Регламентация в отношении деятельности СМК
Проблема регулирования деятельности СМК является одной из наиболее актуальных в настоящее время. К концу XX века государство испытывало все возрастающее давление со стороны развивающейся индустрии медиа — под все большим вопросом оказывались возможности государства в сохранении своего суверенитета (в том числе информационного), в обеспечении прав и свобод граждан. Причем современные тенденции усиления рыночных оснований в деятельности медиа приводят к усилению противоречия между правами и свободами граждан, с одной стороны, и потребителей информационной продукции — с другой. Надо иметь в виду, что регулирование деятельности СМК имеет своим предметом не только чисто экономическую сферу. В значительной степени это относится и к социо-культурной и политической областям. Далее остановимся кратко на существующих правовых нормах деятельности СМК и практике их применения в отдельных странах. Из широкого круга проблем подробнее остановимся на вопросах регулирования прав собственности и ограничения рекламы129. Необходимость регулирование прав на владение СМК обусловлена прежде всего неуклонным сокращением числа владельцев (это происходит в большинстве индустриально развитых стран). Здесь исходят из того, что усиление концентрации может нанести ущерб плюрализму мнений и увеличивает вероятность искажения информации. Несмотря на то, что рост концентрации
Медиа в системе отношений "рынок — государство — общество" 141 собственности характерен для всех индустриально развитых стран, не существует единых, характерных для всех механизмов правового регулирования.
Чаще всего практика регулирования осуществляется в рамках существующих антитрастовых законов применительно к области СМК. В большинстве случаев это касается запрета на монополию; ограничений на концентрацию СМК в руках одного владельца; запрета на слияние кампаний, ставящего под угрозу плюрализм мнений. В некоторых странах действуют законодательно предусмотренные комиссии, в компетенцию которых входит отслеживание правомочности сделок на приобретение собственности в сфере СМК. Иногда законом об СМК предусматривается регулярная публикация издателем отчета о состоянии своей собственности и о любых взаимосвязях с другими информационными кампаниями. Исторически антимонопольное законодательство затронуло сначала печатную прессу, а затем радио и телевидение. Рассмотрим этот вопрос кратко на примере ряда зарубежных стран. В США, как известно, одним из важнейших конституционных положений является "Первая поправка" к конституции, согласно которой конгресс не может принять закон, ущемляющий свободу слова или прессы. В этом находит свое выражение представление о том, что "свободный рынок идей" (наподобие свободного экономического рынка) будет лучше действовать при отсутствии вмешательства государства, чем при его участии. В отличие от печати электронные СМК являются объектом специального нормативного регулирования. В США внутреннее радио- и телевещание действует в подавляющем своем большинстве на коммерческой основе. Здесь специальные обязанности по реализации антитрестовского законодательства возложены на Федеральную комиссию связи. В соответствии с уставом этой организации, одному владельцу запрещается иметь более семи АМ радиостанций, семи ФМ радиостанций и семи разнотипных телестанций130. Также газетам запрещается владеть теле- и радиостанциями в одном обслуживаемом ими районе.
Медиа в современном обществе
Во Франции, Германии и Италии в отношении телевидения не существует таких антимонопольных норм, какие характерны для США и Великобритании. Здесь до самого последнего времени коммерческое телевидение развивалось не столь интенсивно. При этом государство принимало непосредственно участие в руководстве телеорганизациями либо на национальном, либо на региональном уровнях (последнее относится к Германии). Кроме антимонопольного законодательства распространены и другие меры государственного регулирования средств массовой коммуникации. В некоторых странах существуют требования относительно владения СМК иностранными гражданами. Так, во Франции иностранные кампании не имеют права владеть более чем 20% акций СМК. Закон Канады об инвестициях ставит условия иностранным гражданам для приобретения ими контрольного пакета акций в канадских кампаниях. В основном подлежат рассмотрению все заявки на покупку фирм, включая газеты, стоимостью более пяти миллионов долларов. В ряде стран (Австрия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция) правительство предоставляет дотации газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений. Существует также практика косвенного субсидирования — покрытия государством определенных расходов печатных изданий (налогов, почтовых или телефонных расходов).
Кратко о регулировании публикаций коммерческой рекламы. В подавляющем большинстве стран в целях сохранения здоровья нации ограничена или запрещена реклама алкоголя и табачных изделий. В некоторых странах от рекламы требуется, чтобы Медиа в системе отношений "рынок — государство — общество" 143 она соответствовала истине и не вводила в заблуждение. В ряде стран запрещена сравнительная реклама. Также существуют ограничения на политическую рекламу (за исключением периодов, когда проходит предвыборная кампания). Регулируются и некоторые другие стороны деятельности средств массовой коммуникации. Так, например, во Франции и Италии установлены квоты на соотношение в содержании импортной и национальной телепродукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|