Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медитация « Счастливое детство»




Перед началом медитации следует включить любимую му­зыку.

«Сейчас вы слышите спокойную светлую музыку. Каждый звук приятно обволакивает и убаюкивает вас.

Вы погружаетесь в приятное расслабленное состояние и начинаете мысленно уходить в память о прошедших годах...

Вот сейчас вы видите себя совсем маленьким ребенком. Вы играете в свою любимую игру. Рядом с вами ваша любимая мама.

Ее лицо и глаза светятся улыбкой и любовью. Она говорит вам о том, как она вас любит. Отчетливо слышите ее добрый и ласковый голос.

Ощущаете ее нежные прикосновения к себе Вы чувствуете себя в полной безопасности и ощущаете надежную защиту от невзгод под добрыми материнскими руками.

Вам становится особенно хорошо, и в ответ вы тоже улы­баетесь своей маме...

А может быть, это ваш папа или же ваша любимая бабуш­ка или дедушка. Представляете, как все они смотрят на вас с огромной любовью.

Вы купаетесь в этойлюбви и чувствуете, как огромная сила этой любви делает вас здоровее и добрее. Вам хорошо, спокой­но и удивительно легко.

Ощущаете, как невзгоды и неприятности уходят от вас. Ощущаете в себе море спокойствия и любви».

Еще одна интересная техника терапии любовью разработа­на в практике психосинтеза итальянского психотерапевта Ро­берта Ассаджиоли. Приводим одно из его популярных медита­тивных упражнений

Цветение розы

/. Сядьте, закройте глаза, сделайте несколько вдохов и вы­дохов, успокойтесь.

2. Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один еще нераскрытый бутон, на вершине которого вы можете видеть лишь малень­кую розовую точку.

3. Представьте, как зеленая чашка бутона начинает рас­крываться и начинают показываться пока еще закры­тые лепестки.

4. Лепестки начинают медленно раскрываться и развора­чиваться до тех пор, пока не раскроются полностью. Вдохните аромат этой розы и ощутите его.

5. Представьте теперь, что на вашу розу падает яркий солнечный луч, освещая и согревая ее. Некоторое время созерцайте розу, освещенную солнечным светом.

6. Посмотрите в центр цветка. Вы видите, что там появ­ляется доброе и мудрое лицо, полное внимания и любви к вам.

7. Заговорите с этим мудрым существом и спросите его о самом важном для вас в данный момент. Услышьте от­вет.

8. Отождествите себя с розой. Представьте, что она вме­сте с мудрым существом находятся внутри вас и вы в любой момент можете войти с ними в контакт. В сим­волическом смысле вы и есть эта роза и это мудрое су­щество. Та же самая животворящая сила Вселенной, которая создала розу, пробудит и ваше высшее внут­реннее «Я».

9. Теперь представьте, что вы становитесь всем розовым кустом. Ваши корни уходят глубоко в землю, ваши лис­тья и цветы тянутся вверх навстречу теплому солнцу.

10. Осознайте, что вы, как и другие розовые кусты являе­тесь частью планеты, великого целого

11. Опишите ваш опыт.

Медитация «Прощание»

Избавление от психологической зависимости связано с пе­реключением внимания с одного объекта на другой, умением опираться на собственные силы и жить самостоятельно, рас­ширением круга интересов, возможностью получать поло­жительные эмоции из других источников

Сядьте, закройте глаза, сделайте несколько вдохов и вы­дохов, успокойтесь

Представьте себе образ своего любимого человека, как если бы он был сейчас рядом с вами. При этом вы, естественно, почувствуете в теле внутренний комфорт.

Разделите экран вашего внутреннего взора на две поло­винки. На одной из них, слева, поместите образ вашего люби­мого человека, на другой, справа,вспомните еще какую-нибудь ситуацию в вашей жизни, когда вы испытывали анало­гичные переживания или когда вам просто было хорошо и уютно

Поблагодарите его за те хорошие моменты, которые вас связывали вместе. Это хорошее навсегда останется с вами, как- память об увлекательном путешествии'.

При помощи ручек настройки экрана вашего внутреннего телевизора постепенно удаляйте цвет и яркость левой части экрана.

Говорите при этом: «Это проходит, проходит, и уходит».

Начинайте смотреть в другую сторону, на правую часть экрана.

Постепенно правую часть экрана делайте ярче, а затем увеличьте изображение на нем во весь экран.

Полностью переключитесь на новый образ u его переживание и постарайтесь расширить это переживаний.

Вспомните ваши чувства и ваш образ жизни до встречи. Обратитесь к тому, что вас тогда интересовало. Расширьте этот интерес до желания сделать что-то хорошее и важное.

Думайте только об этом интересном для вас деле и как его лучше воплотить в жизнь.

Начните новую жизнь.

 

14. ТЕРАПИЯ МУЗЫКОЙ. ПЕНИЕМ И ТАНЦАМИ

Болящий дух врачует песнопенье,

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит исступленье

И усмирит бушующую страсть

Душа певца, согласно излитая

Разрешена от всех своих скорбей,

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

ЕЛ. Баратынский

С древнейших времен люди использовали музыку и другие виды искусства в качестве лечебного средства воздействия на че­ловека. «Все виды искусств служат величайшему из искусств, — говорил Бертольд Брехт, — искусству жизни на Земле».

Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде мы можем най­ти об этом интересные сведения.

В наше время во многих странах успешно возрождается этот старинный способ лечения различных больных с помощью зву­ков музыки — музыкальная терапия. В Вене на одном из ее кон­цертных залов имеется интересная надпись: «Слушайте музыку старых мастеров, и всегда ваша голова будет в порядке».

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музы­ки — древнегреческого философа Пифагора мы находим опи­сание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека. По свидетельству од­ного из пифагорейцев — Ямвлиха,. оставившего нам трактат «Жизнь Пифагора», Пифагор, считая, что на людей лучше все­го влиять через их органы чувств, «сделал музыкальное воспи­тание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, по­средством которых излечиваются человеческие нравы и страс­ти и устанавливается изначальная гармония душеных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела» (Ямвлих. Жизнь Пифагора. М.: Алетейа; Новый Ак­рополь, 1998. С. 53).

Одним из наиболее известных музыкально-психотерапевти­ческих успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней, является усмирение им при помощи музыки некоего гречес­кого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотев­шего спалить ее дом. Пифагор приказал флейтисту, находивше­муся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки с фригийского на спондеистский и таким образом успокоил моло­дого человека.

Для многих этот способ лечения сегодня кажется по-детски наивным, способным вызвать ироничную улыбку. Но давайте не будем спешить и попробуем посмотреть на историю проблемы.

Известно, что древние египтяне называли музыку «лекарством для души». Древние евреи использовали музыку при лечении как соматических, так и психических заболеваний. В Ветхом Завете можно найти свидетельство, относящееся к библейскому царю Саулу: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой от­ступал от него. В 600 году до н. э. летописец Фалес свидетель­ствовал об исцелении от чумы в Спарте при помощи музыки.

Согласно древнегреческим мифам великий Аполлон был не только покровителем искусств, но и обладал даром лечения зву­ками своей кифары от различных болезней. Легендарный врач Эскулап был его сыном, и это тоже говорит о многом — о нераз­рывной связи искусства музыки и искусства врачевания. Знаме­нитый певец Орфей сладкими звуками своего голоса не только усмирял диких животных, но так же, как и Аполлон, Орфей «пользовал» занедуживших музыкой.

Предания и мифы повествуют нам о том, что:

• от музыки и пения товарищей Одиссея его рана перестала кро­воточить;

• в Италии лечили от укуса ядовитого паука тарантула при по­мощи зажигательного танца «тарантеллы»;

• знаменитый испанский тенор Фаринелли, прославившийся сво­ей способностью тянуть одну ноту в течение пяти минут, зву­чанием своего голоса вылечил от затяжной меланхолии и деп­рессии испанского короля Филиппа Пятого;

• древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекциях;

• Платон, потчуя своих пациентов и учеников лечебными тра­вами, обязательно рекомендовал слушать при их приеме ма-

гические песни. Он полагал, что иначе снадобье не окажет на пациента нужного действия;

• Наполеон считал причиной своего поражения в России рус­ские морозы и военные марши русских полковых духовых оркестров, которые хорошо умели поднимать боевой дух русских солдат;

• известно благотворное действие на умирающих звуков ко­локолов, облегчающих им уход из этой жизни;

• в православной традиции было принято провождать чело­века в последний путь со звоном соборных церковных ко­локолов. Согласно канонам православной церкви это по­могало душам умерших проходить через препятствия про­странства в высшие сферы.

Могущество ритма

Всевозможными ритмами пронизан весь окружающий нас мир. Вселенная и жизнь отдельного человека подчиняется строгим ритмическим законам, о чем проницательно сказал в 1928 году академик А.А. Богомолов: «Ритмически совершает Вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения сле­дуют космические процессы... Как день сменяет ночь, так бдение приходит на смену сна, и смерть, разрушив жизнь, спешит со­здать ей новые формы. Ритмически протекают в организме жиз­ненные процессы, и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма. Ритмично бьется сердце и дышат легкие, ритмически идут процессы пита­ния организма, и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психической жизни...»

Термин «ритм» произошел от греческого «ритмус». Это по­нятие имеет общий корень с древневедийским словом Рита, ко­торое- было ключевым словом в древнеиндийской философии и обозначало универсальный космический закон. Согласно этому закону происходило преобразование неупорядоченного состоя­ния в упорядоченное. Это обеспечивало сохранение основных условий существования Вселенной, человека и его нравственнос­ти. Рита определял порядок круговращения во Вселенной, регулировал движение Солнца, выпадение дождя, жизнь рас­тений, животных и людей. Даже деяния богов рассматрива­лись как проявления закона — Рита. Больше всего этот за­кон был связан с древневедийским богом Варуна, который был связан с космическими водами — морями, реками и под­земными водами. По-гречески «рит» означает «теку» и все текущее и изменяющееся подчиняется этому богу, который наиболее близко стоит к закону Рита. В этом законе, как утверждали древ­ние философы, заключена истина. Все, что оказывается нерит­мичным, является ложным и неверным. Нарушение закона Рита ведет к гибели человека, природы, животных, и поэтому его со­блюдение — важнейшая обязанность жизни.

Ритмы музыки — это всего лишь отражение тех разнообраз­ных ритмов, которые пронизывают весь наш жизненный цикл. Именно поэтому, когда мы слушаем музыку, часто непроизволь­но вторим ее ритму — помахивая либо рукой, либо ногой, либо начиная раскачиваться всем телом. Воспринимая и переживая ритмы музыки, мы как бы начинаем жить в ином измерении — в том движении и ритме, который задает нам воспринимаемая му­зыка. Могущество музыкального ритма настолько велико, что в свое время дало повод для того, чтобы великий русский компози­тор Н.А. Римский-Корсаков патетически воскликнул: «И все-таки главное в музыке — ритм, и только он один!»

Огромные лавины информации, которые обрушиваются се­годня на нашу психику, требуют от нас точного и четкого распре­деления времени. А это невозможно без хорошего чувства ритма.

Когда человек по каким-либо причинам — перенесенных не­приятностей или болезней — выбивается из ритма деятельности, то он не может держать нужный ритм и темп работы. Помимо всего прочего это означает, что равновесие его внутренних про­цессов возбуждения и торможения нарушено. В связи с этим в современной науке биоритмологии почти все заболевания связы­ваются с нарушениями внутренних биологических ритмов под воз­действием разного рода неблагоприятных факторов.

В нынешней спортивной практике широко используется так называемый теппинг-тест, разработанный в свое время аме­риканскими психологами. Суть теста проста — надо всего лишь постукивать в течение минуты рукой по специальному ключу. При этом фиксируется отклонение ритма постукиваний у спорт­смена перед стартом, когда он волнуется и находится в состоя­нии «предстартовой лихорадки», от того ритма, который при­вычен для спортсмена в обычной спокойной обстановке. Если это отклонение переходит допустимые пределы, то спортсме­на снимают со старта. Доказано и проверено, что успеха в со­ревновании он не достигнет. По аналогии можно сказать, что человек, у которого нарушаются ритмы деятельности, как бы выбывает из стремительного бега жизни.

Обратите внимание на ваш почерк, когда вы чем-то взволнованы или чем-то встревожены. Сравните его с тем почерком, когда вы находитесь в спокойном состоянии. Плавный и спокойный ритм по­черка во втором случае будет резко контрастировать с первым. Не­разборчивый почерк — первый сигнал к тому, что пора отдохнуть и восстановить свои нервно-психические силы.

Возможно, что до какой-то степени ритмичная музыка способ­ствует нормальному течению процессов возбуждения и торможе­ния в коре головного мозга и таким образом помогает выполнению различных видов деятельности. Известно, что гимнасты и акробаты гораздо точнее и лучше выполняют сложные комбинации движе­ний, если в это время они про себя считают и тактируют ритм выпол­няемых движений.

Ритм является важнейшим средством музыкальной выра­зительности. Обычно это понятие объединяет несколько зна­чений — темп, метр и собственно ритм. Темп — это скорость и быстрота исполнения музыкального произведения, метр — это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, раз­деляемых акцентами через определенные промежутки време­ни на такты. В музыке получили наибольшее распростране­ние пять основных темпов: очень медленно — «лярго», медлен­но — «адажио», спокойно — «анданте», быстро — «аллегро», очень быстро — «престо». Иногда только одно обозначение темпа упот­ребляется для названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты.

Равномерная ритмическая пульсация хорошо ощущается в му­зыке старых мастеров XVII—XVIII веков — музыке Вивальди, Ген­деля, Корелли и Моцарта Точное ощущение музыкального мет­ра — залог хорошего исполнения ритмического рисунка компо­зиции Собственно ритм — это рисунок, по которому движется мелодия внутри метрической пульсации. Поскольку ритм имеет двигательную природу, то, воспринимая какое-либо музыкаль­ное произведение, если оно нам нравится, мы стремимся подстро­иться под его ритм, и начинаем не только подпевать музыке но и двигаться ей в такт.

Помимо физических движений и перемещений в пространстве существуют три внутренних ритма человека, которые являются ге­нетически исходными для музыкальных ритмов — это ритмы ды­хания, сердечных сокращений и биотоков мозга

Большинство музыкальных ритмов основывается на есте­ственном фундаменте ритмов человеческого организма. Это прежде всего ритмы ходьбы, бега, дыхания, сердечных сокращений. Самый медленный темп и ритм, отражение которого мы встречаем в музыке — ритм дыхания, типичный вид которого — одна четверть на вдох и три четверти на выдох. Этот спокойный ритм можно проследить во вступлении в опере Вагнера «Тангейзер» или во второй теме финала Второго концерта для фортепиано Рахманинова. Метроритмическую пульсацию со скоростью сер­дечных сокращений можно проследить во многих произведениях Вивальди, Баха, Генделя.

Музыкальные ритмы способны подчинять себе огромные мас­сы людей, что мы можем видеть на примере танцевальных дискотек и массовых уличных мероприятий.

Начиная с 1960-х годов американские посольства во многих странах «Третьего мира» стали использовать в качестве «оружия» мощные звуковые установки и динамики, которые озвучивали музыку в стиле рока и танцевальных ритмов. Эти средства исполь­зовались в тех случаях, когда собирающаяся около посольства ан­тиамериканская демонстрация начинала превращаться в агрессив­ную толпу.

Заслышав звуки музыки, толпа начинала танцевать, и вся злая энергетика, таким образом, испарялась в танце.

Такую же музыкальную защиту в преддверии массовых улич­ных шествий и демонстраций проводит охрана роскошных магази­нов и салонов. При приближении демонстрантов звучит спокойная и лирическая музыка. Если же толпа вдруг начнет вести себя агрес­сивно, то пускаются в ход записи с танцевальной музыкой.

В конце 1970-х годов в прессе появились сообщения о том, что в Южно-Африканской республике был изобретен «музыкальный танк». Этот настоящий боевой танк был преобразован для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушек у него были брандспой­ты, которые стреляли мощной струей холодной воды, а вместо пу­леметов — мощные динамики, «стрелявшие» громкой ритмичной музыкой. Под воздействием этой музыки люди невольно начинали двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращалась в экстати­ческую. Энергия агрессии уходила в танец, что помогало избегать более неприятных эксцессов.

Хотелось бы обратить внимание любителей музыки на то, что чрезмерная ритмическая стимуляция может оказаться опасной и даже вредной для человеческого организма. Имеются данные, со­гласно которым водители, любящие «горячую» ритмичную музы­ку, склонны при ее прослушивании увеличивать скорость сво­его автомобиля, что нередко приводит к аварии.

Между прочим, в Древнем Риме, когда при покупке раба хо­тели проверить, нет ли у него «падучей» (так в древности назы­вали эпилепсию), заставляли этого раба смотреть на солнце че­рез спицы крутящегося колеса. Быстрые и ритмичные мелька­ния света и тени неминуемо приводили человека к судорогам и эпилептическому припадку, если он был предрасположен к этой болезни. В Древнем Китае даже существовала смертная казнь при помощи барабанного боя. Приговоренного к казни оглушали ба-рабаннным боем, от чего у него возникали судороги и он погибал. Так что, как говорил великий врач древности Парацельс: «Все есть добро и все есть зло, важна только мера».

Музыка и архетипы

Точно так же, как мы плохо чувствуем себя, когда в нашем питании не хватает некоторых витаминов и микроэлементов, мы ощущаем душевное нездоровье, когда в нашем внутреннем эмоци­ональном мире не хватает определенных эмоций. А наши эмо­ции — продукт тысячелетнего развития человека, и своими кор­нями они уходят в далекое прошлое.

Согласно концепции ученика 3. Фрейда Карла Юнга в коллек­тивном бессознательном опыте каждого народа — в мифах, пре­даниях, легендах — содержатся повторяющиеся образы и сюже­ты, которые имеют между собой глубинное родство. Эти перво­образы К. Юнг назвал архетипами. Они несут в себе определенные смыслы, значения и эмоциональные состояния. Архетипы помо­гают выживанию данного племени, рода и целого народа в слож­ных жизненных обстоятельствах. Они могут быть обнаружены в психике человека через сновидения и в процессе вхождения в так называемые измененные состояния сознания. Согласно концеп­ции К. Юнга это могут быть следующие основные архетипы:

Дитя, который символизирует спонтанность, высокую пози­тивную внутреннюю энергетику, непосредственность и способ­ность к творческим действиям.

Мать, который олицетворяет альтруистическое начало в лич­ности, чувства единения с матерью, а так же с природой и раство­рения в ней вплоть до потери собственного Я.

Герой, который олицетворяет стремление к борьбе за свобо­ду и независимость, преодоление всяческих преград.

Анима, символизирующий женское начало в мужчине, том­ления и стремления, в которых содержится потребность в со­чувствии и признании.

Анимус — представленность мужского начала в женс­кой психике.

Старик, который олицетворяет философское восприя­тие жизни, умудренность опытом, знание норм, правил и социальных предписаний и ограничений.

Каждый из этих архетипов имеет четкое эмоциональ­ное содержание, которое может быть выражено при по­мощи звуков музыки. Слабая представленность в индиви­дуальном сознании того или иного архетипа ведет к воз­никновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в виде недостатка в индивидуальном жизненном стиле либо гибкости и непосредственности, либо муже­ства и стойкости, либо способности к сопереживанию и альтруизму. Все это приводит к соответствующим пробле­мам в здоровье и к трудностям при взаимодействии с соци­альным окружением.

Нынешние последователи психосоматической медици­ны руководствуются идеей Платона о том, что «самая боль­шая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются ле­чить тело человека, не пытаясь вылечить его душу. Однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».

Великий Аристотель в «Политике» объяснил воздей­ствие музыки на примере религиозных песнопений, кото­рые «действуют возбуждающим образом на душу и прино­сят как бы исцеление и очищение людям, подверженным «энтузиастическому возбуждению». В том же трактате он отмечал, что «песнопения очистительного характера дос­тавляют людям безобидную радость». Подобное очищение от душевных страданий при помощи искусства получило у древних греков название катарсиса.

Его природу установил наш известный психолог Лев Се­менович Выгодский. Она заключается в том, что в процес­се восприятия и переживания прекрасной формы произве­дения искусства происходит уничтожение тяжелого жиз­ненного переживания и душа просветляется. На примере «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа Бунина «Легкое дыхание» Л. Выгодский показывает, как писатель повеству­ет о мрачных и тяжелых явлениях жизни, но при помощи ритма и рифмы, композиции, поворотов сюжета и других приемов художник добивается того, что после общения с

трагическим содержанием читатели, слушатели и зрители испытывают то необыкновенное душевное просветление, которое и называется катарсисом

Если пересказать содержание обыденными словами та­ких широко известных русских народных песен, как «Лучи­на», «Раскинулось море широко», романс Булахова «Не про­буждай воспоминаний», то это вызовет лишь уныние и тос­ку. В знаменитой песни Тома Джонса «Лайла» герой рыдает над телом убитой им возлюбленной. То же самое делает в опере Верди несчастный Хозе, когда убивает свою любимую и ненавистную красавицу Кармен.

Но эти же самые отрицательные эмоции, выраженные в поэтических ритмах и рифмах, положенные на красивую ме­лодию и гармонию, исполненные проникновенным голосом певца, преодолевают эти отрицательные эмоции, и в наших душах рождается совершенно другое, просветленное состо­яние.

Тот же самый прием «уничтожения содержания формой» действует и в легкой музыке. Во многих так называемых «шлягерах» слова говорят о том, как влюбленный страдает от потери своей любимой, а мелодия и ритм говорят об об­ратном: «Если ты не хочешь прийти ко мне — то катись ты куда подальше».

Музыкальная аптека

В книге современного немецкого музыковеда и музыкального терапевта Кристофера Рюгера «Домашняя музыкальная аптечка» (Феникс, Ростов-на-Дону, 1998) приведены интересные, на наш взгляд, примеры использования музыки в различных жизненных ситуациях. Ниже приводятся некоторые и них:

Музыка, которую рекомендуется слушать при прощании:

• Рихард Штраус — «Метаморфозы для 23 струнных инст­рументов».

• Прокофьев — Сцена прощания из балета «Ромео и Джуль­етта».

Для уменьшения агрессиислушать драматическую музыку с переходом к медленной успокаивающей.

• Бах — Хроматическая фантазия и фуга.

• Стравинский — «Весна священная».

• Римский-Корсаков — Увертюра к опере «Псковитянка».

• Мусоргский — «Ночь на Лысой горе»

Для уменьшения чувства страха:

Шенберг — опера «Ожидание».

• Шостакович, фрагменты 6, 7,8-й симфоний. Для подъема энергетики:

• Оннегер — Пасифик 231.

• Бах — Итальянский концерт, Токката и фуга Ре-минор.

• Шуман—Токката.

• Прокофьев — Токката.

• Б.Барток — Аллегро барбаро. Для утреннего пробуждения:

• Равель — сюита «Дафнис и Хлоя», первая часть — «рассвет».

• Мусоргский — «Рассвет на Москве-реке»

• Глазунов — сюита из балета «Раймонда», антракт ко второ­му действию.

• Дебюсси — симфоническая поэма «Море», первая часть.

• Григ — «Утро».

Для преодоления депрессии, одиночества и усталости:

• Чайковский — Первая симф. «Зимние грезы», первая часть.

• Брамс — «Трагическая увертюра».

• Брамс — «Реквием».

• Гершвин —- Песня Клары из оперы «Порги и Бесс».

Для медитации:

Медленные средние части концертов Баха, Моцарта.

• Бетховен — Четвертая симфония, «Адажио».

• Моцарт — Концерт № 21 До-мажор, для ф-но с оркестром. Анданте.

• Мендельсон — Концерт для скрипки «Анданте».

• Рахманинов — «Вокализ», «Элегия».

• Барбер — «Адажио для струнных».

• Равель — «Павана».

Для преодоления ностальгии:

• Шопен — Концерт № 1 Ми-минор, средняя часть.

• Дворжак — Славянский танец Ми-минор.

• Дебюсси— Затонувший собор.

• Мусоргский —Старый замок из цикла «Картинки с выставки».

• Марчелло — «Концерт для гобоя», Адажио.

Для мысленных путешествий (Дебюсси говорил — «Ког­да у вас нет достаточно денег для того, чтобы отправиться в путешествие, отправьтесь в него мысленно»):

• Дебюсси — Ноктюрн для оркестра, вторая часть «Празднества».

• Лало — Испанская симфония.

• Равель — Испанская рапсодия.

• Де Фалья — Ночи в садах Испании.

!• Чайковский — Итальянское каприччио.

Музыкальные произведения для радости и бодрого настроения:

Бетховен — Восьмая симфония.

• Россини — увертюры к операм «Шелковая лестница», «Со­рока-воровка».

• Гендель — Музыка на воде, «Аллегро».

• Бетховен — Восьмая симфония, первая и четвертая части.

Музыкальные произведения для облегчения разочарова­ния и фрустрации

• Гендель — Оратория «Иуда Маккавей».

• Шуберт — Четвертая, «Трагическая» симфония.

• Чайковский — «Ромео и Джульетта».

• Шуман — увертюра «Манфред».

• Лист — симфоническая поэма «Прелюды».

Музыкальные произведения для облегчения ностальгии:

• Шопен — средняя часть концерта для ф-но Ми-минор.

• Мусоргский «Старый замок».

• Дебюсси — «Затонувший собор».

• Равель — «Павана для утонувшей инфанты». Для изживания меланхолии:

Чайковский — Меланхолическая серенада, симфоническая поэма «Манфред».

• Брамс—квинтет для кларнета, соч. 115.

• Шуман — симфоническая поэма «Манфред».

• Сибелиус — Грустный вальсч.

Для преодоления нарушений сна и бессонницы:

• Бах — Гольберг-вариации.

• Франк — симфоническая поэма «Психея».

• Равель — Лунный свет, концерт Соль-мажор, 2 часть.

• Гершвин — Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

• Дебюсси — Лунный свет.

Для преодоления страха смерти:

• Лист — Кипарисы виллы д'Эсте.

• Моцарт — «Лакримоза» из «Реквиема».

• Сибелиус — Тоунельский лебедь.

• Брамс — Реквием.

• Брукнер—Девятая симфония.

Для преодоления комплекса неполноценности:

• Гендель — Кончерто гроссо.

• Бах — Бранденбургские концерты.

• Чайковский — пятая симф., Марш из Шестой симф., увер­тюра «1812 год».

• Лист — симф. поэма «Прометей».

Для изживания депрессии и меланхолии

• Дворжак — симфония № 3

• Моцарт — концерт До-минор № 22.

• Стравинский — Поцелуй феи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...