Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укажите виды понятий, заданных в предыдущем упражнении.




 

Литература:

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.379-397

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 34-45.

Занятие 2

 

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.

3. Деление объема понятия. Виды деления. Правила деления и ошибки. Классификация.

 

Упражнения:

1. Можно ли представить следующие пары понятий как ограничение (либо обобщение):

а) печатное издание - книга;

б) абзац - предложение;

в) безветренная погода - тихая безветренная погода;

г) староста группы - староста курса;

д) невиновность – непричастность;

е) коробка с карандашами – карандаш, лежащий в коробке;

ж) буква - слово;

з) издательство - секретариат издательства;

и) город Европы - город Англии;

2. Определите, произведено ли многоступенчатое обобщение (ограничение) понятий:

а) крупный город - многонаселенный город - столица - столица крупного государства;

б) сосед по квартире - человек, живущий в соседней квартире - человек, живущий в том же доме - человек, живущий в соседнем доме;

в) факультет университета - гуманитарный факультет университета - факультет МГУ - исторический факультет МГУ;

г) Украина - Киевская область - Киев;

д) дорога - шоссе - автомагистраль - Минское шоссе.

 

3. Произведите ограничение и обобщение следующих понятий:

а) человек, живущий на последнем этаже;

б) Московская область;

в) студенческая группа;

г) студент, знающий всех преподавателей своего факультета;

д) человек, знающий 3 иностранных языка;

е) студент, сдавший логику или психологию на “отлично”;

ж) ромб.

 

4. Определите, произведена ли операция деления объема понятия:

а) дом: одноэтажный, многоэтажный;

б) дерево: лиственное, хвойное;

в) год: зима, весна, лето, осень;

г) Солнечная система: Юпитер, Венера, Земля и т. д.;

д) Россия: европейская часть России, азиатская часть России;

е) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России;

 

5. Установите правильность деления, в случае неправильности укажите ошибки и откорректируйте деление:

а) дом: одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный;

б) студент: способный, старательный, ленивый, неуспевающий;

в) хлеб: теплый, мягкий, немягкий, черствый;

г) наука: гуманитарная, социальная. естественная;

д) дерево: лиственное, хвойное, широколиственное, без листьев.

 

6. Произведите дихотомическое деление следующих понятий по указанным в скобках сложным признакам:

а) студент (способности и трудолюбие);

б) число (четность и неделимость на 4);

в) человек (знание английского или немецкого языка);

г) студент (если готовится к экзамену, то сдает его на “отлично”).

 

Литература:

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.403-411

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 58-71

Занятие 3

 

1. Виды отношений между понятиями.

2. Установление отношений между понятиями на круговых схемах.

Упражнения:

1. Изобразите на кругах Эйлера отношения между фактическими объемами следующих понятий:

а) республика, Башкирская республика, Российская Федерация, федеративная республика;

б) мать, отец, родитель, сын;

в) предприятие, коллектив предприятия, директор предприятия, член коллектива предприятия;

г) стакан, разбитый стакан, стакан с ручкой, большой стакан;

д) Бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник;

е) движение, вращение, быстрое движение, скорость;

ж) родственник, родство, родственные отношения, супружеские отношения, муж;

з) человек, имеющий детей, человек, имеющий нескольких детей, человек, имеющий двоих дочерей и сына, отец;

и) деньги, бумажные деньги, монеты, фальшивые деньги, деньги, находящиеся в обращении, советские деньги.

2. Приведите примеры понятий, находящихся во всех возможных отношениях к данным:

нищий; ночь; консерватор; умножение; засушливое лето; Северный полюс; вражда; материалист; смелость; сторонник; обвинитель; оптимист; засушливое лето.

 

Литература:

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.412-416

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 45-51

 

Занятие 4

1. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, взятие дополнения.

2. Диаграммы Венна. Определение отношений между понятиями на диаграммах Венна.

 

Упражнения:

1. Произведите объединение, пересечение, вычитание между объемами следующих понятий:

а) ромб, равносторонний параллелограмм; б) студент, первокурсник;

в) город, населенный пункт Московской области; г) трамвай, троллейбус.

 

2. В каких отношениях находятся понятия А и В, если:

а) А Ç В = А È В; б) А\В = А, А ÈВ = U; в) А\В # В\А # 0; г) А\В = В\А = 0; д) А Ç В = А, А È В = В; е) А\В = 0, В\А # 0; ж) В\А = В, А È В # U.

3. Установите с помощью диаграмм Венна отношения между следующими понятиями:

а) студент, сдавший экзамены по истории и психологии, но не сдавший зачет по информатике; студент, не сдавший экзамен по истории или по психологии, но сдавший зачет по информатике;

б) человек, знающий хотя бы один из 3 языков (англ., фр., итал.); человек, знающий французский и итальянский, но не знающий английского языка;

в) произведение детективного жанра, не являющееся ни высокохудожественным, ни увлекательным; увлекательное, хотя и не высокохудожественное произведение;

г) писатель, о котором нельзя сказать, что он талантлив или глубок, хотя и не лишенный своеобразия; писатель, о котором нельзя сказать, что он глубок и талантлив, однако своеобразен.

Литература:

В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 412- 414, 416 - 422

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 51-58

Занятие 5

 

1. Операция определения. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения.

2. Виды явных определений. Правила определения и возможные ошибки.

3. Виды неявных определений. Приемы, сходные с определением.

 

Упражнения:

1. Установите вид и правильность следующих явных определений, в случае неправильности указать ошибку:

а) эллипс - замкнутая кривая, получаемая при сечении конуса или цилиндра плоскостью;

б) 10 метров - отрезок, на котором условная мера длины 1 метр укладывается 10 раз;

в) пирога - узкий длинный челн, выдолбленный из ствола дерева;

г) пяткоход - сумчатое животное, водящееся в Западной Австралии;

д) безапелляционное решение - решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке;

е) студент - человек, закончивший среднюю школу и поступивший в ВУЗ.

ж) металл - химический элемент, хорошо проводящий электричество и тепло;

з) зима - время года между осенью и весной, приходящееся на месяцы декабрь, январь и февраль;

и) выпускник университета - человек, прослушавший полный курс и получивший диплом об окончании университета.

 

2. Укажите вид следующих неявных определений и назовите определяемый термин:

а) и&и = и, и&л = л, л&и = л, л&л = л;

б) а 1 = а, а (n+1) = а n + а;

в) 0 - четное число; если n - четное число, то n + 2 - четное число; никаких других четных чисел, кроме порожденных указанной процедурой, нет.

 

Литература:

В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 423 - 446

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 71-82

 

Поделиться:





Читайте также:

VII. Укажите принципы рациональной антибактериальной терапии
В лабораторию доставлен материал от больного дизентерией. Укажите, по какому признаку возможно установление вида возбудителя?
Дайте характеристику революционному процессу, который имел место в XIX веке, укажите его последствия для модернизации стран Европы и Северной Америки.
Дифференцирование функций, заданных параметрически
Задание 3. 1. Построить линии пересечения заданных поверхностей способом секущих плоскостей.
Задание 4. Укажите стрелками соответствие в названии и способе применения средства тушения небольшого загорания в быту.
Какие профессии Вам интересны, но Вы их отвергли из-за разных причин? Укажите эти причины.
Определение геодезических координат заданных точек по топографической карте.
Основы теории заданных для исследования методов
После осмотра больного врач поставил диагноз третичный сифилис. Укажите, какой материал от больного необходимо взять для лабораторного подтверждения диагноза.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...