Инновационные подходы в обучении географии.
В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Важнейшая задача современной системы образования – Задачи системно-деятельностного подхода: · научить получать знания (учить учиться) · научить работать и зарабатывать (учение для труда) · научить жить (учение для бытия) · научить жить вместе (учение для совместной жизни) Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода: · Уроки «открытия» нового знания · Уроки отработки умений и рефлексии · Уроки общеметодологической направленности · Уроки развивающего контроля Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя. Личностно ориентированное образование в современной школе должно соответствовать следующим требованиям: 1. Обеспечить целостное развитие человеческой природы. 2. Центральным звеном учебного процесса является самостоятельная образовательная деятельность школьников, а не пассивное овладение знаниями. 3. Главным в деятельности учителя является не преподавание, а координирование, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. 4. Активные и интерактивные формы обучения. 5. Дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки по предмету. 6. Обучение в сотрудничестве, использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии. В практике работы, с использованием личностно ориентированного подхода, главной цельюстановится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, постоянную согласованность субъективного опыта учеников с содержанием образования, обогащение этого опыта и его углубление. Реализация идей личностно ориентированного обучения в преподавании географии означает в итоге создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном самопознании.
Проблема организации личностно ориентированной образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней, как правило, отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого осуществляется закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно ориентированное обучение требует от педагога по-другому решать проблемы постановки целей обучения, разработки плана урока, конструирования системы знаний, формы рефлексии и оценки, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию географического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении географии способствует раскрытию потенциальных возможностей личности учащихся, а рефлексивно-оценочная деятельность на уроках географии позволяет учащимся: - осознанно планировать свою учебную деятельность; - понимать цели деятельности учителя и учащихся класса; - отслеживать выполнение поставленных целей и задач; - корректировать их в дальнейшем; - анализировать собственные успехи. Таким образом, школьный учитель – очень необычная профессия. Объектом его работы является общество будущего. Не будущее общество, а именно общество будущего, о котором написано так много и противоречиво. Сейчас изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельном подходе. А качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Долгие годы в системе среднего образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы особое внимание было обращено на концепцию личностно – ориентированного обучения и системно- деятельностного подхода, которые относятся к моделям инновационного типа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|