Тема 3. Логический анализ высказываний
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Занятие 1
1. Суждение как форма мысли. Предложение, суждение, высказывание. 2. Состав суждения. Атрибутивные суждения и суждения с отношениями.
Упражнения: 1. Назовите субъекты и предикаты суждений, выраженных в следующих предложениях: а) Нет студента, который не испытывал бы трудностей при изучении логики. б) Цыплят по осени считают. в) Невозможно выучить иностранный язык без регулярных и интенсивных занятий г) Владимир понял, что ошибся лишь когда незнакомец подошел вплотную. д) Синицын узнал его. Это был Дубровский. е) Это решение не лучше любого другого. ж) “Да, были люди в наше время.” з) Эта картина была подарена музею им. Пушкина дочерью художника.
2. Определив субъект и предикат следующих суждений, укажите их вид: а) Каждый день шел дождь. б) Дубровский с Машей так и не встретились. в) Никакие экстренные меры не исправят ситуацию. г) Бывают дети, которые учатся прилежно. д) В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко. е) Некоторым современным британцам читать Шекспира нелегко. ж) Иван Иванович и Иван Никифорович были добрыми соседями. з) Ни в одном известном учебнике не рассматривается этот вопрос. и) Многие первокурсники не могут перевести этот текст без помощи словаря. Литература: Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 83-88 Занятие 2
1. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в них. 2. Модельные схемы. Выполнимость различных видов категорических суждений на модельных схемах. 3. Выделяющие, исключающие и определенно-частные суждения.
Упражнения:
1. Определите тип атрибутивных суждений (найдите квантор, субъект и предикат):
а) Никакие экстренные меры здесь не помогут. б) Кое-какие книги о путешествии Колумба были в школьной библиотеке. в) Некоторые умеющие читать люди нигде не учились. г) Какую книгу этого издательства ни возьми - в любой есть опечатки. д) Любая работа, в которой нет новых идей, не достойна премии. е) Некоторые современники динозавров не вымерли до сих пор. ж) Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в институт. з) Вокруг некоторых коммерческих структур формируется криминогенная среда.
2. Образуйте выделяющие суждения на основе следующих пар: а) Во всяком равностороннем треугольнике любая биссектриса является медианой. Во всяком неравностороннем треугольнике не любая биссектриса является медианой. б) Некоторые врачи - хирурги. Ни один не-врач не является хирургом. в) Ни один сын не является дочерью. Все не-сыновья - дочери. г) Некоторые подсудимые могут быть признаны виновными. Ни один не-подсудимый не может быть признан виновным.
3. Сформулируйте исключающие суждения, эквивалентные данным: а) Только ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу. б) Только в существительных третьего склонения на конце после шипящей пишется “ь”. в) Из всех известных учебников только этот является подходящим. г) Из всей нашей группы только N еще не сдал зачет по информатике.
4. Образуйте определенно-частные суждения из следующих: а) Некоторые металлы - твердые вещества, а другие не являются твердыми веществами. б) Отдельные студенты-вечерники не работают, но большинство работают. в) Большинство живородящих животных - млекопитающие, но некоторые живородящие не являются млекопитающими. г) Собирательные понятия в большинстве своем не являются абстрактными, однако встречаются среди них и абстрактные.
5. Определите вид суждений: а) Только любящие детей люди могут работать в детском саду.
6) Только некоторые любящие детей люди работают в детском доме. в) Ни один из присутствующих, за исключением N, не был на субботнике. г) Лишь завтра можно пересдать этот экзамен. д) Некоторые млекопитающие и только они являются грызунами. е) Кроме названных, все присутствующие свободны. ж) Лишь отдельные студенты еще не сдали этот экзамен. з) "Ты один не умывался". и) Ни один участник похода, и только участник похода, не был на следующий день на занятиях.
Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Основы логики. М.,1994, с. 138-147 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 88-95
Занятие 3 1. Суждения об отношениях. 2. Свойства двуместных отношений. Упражнения:
1. Найдите предикаты в следующих суждениях и определите их местность: а) Волга впадает в Каспийское море. б) Саша забыл дома спортивную форму. в) 16 делится на 4 без остатка. г) Он пересек границу в Бресте. д) А.С. Пушкин был старше своей жены на 13 лет. е) Он взял эту книгу у товарища на неделю. 2. Укажите свойства следующих двуместных отношений: Женится на, находится южнее, делится на, одноклассник, знает, брат, любит, отец, ровесник. 3. Правильны ли следующие рассуждения? а) А брат В, значит, В брат А. б) А брат В, В брат С, значит, А брат С. в) N отец М, М отец L, значит, N не отец L. г) Х делится на y, у делится на z, значит, х делится на z. д) А наследник Б, значит, Б наследник А. е) N любит жену, а жена любит сына, значит, N любит сына. ж) Х делится на y, значит, у не делится на х.
4. Назовите сначала предикаты и субъекты в следующих суждениях с трехместными отношениями, а затем возможные предикаты в суждениях с двуместными отношениями, которые могут быть выражены теми же предложениями: а) N взял эту книгу в университетской библиотеке: б) N отбывает наказание за кражу; в) Разность 91 и 76 равна 15; г) Иван знает английский язык лучше, чем немецкий; д) Он учил английский язык в спецшколе; е) В каждой группе успевающих студентов больше, чем неуспевающих; ж) В некоторых европейских странах рождаемость выше, чем в некоторых азиатских.
Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 73. Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 95-99
Занятие 4
1. Виды сложных суждений. Логические связки, их табличные определения. 2. Построение истинностных таблиц для формул логики высказываний. 3. Логически необходимые, логически возможные и логически невозможные суждения. Упражнения:
1. Запишите логические формы следующих суждений на языке логики высказываний: а) “Швед, русский - колет, рубит, режет.” б) “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.” в) Неверно, что Иванов не учился ни в ВУЗе, ни в техникуме. г) Я никогда не решился бы на это, не будь его рядом. д) Неверно, что хотя бы один из них двоих не имел эту информацию. е) Только один из них троих знал об этом. ж) Как философы так и психологи изучают логику в отличие от историков.
2. Постройте истинностные таблицы для логический форм суждений: б) - ж) и укажите условия истинности этих суждений.
3. Определите, являются следующие суждения логически необходимыми, возможными или невозможными: а) Если из того, что моя вера в Бога обеспечивает мне попадание в рай, следует, что Бог существует, то, если я, не веря в Бога, попаду в рай, значит, Бог существует. б) Если тот факт, что мое попадание в рай всецело обусловлено моей верой в Бога, означает существование Бога, то, если я, не веря в Бога, попаду в рай, то Бог существует. в) Бог существует, только если моя вера в него обеспечивает мне попадание в рай, но либо Бога нет, либо, если я верю в него, то попаду в рай. Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 91-101. Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 99-106 Занятие 5
1. Виды логических отношений между высказываниями. 2. Определение отношений между сложными высказываниями по истинностным таблицам. 3. Отношения между категорическими суждениями. Логический квадрат.
Упражнения: 1. Проверьте, совместимы ли по истинности и по ложности следующие высказывания: а) Если пассажир не оплатил свой проезд, он подвергается штрафу. Если проезд не оплачен, то пассажир не подвергается штрафу лишь в том случае, если он имеет право на безбилетный проезд. Некоторые пассажиры, не имея права на безбилетный проезд, не оплачивают проезд и при этом не подвергаются штрафу.
б) Если курс ценных бумаг растет или процентная ставка снижается, то либо падает курс акций, либо налоги не повышаются. Курс акций понижается тогда и только тогда, когда растет курс ценных бумаг и растут налоги. Если процентная ставка снижается, то либо курс акций не понижается, либо курс ценных бумаг не растет. Либо повышаются налоги, либо курс акций понижается и снижается процентная ставка. 2. Установите отношения между всеми высказываниями попарно: а) Наказание за преступление должно быть неотвратимым, но не жестоким. б) Если наказание должно быть неотвратимым, то оно не должно быть жестоким. в) Неверно, что, если наказание не должно быть жестоким, то оно должно быть неотвратимым. г) Либо наказание не должно быть жестоким, либо оно не должно быть неотвратимым. д) Наказание должно быть неотвратимым только в том случае, если оно не должно быть жестоким. е) Неверно, что наказание должно быть неотвратимым и жестоким.
3. Определите по логическому квадрату и на модельных схемах, в каких отношениях находятся высказывания: а) Любые надстроечные явления связаны с экономикой. – Некоторые надстроечные явления не связаны с экономикой. б) Каждая война сопровождается жертвами и потерями. – Не бывает войн без жертв и потерь. в) Кое-что блестящее не является золотом. – Некоторые золотые предметы не являются блестящими. г) Некоторые книги кажутся безвредными. – Ничто вредное не является книгой. д) Ни один фильм этой судии не является документальным. – Некоторые недокументальные фильмы не являются фильмами этой студии. е) Некоторые насекомые съедают за день больше собственного веса. – Все животные, не съедающие за день больше собственного веса являются не-насекомыми. Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 299-303 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 108-121. Занятие 6 1.Отрицание суждений. 2. Модальность суждения. Типы модальностей. 3.Отношения между модальными операторами. Упражнения:
1. Преобразуйте следующие категорические суждения с внешним отрицанием в эквивалентные им суждения без внешнего отрицания: а) Неверно, что ни в одной отрасли нет нерентабельных предприятий. б) Неверно, что некоторые дети не болеют. в) Неверно, что бывают правила без исключений. г) Неверно, что для любого правила есть исключения.
2. Преобразуйте отрицания следующих суждений с отношениями в эквивалентные им суждения без внешнего отрицания:
а) Неверно, что N учится лучше, чем любой студент его группы. б) Неверно, что какой-нибудь российский город больше Москвы. в) Неверно, что ни один школьник не знает больше, чем некоторые студенты. г) Неверно, что всякий мужчина чей-нибудь отец. д) Неверно, что всякий может обманывать любого все время.
3. Преобразуйте следующие сложные суждения с внешним отрицанием в эквивалентные им суждения без внешнего отрицания: а) Неверно, что если открывается дверь хранилища, то включается сирена и сигнальная лампа у охранника. б) Неверно, что одна сторона стремилась к мирному решению конфликта, в то время как другая не стремилась. в) Неверно, что революция может начаться только в том случае, если в стране сложилась революционная ситуация. г) Неверно, что волки не сыты или овцы не целы. д) Неверно, что только один из них двоих должен пойти на эту встречу. е) Неверно, что кто-то любит всех, а некоторые не любит никого. 4. Какие модальные операторы (различных типов) можно приписать следующим суждениям, чтобы модальные суждения оказались истинными? а) Металлический стержень при изменении температуры изменяет свои размеры. б) Сын является наследником своего отца. в) Вечный двигатель построен. г) Работодатель предоставляет работнику оплачиваемый отпуск. д) Курение полезно для здоровья. е) Рабочий день подростков продолжается 16 часов.
5. Какие модальные операторы можно приписать суждениям из предыдущего упражнения, чтобы модальные суждения оказались ложными?
6. Определите отношения между модальными суждениями в следующих парах:
а) Необходимо, что все металлы проводят электрический ток. – Возможно, что неверно, будто все металлы проводят электрический ток. б) Возможно, что Берн – столица Швейцарии. – Возможно, неверно, что Берн – столица Швейцарии. в) Разрешено не давать показания против своих родственников. – Запрещено давать показания против своих родственников. г) Обязательно платить налоги. – Запрещено не платить налоги. д) Опровергнуто, что можно построить квадрат, равновеликий кругу. – Проблематично, что можно построить квадрат, равновеликий кругу. е) Человеку, состоящему в браке, запрещено вступать в новый брак. – Человеку, состоящему в браке, разрешено не вступать в новый брак. ж) Необходимо, что некоторые планеты необитаемы. – Возможно, что неверно, будто некоторые планеты необитаемы.
Литература: Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 106-108, 121-124.
Тема 4. Логический анализ вопросов
Занятие 1
1. Структура и виды вопросов. Корректные и некорректные вопросы. 2. Понятие ответа, виды ответов.
Упражнения:
1. Проанализируйте логическую структуру, синтаксис и семантику следующих вопросов, установите их виды и корректность: а) Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца? б) Сколько экзаменов Вы должны сдавать в ближайшую зимнюю сессию? в) Как звали отца Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”? г) Верно ли, что среда или четверг является рабочим днем? д) Почему США, Англия и Франция открыли “второй фронт” во второй мировой войне лишь в 1944 году? е) В каком году началась Первая мировая война – в 1914 или в 1915? ж) Почему началась перестройка в СССР? 2.Укажите среди перечисленных соответственные ответы на вопрос: “В каком году был открыт Московский университет?” и охарактеризуйте каждый из них: а) Московский университет был открыт в 18 веке. б) Московский университет был открыт раньше Петербургского. в) Московский университет был открыт в 1755 году. г) Московский университет был открыт задолго до моего рождения. д) Московский университет был открыт, когда в этом появилась необходимость. е) Московский университет был открыт в 1825 году.
3. Сформулируйте возможные типы соответственных ответов на вопросы: а) Кто автор романа “Идиот”? б) Сколько друзей-мушкетеров было у Д`Артаньяна? г) Часто ли Вы пропускаете лекции? д) Сколько лекций в неделю Вы пропускаете?
Литература: Ю.В. Ивлев. Логика. М., 2004, с. 62-68. Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 125-133.
Читайте также: b. Факторный анализ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|