К каким семантическим категориям относятся следующие выражения и составляющие их термины?
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Планы семинарских занятий по логике для студентов отделения религиоведения философского факультета (1 семестр 2013-2014 уч. г.) Тема 1. Логический анализ языка Занятие 1
1. Язык как знаковая система. Виды знаков. Смысл и значение знака. 2. Принципы употребления языковых выражений. 3.Синтаксис, семантика и прагматика языка. 4. Языки естественные и искусственные. Понятия языка-объекта и метаязыка. Упражнения: 1. Укажите смыслы (собственный или приданный) и значения следующих выражений: а) естественный спутник Земли б) наибольшее натуральное число в) Волга г) Вечных двигателей не существует д) наименьшее натуральное число е) Волга - крупнейшая азиатская река ж) подлежащее з) “искусственный спутник Земли” и) sin300= ½ 2. Установите, нарушен ли принцип предметности в следующих выражениях: а) Париж - название города б) “Луна” - слово русского языка, обозначающее естественный спутник Земли в) Выражение “3+2” - имя множества, обозначаемого также именем “5” г) “A table” имеет то же значение, что и “стол” д) A table имеет то же значение, что и стол е) “”3+2”” - выражение, обозначающее имя множества 3. Определите, является контекст экстенсиональным или интенсиональным: а) N не знает, что учитель Александра Македонского был великим философом (относительно имени “учитель Александра Македонского”) б) Необходимо, что число 5 больше числа 2 на 3 (относительно имен “5” и “2”) в) Москва - важнейший административно- культурный центр России, потому что она - столица России (относительно имени “столица России”) г) М полагает, что 8/16 больше, чем ½. (относительно имени «½.») Правильны ли следующие рассуждения, если неправильны, то почему?
а) Штирлиц работал в СД под руководством Шелленберга. Полковник Исаев был Штирлицем. Значит, полковник Исаев работал в СД под руководством Шелленберга. б) Шелленберг вполне доверял Штирлицу. Штирлиц был советским разведчиком полковником Исаевым. Значит, Шелленберг вполне доверял советскому разведчику полковнику Исаеву. в) Троекуров стремился схватить и передать властям Дубровского. Дубровский и француз Дефорж - одно и то же лицо. Значит, Троекуров стремился схватить и передать властям француза Дефоржа. г) N утверждает, что читал поэму Гоголя “Мертвые души” Сюжет этой поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Значит, N утверждает, что читал поэму, сюжет которой был подсказан Гоголю Пушкиным. Литература: В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.40-47, 61-65 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 9-17 Занятие 2
1. Основные семантические категории языковых выражений. 2. Функциональный анализ языка. Упражнения: К каким семантическим категориям относятся следующие выражения и составляющие их термины? а) Столица России находится южнее Петербурга б) Петр является другом Федора и Семена в) Если удельный вес свинца больше удельного веса ртути, то свинец тонет в ртути г) Иван Иванович и Иван Никифорович поссорились из-за ружья д) Когда человек прячет какую-либо вещь, он хочет ее от кого-то скрыть е) Если число оканчивается на 0 или на 5 и сумма цифр его не делится на 3, то оно делится на 5, но не делится на 6 ж) Владимир находится между Москвой и Нижним Новгородом. 2. Укажите, знаками каких функций могут быть следующие выражения (укажите вид, местность, область определения и область значения): sin, больше, простое число, если то, возраст, дарит, находиться между, разность, теплокровное животное, отец, неверно, что. Литература: В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.47-61, 65-80
Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 17-22 Занятие 3 1. Искусственные языки логики: язык логики высказываний и язык логики предикатов (принципы построения, понятия терма и правильно построенной формулы) 2. Выявление логических форм и запись на языке логики высказываний и на языке логики предикатов. Упражнения: 1. Выявите логическую форму следующих выражений на языке логики высказываний: а) Никакие реформы не пойдут успешно, если не будет согласия и эффективной власти, что может быть достигнуто лишь при реформировании федерации.
б) “Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, -- То верно б, кроме вас одной, Невесты не искал иной.”
в) Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить или является одним из 11 глаголов-исключений, то он относится ко второму спряжению, разве что это глаголы “брить” или “зиждиться”. г) Никакие реформы не пойдут успешно, если не будет согласия и эффективной власти, что может быть достигнуто при реформировании федерации. д) Давая совет - рискуешь быть неуслышанным, давая деньги - рискуешь их потерять. 2. Выявите логическую форму следующих выражений на языке логики предикатов: а) отец Сократа; б) возраст отца Сократа; в) отец отца Сократа; г) разность возрастов отца Сократа и отца отца Сократа; д) каждый студент знает хотя бы некоторых преподавателей; е) Неверно, что никто не знает русского языка; ж)Все любят Джейн, но она не любит никого; з) Если N кому-нибудь что-нибудь дарит, то он симпатизирует этому человеку; и) Если каждый любит сам себя, то все любимы кем-то; к) Население Москвы больше, чем население Петербурга. Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 85 – 89. Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 22-33.
Тема 2. Понятие
Занятие 1 1. Понятие как форма мышления. Основные логические характеристики понятия. 2. Содержание понятия. Признаки и их виды. Логическое и фактическое содержание. 3. Объем понятия, элементы и части объема. Логический и фактический объем.
4. Виды понятий. Упражнения: 1. Какие из перечисленных признаков следует включить в содержание понятий при указанном в скобках универсуме? а) квадрат: (четырехугольник), равнодиагональный, равносторонний, диагонали взаимно перпендикулярны, равноугольный, сторона равна 20 см, диагонали в точке пересечения делятся пополам. б) существительное русского языка: (слово) отвечает на вопрос “кто?” или “что?”, склоняется, обозначает предмет, в предложении является подлежащим или дополнением, имеет множественное число. в) карандаш: (предмет для письм) в деревянном корпусе, с грифельным стержнем, длиной 20 см, оставляет след на бумаге, круглый. 2. Свяжите с каждым из следующих терминов понятие и укажите какие-либо элементы и части их объемов: Сутки; профсоюзный комитет; мост через Атлантический океан; МГУ; Великая Отечественная война; дружба; однокурсники; беспокойство; западная страна; Евгений Онегин; человек, проживший 110 лет; редакционная коллегия; параллельность.
Читайте также: A) составляющие качества жизни Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|