Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постмодернизм в философии и культуре




Постмодернизм часто определяется через отрицание того, что было свойственно предшествующей эпохе модернизма83. В концептуальном плане постмодернизму присуще отрицание Просвещенческого проекта как такового84. Под вопрос ставятся претензии на неограниченные возможности рациональности, стремление к познанию истины, к получению объективных знаний об обществе. Отсюда вытекает и неприятие универсальных, системных проектов мироустройства, являвшихся продуктом модернистского мышления.

Для философии постмодернизма характерен отказ, от попыток понять, какими факторами детерминируется наличная реальность. В этом также проявляются его отличия от концепций, определяемых как модернистские. В марксизме, например, приоритет в объяснении отдают структурам материального производства; фрейдизм связывает поведение людей с латентными особенностями человеческой психики; в структурной лингвистике акцент делается на том, что наше мышление как таковое структурировано культурой и языком.

Приведенные подходы объединяет такая общая черта, как "децентрация субъекта", т.е. вынесение за скобки вопроса об автономии индивида, соотнесение его действий с некоторой "на-

82 См.: Harvey D The Condition of Postmodernity. Oxford: Basil Blackwell. 1989; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press. 1990.

83 Подробнее см. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. 1998; Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма. Философия эпохи постмодерна. Минск. 1996.

84 Просвещение представляет собой философское и социальное движение XVIII в., в рамках которого были выдвинуты идеи свободы мысли и выражения, критики религии, ценности разума и науки, приверженности социальному прогрессу.


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира



дындивидуальной логикой". В противоположность этому постмодернизм настаивает на "смерти субъекта", на принципиальной невозможности познания скрытой реальности. Последнее связывается с тем, что сейчас мы живем в мире без глубины, в мире "видимости". В этой связи особенно важен акцент постмодернизма на возрастающей роли в современной жизни образа, имиджа и, соответственно, средств массовой коммуникации. В целом мир постмодернизма предстает миром хаоса, иерархически неупорядоченных фрагментов лишенным причинно-следственных связей и ценностных ориентиров.

Приведенные выше особенности нашли свое отражение и в эстетическом стиле постмодернизма85. В ряду важных характеристик этого явления исследователи выделяют: неточность, размытость, тенденцию к двусмысленностям; фрагментацию; иронию и стремление к устранению каких-либо канонов; спонтанность, "карнавализацию", игровое отношение к действительности; конструкционизм. Одновременно настаивают на отказе от жесткого деления высокой культуры и культуры массовой, делая акцент на том, что существуют лишь разные культуры как таковые. При этом утверждается всеобщая терпимость, минимальные ценности, как можно менее четкие и определенные.

Важная особенность эстетики постмодерна состоит в отказе от соотнесения текстов с реальностью. Ситуация выглядит так, как будто перед реальностью устанавливается некоторое "зеркало", которое фиксирует ее множественность. Все принимаемое за действительность является, таким образом, лишь некоторыми представлениями об этой действительности. Большое значение при этом имеет точка зрения самого наблюдателя, смена которой, в свою очередь, ведет к качественному изменению самого представления.

Постмодернизм отличается своим видением коммуникации и языка. Модернизму, как известно, свойственно достаточно

85 Подробнее см.: Маньковская М. Эстетика постмодернизма. М. 2000; Силичев Д.А.Постмодернизм: экономика, политика, культура. М. 1998; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М. 1999.


 

102 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории

жесткое разделение между тем, что было сказано (означаемым, "посланием", "сообщением") и тем, как было сказано (означающим, "средством", "каналом"). В постмодернизме подобного не предполагается. Объектом внимания здесь оказывается аллегорически насыщенный текст. При этом один текст прочитывается через другой текст, что позволяет привлечь внимание к новым, скрытым ранее смыслам.

Для постмодернистской культуры в целом характерно усиление роли в ней посредников. Достигается это, среди прочего, за счет широкого использования техники коллажа, предполагающего перенос материала из одного контекста в другой с последующим распределением заимствованных элементов по новым местам. Тем самым открываются новые возможности для обозначения, создания новых произведений из уже существующих объектов. В современных условиях роль сходную с коллажной во все возрастающем объеме начинают играть средства массовой коммуникации86.

Общество спектакля

Многое из того, что стали говорить о массовой коммуникации в связи с эрой постмодерна можно обнаружить в работах Ги Дебора (1931-1994) — французского автора неомарксистской ориентации, лидера известного в 60-х годах радикального "Ситуационистского интернационала". Главная работа этого автора «Общество спектакля» была впервые опубликована в 1967 году87.


86Показательно, что если модернистская коллажность предполагает определенное единство техники и продуманность композиции в целом, то в постмодернистском коллаже собранные в одном месте фрагменты предметов так и остаются не трансформированными в единое целое. Характерным примером такого литературного коллажа является роман американского писателя Р.Федермана "На Ваше усмотрение", опубликованный в 1976 году. Название романа предопределяет способ его прочтения: страницы не нумерованы и не сброшюрованы, и читатель волен прочитывать их в том порядке, в каком ему заблагорассудится. (Подробнее см. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм:Интрада.1996.С221.)

87Дебор Г. Общество спектакля. М. 2000.

 


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира



Суть подхода Г. Дебора состоит в попытке распространения марксистского экономического анализа на сферу культуры и средств массовой коммуникации. Исследуя современное ему общество, автор опирался на ряд концептуальных предпосылок. Наиболее важными из них являются, по нашему мнению, следующие: концепция отчуждения; понятие индустрии культуры, разработанное в рамках критической теории88; концепция гегемонии89.

Несколько подробнее следует сказать о концепции отчуждения. Для буржуазно-капиталистической системы хозяйствования неизбежным является то, что сам процесс труда оказывается противоположным человеку; то, что чем богаче становится предметный мир человека, тем беднее оказывается он сам, и наконец, то, что предмет производимый человеком, оказывается принадлежащим другому, нетрудящемуся человеку90.

Выделяются несколько основных форм проявления отчуждения, в основе которой лежат частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Во-первых, это отчуждение рабочего от продуктов своего труда (продукт труда ему больше не принадлежит); во-вторых, это отчуждение от процесса производства (труд не приносит внутреннего удовлетворения, а становится лишь товаром на рынке); в-третьих,

88 В этой связи надо отметить работы теоретиков Франкфуртской школы — М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе и других. Одна из важных для нас идей франкфуртцев состоит в том, что система массового производства товаров, услуг и идей "адекватна" существующей системе в целом, с ее преданностью технологическому рационализму, "калькулируемое™" и потреблению. Значительную роль в этой связи играет индустрия культуры. (См. подробнее Лекцию 5.)

89 Концепция общества спектакля соотносится с идеями итальянского теоретика и политического деятеля Антонио Грамши. Анализируя природу организации государственной власти в первой половине XX века Грамши пришел к выводу о ее усложнении, особенно в сфере политики. В рамках концепции гегемонии автором было показано, что доминирование господствующего класса предполагает не только монополию на применение насилия, но и согласие самих доминируемых. (См. подробнее Лекцию 3.)

90 Давыдов Ю.Н. Введение. Отчуждение и культура. В кн.: Маркс К.Социология. М. 2000.


104 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории

рабочий отчуждается от своей человеческой природы; в-четвертых, это отчуждение людей друг от друга (за счет подмены социальных отношений отношениями рыночными).

Итак, в чем состоит специфика общества спектакля, как определяет его Г. Дебор? Суть состоит в том, что в современных условиях происходит трансформация общества потребления в "общество спектакля". Предпосылкой этого выступает невиданное расширение деятельности средств массовой коммуникации и, шире, индустрии культуры в целом. Однако, важно видеть не только собственно технологические основания. Важно, что развитие современного капитализма с неизбежностью вовлекает в сферу своего влияния сферу свободного времени индивида. «Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление»91.

Показательными, при этом, являются те акценты, которые автор ставит, используя понятия общества спектакля. В узком смысле под обществом спектакля Дебор понимает современную ему медиа систему. Говоря в более общем плане, общество спектакля интерпретируется как система позднего капитализма в целом. «Спектакль это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами»92.

Механизмы влияния в рамках общества спектакля скорее являются не политическими, преимущественно это происходит через сферы досуга и развлечений, потребления и всевозможных услуг. По мысли автора, «спектакль это стадия, на которой -товару удалось добиться полного захвата общественной жизни.... Отчужденное потребление становится некой обязанностью масс, дополнительной по отношению к отчужденному производству»93. Т.е. Дебор особое внимание уделяет тому, что в рамках общества спектакля эксплуатации подвергается не только труд индивида, но и его досуг через контроль над потреблением, через рекламу, через создание новых, зачастую искусственных, потребностей.

9' Дебор Г. Общество спектакля. М. 2000. С. 23.

92 Там же. С. 23.

93 Там же. С. 34


Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира 105


Исследуя общество спектакля Дебор обращается к противопоставлению «бытия и обладания». Как известно, с помощью этого противопоставления Э. Фромм (социолог и психолог, один из представителей Франкфуртской школы) характеризовал буржуазный образ жизни. По Фромму, для капитализма свойственным является переход бытия в обладание, в том смысле, что система детерминирует стремление людей к обладанию вещами, которая невозможна без отчуждения, фрагментации реальности. За фазой обычного капитализма (за фазой иметь), утверждает Дебор, начинается следующая фаза капитализма, в котором отчуждение достигает своего пика. «Принцип товарного фетишизма, общественное господство посредством вещей безоговорочно соблюдается в спектакле, где мир чувственный оказывается замещенным существующим над ним выборкой образов»94. Таким образом, здесь исчезает даже обладание, возможность иметь. Вместо этого наступает царство чистой видимости.

Зависимое, «отчужденное» состояние индивида проявляется и в том, что «чем больше он созерцает, тем меньше он живет, чем больше он соглашается признавать себя в господствующих образах потребностей, тем меньше он понимает собственное существование и желание. Внешний характер спектакля по отношению к человеку действующему состоит в том, что его собственные поступки принадлежат уже не ему самому, но другому — тому, кто ему их представляет»95. Т.е. реальность оказывается отделенной от человека некоторым фиктивным пространством образов, сформированным средствами массовой коммуникации.

Следует отметить, что Дебор различает три основных типа общества спектакля. Первым является общество концентрированного зрелища, которое, по мнению автора, было характерно для тоталитарных диктатур, как фашистского, так и сталинского типа. Вторым типом является общество диффузного зрелища, которое "побуждая лица наемного труда пользоваться своей свободой выбора для потребления широкого массива предлагаемых

94 Дебор Г. Общество спектакля. М. 2000. С. 32.

95 Там же С. 31.


106
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


услуг..." Эта форма была присущей странам с традиционными формами буржуазной демократии96.

В 80-е годы наблюдается третий тип общества спектакля — общество "интегрированного зрелища". Это общество существует в условиях калейдоскопа явлений жизни, превратившихся в сознании людей в чистую символику без какого-либо указания на содержательный акцент, в шоу-мир вездесущей рекламы товаров потребления и театральной рекламности политики. Это приводит к тому, что для подростков 80-х годов имя Рембо звучит как Рэмбо, а Маркс как название шоколадного батончика. С точки зрения Дебора, заветным желанием массовой культуры является устранение исторического сознания: "С блестящим мастерством спектакль организует неведение того, что было тем не менее понято". Как только спектакль перестает о чем-либо говорить, то "этого как бы и не существует"97.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...