Философия творчества и смысла
⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Целебность творчества заключается в том, что оно открывает и дает человеку смысл его существования. Если этого смысла нет, если жизнь кажется бессмысленной, то очень скоро она прекращается. Исследования личности самоубийц, как в нашей стране, так и за рубежом, а так же наркоманов и алкоголиков показывают, что их общей характерной чертой являются частые переживания апатии, скуки, депрессии и тревоги. Эти переживания есть следствие тщетных попыток найти смысл своей жизни. Как следствие отчаяния — обращение к деструктивным способам избавления от негативного состояния в виде употребления психоактивных веществ. Кропотливая работа и помощь психотерапевта клиенту в поиске призвания при помощи современных методов профориентации помогает ему в нахождении смысла своей жизни. Проблему жизненного смысла в современной психологии впервые поднял и развил знаменитый немецкий психиатр Виктор Франкл. В книге «Человек в поисках смысла» он отмечал: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека. Люди нуждаются в том, ради чего стоит жить... Огромную психотерапевтическую и психологическую ценность имеет убежденность человека в том, что ему есть ради чего жить... ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как сознание того, что перед ним стоит важная жизненная задача... Если рассматривать жизнь с точки зрения присущих ей жизненных задач, нельзя нее прийти к заключению, что жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается. Почему бы нам не использовать трудности повседневной жизни для того, чтобы проверить собственный характер и развивать в себе силу и мужество? (В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990).
Фундаментальным феноменом в природе человека В. Франкл полагал самотрансценденцию человеческого существования. Это означает то, что «человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лищь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания» (С. 30-31). Главная задача — скорее поиск смысла своей жизни, нежели поиск своего Я. Человек может найти свое Я и достичь своей сущности, только взяв на себя ответственность за осуществление смысла. Сам Франкл, родившийся в Вене в 1905 году, всю свою жизнь искал смысл собственного существования. Он нашел его в том, как он сам говорил, чтобы помогать другим людям увидеть смысл своей жизни. Три года, с 1942 по 1945 год, Франкл провел в концлагере нацистов. Он воочию видел, как человеческая природа может проявляться в чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заключенных в лагере предпочитали прозябать. Но несколько человек превратили свои трагедии в триумфы. И Франкл сделал из этого главный принцип своего учения о логотера-пии: «Тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое». В концлагере Дахау, в котором находился Франкл, если человек не видел смысла в чем-то вне себя, его выживание в экстремальной ситуации было бесцельно и бессмысленно. И человек погибал. Смысл жизни человек может приобрести, согласно В. Франклу, тремя способами: • что-то давая жизни через свое творчество;
• что-то беря от жизни, переживая ее процесс; • занимая определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при неизлечимых заболеваниях. Но при любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию к своим страданиям и придать им глубокий жизненный смысл. Сталкиваясь со своей трудной судьбой и вынужденный ее принимать, человек все же имеет возможность реализовывать ценности отношения. Мужество, которое он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Нахождение смысла в ситуациях, представляющихся безысходными, считается высшим достижением логотерапии. Жизнь че- ловека может и должна сохранять свои смысл до конца — до последнего часа. Смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момента, если принимают вызов судьбы и страдают мужественно. Франкл приводит слова Гёте: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить либо деянием, либо терпением». Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовывать ценности то одной, то другой группы... «В отдельные моменты, — пишет В. Франкл, — жизнь призывает нас обогатить собственными действиями этот мир, в другое время мы обогащаем переживаниями самих себя». Помочь найти человеку смысл своего существования непростая задача для психотерапевта. Но он не может дать его напрямую в виде совета. Клиент должен суметь найти и определить его для себя сам. Экзистенциальный анализ должен помочь человеку осознать ответственность за реализацию его жизненных целей. Самое главное — помочь найти свое призвание, любимое дело, в котором человек может обрести смысл своей жизни. При этом, чем больше человек воспринимает свою жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более наполненной смыслом она ему кажется. Очень важным является осознание человеком своей миссии в этом мире. Особенно отчетливо это проявляется у верующих, воспринимающих свою жизнь как выполнение задач, поставленных самим Всевышним. «Христианское существование, — указывает В. Франкл, — рассматриваемое как продолжение жизни господней, в конечном счете по сути своей представляет свободно избранную имитацию жизни Христа, повторение его «страданий». Поэтому все переживания, выпавшие на долю человека, с точки зрения протестантов, представляют собой дар божий (милость Господню)».
Стремление к творчеству и чувство любви очень сильно связаны между собой. Как сказал Эрих Фромм: «Любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится. И каждый трудится для того, что он любит». Поэтому естественно, что большинство людей пытаются найти и находят смысл своего существования в любви. Но Франкл справедливо полагал, что любовь — не лучший и не единственный способ наполнить жизнь смыслом. При утрате объекта любви жизнь для многих людей теряет смысл. И только творчество, либо религия и вера могут быть для человека надежными опорами. Исходя из принципов логотерапии Франкла, каждый из нас должен осознать важность взятия на себя ответственности за свою жизнь и нахождение в ней смысла в любой ситуации, помня о том, что человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет своего смысла. При этом надо руководствоваться голосом своего сознания. Чтобы помочь клиенту найти смысл своей жизни, логотерапевты спрашивают его: «В какой области деятельности вы хотели бы прославиться?» или «Каких творческих успехов вы могли бы добиться в жизни?» Важно расширять количество источников смысла. Для мужчины это может быть не только профессиональная роль, но и роль мужа, отца, организатора какого-либо любительского объединения. Как говорится в английской пословице, «не привязывай свой корабль только к одному якорю», то есть, не сковывай свою жизнь одной единственной надеждой, идя с рынка, не клади все яйца в одну корзину. С течением жизни в разные ее периоды смыслы меняются. Одни смыслы у молодого человека, другие — у пожилого. Увидеть их в каждый текущий момент жизни — большое дело. Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро видела смысл своей жизни в том, чтобы выступать в роли притягательного сексуального объекта, способного покорять сердца всех мужчин. На пороге сорока лет, когда молодость и привлекательность стали увядать, она осознала, что теряется смысл ее жизни, что она не может быть больше такой, какой была раньше. В результате — преждевременная смерть. Марлен Дитрих в той же ситуации поняла, что она может быть интересной не только как сексуальный объект, но и как интересный интеллектуальный собеседник.
Смысл может быть найден через сократический диалог. Одну клиентку Франкла мучила мимолетность жизни. Он попросил ее назвать человека, которого она уважает и ценит. Клиентка вспомнила своего семейного доктора. И хотя доктор умер, и некоторые пациенты не помнят, чем они ему были обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл. Подводя итоги, мы можем заключить, что смысл приходит к человеку, когда ему удается найти творческое дело по душе, когда его интересы выходят за пределы самого себя, сосредотачиваются на общественно полезном деле. Терапия идеалами То, о чем писал и говорил в своих лекциях В. Франкл, очень близко к тому направлению современной психотерапии, которое называется аретотерапией, то есть лечение высокими идеалами и нравственным самосовершенствованием. Основателями этого направления стали в начале XX века два врача — наш соотечественник А.И. Яроцкий и немецкий психиатр И. Марциновский. В своей книге «Идеализм как физиологический фактор» (Юрьев, 1908) А.И. Яроцкий указывает на то, что духовная сила человека всегда и при всяких обстоятельствах является залогом выздоровления от серьезной болезни, так как истинно материалистическое мировоззрение не отрицает реального существования духовных и нравственных сил, заложенных в душе человека. Чтобы вылечить человека, необходимо всеми силами поднимать его дух, яркость и интенсивность личности и на этом пути добиваться его нравственного перерождения. И меркой по отношению к тому, каким быть человеку, должны быть не окружающие нас люди, а образы Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. В прежние времена, — пишет А.И. Яроцкий, — «когда человеку угрожала тяжелая болезнь, он давал себе обет сделать какое-нибудь доброе дело для своего излечения или совсем посвятить себя Богу». И человек выздоравливал. Смыслом этого опыта было выздоровление на основе перерождения всей духовной сферы личности. Духовный рост и нравственное перерождение личности являются теми рычагами, которые дают возможность пробудить в душе больного могучие силы выздоровления.
Именно внутренний душевный мир человека, полагал А.И. Яроцкий, обуславливает продолжительность его жизни. Человек живет столько, сколько у него в запасе имеется душевного идеализма. При этом влияют на нее ни сердце, ни мускулы, ни почки, ни то или другое состояние артерий, как это принято думать, а тот запас душевных сил, которым человек располагает. Этот запас значительно возрастает, если человек примкнет к какому-либо широкому идеалистическому движению, когда он начнет ощущать себя маленькой частицей, входящей в состав некоего громадного целого и работающего для его пользы. И.. Марциновский, изложивший свои взгляды в книге «Нервность и мировоззрение» (Москва, 1913), рассматривал мировоззрение как решающий фактор выздоровления. Из различных точек зрения на жизнь двух индивидов следствием является то, что одно и то же событие на одного человека действует подавляющим образом, а на другого — возвышающим. Поэтому за исходный пункт лечения он брал не органы тела пациента, а всю его психику с неразрешимыми внутренними конфликтами и напряжениями. Свою цель и идеологию лечения И. Марциновский сформулировал следующим образом: «Я хотел бы сделать из нервного, слабого человека и «дилетанта жизни» посредством действительно врачебной воспитательной терапии сильную, утвердившуюся в себе личность, которая возвышается над вещами и освободилась бы от жалкой зависимости от них, чтобы любовь, доброта и сила могли стать на место нервного раздражения» Изучая особенности психики своих пациентов, И. Марциновский обнаружил у них ужасающее количество «идейных нарушений». И прежде всего им недоставало душевных психических сил побороть свое страдание, потому что их нравственные основания, принци-пы жизни были лишены положительной силы. Неприятности жизни, именуемые сегодня стрессами, для многих людей являются пусковыми механизмами их заболеваний. Инсульт и инфаркт, астма и язва рассматриваются больными как следствия пережитых неприятностей. Но эти болезни, согласно представле-ниям И. Марциновского, показывают зависимость человека от внешних предметов и условий. Пациент считает, что если бы обстоятельства были другими, то он бы не заболел. Но истинную причину болезни надо искать внутри себя — если бы душа была бы иной, то человек бы не заболел. Больше всего расстройств человеку чаще всего приносят близкие ему люди. Но И. Марциновский справедливо указывает на то, что это не они его сердят, а он на них сердится. И объектом лечения и изменения должна стать не окружающая среда, а растерзанность души самого пациента. Обида и гнев на близких есть следствие ложного мышления. Мы слишком сильно хотим, чтобы окружающие были такими, какими бы нам хотелось их видеть Не принимая их такими, какие они есть, мы разрушаем как самих себя, так и своих близких. При лечении душевного неравновесия, — полагал Марциновский, — речь должна идти не о приеме каких-то лекарств, а о выработке нового мировоззрения и такого нравственного состояния, которое не разрушается при ударах судьбы. Душевное равновесие нарушается всякий раз тогда, когда жизнь чувств чересчур усилена, а переработка их посредством разума отступает на задний план. Так же, как и А.И. Яроцкий, И. Марциновский подчеркивает важность совершения какого-то общественно полезного дела. Движение к высокой и благородной цели, вера в успех помогают преодолевать все препятствия, в том числе и болезни, не замечая их. Надо только перестать видеть в собственном благосостоянии тот центр, вокруг которого должен вращаться весь мир. Тогда переключение внимания с болезни на здоровье будет приводить к исцелению. «Только тогда, — говорил И Марциновский своим пациентам, — когда вы перерастете ваше страдание, как нечто жалкое, почти недостойное вашего внимания, вы опять сделаетесь сильным, жизнерадостным и свободным от постоянной мысли о том, от чего вы считаете себя зависимым». Как и А.И Яроцкий И. Марциновский считал необходимым подключать своих пациентов к общественной жизни, к чему-то более высокому, чем они сами. «Мы должны больше выучиваться ценить нашу связь с душевным содержанием целого народа, всего человечества... а не чваниться нашей крошечной личностью. Мы должны привыкать чувствовать себя живым выражением общей божеской мысли не для того, чтобы потеряться в ее беспредельности, но для того, чтобы найти себя в ней в более чистом и высоком виде. В этом заключается наше «богоподобие». Чтобы понять смысл жизни, И. Марциновский призывал своих пациентов смотреть на нее с возвышенной точки зрения. Можно почувствовать себя маленькой каплей воды в потоке ручья, который несется навстречу великому морю мирового целого. Но понять бушевание потока можно, только лишь став на" выдающуюся высоту, откуда взор может следить за течением ручья до тех пор, пока тот не вольется в море и сам не станет морем. «Тогда водяная капелька может сказать: я частица моря, я в нем, как и оно во мне». От болезней никто не застрахован, и случайно можно заболеть. Но с человеком случается только то, к чему он был предназначен или уже настроен Это означает, что из сотни существующих возможностей данная личность известным образом делает свой выбор. Отсюда следует вывод: «Содержи твое сердце и мысли в чистоте, тогда и тебя не коснутся грязь и опасности судьбы» По существу это означает следование нравственным ориентирам, изложенным в Ветхом и Новом завете. И над всеми добродетелями возвышается одно неизменное стремление вверх, борьба с самим собой, неутомимая жажда большей мудрости, доброты и любви. Сказанное по-новому заставляет нас понимать мысль Достоевского о том, что красота спасет мир. Если каждый из нас спасет свою душу при помощи высоких идеалов, то тем самым могут спастись и многие. Для этого оказывается важным питать свою душу высоким искусством, которое поднимает человека к вечным общечеловеческим ценностям. Можно вести растительный образ жизни, читать незамысловатую бульварную литературу и желтую прессу, смотреть боевики и слушать примитивную музыку. Но в час испытаний такой человек окажется беззащитным перед ударами судьбы. И только искусство высоких и тонких энергий, которые содержатся в произведениях великих классиков — Шекспира и Толстого, Бетховена и Чайковского, Рембрандта и Дали может помочь человеку выстоять в сложной жизненной ситуации. Настоящая драма обитателей больших городов заключается в том, что в Больших Городах, по образному выражению известного московского издателя Владимира Лизинского, пасутся огромные стада внутренних эмигрантов. Это те, которые не пользуются ничем из того, что составляет их гордость — театры, дворцы, галереи, библиотеки, им чуждо преклонение перед талантом. Не имея в своем жизненном багаже опоры на духовные силы прошлых поколений, они оказываются беззащитными перед сложностями жизни в Большом Городе. Ключевая роль в защите от стрессов и сопутствующих им неврозов играет осознание смысла своей жизни, своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных жизненных ситуаций. Человек, сделавший главный, смысловой жизненный выбор, в значительной мере предрешил все свои дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Его жизнь становится свободнее и проще. Попадая в трудную жизненную ситуацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценностями и своевременность подобного взвешивания нормализует его состояние. В этом случае критическая ситуация рассматривается не в сравнении с другими событиями, а оценивается на фоне общей перспективы всей жизни и общечеловеческих ценностей. Г.Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание». Рекомендации Спросите себя прямо: Что вы ищете в этой жизни — покоя, славы или материального достатка? Если вы до сих пор не определились со смыслом свой жизни, спросите сами себя: «В каком виде творчества я хотел бы (хотела бы) прославиться?» Что мне необходимо сделать для этого, какие шаги предпринять? Оставляете ли вы в своей жизни место для творчества, или же она заполнена лишь рутинной работой и мотивом зарабатыва-ния денег? Если это так, то, может быть, самое лучшее, что есть в вас, так и живет только в виде смутного образа смутного желания? Попробуйте прояснить это желание, постарайтесь увидеть его как можно более четко. Попытайтесь нарисовать его. Повесьте ваш рисунок на видном месте, чтобы всегда иметь этот образ вашего горячего желания как постоянное напоминание о долге перед самим собой. Спросите сами себя: «Для чего я пришел в этот мир и зачем я ему нужен? Что я могу делать такого, что не мо-» жет делать кроме меня никто другой? Спросите далее — какие способности у меня есть и каких нет, а какие надо развить для воплощения смысла вашей жизни? Имеет ли ваш смысл какую-нибудь связь с более широкой общностью — вашего производственного коллектива, региона, в котором вы живете, с жизнью вашего народа? Дерзайте! ЗАКЛЮЧЕНИЕ Жизнь современного человека в Большом Городе по большей части протекает на фоне борьбы за существование и достижение очень трудных целей. Напряженный труд на фоне сложной экологической обстановки, гиподинамия, плохое питание и всякого рода общественные катаклизмы и конфликты усугубляют состояние нервно-психической напряженности, именуемой стрессом. Но все это не главное. Если бы только жители больших городов знали, что большинство их бед (но, конечно же, не абсолютно всех), негативных переживаний, от депрессии до агрессии лежит в несовершенстве их личностной сферы, то есть в неумении позитивно мыслить, неумении разряжать свои негативные эмоции по мере их возникновения, признания необходимости преодолевать свою лень и искать смысл своей жизни в самых неимоверных по своей сложности социальных условиях и трудностях жизни, то их мироощущение, а следовательно, и здоровье, значительно бы было бы лучше. Каждый человек, говорил Г. Селье, «должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал; кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузки». Катастрофы и военные конфликты, насилия и грабежи, мошенничество и коррупция, которые стали не редкостью в современных социальных условиях, могут надолго лишить многих людей нормальной жизни. Поэтому знание методов преодоления последствий стрессовых и кризисных ситуаций становится необходимой частью психологической культуры каждого человека и особенно того, кто живет в условиях Большого Города. Сегодняшняя психотерапия насчитывает несколько десятков методов выхода из невротических состояний, вызванных разного рода сложностями жизни. Одни из них нацелены на исправление образа мыслей, другие — на развитие полезных поведенческих навыков, третьи — на улучшение эмоционального состояния. В этой книге рассмотрены важнейшие из тех методов психологической самопомощи и саморегуляции, которые позволяют человеку нормально существовать и реализовывать свои способности в Большом Городе. Сегодня они с успехом используются в современной психотерапевтической практике, указывая необходимые ориентиры для личностного роста и профессионального развития. Большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня психотерапевту в Большом Городе, связаны с неверием его клиентов в свои силы и недостатком любви к самому себе, застенчивостью и заниженной самооценкой, завистью и ревностью, стремлением превзойти своих ближайших соперников и агрессией, тревогами и депрессией. Все эти негативные переживания закрывают перед человеком те большие возможности, которые предоставляет ему Большой Город для счастливой жизни. Открыть их заново — благородная задача практикующих психологов и психотерапевтов. Однако книгу эту хочется закончить словами А. Шопенгауэра: «Кто явился в мир, чтобы серьезно наставлять его в важнейших вопросах, тот может почитать себя счастливым, если ему удастся уйти целым и невредимым». Автор надеется, что это удастся. ЛИТЕРАТУРА Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.,2002. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,1997. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,1995. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. Айви А.П., Айви М, Саймон-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.,1999. Александров А.А. Современная психотерапия. СПб., 1998 Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.,1994. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. СПб., 1991. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997. Бройтигам В., Кристиан П., РадМ. Психосоматическая медицина. М., 1999. БурлачукЛ.Ф., Грабская И.А., КочарянА.С. Основы психотерапии. М., 1999. Бэндлер Р., ГриндерД. Из лягушек в принцы. М.: Смысл, 2000. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. ГончаренкоН.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991. ГрофС. За пределами мозга. М.,1997. Джаффе Д. Т. Доктор внутри нас. Минск, 1998. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 1998. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. Каптен Ю.Л. Основы медитации. М., 1997. Карвасарский БД. Психотерапия: Уч. пособие. СПб., 2000. КолобзинЬ. Как жить после психической травмы., iw*.. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,1999. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993. Кулаков С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.,1994. Лэндис Р. Продвинутые техники для работы с посттравматическими стрессовыми состояниями. М., 1996. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб., 2000. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997. ОсиповаАА. Введение в теорию психокоррекции. М., 2000. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2002. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.,1999. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2002. Перлз Ф. Гештальтсеминары. М., 1998. Практическая психология в образовании: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1998. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / / Руководство практического психолога. М.,1995. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1988. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К Тутушкиной. М.,1998. Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. В 2 т. / Под ред. А.Е.Фенькой др. М., 1999. ПушкаревА.Л.,Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 1999. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. СПб., 1995. Соколова ЕЛ. Общая психотерапия. М., 2001. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов М.,1988. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых расстройств: современное состояние проблемы // Психолог, журнал. Т. 13. № 2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Omm Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2001. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура / / Московский психотерапевтический журнал. 1999, №2. С. 61-90. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001. Шапиро ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз. Основные принципы, протоколы и процедуры. М., 1998. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1988. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. Приложение Т оронтская алексшпимическая шкала Шкала направлена на выявление типичных признаков в структуре личности человека, предрасполагающая человека ко многим психосоматическим заболеваниям. Это: • Ограниченность способности к фантазированию, механистичность и утилитарность мышления. • Неспособность выражать свои чувства. • Стремление завязывать симбиотические отношения с объектом, основанные на тотальной идентификации с ним. Человек может существовать только с помощью другого, воспринимаемого как «ключевая фигура». Потеря по каким-либо причинам такой фигуры оказывается драматичной и провоцирует начало самых разных заболеваний. В частности, подобное крушение подобных отношений часто наблюдается у онкологических больных. Инструкция. Вам будет предложено несколько вопросов, на которые следует отвечать поочередно. Не надо тратить время на обдумывание. Дайте только один ответ на каждое утверждение. /. Г. Селъе. Стресс без дистресса. М., 1979. С. 86. 2. Г. Селье. Стресс без болезней / / Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. СПб., 1994. С.,342. Ответы на вопросы №№ 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 17, 18, 19, 20,22, 23 «Совершенно согласен» оцениваются в один балл, «Совершенно не согласен» — в 5 баллов. С тем же значением, но с отрицательным знаком оцениваются вопросы №№ 1, 5, 6, 9, 11,12, 13, 15, 16, 21, 24. Оценка уровня алекситемии производится путем суммирования баллов. У здоровых людей он равен до 62 баллов, 63-73 балла — зона риска, свыше 74 баллов — наличие алекситимии.
Психосоматические заболевания: • бронхиальная астма - 71,8+1,4 • гипертоническая болезнь - 72,6+ 1,4 • язвенная болезнь - 71,1+ 1,4 • неврозы - 70,1 + 1,3 • контрольная группа здоровых - 59,3+1,3 Вопросы к построению торонтской алекситимической шкалы Тест на депрессию А. Бека Какое из приведенных утверждений вам ближе в настоящий момент? Можно выбирать несколько утверждений. 1. а) Я чувствую себя хорошо. б) Мне плохо. в) Мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поделать. г) Мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть. 2. а) Будущее не пугает меня. б) Я боюсь будущего. в) Меня ничего не радует. г) Мое будущее беспросветно. 3. а) В жизни мне большей частью везло. б) Неудач и провалов у меня было больше, чем у кого бы то ни было в) Я ничего не добился в жизни. г) Я потерпел полное фиаско — как родитель, партнер, ребенок, на профессиональном уровне — словом, всюду. 4. а) Не могу сказать, что я неудовлетворен. б) Как правило, я скучаю. в) Что бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведенная машина. г) Меня не удовлетворяет абсолютно все. 5. а) У меня нет ощущения, будто я кого-то обидел. б) Может, и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно. в) У меня такое чувство, будто я всем приношу только несчастья. г) Я плохой человек, слишком часто обижал других людей. 6. а) Я доволен собой. б) Иногда я чувствую себя несносным. в) Порой я испытываю комплекс неполноценности. г) Я совершенно никчемный человек. 7. а) У меня нет впечатления, будто я совершил нечто такое, что заслуживает наказания. б) Я чувствую, что наказан или буду наказан справедливо. в) Я знаю, что заслуживаю наказания. г) Я хочу, чтобы жизнь меня наказала. 8. а) Я никогда не разочаровывался в себе. б) Я много раз испытал разочарование в самом себе. в) Я не люблю себя. г) Я себя ненавижу. 9. а) Я ничем не хуже других. б) Порой я допускаю ошибки. в) Просто ужасно, как мне не везет. г) Я сею кругом одни несчастья. 10.а) Я себя люблю и не обижаю. б) Порой мне свойственно ошибаться. в) Мне постоянно не везет. г) Из-за меня все вокруг несчастны. 11.а) У меня нет причин плакать. б) Бывает, что я и поплачу. в) Я плачу теперь постоянно так, что не могу выплакаться. г) Раньше я мог плакать, а теперь как-то не выходит, даже когда очень хочется. 12.а)Я спокоен. б) Я легко раздражаюсь. -в) Я нахожусь в постоянном напряжении. г) Мне теперь все безразлично. 13.а) Принятие решения не доставляет мне особых проблем. б) Иногда я откладываю решение на потом. в) Принимать решение для меня проблематично. г) Я вообще никогда ничего не решаю. 14.а) Мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде. б) Меня волнует, что я неважно выгляжу. в) Дела идут чем дальше, тем хуже, я выгляжу плохо. г) Я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность. 15. а) Совершить поступок — для меня не проблема. б) Мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо шаг. в) Чтобы решиться на что-либо, я должен очень много поработать над собой. г) Я вообще не способен что-либо реализовать. 16.а) Я сплю спокойно и хорошо вы<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|