по другой причине. На примере Давида Бог показал всем людям важность соблюдения Заповедей Божьих и необходимость заботы о чистоте своей жизни.

Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в человека с самого рождения.

Ст. 8 - “ Безвестная и тайная премудрости Твое явил ми еси ”, - или “явил мне мудрость твою“, т.е. “духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. “ Се бо истину возлюбил еси ”, - или “вот, Ты возлюбил истину”: Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях.

Ст. 9-14. Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды, предметы и люди оскверненные (см. Лев. 14.6, 7, 49-52), и о том нравственном просветлении, которое сделало бы его белее снега. Такая милость Бога наполнила бы его радостью и весельем.

О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (стих 12), о приближении и примирении с Богом Давид молит Бога. Слова “ Воздаждь ми радость спасения Твоего “ (т.е. “Дай мне радость спасения Твоего”) означают: дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. “ Духом Владычним ” (или “Духом Владычественным”) - означает то же, что и Духом Святым (ст.14). “ Утверди ” - т.е. сделай меня твердым в следовании Твоим Заповедям.

Слова 15 стиха - “ Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся ” - говорят о том, что очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.

Ст.16-19 - “ Избави мя от кровей, Боже ” - от греха за пролитую кровь Урии. “ Возрадуется язык мой правде Твоей “ (или “язык мой восхвалит правду твою”), чтобы Давид мог чистыми устами (т.е. ртом, губами) восхвалять Бога за посланное Им оправдание (“правду”). Для такой чистой молитвы и примирения с Богом недостаточно одного приношения жертв, - Давид их приносил очень много, - для этого необходимо иметь соответствующее настроение: “ дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное ”, - т.е. сознание своего греха, болезнь, страдание за него и “смирение”, покорное перед судом Божьим сердце. Давид здесь ясно указывает, в каком случае обрядовый закон достаточен для умилостивления Бога: важны не виды жертвенных животных и обилие жертвы, но нужно еще соответствующее покаянное настроение в приносящем их. В этом-то духовном настроении приносящего и состоит особенная ценность жертвы. Это же указывает на то, что обрядовый закон Моисея не есть вечная, неизменная и навсегда и для всех обязательная форма Богопочитания, но что он может и будет заменен высшим видом служения Богу - служением духом, т.е. здесь предсказывается замена Ветхого Закона Новым.

Стихи 20-21 - “Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона” (т.е. “Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион”) - были, вероятно, присоединены к псалму во время плена Вавилонского, т.к. содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во времена царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима, и не было прекращено богослужение при храме - такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям об их греховной прошлой жизни, и мог вызывать в них покаяние в своих грехах.

Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся. Сила выраженного смирения и глубины покаяния содействовала такому широкому употреблению псалма.

Псалом 90: “Живый в помощи Вышняго…”

Этот псалом старцы советуют читать минимум один раз в день, но лучше чаще и днем, и вечером. Особенно его нужно читать, когда мы находимся в беде, или когда чувствуем какое-нибудь дьявольское нападение. Например, рассказывают случай, когда во время экстрасенсорных сеансов кто-то читал этот псалом, экстрасенс ничего не мог сделать. Тогда экстрасенс подошел к читающему псалом человеку и попросил его выйти, сказал, что он мешает ему работать. Когда человек чувствует страх или еще какие-нибудь неприятные ситуации, при чтении этого псалма все козни вражии рушатся.

Этот псалом лучше всего выучить наизусть на славянском языке. Вначале он покажется трудным, но если его читать каждый день по 2-3 раза, он запомнится сам собою. Также не надо думать, что другие молитвы не имеют такой силы, т.к. сила вообще не в молитвах, а в нашей вере. Можно просто сказать: " Господи, помилуй " - с верой, и Господь не оставит.

 

Псалом 90 прославляет величие дел Божьих и Христа Спасителя, даровавших верным победу над видимыми и невидимыми врагами. Господь избавляет от опасностей и искушений – от греха, демонов и греховных помышлений. Укрепляет словом Своим и оружием Креста, и истиною Христовою и дает власть наступать на змею и скорпиона – силу вражью, и прославляет усыновление через Воскресение Христово, и долготою дней, и вечною жизнью со Христом во спасение вечное.

 

1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится 1. Живущий с помощью Божией под покровом Бога Небесного находится.
2. Речет Господеви: заступник Мой еси, и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. 2. Скажет: "заступник Ты мой, и прибежище мое, Бог мой, на которого я уповаю!
3. Яко той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна 3. Потому что он избавит Тебя от сети Ловца и от злого слова.
4. Плещмя своими осенит тя, и под криле его надеешися оружием обыдет тя истина его. 4. Плечами своими осенит (окружит) тебя и под крыльями его имеешь надежду: оружием (как стража) обступит тебя истина Его
5. Не убоишися от страха нощнага, от стрелы, летящия во дни, 5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы летящей днем,
6. ОТ вещи во тьме приходящия, От срящя и беса полуденного. 6. От кошмара ходящего во тьме, от нападения и беса (злого духа) полуденного.
7. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. 7. Падут подле тебя тысяча и десятки тысяч справа тебя, но к тебе не приблизятся.
8. Обаче очима твоима смотриши, и воздаяния грешников узриши. 8. Только глазами своими смотреть будешь, и отмщение нечестивым (грешникам) увидишь.
9. Яко ты Господи упование мое: вышняго положил еси прибежище свое. 9. Ведь, так как Ты, Господи, надежда моя: Бога Ты сделал прибежищем Твоим.
10. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. 10. Не придет к тебе зло, и рана не приблизится к телу твоему.
11. Яко ангелам своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих: 11. Потому что Ангелами Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:
12. На руках возмут тя, да не когда предкнеши о камень ногу твою. 12. На руках понесут тебя, чтобы ты не наткнулся о камень ногою твоею.
13. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. 13. На змей (ядовитых) будешь наступать, и победишь льва и змея.
14. Яко на мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя мое. 14. Потому что он на Меня стал уповать, и избавлю его: покрою его, так как он познал имя Мое.
15. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есь в скорби, изму его и прославю его. 15. Воззовет ко Мне, и услышу Его: с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его.
16. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение мое. 16. Долготою дней наполню его, и явлю ему спасение Мое.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...