Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме 22 глава




Санаторий (лат. sanare - исцелять, оздоровлять) - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для лечения, профилактики и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных физических факторов в сочетании с искусственными факторами, лечебной физической культурой, лечебным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима. При обострении заболеваний, а также для усиления действия физических факторов и профилактики реакций больных на переезд в контрастную природную зону в санатории могут быть использованы медикаментозное лечение и постельный режим

В зависимости от наличия природных физических факторов, условий их лечебного применения и квалификации кадров каждый санаторий должен иметь медицинский профиль - состав больных с заболеваниями определенных органов и систем, подлежащих направлению в данный санаторий. Большинство санаториев специализируются на лечении больных с заболеваниями системы кровообращения, органов дыхания (в том числе и нетуберкулезного характера), органов пищеварения, болезней обмена веществ, нервной системы, костно-мышечной системы, мочеполовых органов, женских половых органов, кожи, крови, С учетом структуры заболеваемости населения удельный вес санаториев для лечения больных с заболеваниями различных органов и систем организма неодинаков: более половины из них предназначены для лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы.

Некоторые санатории расположены вне курортов, вблизи от места жительства больных. Такие местные санатории предназначены для лечения метеопатических больных, поездка которых на отдаленные курорты связана с риском ухудшения состояния их здоровья. Показания для направления в них гораздо шире, чем в отдаленные санатории, В зависимости от медицинского профиля и коечной емкости санаторий может иметь в своем составе различные подразделения: службу приема и размещения, номерной фонд, специализированные отделения (реабилитационные), физиотерапевтическое отделение, отделение лечебной физкультуры, лабораторию» кабинеты (отделения) функциональной диагарстики, рентгенологический, стоматологический, специализированные (психотерапии, эндоскопии и др.), ацтеку и другие подразделения.

санатории, создаваемые при промышленном предприятии для реабилитации и профилактики без отрыва от производства, называют санаториями-профилакториями.

 

Больным, не нуждающимся в постоянном медицинском наблюдении, назначается амбулаторно-курсовочное лечение в курортных поликлиниках и лечебных пансионатах.

Курортная поликлиника - учреждение, организованное в крупных курортных городах и предназначенное для оказания поликлинической медицинской помощи и ведения больных, прибывающих на курорт по курсовкам. Отдыхающие размещаются в пансионатах или частном секторе. Пользоваться услугами курортной поликлиники при достаточной для этих целей мощности могут и «неорганизованные» отдыхающие.

Пансионат - учреждение, предназначенное для отдыха и лечения. Во всех пансионатах отдыхающим предоставляют жилье и питание. Пансионаты с лечением обычно размещены на курортах, вблизи курортных поликлиник и санаториев. Отдыхающие в пансионатах лечатся амбулаторно. Как правило, медицинское обслуживание осуществляет курортная поликлиника Многие лечебные пансионаты ничем не отличаются от санаториев, имеют полноценную собственную лечебную базу и лицензию на медицинскую деятельность.

Дом отдыха - профилактическое учреждение, предназначенное для организованного отдыха лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении.

Турбазы предназначены для отдыха практически здоровых людей, прибывших для занятия активными формами туризма.

 

Основными оздоровительными факторами в домах отдыха и турбазах являются физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.

Курортно-амбулаторное лечение проводят в климатолечебных павильонах,

бальнеогрязелечебницах, бюветах питьевых минеральных вод, ингаляториях и других курортных учреждениях, расположенных как на базе санаториев и курортных поликлиник, так и на территории курорта.

Порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение. Преемственность между стационарным (поликлиническим) и санаторно-курортным лечением достигается путем организации строгого медицинского отбора больных, вуждающидас в курортном лечении и организованном отдыхе. В соответсгвиисШрядааммеяицин-ского отбора и направления больных на сдааторно-курортиое лечение отбор лиц, нуждающихся в санаторно-курортном! яечении, производят лечащий врач и заведующий отделением лечебно-«врофждактич:еского учреждения (стационара, псишклиники, жежекай консультации, диспансера, медицинской части), в котором дачится больной.

 

Решая вопрос о целесообразности лечения на курортах, необходимо учитывать сопутствующие заболевания больного, которые не должны являться противопоказаниями для направления в данный санаторий, контрастность климатогеографических условий, особенности гидроминеральных ресурсов курорта и тяжесть переезда для больного. При наличии тяжелого заболевания или малых сроках реабилитации показано направление больных преимущественно в местные санатории.

При наличии показаний к санаторно-курортному лечению больному выдают медицинскую справку для получения путевки, в которой указывают диагноз заболевания, рекомендации о виде лечения (санаторно-курортного или амбулаторно-курортного), медицинский профиль санатория, его месторасположение (отдаленный или местный), желательный сезон для лечения и название курорта и его аналогов. Справка действительна в течение двух месяцев со дня выдачи и является медицинским основанием для получения путевки, но не для поступления в санаторий.

После получения путевки больной является к лечащему врачу для определения перечня необходимых лечебно-диагностических мероприятий, которые должен пройти больной перед направлением в санаторий. Обычно это клинические анализы крови и мочи, электрокардиограмма (ЭКГ), рентгенологическое исследование органов грудной клетки и консультация гинеколога (для женщин). В случаях необходимости для уточнения диагноза основного и сопутствующих заболеваний могут быть проведены специальные исследования и консультации специалистов в соответствии с профилем санатория. На основании данных медицинского обследования, при отсутствии отклонений в текущем состоянии здоровья, исключающих направление в санаторий, лечащий врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту, подписанную им и заведующим отделения. В ней отражают анамнез, данные осмотра специалистов, результаты анализов и инструментальных исследований.

 

При направлении больных в санатории лечащий врач должен учитывать требования Медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом), утвержденных приказом Минздрава России. К противопоказан»»^ исключающим направление больных, взрослых и подростков на курорты и в местные санатории, относятся:

• 1) все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения или осложненные острогнойными процессами;

• 2) острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;

• 3) все венерические заболевания в острой или заразной форме;

• 4) психические заболевания, все формы наркомании, хронический алкоголизм, эпилепсия;

• 5) злокачественные новообразования (после радикального лечения при удовлетворительном состоянии больные могут направляться только в местные санатории);

• 6) все болезни крови в острой стадии и стадии обострения;

• 7) кахексии любого происхождения;

• 8) все болезни, требующие стационарного лечения или хирургического вмешательства, а также неспособность больного к самостоятельному передвижению, потребность в постоянном уходе (кроме спи-нальных больных, направляемых в специализированные санатории);

• 9) эхинококк любой локализации;

• 10) часто повторяющиеся или обильные кровотечения различного происхождения;

• 11) нормальная беременность (на климатолечебные курорты - с 26-й недели);

• 12) все формы туберкулеза в активной стадии (кроме специализированных санаториев).

При поступлении больного в санаторий он предъявляет заполненную путевку, паспорт и надлежаще оформленную санаторно-курортную карту. На основании первичного и последующего углубленного осмотра врач заполняет историю болезни и выдает курортную книжку, в которой отмечает порядок и последовательность приема процедур, необходимый двигательный режим и диету. Характер и результаты проведенного лечения, а также рекомендации по дальнейшей реабилитации больного отражают в отрывном талоне санаторно-курортной карты, который больной по возвращении из санатория должен предъявить в лечебное учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту.

 

57. Организация работы санатория

 

Многообразие задач, стоящих перед современной здравницей, и комплексность предлагаемого потребителю продукта обусловливают сложность хозяйственной структуры санатория и наличие в его составе многочисленных специализированных подразделений.

Основными услугами, которые предлагают отдыхающим, являются:

• ** лечебно-профилактические;

• ** размещения;

• ** питания;

• ** спортивно-оздоровительные;

• ** анимационно-досуговые,

• ** сервисные и бытовые.

 

Хозяйственная структура санатория строится по госпитальному типу (рис. 15 6) Его основными структурными подразделениями являются медицинские отделения по основной деятельности и отделы по вспомогательным подразделениям.

Каждое медицинское отделение возглавляет заведующий. Помимо него в штат каждого отделения входят старшая медицинская сестра, сестра-хозяйка, врачи, медицинские сестры и младшие медицинские сестры. По своим функциональным обязанностям заведующий отделением является типичным линейным руководителем, отвечающим за работу отделения, лечебно-диагностический процесс, хозяйственную деятельность, организацию текущего ремонта и др

 

Организационная структура другого важного звена - пищеблока - выстроена таким образом, что за работу службы питания отвечают два руководителя. Непосредственно весь пищеблок подчиняется заместителю главного врача по медицинской части, который осуществляет руководство питанием через шеф-повара (заведующего производством), сестру-хозяйку и диетслужбу. Снабжение продуктами питания и организация их хранения обычно находятся в ведении заместителя главного врача по административно-хозяйственной части.

 

Прием и размещение отдыхающих осуществляется в приемном отделении, подчиненном заместителю главного врача по медицинской части и являющемся по своему статусу медицинским отделением.

За организацию досуга отвечает отдел культурно-массовой работы, находящийся в непосредственном подчинении главного врача (генерального директора)

Вспомогательные службы обычно представлены отделом культурно-массовой работы, отделами электриков, сантехников, автохозяйством, ремонтно-строительной группой, садово-парковым хозяйством, отделом охраны и отделом снабжения. Из них инженерно-технические подразделения находятся в подчинении заместителя главного врача по технической части, остальные - заместителя по АХЧ.

К функциональным подразделениям относятся бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров, отдел реализации путевок Первые два отдела находятся в подчинении главного бухгалтера, остальные - непосредственно генерального директора. Подобная структура является типичной для санаториев и сохранилась, за исключением высшего руководящего органа (правления, совета директоров), еще с дореформенного периода.

 

По приезде в санаторий отдыхающий поступает в приемное отделение, где происходит оформление документации, направление на размещение (с учетом специализации отделений) и на прием к лечащему врачу, уточняются данные о его состоянии здоровья, производятся замеры антропометрических показателей, артериального давления (АД), температуры

Затем отдыхающий, устроившись в отведенном ему номере, поступает на прием к лечащему врачу. Первичный прием должен осуществляться не позднее суток после прибытия в санаторий.

На приеме у врача уточняется диагноз, назначается дообследование и вырабатывается план лечения. За исполнением назначений врача следит палатная медицинская сестра, за которой закреплен данный участок отделения. Последующие приемы лечащий врач проводит по мере необходимости, но не реже 1 раза в пять дней.

Основные лечебно-диагностические манипуляции осуществляются в лечебно-диагностическом отделении. В его состав обычно входят диагностические кабинеты кабинет функциональной диагностики, клинико-биохимическая лаборатория, рентгенологический кабинет, кабинет УЗИ, кабинеты узких специалистов (лор, окулиста, и т.д.).

невропатолога

Оснащение и оборудование лечебной базы зависят от профиля включают водолечебницу, кабинет

курорта и здравницы, но обычно физиотерапии, ингаляторий, парафиногрязелечебницу, кабинет гидропатии, кабинет иглорефлексотерапии, кабинет мануальной терапии и др.

Принципами организации лечебной работы санатория являются:

• тесная связь с предшествующим лечением в стационаре или поликлинике;

• наиболее эффективный заключительный этап медицинской реабилитации;

• строгое ограничение состава пациентов медицинским профилем санатория;

• предварительное обследование больных с установлением точного диагноза, что исключает или существенно уменьшает диагностическую работу и создает предпосылки для максимально раннего начала курортной терапии;

• строго индивидуальный срок пребывания больных в санатории;

• наличие необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов определенного профиля и комплекса лечебных мероприятий, которые соответствуют медицинскому профилю санатория;

• профилактическая направленность курортной медицины.

Сроки лечения больных в санаториях зависят от характера заболевания и природных лечебных средств данного курорта,. В большинстве санаториев они составляют от 21 до 24 суток. Для больных костно-суставным туберкулезом и с поражениями центральной нервной системы срок пребывания в санатории составляет 45 суток, а для больных с острыми воспалительными заболеваниями почек - 48 суток. В последние годы наблюдается сокращение курсов лечения отдыхающих в санаториях до 14 - 18 суток.

Лечение в санатории условно разделяют на три периода:

1. 1) период адаптации (3 - 5 дней), характеризующийся приспособлением (акклиматизацией) больного к контрастной климатической зоне. В этот период осуществляется необходимое дополнительное обследование больных, процедуры курортной терапии назначают по слабым и умеренным режимам;

2. 2) период активного лечения (12 - 19 дней). В этоттгериод проводят лечебно-оздоровительные мероприятия в полном объеме по умеренным и интенсивным режимам;

3. 3) заключительный период. В этот период оценивают результаты Лечения и определяют рекомендации по дальнейшему врачебному паблюдению или продолжению лечения.

 

Проведение всех лечебно-оздоровительных мероприятий осуществляют по трем режимам возрастающей интенсивности:

• 1) щадящему;

• 2) тонизирующему;

• 3) тренирующему.

Оценку результатов проведенного лечения проводят по критериям эффективности санаторно-курортного лечения, учитывающим субъективные и объективные показатели состояния здоровья больного с указанием определенной степени. Ввиду того что при хроническом течении заболеваний выраженных изменений в состоянии здоровья больных сразу после курортного лечения часто не происходит, критерии оценки имеют три градации: «улучшение», «без изменений» и «ухудшение». При окончательной оценке необходимо учитывать также динамику основных симптомов данного заболевания. Через год после санаторно-курортного деления врач поликлиники по месту жительства оценивает стойкость предшествующего лечения, делая отметку в карте больного «стойкое (нестойкое) улучшение».

Помимо лечения отдыхающему на курорте оказываются другие виды услуги.

 

Прежде всего следует отметить такую базовую услугу, как размещение, которому в последние годы уделяют большое внимание. Современный санаторий должен предлагать одно- и двухместные размещения, со всеми коммунальными удобствами, кондиционированием, телевизором и радио, холодильником (мини-баром), телефоном. Наряду с повышением комфортности в настоящее время наметилась тенденция к расширению объема и ассортимента бытовых услуг, предлагаемых клиенту (парикмахерская, прачечная, косметология, ателье, прокат и пр.), повышению уровня безопасности номерного фонда, применению современных технологий его эксплуатации. (Вопросы организации питания и развлечений подробно рассмотрены выше.)

 

Эти требования являются классическими для санаториев, однако сегодня наблюдается существенная либерализация медицинской составляющей этих услуг, смягчение требований к охранительному режиму и распорядку дня. Многие коммерческие здравницы, сохраняя медицинскую направленность, перешли на гостиничную структуру предоставления услуг. гостиничному типу строятся и хозяйственные структуры пансионатов и домов отдыха.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...