Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К каким семантическим категориям относятся следующие выражения и составляющие их термины?




Планы семинарских занятий по логике

для студентов отделения религиоведения философского факультета (1 семестр 2013-2014 уч. г.)

Тема 1. Логический анализ языка

Занятие 1

 

1. Язык как знаковая система. Виды знаков. Смысл и значение знака.

2. Принципы употребления языковых выражений.

3.Синтаксис, семантика и прагматика языка.

4. Языки естественные и искусственные. Понятия языка-объекта и метаязыка.

Упражнения:

1. Укажите смыслы (собственный или приданный) и значения следующих выражений:

а) естественный спутник Земли

б) наибольшее натуральное число

в) Волга

г) Вечных двигателей не существует

д) наименьшее натуральное число

е) Волга - крупнейшая азиатская река

ж) подлежащее

з) “искусственный спутник Земли”

и) sin300= ½

2. Установите, нарушен ли принцип предметности в следующих выражениях:

а) Париж - название города

б) “Луна” - слово русского языка, обозначающее естественный спутник Земли

в) Выражение “3+2” - имя множества, обозначаемого также именем “5”

г) “A table” имеет то же значение, что и “стол”

д) A table имеет то же значение, что и стол

е) “”3+2”” - выражение, обозначающее имя множества

3. Определите, является контекст экстенсиональным или интенсиональным:

а) N не знает, что учитель Александра Македонского был великим философом (относительно имени “учитель Александра Македонского”)

б) Необходимо, что число 5 больше числа 2 на 3 (относительно имен “5” и “2”)

в) Москва - важнейший административно- культурный центр России, потому что она - столица России (относительно имени “столица России”)

г) М полагает, что 8/16 больше, чем ½. (относительно имени «½.»)

Правильны ли следующие рассуждения, если неправильны, то почему?

а) Штирлиц работал в СД под руководством Шелленберга. Полковник Исаев был Штирлицем. Значит, полковник Исаев работал в СД под руководством Шелленберга.

б) Шелленберг вполне доверял Штирлицу. Штирлиц был советским разведчиком полковником Исаевым. Значит, Шелленберг вполне доверял советскому разведчику полковнику Исаеву.

в) Троекуров стремился схватить и передать властям Дубровского. Дубровский и француз Дефорж - одно и то же лицо. Значит, Троекуров стремился схватить и передать властям француза Дефоржа.

г) N утверждает, что читал поэму Гоголя “Мертвые души” Сюжет этой поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Значит, N утверждает, что читал поэму, сюжет которой был подсказан Гоголю Пушкиным.

Литература:

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.40-47, 61-65

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 9-17

Занятие 2

 

1. Основные семантические категории языковых выражений.

2. Функциональный анализ языка.

Упражнения:

К каким семантическим категориям относятся следующие выражения и составляющие их термины?

а) Столица России находится южнее Петербурга

б) Петр является другом Федора и Семена

в) Если удельный вес свинца больше удельного веса ртути, то свинец тонет в ртути

г) Иван Иванович и Иван Никифорович поссорились из-за ружья

д) Когда человек прячет какую-либо вещь, он хочет ее от кого-то скрыть

е) Если число оканчивается на 0 или на 5 и сумма цифр его не делится на 3, то оно делится на 5, но не делится на 6

ж) Владимир находится между Москвой и Нижним Новгородом.

2. Укажите, знаками каких функций могут быть следующие выражения (укажите вид, местность, область определения и область значения):

sin, больше, простое число, если то, возраст, дарит, находиться между, разность, теплокровное животное, отец, неверно, что.

Литература:

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.47-61, 65-80

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 17-22

Занятие 3

1. Искусственные языки логики: язык логики высказываний и язык логики предикатов (принципы построения, понятия терма и правильно построенной формулы)

2. Выявление логических форм и запись на языке логики высказываний и на языке логики предикатов.

Упражнения:

1. Выявите логическую форму следующих выражений на языке логики высказываний:

а) Никакие реформы не пойдут успешно, если не будет согласия и эффективной власти, что может быть достигнуто лишь при реформировании федерации.

 

б) “Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, --

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.”

 

в) Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить или является одним из 11 глаголов-исключений, то он относится ко второму спряжению, разве что это глаголы “брить” или “зиждиться”.

г) Никакие реформы не пойдут успешно, если не будет согласия и эффективной власти, что может быть достигнуто при реформировании федерации.

д) Давая совет - рискуешь быть неуслышанным, давая деньги - рискуешь их потерять.

2. Выявите логическую форму следующих выражений на языке логики предикатов:

а) отец Сократа; б) возраст отца Сократа; в) отец отца Сократа;

г) разность возрастов отца Сократа и отца отца Сократа;

д) каждый студент знает хотя бы некоторых преподавателей;

е) Неверно, что никто не знает русского языка;

ж)Все любят Джейн, но она не любит никого;

з) Если N кому-нибудь что-нибудь дарит, то он симпатизирует этому человеку;

и) Если каждый любит сам себя, то все любимы кем-то;

к) Население Москвы больше, чем население Петербурга.

Литература:

В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 85 – 89.

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 22-33.

 

Тема 2. Понятие

 

Занятие 1

1. Понятие как форма мышления. Основные логические характеристики понятия.

2. Содержание понятия. Признаки и их виды. Логическое и фактическое содержание.

3. Объем понятия, элементы и части объема. Логический и фактический объем.

4. Виды понятий.

Упражнения:

1. Какие из перечисленных признаков следует включить в содержание понятий при указанном в скобках универсуме?

а) квадрат: (четырехугольник), равнодиагональный, равносторонний, диагонали взаимно перпендикулярны, равноугольный, сторона равна 20 см, диагонали в точке пересечения делятся пополам.

б) существительное русского языка: (слово) отвечает на вопрос “кто?” или “что?”,

склоняется, обозначает предмет, в предложении является подлежащим или

дополнением, имеет множественное число.

в) карандаш: (предмет для письм) в деревянном корпусе, с грифельным

стержнем, длиной 20 см, оставляет след на бумаге, круглый.

2. Свяжите с каждым из следующих терминов понятие и укажите какие-либо элементы и части их объемов:

Сутки; профсоюзный комитет; мост через Атлантический океан; МГУ; Великая Отечественная война; дружба; однокурсники; беспокойство; западная страна; Евгений Онегин; человек, проживший 110 лет; редакционная коллегия; параллельность.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...