Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй мя грешного.
Помилуй Нас – будь милостив к нам, прости нас. Иисус – Спаситель; Христос – Помазанник; молитв ради – ради молитв, или по молитвам. Имя Господа нашего Иисуса Христа – Божественно; сила и действие этого имени – Божественны, они всемогущи и спасительны, превыше нашего понятия: “ Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ” (Деян.4.12). Сознавая свою греховность и не надеясь на силу молитв своих, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим Божию Матерь и всех святых, имеющих особенную благодать спасать нас, грешных, своим заступничеством (за нас) пред Господом. Преподобный Нил Синайский поясняет таким примером самое начало умного делания. Еще в раю Самим Богом дана умная молитва совершенных. Изначала первым людям было определено "возделывать и хранить" рай. Святой называет райским делом молитву, а хранением - соблюдение себя после молитвы от греховных помыслов. Делать сады вечной жизни - значит предаваться Божественной, чистейшей мысли. Это и есть пребывание в сладчайшем видении Бога, т.е. творение благодатной умной молитвы. Оттуда умное делание и получило начало. [5]
Необходимым условием правильной Иисусовой молитвы является внимание и благоговение, с целью покаяния. Самый опасный, неправильный образ молитвы, - когда молящийся сочиняет силою своего воображения мечты или картины, так же и усиливающийся возбуждать в сердце любовь к Богу, дабы ощущать наслаждение, восторг, экстаз. Таковой впадает в состояние обольщения духами злобы. Это состояние называют прелестью. Одержимые ею мнят о себе, т.е. сочиняют о себе мнение, что они имеют многие добродетели и достоинства, что они обилуют дарами Святого Духа.
Плоды же истинной молитвы: мир души, тихая и молчаливая радость, любовь к ближним и к Богу (1 Кор.13.1-8). Эти дары привлекаются в душу человека вниманием и смирением, а хранятся верностью Богу. Молитва Иисусова должна предшествовать и сопутствовать исполнению заповедей Божиих. При уклонении от этого правила все труды будут напрасны. Преподобный Серафим Саровский завещает новоначальному творить непрестанно молитву:
“Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”.
“ При молитве, - наставляет старец, - внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душою”. Игумен Никон в своих письмах духовным чадам писал: “Старайся всегда, гуляешь ли, работаешь один или среди людей, хоть изредка мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз ко Господу. Хоть один раз в час”. Преподобный Нил для совершенных завещает “молчать мыслию ”, что значит не только не допускать помышлять о чем-либо греховном и суетном, но и о полезном: " Вместо всякой мысли он повелевает творить Иисусову молитву. Молиться можно и стоя, и сидя, и лежа. Ибо в этой молитве господствует не подвиг тела, а подвиг духа. Очень полезно научаться молитве Иисусовой, совершая ее с поклонами земными и поясными, полагая их неспешно с чувством покаяния". Трисвятое по Отче наш, Царю Небесный Молитва Святому Духу (лучше учить распевая)
Душе истины – Дух истины, Дух правды; Иже – Который; Сый – сущий, находящийся; вся исполняяй – все наполняющий; сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; от всякия скверны – от всякой нечистоты (т.е. от всех грехов); Блаже – благой, добрый.
В этой молитве мы молимся 3- му Лицу Святой Троицы – Святому Духу. Мы называем Его Царем Небесным, потому что Он как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Также называем Его Утешителем, так как Он утешает нас в скорбях и несчастьях, подобно тому, как Он утешил Апостолов в день Пятидесятницы. Называем Его Духом истины (так называл Его Сам Спаситель), потому что Он научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит нашему спасению. Он – Бог, и Он везде находится и все Собой наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он есть сокровище благих, т.е. хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь. Мы называем Святого Духа жизни Подателем, потому что от Него все в мире получает жизнь, и особенно люди, очищаясь через Него от грехов, получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом. Так как Дух Святой обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет своей благодатью и всем дает жизнь, - то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Прииди и поселись в нас, как в своем храме; очисти нас от всякого греха, т.е. сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи и через это даруй нам Царство небесное.
Ангельская песнь Пресвятой Троице, или Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц святой Троицы. Ангельской песнью она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе престол Божий. Христиане стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались селения. Устрашенный царь Феодосий II, патриарх Прокл и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления один благочестивый мальчик на виду у всех был поднят на небо невидимой силой, а затем невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружающему его народу, что слышал на небе, как пели святые ангелы: “ Святый Боже, Святый Крепкий, святый Бессмертный ”. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, - и землетрясение прекратилось.
В этой молитве Богом мы называем первое лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем творениям дает жизнь и бессмертную жизнь людям (так как душа человека вечна). Так как в этой молитве слово “святый” повторяется 3 раза, то она называется также и Трисвятое.
Славословие Пресвятой Троице
Слава – хвала; ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно, или в бесконечные веки. В этой молитве мы славим Бога, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.
Молитва Пресвятой Троице
Пресвятая – в высшей степени святая; Троице – Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый; грехи и беззакония – дела наши, противные воли Божьей; посети – прииди; немощи – слабости, грехи; имени Твоего ради – для прославления имени Твоего. Молитва эта – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе; а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он простил нам грехи; к Богу Сыну, чтобы Он простил наши беззакония; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил нас и исцелил наши болезни. А слова: имени твоего ради - относятся опять ко всем Лицам святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то мы и говорим в единственном числе: имени Твоего ради.
Важное место в молитвословиях христианина занимает Молитва Господня.
Подобно тому, как принято произносить ветхозаветные заповеди, как Церковь поет Блаженства, как читается Никео-Цареградсюй Символ Веры, - Молитва Господня, являясь пространной заповедью, тоже вкоренилась в молитвенное употребление церковно-славянским текстом: Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный; святится – прославляется; яко – как; на небеси – на небе; насущный – необходимый для существования; даждь – дай; днесь – сегодня; остави – прости; долги – грехи; должником нашим – людям, которые против нас согрешили; искушение – соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго – всего хитрого и злого, т.е. диавола (злого духа). Молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва – самая главная молитва из всех. В этой молитве мы обращается к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. Она разделяется на разделы: · призывание, · семь прошений (просьб с 1 по 7), · славословие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|