Укажите виды понятий, заданных в предыдущем упражнении.
Литература: В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.379-397 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 34-45. Занятие 2
1. Обобщение и ограничение понятий. 2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. 3. Деление объема понятия. Виды деления. Правила деления и ошибки. Классификация.
Упражнения: 1. Можно ли представить следующие пары понятий как ограничение (либо обобщение): а) печатное издание - книга; б) абзац - предложение; в) безветренная погода - тихая безветренная погода; г) староста группы - староста курса; д) невиновность – непричастность; е) коробка с карандашами – карандаш, лежащий в коробке; ж) буква - слово; з) издательство - секретариат издательства; и) город Европы - город Англии; 2. Определите, произведено ли многоступенчатое обобщение (ограничение) понятий: а) крупный город - многонаселенный город - столица - столица крупного государства; б) сосед по квартире - человек, живущий в соседней квартире - человек, живущий в том же доме - человек, живущий в соседнем доме; в) факультет университета - гуманитарный факультет университета - факультет МГУ - исторический факультет МГУ; г) Украина - Киевская область - Киев; д) дорога - шоссе - автомагистраль - Минское шоссе.
3. Произведите ограничение и обобщение следующих понятий: а) человек, живущий на последнем этаже; б) Московская область; в) студенческая группа; г) студент, знающий всех преподавателей своего факультета; д) человек, знающий 3 иностранных языка; е) студент, сдавший логику или психологию на “отлично”; ж) ромб.
4. Определите, произведена ли операция деления объема понятия:
а) дом: одноэтажный, многоэтажный; б) дерево: лиственное, хвойное; в) год: зима, весна, лето, осень; г) Солнечная система: Юпитер, Венера, Земля и т. д.; д) Россия: европейская часть России, азиатская часть России; е) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России;
5. Установите правильность деления, в случае неправильности укажите ошибки и откорректируйте деление: а) дом: одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный; б) студент: способный, старательный, ленивый, неуспевающий; в) хлеб: теплый, мягкий, немягкий, черствый; г) наука: гуманитарная, социальная. естественная; д) дерево: лиственное, хвойное, широколиственное, без листьев.
6. Произведите дихотомическое деление следующих понятий по указанным в скобках сложным признакам: а) студент (способности и трудолюбие); б) число (четность и неделимость на 4); в) человек (знание английского или немецкого языка); г) студент (если готовится к экзамену, то сдает его на “отлично”).
Литература: В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.403-411 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 58-71 Занятие 3
1. Виды отношений между понятиями. 2. Установление отношений между понятиями на круговых схемах. Упражнения: 1. Изобразите на кругах Эйлера отношения между фактическими объемами следующих понятий: а) республика, Башкирская республика, Российская Федерация, федеративная республика; б) мать, отец, родитель, сын; в) предприятие, коллектив предприятия, директор предприятия, член коллектива предприятия; г) стакан, разбитый стакан, стакан с ручкой, большой стакан; д) Бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник; е) движение, вращение, быстрое движение, скорость; ж) родственник, родство, родственные отношения, супружеские отношения, муж;
з) человек, имеющий детей, человек, имеющий нескольких детей, человек, имеющий двоих дочерей и сына, отец; и) деньги, бумажные деньги, монеты, фальшивые деньги, деньги, находящиеся в обращении, советские деньги. 2. Приведите примеры понятий, находящихся во всех возможных отношениях к данным: нищий; ночь; консерватор; умножение; засушливое лето; Северный полюс; вражда; материалист; смелость; сторонник; обвинитель; оптимист; засушливое лето.
Литература: В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.412-416 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 45-51
Занятие 4 1. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, взятие дополнения. 2. Диаграммы Венна. Определение отношений между понятиями на диаграммах Венна.
Упражнения: 1. Произведите объединение, пересечение, вычитание между объемами следующих понятий: а) ромб, равносторонний параллелограмм; б) студент, первокурсник; в) город, населенный пункт Московской области; г) трамвай, троллейбус.
2. В каких отношениях находятся понятия А и В, если: а) А Ç В = А È В; б) А\В = А, А ÈВ = U; в) А\В # В\А # 0; г) А\В = В\А = 0; д) А Ç В = А, А È В = В; е) А\В = 0, В\А # 0; ж) В\А = В, А È В # U. 3. Установите с помощью диаграмм Венна отношения между следующими понятиями: а) студент, сдавший экзамены по истории и психологии, но не сдавший зачет по информатике; студент, не сдавший экзамен по истории или по психологии, но сдавший зачет по информатике; б) человек, знающий хотя бы один из 3 языков (англ., фр., итал.); человек, знающий французский и итальянский, но не знающий английского языка; в) произведение детективного жанра, не являющееся ни высокохудожественным, ни увлекательным; увлекательное, хотя и не высокохудожественное произведение; г) писатель, о котором нельзя сказать, что он талантлив или глубок, хотя и не лишенный своеобразия; писатель, о котором нельзя сказать, что он глубок и талантлив, однако своеобразен. Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 412- 414, 416 - 422 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 51-58 Занятие 5
1. Операция определения. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения.
2. Виды явных определений. Правила определения и возможные ошибки. 3. Виды неявных определений. Приемы, сходные с определением.
Упражнения: 1. Установите вид и правильность следующих явных определений, в случае неправильности указать ошибку: а) эллипс - замкнутая кривая, получаемая при сечении конуса или цилиндра плоскостью; б) 10 метров - отрезок, на котором условная мера длины 1 метр укладывается 10 раз; в) пирога - узкий длинный челн, выдолбленный из ствола дерева; г) пяткоход - сумчатое животное, водящееся в Западной Австралии; д) безапелляционное решение - решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке; е) студент - человек, закончивший среднюю школу и поступивший в ВУЗ. ж) металл - химический элемент, хорошо проводящий электричество и тепло; з) зима - время года между осенью и весной, приходящееся на месяцы декабрь, январь и февраль; и) выпускник университета - человек, прослушавший полный курс и получивший диплом об окончании университета.
2. Укажите вид следующих неявных определений и назовите определяемый термин: а) и&и = и, и&л = л, л&и = л, л&л = л; б) а 1 = а, а (n+1) = а n + а; в) 0 - четное число; если n - четное число, то n + 2 - четное число; никаких других четных чисел, кроме порожденных указанной процедурой, нет.
Литература: В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 423 - 446 Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 71-82
Читайте также: VII. Укажите принципы рациональной антибактериальной терапии Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|