Личность и музыкальные пристрастия
Каждый из нас в своей душе носит свою неповторимую музыку, которая звучит той или иной мелодией. Об этом впервые сказал Корней Чуковский в одной из своих статей о Л. Толстом: «Толстой первый понял, что, кроме всяких свойств, у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собою, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, — то изображение наше будет ложь и клевета». У каждого из нас есть своя любимая музыка. Кто-то ловит «кайф» от лирических баллад ансамбля «Битлз», кто-то находит себя в искрометной музыке Россини и Вивальди, кто-то «балдеет» от тяжелого рока. Как говорят — «на вкус и на цвет...» Но все же есть во всем этом — наших музыкальных вкусах и предпочтениях — закономерности, которые при ближайшем рассмотрении имеют определенные психологические основания. Еще древние отметили тот факт, что подобное стремится к подобному. Из этого можно сделать вывод, что больше всего человеку будет нравиться та музыка, которая соответствует его природному темпераменту. Соответственно любимыми композиторами будут те, которые имеют тот же психологический склад темперамента, что и слушатель, пришедший на концерт. При всем многообразии наших переживаний существуют четыре основные эмоции — это радость, страх, гнев и печаль. Обычно у многих людей эти эмоции находятся в определенных пропорциях. Преобладание одной из этих эмоций определяет тот эмоциональный тон, в котором живет человек. Отсюда родились классические типы темпераментов, которые были определены еще древнегреческим врачом Гиппократом — холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.
Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, порывистыми движениями и страстной речью со сбивчивыми интонациями. Они склонны к резким переменам настроения и прямолинейны в отношениях с людьми. Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно музыка им нравится такая же — бурная, энергичная и порывистая. Таким темпераментом обладали и такую музыку писали Бетховен, Берлиоз и Лист. Сангвиники веселы, жизнерадостны и общительны. Они — душа любого общества, балагуры и весельчаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Они могут быть выносливы и работоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая работа их утомляет и быстро наскучивает. Их речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно им по нраву подходит музыка живая, веселая и энергичная. Такую мы найдем у композиторов Моцарта, Россини, Прокофьева, Вивальди. Флегматиков характеризует общая сдержанность, неторопливость, обстоятельность, спокойствие не только в обычных, но и самых трудных ситуациях. Они последовательны и обстоятельны в делах, их речь плавна и размеренна, без резких выражений эмоций, без яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил. В общении они ровны и рассудительны. Соответственно им подходит музыка замедленных темпов и ровная по настроению — без драматических вспышек и неистовств. Среди композиторов флегматического темперамента можно назвать Бородина, Глазунова, Лядова. Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься самобичеванием. Их речь тихая, с просительными и извиняющимися интонациями. Им свойственно искать сочувствия и помощи у окружающих. Они легко переносят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним-двумя близкими друзьями. Но благодаря своей высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства. Среди композиторов к меланхоликам можно причислить Чайковского, Шопена, Сибелиуса.
Все эти данные можно ввести в удобную схему, разработанную автором этих строк на основе известного теста английского психолога Ганса Айзенка:
Карл Юнг, о котором речь шла выше, ввел в психологическую практику широко известные ныне понятия «интроверты» и «экстраверты». К первому типу он отнес людей, которые в своих переживаниях обращены больше в свой внутренний мир, к своим собственным чувствам и переживаниям. Интроверты ведут преимущественно уединенный и замкнутый образ жизни. Шумным компаниям они предпочитают свое собственное общество, предпочитая общение с книгой, природой или искусством. У них небольшой круг друзей, но дружеские связи интроверта глубоки и продолжительны. Среди великих музыкантов к интровертам психологи относят Чайковского, Шопена, Скрябина. Эти композиторы считаются признанными лириками, которые смогли в своем творчестве раскрыть самые тонкие грани человеческой психики. К экстравертам К. Юнг отнес шумных и общительных людей, любящих большие компании и грандиозные события и празднества. Экстраверты не терпят скуки и монотонности, не могут долго сидеть на одном месте, не могут жить без притока сильных и ярких впечатлений. Знакомства и связи у экстравертов бесчисленны и многообразны, но в них нет той трогательной глубины и интимности, которой отличается дружба интровертов. Если интроверты предпочитают работать в одиночестве, то экстраверты — в группе.
Если сравнить интровертов и экстравертов с классификацией Гиппократа, к интровертам относят меланхоликов и флегматиков, а к экстравертам — холериков и сангвиников. Среди больших композиторов к экстравертам следует отнести Бетховена, Листа, Россини, Мейербера. Среди интровертов мы находим Шопена, Чайковского, Лядова, Шостаковича. Покажем эти различия более конкретно на примере того, как вели себя в жизни и на сцене Лист и Шопен. Нетрудно догадаться, что Шопен был музыкантом интровертированного склада, а Лист — экстравертированного. В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. При этом каждый из них находил в другом недостающие в себе качества. По воспоминаниям современников Шопен был очень впечатлительным, хрупким и ранимым человеком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии и это свойство его характера проявилось во многих его сочинениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Он не любил играть в больших концертных залах, при большом стечении публики, предпочитая выступать в небольших залах и музыкальных салонах богатых аристократов. «Большие залы парализуют меня», — признавался Шопен в одном из своих писем другу. Полной противоположностью Шопену была натура Листа. Этот великий исполнитель, композитор и дирижер любил выступать в больших залах, при большом стечении публики, причем, чем больше слушателей присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся великий маэстро. Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Генрих Гейне упрекал Листа в том, что его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам», на что Лист скромно отвечал — «Грозы — моя специальность». Один из современников Листа так отзывался о его концерте: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения... покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах...»
Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он заметил Листу, что чем так играть его произведения, лучше их вообще не играть. Тут же Лист сыграл один из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение, «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой». Бессмысленно ставить вопрос о том, музыка какого типа темперамента лучше. Лист и Шопен были гениальными музыкантами, но каждый из них в силу своего темперамента был гениален по-своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру. Мы, благодарные слушатели, будем выбирать из ее сокровищниц то, что больше всего нам подходит к нашему собственному темпераменту и мироощущению. В идеале развитый человек, жизненные обстоятельства которого постоянно меняются, способен проявлять всю гамму человеческих эмоций. Вероятно, что он должен, подобно сангвинику, быть общительным и легко устанавливать контакты с окружающими, ощущая при этом чувство неиссякаемого оптимизма. Как флегматик он должен уметь обстоятельно рассматривать сложную проблему и сохранять верность жизненным принципам. Подобно меланхолику он должен отличаться чуткостью, отзывчивостью и деликатностью в общении. Подобно холерику он должен уметь концентрировать все свои душевные и физические силы для достижения поставленных целей, активно утверждать свои жизненные ценности. Во всех этих случаях на первый план выходит способность к эмоциональной саморегуляции. И здесь она оказывается просто незаменима. Общение с музыкой делает человека более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру его основного темперамента. Героические симфонии Бетховена, зовущие «через тернии к звездам», к победам над обстоятельствами; лирические миниатюры Шопена и Скрябина, заставляющие глубоко почувствовать тонкость человеческих переживаний; созерцательные зарисовки Глазунова и Грига, помогающие проникнуть в очарование и прелесть любования родной природой — все эти различные по характерам музыкальные произведения по-особому расцвечивают внутренний мир композитора, образуя в нем то, что называют духовным богатством.
Гармония звуков учит нас тоньше чувствовать этот мир, поэтому помогает наладить с ними хорошие отношения. По наблюдениям многих психотерапевтов и по нашим собственным, когда пациент находится в подавленном состоянии, печальная музыка завладеет его настроением легче, чем веселая. Если же опечаленному сразу давать мажорную музыку, то она будет его только раздражать. Маниакальные больные, которые быстро двигаются и говорят, оказываются более восприимчивы к быстрой и громкой музыке. Наш великий врач В. Бехтерев, который в своих трудах также уделил много времени данной проблеме, рекомендовал сначала вывести человека из плохого настроения, для чего надо давать слушать произведения, соответствующие настроению пациента в данный момент. Только когда пациент отреагирует свои отрицательные переживания, ему следует давать слушать такие мелодии, которые приведут его к эмоциональному состоянию с положительным знаком. Исследования показывают, что для нашего здоровья опасным является подавление в себе отрицательных эмоций — гне- ва, печали, страха, страдания. Отрицательные эмоции обязательно должны быть вынесены наружу, иначе они начинают разрушать наши внутренние органы: сердце, печень, желудок. Люди, далекие от искусства и от музыки, делают это грубым способом — напиваются, орут на стадионах или дерутся Но тот, кто носит в своей душе музыку, избавится от своих негативных переживаний, если возьмет в руки гитару, чтобы спеть или сочинить хорошую песню или поставит запись с любимым музыкальным произведением для прослушивания. Вокальная терапия Голос — первый музыкальный инструмент человека. Через его интонацию лучше всего передается его состояние. В противопоставлении «жизнь — смерть» — голос являлся признаком живого мира, а молчание — признак мира «иного». В народных заговорах болезни изгоняют туда, где не поют петухи, не блеют овцы и не поют девушки. Поэтому во время похорон все стараются говорить шепотом — без голоса. Голос противопоставляется шуму, зевоте, свисту, смеху, шепоту — все это напоминает звуки нечистой силы, которая шипит, свистит, ухает и лишь изредка говорит. Магические свойства приписывают голосу измененному. В каждой культуре — свои нормы звучания голоса, отступление от которых воспринималось как фальшь. Так, если невеста по время свадьбы охрипнет или лишится голоса, если сорвется голос у певчего в церкви во время венчания, то все это может повлечь смерть одного из новобрачных. Несчастье так же может постигнуть человека, если во время исполнения ему величальной песни поющие сорвут голос или просто сфальшивят. Голос резкий и сильный всегда служил охраной человеку. Им отворачивали грозовые тучи, им помогали расти растения, будить пчел, деревья по весне. Сила человека, отражаясь и передаваясь в звуке, составляет основу магического воздействия на мир. Голос — вместилище души и силы человека. Отобрав у человека голос, можно отобрать у него силу и душу. С помощью голоса человек отделяет свое пространство от чужого — «Мое. Я там, где меня слышно». Когда спорят, стараются перекричать друг друга, стремясь не доказать правоту, а «захватить пространство». С изменением голоса меняется социальный статус человека — мутация у подростков. Многие заболевания нередко возникают, как уже было сказано выше, из-за гипервентиляции, связанной с чересчур интенсивным дыханием. Пение на основе правильно поставленного дыхания и продолжительного выдоха устраняет это отклонение. Физиологическое оздоровительное действие пения основано на том, что при длительном и плавном выдохе уменьшается частота дыхания, а это значит, что в организме задерживается углекислота, которая снимает спазм сосудов, улучшается кровоснабжение внутренних органов, улучшаются метаболические процессы и от всего этого человеку становится хорошо. Прибавим к этому возможность эмоциональной разрядки, способ высказать свои чувства и переживания. Спокойное пение, как и медитация, хорошо успокаивают, расслабляют и создают оптимальные условия для химических и биоэнергетических процессов в организме. Танцевальная терапия Тело и его разнообразные движения, как и голос человека, было самым первым инструментом выражения чувств. И лучше всего для этого оказывались движения, организованные особым образом в танец. Первобытные танцы наших предков — военные, трудовые, бытовые, обрядовые психологически готовили людей к нужной деятельности и способствовали нормализации их эмоционального состояния. Музыкальные ритмы и интонации, сопровождавшие танец, давали этим движением необходимую энергетику и пластику. Танцы сплачивали племя в единый коллектив и тем самым способствовали его выживанию. Издревле танцы делились на мужские и женские, и тем самым на психологическом уровне решалась задача половой идентификации и принадлежности. Если мы посмотрим на музыкальную жизнь Древней Греции, то мы увидим там два больших музыкальных праздника. Один — в честь бога вина Дионисия, а второй — в честь покровителя муз Аполлона. Дионисий, как свидетельствуют легенды и мифы, играл на авлосе — так называли деревянный духовой инструмент типа гобоя, который издавал резкий и громкий звук. Аполлон играл на кифаре — прародительнице нынешней гитары, которая была ему подарена самим Гермесом, посланником богов. Своей музыкой, строгой и возвышенной, Аполлон исцелял людей и предсказывал им их будущее. Праздники Дионисия устраивались осенью после сбора урожая винограда, когда поспевало первое молодое вино. Шествия в честь Дионисия совершались под грохот барабанов и визг авлосов. Танцы на дионисийских праздниках носили, мягко говоря, очень свободный характер, чего нельзя было сказать об аполлонических танцах. Тогда же мы видим разделение музыки на два разных по своему характеру направлений — авлетику и кифаристику. Соответственно и танцы разделились — на аполлонические и дионисийские. Танцы в честь Аполлона — строгие и размеренные, движения в них совершались по заданным канонам и правилам. Танцы в честь Дионисия — свободные, раскованные и необузданные. Каждый мог в этом танце делать все, что он захочет Существуют и другие классификации танцев, но мы ограничимся этими двумя разновидностями танца — с правилами и без правил. В первых обобщается система высших ценностей общества и они впоследствии перемещаются на сцену. Вторые служат для эмоционального самовыражения и используются в быту. Они спонтанны, экспрессивны и выражают индивидуальность танцующего. Танцы делят так же на гармоничные и негармоничные (конвульсивные), интровертные и экстравертные. Гармоничные танцы выражают радость жизни танцующего от избытка позитивных чувств. В негармоничных (свободных) танцах танцующий отреагирует и выплескивает свои негативные чувства и страдания, освобождаясь от них. В психотерапевтической практике именно этот вид танца привлекается чаще всего для достижения катарсической разрядки от тяжелых аффектов. В интровертных танцах, получивших свое название от известной классификации К. Юнга, человек пытается при помощи движений выразить свой внутренний мир. В экстраверт-ных — впечатления и переживания внешнего мира. В телесно-ориентированной терапии танец привлекается для интеграции основных сегментов тела. У невротика эти сегменты, как было выявлено в исследованиях по биосинтезу Дэй-вида Боаделла — голова и позвоночник, грудь и туловище, позвоночник и внутренние органы разъединены друг от друга мышечными зажимами. Биоэнергия из-за этого не может свободно протекать из одной части тела в другую. Поэтому движения невротика скованы, угловаты и плохо скоординированы. В танце эти мышечные зажимы устраняются, и раскрепощенное тело становится основой для раскрепощения личности. В парном танце люди учатся без слов чувствовать и понимать друг друга, и эта коммуникация оказывается гораздо важнее слов. В групповой танцевальной терапии участники группы могут выражать свои чувства не только в свободном танце, но и осваивать движения различных животных, что расширяет репертуар их движений. В своей практике я предлагаю участникам группы танцы птиц и животных, направленных на активизацию различных групп мышц. Это могут быть танцы бабочек и ласточек, где требуются свободные взмахи рук; танцы дельфинов и змей, в которых требуются свободные движения в бедрах; танцы цапель и газелей, в которых требуются свободные движения ног. Три-четыре человека танцуют, а остальные смотрят и выявляют, у кого какие зажимы имеются в теле. Спонтанная танцевальная терапия осуществляется сегодня на дискотеках. Ответы многих любителей дискотек на вопрос: За что вы любите дискотеку? — звучит примерно одинаково. «Танцы на дискотеках повышают настроение». Многие молодые любители танцев отмечают у себя после них усиление сексуального влечения. И это — закономерное следствие устранения мышечных зажимов, о которых говорил в своих работах В Райх. В общем виде современная музыкальная терапия может быть представлена как органический синтез многих школ и направлений, дающих возможность активно вести пациента по пути личностного роста. Система воздействий на пациента может быть представ-лена в виде следующей теоретической модели, в которой процесс развития осуществляется от более простых проявлений личности к более сложным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|