Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Язык как знаковая система и общественное явление




Тема № 1.1. Введение в науку о языке

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Определите и запишите основные функции языка.

1.2. Заучите ст. 68 Конституции РФ.

2. Контрольные вопросы.

2.1. Чем различаются языки естественные и искусственные?

2.2. Какая специфика заложена в понятия: «языки государственные», «языки мировые», «языки межнационального общения»?

 

Тема № 1.2. Система языка, ее устройство и функционирование

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Запишите примеры синонимии в системе языка.

1.2. Выполните различные виды анализа языковых единиц.

2. Контрольные вопросы.

2.1. Что представляет собой языковая система?

2.2. В чем состоит взаимосвязь единиц и уровней языка?

2.3. Какое языковое явление называется синонимией?

2.4. Что такое синонимический ряд?

2.5. Какие синонимы называются полными (абсолютными)?

2.6. Как проявляются системные связи языка при объединении слов в синонимические ряды?

2.7. Какие слова называют контекстуальными синонимами?

Раздел II. Русский язык в современном мире

Тема № 2.1. Русский язык как объект научного изучения

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Составьте план на тему «Основные этапы истории русской письменности».

1.2. Выпишите основные направления развития русистики в наши дни.

1.3. Запишите основные разделы русистики и охарактеризуйте их.

2. Контрольные вопросы.

2.1. Расскажите о русском языке как объекте научного изучения.

2.2. Каких виднейших ученых-лингвистов Вы знаете? Назовите их работы.

2.3. Почему можно считать язык одновременно знаковой системой и общественным явлением?

2.4. Почему русский язык рассматривается лингвистами как один из индоевропейских языков?

2.5. Какое место занимает русский язык в кругу других славянских языков?

2.6. В чем состоит значение старославянского языка в развитии русского языка?

Тема № 2.2. Формы существования русского национального языка

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Подберите и запишите примеры русского литературного языка из произведений классиков.

2. Контрольные вопросы.

2.1. Каковы формы существования русского национального языка?

2.2. Почему русский литературный язык рассматривается как высшая форма существования национального языка?

Раздел III. Языковая норма, ее функции и типы

Тема № 3.1. Варианты языковых норм

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Запишите типы языковых норм. Приведите примеры.

2. Контрольные вопросы

2.1. Что представляют собой понятия: «языковая норма», «типология норм», «вариативность языковой нормы», «динамика языковой нормы»?

2.2. Каковы типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы?

2.3. Как отличить преднамеренные нарушения языковой нормы от непреднамеренных?

Тема № 3.2. Правописание: орфография и пунктуация

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Запишите основные орфографические нормы русского языка. Приведите примеры на каждую орфограмму.

1.2. Запишите основные пунктуационные нормы русского языка. Приведите примеры на каждую пунктограмму.

2. Контрольные вопросы

2.1. Какие разделы русской орфографии Вы знаете?

2.2. Какие принципы русской орфографии Вы знаете?

2.3. Что означают термины «орфограмма» и «пунктограмма»?

2.4. Куда следует обращаться при появлении трудных случаев написания в орфографии и пунктуации?

Тема № 3.3. Функциональные разновидности языка

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Перечислите функциональные разновидности (стили) языка и их особенности. Приведите примеры.

2. Контрольные вопросы

2.1. Куда надо обращаться в трудных случаях анализа языковых явлений и фактов, а также при возможности их различной интерпретации?

2.2. Чем может помочь исторический комментарий к языковым явлениям различных уровней?

2.3. Что представляет собой лингвистический анализ текста?

2.4. В чем состоят особенности разговорной речи и языка художественной литературы?

Тема № 3.4. Тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Охарактеризуйте различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Приведите примеры.

2. Контрольные вопросы

2.1. Каковы закономерности построения текста? Приведите примеры.

2.2. Как происходит информационная переработка текста?

2.3. Что необходимо знать, чтобы совершенствовать умения и навыки создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров?

2.4. Каковы основные направления редактирования собственного текста? Охарактеризуйте их. Приведите примеры.

Раздел IV. Взаимосвязь языка и культуры

Тема № 4.1. Культура речи и ее основные аспекты

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Охарактеризуйте понятие «культура речи» и ее основные аспекты.

1.2. Составьте самостоятельно расписку, доверенность, резюме.

2. Контрольные вопросы

2.1. Каковы основные коммуникативные качества речи и их оценка?

2.2. Каковы причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление?

2.3. Какова культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы)?

2.4. Как правильно написать доклад, реферат, тезисы, статью, рецензию?

2.5. Как составить деловые документы различных жанров (расписки, доверенности, резюме)?

2.6. Что входит в понятия «культура публичной речи», «культура разговорной речи», «культура письменной речи», «речевой этикет»?

Тема № 4.2. Сферы и ситуации речевого общения

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Перечислите и охарактеризуйте сферы и ситуации речевого общения.

2. Контрольные вопросы

2.1. Какие компоненты входят в понятие «речевая ситуация»?

2.2. Что представляет собой монологическая речь?

2.3. Что представляет собой диалогическая речь?

2.4. Как можно осуществлять процесс совершенствования навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения?

Тема № 4.3. Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов

Задания для самостоятельной работы

1. Задания.

1.1. Расскажите о диалектах как исторической базе литературных языков. Приведите примеры употребления диалектов в литературных произведениях. Запишите их.

1.2. Выпишите 20 диалектных слов из любого словаря русского языка.

1.3. Приведите примеры употребления норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.

2. Контрольные вопросы

2.1. Как происходит взаимообогащение языков?

2.2. Каков результат взаимодействия национальных культур?

2.3. Почему необходимо соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения?

Помните, что только неустанная работа по овладению таким сложным, но интересным учебным предметом, как русский язык, будет способствовать повышению Вашего интеллектуального и культурного уровня, окажет положительное влияние на формирование необходимых профессиональных качеств специалиста юридического профиля.

 

Примерный перечень домашних заданий

Домашнее задание № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...