Основные функции массовой коммуникации в обществе
I. Информационная функция: • информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; • информационное обеспечение инновационных процессов; интерпретация происходящего; • поддержка существующих норм и властных отношений; • социализация; координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия; III. Функция обеспечение преемственности: • выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений; 15 Подробнее см. напр.: Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Под ред. Фирсова Б.М. Ленинград: Наука. 1981; Berger A.A. Media Analysis Techniques. London: Sage. 1991. Mcquail,D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage. 1987. Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории • поддержание общности социальных ценностей; IV. Рекреативная функция: • создание возможностей для отдыха и развлечения; • снижение социальной напряженности; V. Функция мобилизации: • организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере. Надо иметь ввиду, что приведенная классификация является нечеткой. Многие из перечисленных функций пересекаются. Одни функции выражены в структуре деятельности СМК в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения между ними. Лишь контурно, как представляется, можно определить те функции, которые связаны или со стабильностью или с изменениями в обществе. В концепции индивидуальных функций и дисфункций деятельность средств массовой коммуникации рассматривается в контексте их аудитории. В фокусе внимания здесь в основном находится коммуникативное поведение индивида. Определяющим является то обстоятельство, что мотивы индивидуальной активности в отношении массовой коммуникации связаны с социальным контекстом и, в той или иной мере, со структурой общества в целом.
На индивидуальном уровне функции СМК предполагают удовлетворение следующих потребностей индивида: I. Информационная функция: • получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; • обучение и самообразование; • поиск советов, необходимой информации для принятия решений; II. Функция личностной идентификации: • подкрепление индивидуальных ценностей; • получение сведений о моделях и нормах поведения; • идентификация с ценностями других; • достижение понимания самого себя; III Функция интеграции в обществе и общения: • формирование основы для диалога, социального общения; • помощь в реализации социальных ролей, понимания положения другого, переживания; Системно-структурные представления о массовой коммуникации 31 • возможность общения с семьей, друзьями, обществом; IV. Функция развлечения: • эмоциональная разрядка; • заполнение свободного времени; • эскапизм, уход от проблем; • получение эстетического наслаждения; • сексуальное возбуждение. Говоря о дисфункциях (т.е. нарушении в деятельности системы) СМК, будем иметь в виду, что это "измерение" отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т.е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определенное функциональное соответствие на уровне индивида. Дисфункциональность в деятельности СМК может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию "контроля сознания"; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|