Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русского и других народов»




Задание. Предлагается подборка «Из писем А.П. Чехова (в отрывках)». По данному материалу подготовьте сочинение-рассказ, на тему «Каким я представляю себе А. П. Че­хова?».

Данное задание можно заменить на краткий рассказ о жизни и творчестве другого русского писателя или поэта XIX-XX вв.

 

ИЗ ПИСЕМ А. П. ЧЕХОВА (в отрывках)

М.М. Чехову 29 июля 1877, Таганрог

...Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно их безграничное детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни.

*************************************************************

Между 6 и 7 апреля 1879, Таганрог

М.П. Чехову

Дорогой брат Миша!..

Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое созна­ешь? Не всем, брат Миша, надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно соз­навать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество.

*************************************************************

Д. В. Григоровичу

28 марта 1886, Москва

Ваше письмо, добрый, горячо любимый благовеститель, пора­зило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и те­перь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе...

Если у меня есть дар, который следует уважать, то каюсь пе­ред чистотой Вашего сердца, я доселе не уважал его. Я чувство­вал, что он у меня есть, но привык считать его ничтожным... Все мои близкие всегда относились снисходительно к моему авторству и не переставали дружески советовать мне не менять настоящее дело на бумагомарательство... За пять лет моего шатания по га­зетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою лите­ратурную мелкость... Это первая причина... Вторая — я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне.

Пишу все это для того только, чтобы хотя немного оправдаться перед Вами в своем тяжком грехе. Доселе я относился к своей литературной работе крайне легкомысленно, небрежно, зря...

Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время бежит быстро.

*************************************************************

Н. П. Чехову

Март 1886, Москва

Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку...

3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они да­же в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, не держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

5. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие... Они не говорят: «Меня не понимают...», потому что это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

6. Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

7. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным возду­хом, шагать по оплеванному полу...

И т. д. Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть толь­ко Пиквика и вызубрить монолог Фауста...

Тут нужны беспрерывный труд и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...

***************************************************************

А. Чехову 10 мая 1886, Москва

По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки и иметь характер а propos*. Общие места вроде: «заходя­щее солнце, купаясь в волнах темневшего моря, заливало багро­вым золотом» и проч. «Ласточки, летая над поверхностью воды, весело чирикали»,— такие общие места надо бросить. В описани­ях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их та­ким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькнуло горлышко от разбитой бутылки и покатилась шаром тень от собаки или волка и т. д. Природа является одушевленной, если ты не брезгуешь употреблять сравнения явлений с ее человеч(ескими) действиями и т. д.

В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест.

Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев... Не нужно гоняться за обилием действ(ующих) лиц...

*************************************************************

М. В. Киселевой

 

14 января 1887, Москва

...что мир «кишит негодяями и негодяйками», это правда. Чело­веческая природа несовершенна, а потому странно было бы ви­деть на земле одних только праведников. Думать же, что на обя­занности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать самое литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, ка­кова она есть на самом деле. Ее назначение — правда, безусловная и честная. Суживать ее функции такою специальностью, как до­бывание «зерен», так же для нее смертельно, как если бы Вы за­ставили Левитана рисовать дерево, приказав ему не трогать грязной коры и пожелтевшей листвы...

************************************************************

А. С. Суворину 7 января 1889, Москва

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепост­ного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечен­ный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший жи­вотных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,— напишите, как этот молодой человек выдавливает по каплям раба, и, как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая.

************************************************************

А.С. Суворину 17 октября 1889, Москва

Вчера был у меня П. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его му­зыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто.

************************************************************

 


Примерные задания для подготовки

К письменному экзамену

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Ид..алы человечества, прогр..ссивный де..тель, м..ровоззрение п..сателя, инт..рнациональный п..дход, ин..циаторы туристск..го п..хода, изб..рать пр..зидиум к..нференции, п..милование, п..терпевший, прав..охранит..льные органы, прав..судие, пр..мьер-м..­нистр, пр..сяжные зас..дат..ли, пр..кур..тура, равн..правие гражд..н, р..списка, ре..билитац..я, рез..люция, р..ф..рендум, св..детель, с..став пр..ступления, сув..р..нитет, судебные д..к..зательства, чу..ствовать устал..сть, участв..вать в сп..ртакиаде, тел..графировать р..дителям, гостин..ца, б..леты в амф..театр, пр..сутствовать на пр..мьере б..лета, гум..низм п..сателя, быть опт..мистом, жизн..нные ор..ентиры, во..нская обяза(н,нн)ость, гр..жданское зак..н..дательство, гу­б..рнат..р, д..м..кратия, д..путат, д..говор аренды, д..прос, жал..ба, зав..щание, п..ссимист по н..туре, выр..ботать уб..ждения, ас..альтовое п..крытие, газ..фикация обл..сти, эк..логические пр..блемы, д..клад на к..нгрессе, ид..ологическая р..бота, инт..нсивные к..нсультации, план..мерно вн..дрять, ор..нжерея б..танического сада, цв..тущий п..лисадник, п..рниковый..ффект, пр..гнозирование р..зультатов..проса,

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Юстиц..я, авт..рское право, адв..кат, адв..катура, адм..н..страция Пр..зидента Ро(с,сс)ийской Ф..д..рации, г..сударственный бюд..жет, в..ществе(н,нн)ые д..к..зательства, в..збуждение уг..ловного дела, в..зм..ще­ние вреда, з..ключение под стражу, г..гантские усил..я, кол..ссальные трудн..сти, неут..мимые труж..ники, к..лонны д..монстрантов, пр..вилегированные слои общ..ства, чувств..вать ответств..нность, честв..вать п..бедителей, выступлен..е пол..тического комм..нтатора, п..пулярно изл..гать, во..нский эш..лон, инт..нсивно, п..ссивно, колл..ктив, з..ко(н,нн)ый пр..дст..витель, з..кон..дательные орг..ны, з..кон..проект; з..щита чести, д..сто..нства и д..ловой р..путац..и; за..вление, изб..рательная к..мпания, и..тец, инте(л,лл)ектуальная со..ственность, исп..лнение пр..говора, испр..вительные р..боты, кл..вета, к..мпьют..рные пр..ступления, пр..во­н..рушение, акк..мпанировать на г..таре, моз..ичное п..нно, пр..рвать тр..нсляцию, пр..высить р..корд, пр..открыть окна в с..лоне, пер..читать реф..рат, вып..сать ц..таты, экз..меновать,..делать к..нспект ст..тьи, к..нституцио(н,нн)ые г..ран­тии прав ч..л..века, к..рыст­ные п..буждения, кр..м..нология, л..шение св..­боды, меры пр..сечения, мес(?)ное сам..упр..вление, с..стематизировать знан..я по пр..дмету, м..ральный клим..т в колл..ктиве, изб..рать в пр..зидиум, в..тераны в..йны, прив..легии мног..детным семь..м, р..весники и сверс..ники, сп..циальность, пр..следовать инт..ресы, выбр..нная пр..фессия, м..н..стерство, м..ровой суд, м..тив пр..ступления, н..логовая п..лиц..я, н..движ..­мость, н..завис..мость и н..сменя..мость судей, н..тариат, н..тариус, обв..няемый, оск..рбление, ответч..к, очная ста..ка, п..рламент, п..д..зреваемый, п..дсуди­мый, п..казания, п..лиц..я, т..можня, те(р,рр)оризм, уг..ловная отве(?)ственность, Уг..ловный Код..кс РФ, уп..лн..моченный по пр..вам ч..л..века, ф..д..ративное устройство, х..дат..йство, ц..нзура, час(?)ная со..ственность,..ксперт, юр..сдикц..я, юр..сконсульт.

 

Задание 3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и заме­няя, где следует, строчные буквы прописными (Знаком || обозначена прямая речь).

1) А где мой товарищ || промолвил Олег || скажите || где конь мой ретивый||

2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить || сказал он голосом показавшимся противным ему само­му || что вы находите в этой мазне ||

3) Да... || сказал он и резко повернулся ко мне || да... ну что ж посмотрим ||

4) Вы знаете || перебил хозяин взволнованно || я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журнали­стике || хозяин ухватил Короткова за пуговицу || будьте добры скажите что он понимает ||

5) Что же, ты рад || спраши­вала Наташа || Я так теперь спокойна счастлива || Очень рад || отвечал Николай || Он отличный человек ||

6) По­дожди-ка малость Сергей || окликнул он мальчика || никак там люди шевелятся вот так история ||

 

Задание 4. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и заме­няя, где следует, строчные буквы прописными. (Знаком || обозначена прямая речь).

1) Вы дядюшка не по­думайте что мы помешаем кому-нибудь || сказала Наташа || Мы станем на своём месте и не пошевелимся ||

2) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя отве­тил грубовато || Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу||

3) И говорю ей || как вы милы || но мыс­лю || как тебя люблю ||

4) Какая крикливая книга || гово­рил он и морщился || в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле ||

5) Ночь уже доста­точно темна || сказал он || чтобы смотреть античные ста­туи ||

6) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так || Друзья К чему весь этот шум Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры ||

 

Задание 5. Перепишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание об­ратите на употребление местоимений.

1) «Душевно рад,— начал он,— и благо­дарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ре­бята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» — спросил он Арка­дия. 5) «Мой дед землю пахал»,— с надменной гордостью отве­чал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промолвила Фенечка. 7) «Душевно рад знакомству,— проговорил Василий Ивано­вич,— только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолже­ние: что это за малодушие?»

 

Задание 6. Перепишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание об­ратите на употребление местоимений.

1) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов,— проговорил Аркадий,— и я ничем не занимаюсь». 2) «Пойдемте гулять завтра поутру,— сказала Анна Сергеевна Базарову,— я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 3) «Спустите штору и сядьте,— про­молвила Одинцова,— мне хочется поболтать с вами перед ва­шим отъездом». 4) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базаро­ву: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 5) «Да, да, я знаю вас, Базаров,— повторила она.— Хотите сигару?». (И. Тургенев. «Отцы и дети»)

 

Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания.

1. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко которое принял было сперва за отдаленный холмик. 2. Ямщик изъяснил мне что облачко предвещало буран. 3. Я слыхал о тамошних метелях и знал что целые обозы бывали ими занесены. 4. Я приказал ехать на незнакомый предмет который тот­час и стал подвигаться нам навстречу. 5. Я велел ехать к коменданту и через минуту кибитка останови­лась перед деревянным домиком выстроен­ном на высоком месте близ деревянной церкви. 6. Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже приятною. 7. Комен­дант по собственной охо­те учил иногда своих солдат но еще не мог добиться чтобы все они знали которая сторона правая которая левая. 8. Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе. 9. Получив письмо от генерала он довольно искусным образом выпро­во­дил Василису Егоровну сказав ей будто бы отец Ге­расим получил из Оренбурга какие-то чудные извес­тия которые содержит в великой тайне. 10. Размыш­ления мои были прерваны приходом одного из каза­ков который прибежал с объявлением что-де великий государь требует меня к себе. 11. Читатель легко мо­жет себе представить что я не был совершенно хлад­нокровен. 12. Как скоро сержант услышал что я еду из Белогорской крепости то и повел меня прямо в дом генерала. 13. Он мне обрадовался и стал расспрашивать об ужасных про­исшествиях коим я был свидетель. 14. Я пошел на квартиру мне отведенную где Савельич уже хозяйничал и с нетерпением стал ожидать назначенного времени. 15. Читатель легко себе представит что я не преминул явиться на совет долженствовавший иметь такое влия­ние на мою судь­бу. 16. Спустя несколько дней после сего знаменитого совета узнали мы что Пугачев верный своему обеща­нию приближался к Оренбургу. 17. Сердце мое заны­ло когда очутились мы в давно знакомой комнате где на стене висел еще диплом покойного комендан­та как печальная эпитафия прошедшему времени. 18. Пугачев сел на том диване на котором, быва­ло дремал Иван Кузьмич усыпленный ворчанием своей супруги. 19. Швабрин подошел ко мне с подносом водки но я вторично от него отворотился. 20. По обыкновенной своей сметливости он конечно догадался что Пугачев был им недоволен.

(А. Пушкин)

 

Задание 8. Работа с текстом. Выполните предложенные задания.

1. Перепишите текст. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (если это необходимо).

Наши разг..воры о нравстве(н,нн)ости часто носят слишком общ..й харак­т..р. А нра(?)ственность с..стоит из к..нкретных в..щей — из опр..деле(н,нн)ых чу(?)ств свойств п..нятий.

Одно из т..ких чу(?)ств — чу(?)ство м..лосерд..я. Терм..н для б..льш..нства стар..модный неп..пулярный с..годня и даже как(будто) отторгнутый наш..й ж..знью. Нечто свойстве(н,нн)ое лиш(ь?) преж(?)ним вр..менам. «С..стра мил..сердия», «брат мил..сердия» — даже сл..варь дает их как «устар.», то есть уст..ревшие п..нятия.

Сл..ва ст..реют (не)случайно. М..л..сердие. Что оно — (не)модно? (Не)нужно?

Из(ь,ъ)ять м..л..сердие — значит л..шить ч..л..века одно..о из в..жнейших прояв­лен..й нравств..нности. Это (не)обходимое чу(в?)ство свойстве(н,нн)о всему ж..вотному сообщ..ству: мил..сть к поверже(н,нн)ым и постр..давшим. Как(же) п..лу­чилось, что чу(в?)ство это (в)нас убыло заглохло ок..залось запуще(н,нн)ым? Мне мо­гут возр..зить пр(и,е)ведя (не)мало пр..меров тр..гательной отзывчив..сти (со)болез­н..вания, исти(н,нн)ого м..л..сердия. Пр..меры они есть и тем не мен..е мы ощ..щаем и давно уже отлив м..л..сердия из наш..й жизни. Если(бы) можно было про..звести соц..ологическое изм..рение этого чу(?)ства...

(Не)давняя тр..гедия в Чернобыле вск..лыхнула н..род и душу н..родную. Бедст­вие пр..явило у людей самые добрые г..рячие чу(?)ства люди вызывал..сь пом..­гать и пом..гали — д..ньгами всем чем м..гли. Это к..нечно пр..явление вс..на­родн..го м..л..сердия к..торое вс..гда было свойстве(н,нн)о наш..му народу: так вс..гда пом..гали пог..рельцам так п..могали (во)время гол..да, (не)урожая...

Но Чернобыль, земл..тр..сения, нав..днения ав..рийные с..туации. Куда ча­ще м..л..сердие и с..чу(?)ствие требую(ть,т)ся в н..рмальной, буднич(?)ной ж..зни от ч..ло­века к ч..ловеку. Пост..я(н,нн)ая г..товность помоч(?) другому воспит..вается может(быть) треб..ванием, напом..нанием о с..седях друз(ъ,ь)ях нуждающ..хся (в)этом...

Увер..н что чел..век р..ждается со сп..собн..стью откл..каться на чужую боль. Дум..ю что это чу(?)ство вр..жде(н,нн)ое да(н,нн)ое нам вместе с инстинкт..ми с ду­ш..й. Но если это чу(?)ство (не)употр..бляется (не)упр..жняется оно слабе..т и ат­рофиру­е(ть,т)ся.

(Д. Гранин)

2. Выполните задания 1-4 в форме тестов.

1. В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль про­слушанного текста?

1) Нравственность состоит из конкретных вещей — из определенных
чувств, свойств, понятий.

2) Чувство милосердия — важнейшее проявление нравственности.

3) Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и народную душу.

4) Милосердие — слово устаревшее.

2. Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?

1) Научный стиль речи, описание.

2) Публицистический стиль речи, рассуждение.

3) Художественный стиль речи, описание.

4) Публицистический стиль речи, повествование.

3.Какие средства художественной выразительности используются в тексте?

1) Риторические вопросы.

2) Гипербола.

3) Восклицательные предложения.

4) Фразеологизмы.

4.Каково значение слова «МИЛОСЕРДИЕ»?

1) Выражение сочувствия, сожаления.

2) Жалость к пострадавшему.

3) Готовность простить.

4) Гуманность, готовность помочь или простить из сострадания.

 

Задание 9. Работа с текстом. Выполните предложенные задания.

1. Перепишите текст. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (если это необходимо).

Одно из (не)извес(?)ных но действит..льно в..ликих мест в наш..й пр..роде нахо­ди(ть,т)ся всего в дес..ти к..(лл,л)ометрах от бр..венчатого дома где я ж..ву кажд..е лето.

Я дум..ю что слово «в..ликий» пр(е,и)менимо (не)только к событ..ям и людям но и к (не)к..торым мес(?)ностям наш..й стр..ны Ро(с,сс)ии.

Мы (не)люб..м пафоса оч..видно п..тому что (не)уме..м его выр..жать. Что(же) к..сается пр(о,а)токольной сухости то (в)этом отн..шении мы пер..жимаем б..ясь что­(бы) нас (не)обв..нили в сент..ментальности. А между(тем) многим в том ч..сле и мне хоч..(т,ть)ся ск..зать (не)просто «поля Бор..дина» а «велик..е поля Бор..дина» как (в)ст..рину не ст..сняясь г..ворили: «В..ликое со(?)нце Ауст(е,и)рлица».

В..личие с..бытий н..кладывает к..неч(?)но свой о(д,т)блеск на пейзаж. На п..лях Б..родина мы чу(?)ствуем особую торжестве(н,нн)ость пр(е,и)роды и слыш..м ее зв(и,е)ня­щую т..шину. Она в..рнулась сюда после кр..вавых боев п..следней в..йны и (с)тех(пор) (ни)кто ее (не)н..рушал.

То место о к..т..ром я х..чу ра(с,сс)казать н..зывается скромно как и многие в..­л..колепные места в Ро(с,сс)ии Ильинский омут.

Для меня это н..звание звучит не хуже чем Бежин луг или З..л..той Плес около Кинешмы.

Оно (не)связа(нн,н)о (ни)с(к..кими) ист..рическ..ми с..бытиями или зн..менитыми люд(?)ми а просто выр..жает сущ(?)ность ру(с,сс)кой пр..роды. В этом отн..шении оно как прин..то г..в..рить «т..пич(?)но» и даже «кла(с,сс)ич(?)но».

Т..кие м..ста действуют на сер(?)це с (не)отр..зимой сил..й. Если(бы) (не)оп..сение что м..ня изругают за сл..щавость я ск..зал(бы) об этих м..стах что они благ..стны усп..к..ительны и что в них есть (не)что св..ще(н,нн)ое.

Это место (по)св..ей прел..сти и с..янию пр..стых п..левых цв..тов выз..вает в душе с..стояние глуб..чайшего мира и вместе(с)тем стра(н,нн)ое ж..лание: если(уж) сужд..но ум..реть то только (з,с)десь (на)слаб..м этом солн..ч(?)ном припеке ср..ди этой высок..й тр..вы.

(К. Паустовский)

2. Выполните задания 1-4 в форме тестов.

1.В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль?

1) Это место по своей прелести вызывает в душе состояние глубочайшего мира...

2)...Я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу.

3) Величие событий накладывает свой отблеск на пейзаж.

4) Ильинский омут выражает сущность русской природы.

2.Какая характеристика соответствует прослушанному тексту?

1) Художественный стиль речи, рассуждение.

2) Художественный стиль речи, повествование.

3) Публицистический стиль речи, описание с элементами рассуждения.

4) Публицистический стиль речи, рассуждение.

3.Какие средства художественной выразительности используются в тексте?

1) Фразеологизмы.

2) Противопоставление.

3) Эпитеты.
4) Антонимы.

4.Что означает слово «ОМУТ»?

1) Глубокая яма на дне реки, озера.

2) Красивое место.

3) Глубокая яма.

4) Долина.

 

Задание 10. Работа с текстом. Выполните предложенные задания.

1. Перепишите текст. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (если это необходимо).

Тем(то) и п..учительна б..ография (Ч,ч)ехова что этот сильный в..левой ч..ловек смол..ду выделывав­ш..й «черт знает что» мог под..вить свою вспыльч..вость вы­бр..сить из души все мелоч(?)ное и пошлое и выр..ботать в себе т..кую д..ликатность и мягк..сть к..кими (не)обл..дал (ни)один из п..сателей его п..ко­ления.

Выйдя из рабьей среды и возн..навидев ее т..кой испеп..ляющей нен..вистью к..торая вп..следст­вии н..полнила все его книги он еще п..дростком приш..л к уб..ждению что лишь тот мож..т поб..до­носно б..ро(т,ть)ся с обыват..льским загн..ванием ч..ловеческих душ(?) кто сам очистит с..бя от эт..го гноя. И так(как) два осн..вных по­рока всякой обыват..льской души пок..зались ему особе(н,нн)о мерзкими: надруга­т..льство над слабыми и с..моуничижение (перед)сильными, — име(н,нн)о их он и р..шил истр..бить (в)себе начисто. Первый (из)них в его бе(с,з)численных формах — груб..сть заносч..вость чванство надме(н,нн)ость выс..комерие зазнайство сам..хвальство спесивость — он словно выжег в себе каленым ж..лезом, со вт..рым же справи(т,ть)ся было г..раздо труднее. П..требовались г..роические усилия воли что(бы) рожде(н,н­н)ый в приниже(н,нн)ом скопидомном быту где кланялись кажд..й кокарде и пресмы­кались (перед)каждым к..шельком мог выр..ботать (в)себе т..кую в..ликолепную гор­д..сть.

Если т..бе (с)де..ства привито рабье низк..поклонство (перед)каждым кто хоть (не)много с..льнее тебя если ты как и все «двуногое живье» той эпохи в..спи­тывался в лакействе если т..бя еще (в)родит..льском доме пр(е,и)­учили пресмыка(т,ть)­ся (перед)бога..ством и властью льстить им поддакивать им то как(бы) ты (ни)ста­рался под..вить в себе эту холопью пр(е,и)вычку она хочеш(?) не хочеш(?) будет сказыва(т,ть)ся до к..нца тв..их дней даже в тв..их жестах улы(п,б)ках инт..нациях речи. И то что (Ч,ч)ехов д..бился п..беды и (з,с)десь св(и,е)детельст­вует (об)одном его ре(т,д)кост­ном кач..стве о к..т..ром будет сказ..но ниже на д..льнейших стр..ницах. А покуда отметим и (не)сколько раз по(д,т)черкнем что (Ч,ч)ехову уд..лось — как (не)удавалось поч(?)ти (ни)кому — это полное осв..бождение св..ей психики (от)всяких следов раб..­лепства подхалимства угодничества сам..уничижения и льстив..сти. Принято обыч(?)но сч(е,и)тать что чу..ство собстве(н,нн)ого д..стоинства есть чу..ство пр(е,и)родное и пр(е,и)обрести его путем в..спитания (не)льзя. А (Ч,ч)ехов пр(е,и)обрел его име(н,нн)о этим путем. Хоть и заглуш..нное влияниями м..щанской ср(и,е)ды оно было присуще Антону Павловичу с сам..го ра(н,нн)его де..ства все(же) нужна была г..ган..ская воля что(бы) свести эти вл..яния (к)нулю. (К.Чуковский)

 

2. Выполните задания 1 – 4 в форме тестов.

1.В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль прослушанного текста?

1) Биография Чехова поучительна тем, что этот сильный, волевой человек смог подавить свою вспыльчивость, выбросить из души все ме­лочное и пошлое.

2) Чехову удалось — как не удавалось почти никому — полностью освободить свою пси­хику от всяких следов раболепства, подхалимст­ва, угодничества, самоуничижения и льстивости.

3) Чувство собственного достоинства есть чувство природное, и приобрести его путем воспита­ния нельзя.

4) Чехов наполнил ненавистью к рабьей среде все свои книги.

2.Какая характеристика соответствует прослушанному тексту?

1) Разговорная речь, рассуждение.

2) Художественный текст, описание с элементами рассуждения.

3) Публицистический стиль, описание.

4) Публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования.

3.Какие средства художественной выразительности встречаются в тексте?

1) Риторические вопросы.

2) Восклицательные предложения.

3) Гипербола.

4) Слова в переносном значении.

4.Какие изменения произойдут в предложении «Потребовались героиче­ские усилия воли, чтобы рож­денный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошель­ком, мог выработать в себе такую великолепную Гордость», если слово «КОКАРДА» заменить словом «ЧИНОВНИК», а слово «КОШЕЛЕК» — словом «БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК»?

1) Изменится смысл предложения.

2) Изменится пунктуация предложения.

3) Изменится смысл слов.

4) Изменится стилистический оттенок предложения.

Задание 11. Выполните тестовые задания.

1. Отметьте номера слов, где пишется буква «а»

1) предл _ гать

2) заг _ релый

3) з _ ря

4) к _ равай

5) бахр _ ма

 

2. Отметьте номера слов, где пишется буква «ь»

1) жен _ щина

2) нян _ чить

3) познаком _ тесь

4) это пригодит _ ся

5) надо поохотит _ ся

3. Отметьте номера слов, где пишется -нн-

1) румян _ ый

2) именин _ ик

3) туман _ ый

4) юн _ ый

5) ячмен_ый

4. Отметьте номера слов, где написание дефисное

1) пол _ кружки

2) пол _ Америки

3) пол _ лимона

4) пол _ улицы

5) полу _ меры

5. Отметьте номера слов, где пишутся непроизносимые согласные

1) захолус _ ный

2) чес _ ный

3) ужас _ ный

4) опас _ ный

5) чу _ствовать

6. Отметьте номер(а) предложения(й), где слова пишутся слитно

1) Дом рассохся от старости, а может быть, и от _ того, что он стоял на поляне.

2) И _ так, все кончено.

3) Что _ бы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц.

4) Я так _ же поступлю в университет.

5) Во что _ бы то ни стало приходи.

7. Отметьте номера слов, где пишется буква «е»

1) прив _ легия

2) ф __ стиваль

3) реп _ тиция

4) ст _ пендия

5) эксп _ римент

8. Отметьте номера слов, где пишется удвоенная согласная

1)а _ тракцион

2) га _ лерея

3) гости _ ная

4) ко _ ментарий

5) ки _ лометр

9. Отметьте номера слов, где написание дефисное

1) в _ третьих

2) говорить по _ итальянски

3) справа _ налево

4) делать по _ своему

5) крест _ накрест

10. Отметьте номер(а) предложения(й), где выделен­ные слова обособляются

1)О Родина святая, какое сердце не дрожит тебя благословляя.

1. И шумя и кружась колебала река отражен­ные в ней облака.

2. В домах несмотря на ранний час горели лам­пы.

3. Не смолкая бушует метель за окном.

4. Чьи-то глаза смотрели не мигая.

11. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится запятая

1) Наконец медведь утомился, сел на землю по-человечески _ и, разинув пасть, стал смот­реть на дерево.

2) Затем вдруг он поднялся, быстро подбежал к липе _ и стал карабкаться по стволу.

3) Крыльцо и терраса дома, в котором я жил летом, были засыпаны снегом _ и я с трудом открыл дверь.

4) В кармане было у меня печенье _ и я рас­крошил одну лепешечку на перилах для воро­бья.

5) Но мне хотелось подумать обо всем случив­шемся _ и я ушел в сад.

12. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится двоеточие

1) Хроменькому воробышку ничего не доста­лось _ более проворные и сильные опередили его.

2) Я пытался спасти раненого лебедя _ это было невозможно.

3) Ветер как будто изменяется _ то дует навстречу и лепит глаза снегом, то сбоку заки­дывает воротник шубы на голову, то сзади гу­дит в какую-то скважину.

4) Посмотришь вниз _ тот же сыпучий снег разрывают полозья.

5) И кусты, и деревья, даже камыши и высо­кие травы _ всё покрылось инеем.

13. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится тире

1) Ветка закачалась _ с нее посыпался снег.

2) А глянет солнце _ свет во сто крат умножа­ется.

3) Снег _ как саван.

4) Тайга глухо шумит, словно вторит своему собрату _ полночному океану.

5) Однообразная трескотня убаюкивает, как ко­лыбельная песня _ едешь и чувствуешь, что засыпаешь.

14. Отметьте номер(а) предложения(й) с грамматическими и / или речевыми ошибками

1)Посмотри, этот подарок красивше.

2) Через каменные ворота мы въезжаем в ста­ринный парк.

3) Листопадом заканчивается карнавальное ше­ствие золотой осени.

4) У меня сегодня совсем нет время.

5) Эта книга более интереснее.

15. Отметьте номер(а) предложения(й) с грамматическими и / или речевыми ошибками

1) Гроза не страшна дома, а в поле или в лесу во время грозы оказаться не очень-то при­ятно.

2) Широкое поле не созревшей еще ржи бесновалось от сильного ветра.

3) Пшеница была словно привязана к земле.

4) Большая темная туча растет за рекою.

5) Братовья были умные, дружные.

16. Буква «у» пишется в причастии …

1) грохоч..щий прибой;

2) ссор..щиеся дети;

3) завис..щий от условий;

4) стро..щийся объект.

17. Буква «е» пишется в причастии …

1) задерж..нный диверсант;

2) замеш..нное тесто;

3) прослуш..нные записи;

4) растер..нный взгляд.

18. Буква «н» пишется в причастии …

1. закопче..ые стены;

2. нежда..ый;

3. трава подстриже..а;

4. слыша..ая мною история.

 

19. Буква «н» пишется в причастии …

1) свежезамороже..ые овощи;

2) перевяза..ая рука;

3) швы отстроче..ы;

4) вяза..ые бабушкой носки.

20. Предложение, в котором нужно поставить одну запятую при однородных членах, — это предложение № … (Знаки препинания не расставлены)

1. Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?

2. Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не даёт возможности своей совести «выбраться» наружу.

3. Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.

4. От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

21. Предложение, в котором нужно поставить одну запятую при однородных членах, — это предложение № … (Знаки препинания не расставлены)

1. Использование в тексте одного из синонимов обусловлено либо стремлением автора создать образное словесное целое либо стремлением к созданию индивидуального образа.

2. Степь да степь кругом.

3. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

4. В Средневековье в руках учёных появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

22. Вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводных конструкциях, — это …

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3

23. Вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводных конструкциях, — это …

Вдоль леса росли красивые молодые ели и берёзки, вы­бежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3

24. Вариант ответа, в котором правильно указаны и объяснены все запятые при обособленных членах предложения, — это …

Товары (1) выходя из стен мануфактуры (2) вытесняли с рынка (3) продукцию ремесленников.

1. 1, 2 — выделяется деепричастный оборот;

2. 1, 2 — выделяется причастный оборот;

3. 1, 3 — выделяется причастный оборот;

Задание 12. Выполните тестовые задания

1. Отметьте номера слов, где пишется буква «е»

1) выч _ тать

2) зам _ реть

3) пост _ лить

4) прор _ дить морковь

5) соч _ тание

 

2. Отметьте номера слов, где пишется буква «ы»

1) под_грать

2) сверх_зысканный

3) меж_мпериалистический

4) спорт_ нвентарь

5) без _ дейный

3. Отметьте номера слов, где пишется «н»

1) труже _ ик

2) деревя _ ый

3) мали _ ик

4) сви _ ой

5) ране _ ый

4. Отметьте номера слов, где написание дефисное

1) пол _ страны

2) пол _ листа

3) пол _ чайной ложки

4) пол _ Франции

5) пол _ арбуза

5. Отметьте номера слов, где написание слитное

1)не _ впопад

2) не _ жаль

3) не _ известно

4) не _ сданная в срок работа

5) не _ законченный роман

6. Отметьте номер(а) предложения(й), где слова пишутся слитно

1) Что _ бы такое еще придумать?

2) Мой друг то _ же отдыхал на юге.

3) При _ том доме есть аптека.

4) Я решил задачу так _ же, как мой сосед.

5) Сделал _ бы ты зарядку.

7. Отметьте номера слов, где написание слитное

1) не _ простая задача

2) Эти люди не _ здешние.

3) Блистать не _ здешней красотой.

4) не _ намереваясь

5) не _ досолить суп

8. Отметьте номера слов, где пишется удвоенная согласная

1) а _ литерация

2) бе _ летристика

3) га _ лерея

4) во _ лейбол

5) ди _ летант

9. Отметьте номера слов, где написание дефисное

1) говорить по _ немецки

2) по _ маленьку

3) кое _ с _ кем

4) во _ вторых

5) мало _ помалу

10. Отметьте номер(а) предложения(й), где выделен­ные слова обособляются

1) Однажды возвращаясь домой я нечаянно за­брел в какую-то незнакомую усадьбу.

2) Направо, в старом фруктовом саду нехотя слабым голосом пела иволга.

3) Идя рядом с ним она с любопытством, и удив­лением смотрела на него.

4) Постояв они пошли дальше.

5) К новой работе можно приступать закончив предыдущую.

11. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится запятая

1) Горничная была сирота _ которая _ чтобы кормиться _ должна была поступить в услу­жение.

2) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и _ хотя слова ее были привычны­ми, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

3) Надвигалась гроза, и _ когда тучи заволок­ли всё небо, то стало темно, как в сумерки.

4) Я только помню, что нос у него был в веснушках _и что штанишки у него были коротенькие.

5) Третьяков знал, что во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран _ и считал, что пора в России иметь такой же.

12. Отметьте номер(а) предложения(й), где на месте пропуска ставится двоеточие

1) Ни один из моих людей еще не встал _ все он

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...