Массовая коммуникация и современные тенденции
Стр 1 из 47Следующая ⇒ М.М. НАЗАРОВ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва "АВАНТИ ПЛЮС" УДК 316 ББК88 Рецензенты: д.филос.н., профессор Покровский Н. Е. д.филос.н., профессор Рукавишников В. О. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. — 428 с. ISBN 5-902559-04-9 В предлагаемой работе акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество", отражающими как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований аудитории и текстов массовой коммуникации. Состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована студентам, аспирантам, может быть полезна преподавателям в качестве методического пособия по проведению соответствующего специализированного курса. © Центр социологического образования © Назаров М. М., 2004 © «Аванти плюс», 2004 Содержание От автора................................................................................................... 10 ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ Лекция 1. Введение в социологию массовой коммуникации............................. 14 Массовая коммуникация: дефиниции.................................................. 15 Модели коммуникации......................................................................... 18 Границы предметной области социологии СМК................................. 23
Раздел I. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ................................ 27 Лекция 2. Системно-структурные представления о массовой коммуникации.. 27 Функции массовой коммуникации в обществе................................... 28 Социодинамическая теория СМК........................................................ 31 Медиа как средство поддержания системной стабильности............... 34 СМК в концепции самореферентных социальных систем.................. 36 Заключение............................................................................................. 44 Лекция 3. Идеология и массовая коммуникация................................................. 46 Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма.......... 47 Структуралистская интерпретация идеологии..................................... 51 Массовая коммуникация и концепция гегемонии.............................. 57 Заключение............................................................................................. 61 Лекция 4. Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации......................................................................... 63 МК, язык и "относительность" реальности......................................... 63 Проблема значения и знака................................................................... 65 Типы и организация знаков................................................................... 69 Структура мифа в семиологии.............................................................. 71 Кодирование и декодирование.............................................................. 75 Тексты МК как структуры повествования.......................................... 78 Заключение............................................................................................. 80 Лекция 5. Понимание массовой коммуникации в рамках критической теории............................................................... 82 6 Медиа в современном обществе Франкфуртская школа: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе................... 83 Беньямин: техническая воспроизводимость материалов культуры........................................................................... 89 Критика тенденций современного телевидения: Постман.................. 91 Заключение............................................................................................ 94
Лекция 6. Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира...... 96 Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна............................ 97 Постмодернизм в философии и культуре......................................... 100 Общество спектакля............................................................................ 103 Массовая коммуникациям гиперреальность.................................... 106 Заключение........................................................................................... 112 Раздел П. МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА... 114 Лекция 7. СМК и гражданское общество: концептуальный аспект.............. 114 Об интерпретации понятия гражданского общества......................... 115 Массовая информация в контексте базовых прав и свобод личности................................................................................ 117 Роль медиа в демократическом обществе: американская традиция анализа (Липпман, Дьюи, Миллс)...................................... 121 СМК и публичная сфера в концепции Хабермаса........................... 126 Заключение........................................................................................... 131 Лекция 8. Медиа в системе отношений "рынок - государство - общество"... 133 Формы частного владения средствами массовой коммуникации................................................ 134 Государственные и общественные формы владения СМК.............. 136 Концепция общественного вещания.................................................. 1 38 Регламентация в отношении деятельности СМК.............................. 140 Ограниченность идей свободной прессы........................................... 143 Нормативные "модели" медиа............................................................ 147 Заключение........................................................................................... 1 50 Лекция 9. Медиа и власть в современной России............................................... 151 Поздний советский период................................................................. 151 СМК и власть в годы перестройки.................................................... 152 Медиа и власть на рубеже 90-х.......................................................... 1 55 Новые экономические императивы в деятельности медиа.............. 1 57 Медиа олигархи................................................................................... 159 Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации 7 Президентские выборы 1996: олигархический консенсус................ 162 Феномен российских "информационных войн"............................... 165
Медиа и власть на рубеже тысячелетия: от Ельцина к Путину 168 Конфликты властных интересов вокруг телевизионных каналов.......................................................... 171 Заключение.......................................................................................... 180 Лекция 10. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации.......................................................................................... 181 Глобализация: необходимые дефиниции........................................... 182 Основные тенденции мировой медиа индустрии............................... 1 85 Логика дебатов о культурно-идеологических следствиях глобализации медиа........................................................ 189 Глобализация медиа: российский контекст....................................... 193 Заключение.......................................................................................... 198 Раздел Ш. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: АУДИТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЭФФЕКТЫ................................... 199 Лекция 11, Исследование эффектов массовой коммуникации.......................... 199 Периодизация и типология исследований эффектов воздействия СМК.............................................................. 199 Первый этап исследований эффектов массовой коммуникации..................................................................... 200 Второй период исследований эффектов массовой коммуникации..................................................................... 201 Общая характеристика современного этапа изучения эффектов массовой коммуникации................................................... 203 Концепции эффектов массовой коммуникации на уровне группы, общества............................................................... 207 Установление пунктов "повестки дня".............................................. 207 "Спираль молчания".......................................................................... 209 Теории информационного дефицита.................................................. 210 Модель зависимости эффектов массовой коммуникации............... 212 Подход "полезности и удовлетворения потребностей".................... 214 Лекция 12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|