Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема лекции 7 –Характерные черты архитектуры и искусства в период завоевания арабского халифата (часть 1).




По мере исламизации в Средней Азии возрастает роль культовых зданий, мечетей, медресе, мавзолеев. В IX-X веках наступает фаза развития Халифата. В строительстве используются, преимущественно, те же строительные материалы, что и ранее – сырец, пахса, дерево. Однако все большую роль начинает играть жженый кирпич на глиняных, а затем и на ганчевых (гипсовых) растворах. Освоение жженого кирпича переходит из инженерно-технической сферы в область формообразующих и образных качеств архитектуры: вырабатываются приемы фигурных кирпичных кладок, кирпичный узор завладевает фасадами. Заметное место в архитектурном декоре занимает также резьба по дереву и ганчу. Арабы, на первых порах, почти не внесли в среднеазиатскую архитектуру ничего своего, за исключением нового типа укреплений рибатов, да и те возводились руками подчиненного населения в традиционных формах местного строительства.

Вместе с тем при них во всех городах Средней Азии появляются первые мечети, подвергавшиеся в дальнейшем неоднократным, почти полным перестройкам. Археологами открыты остатки мечетей IX-Х веков в Самарканде, Мерве, и в горном Таджикистане, а также прекрасный резной деревянный михраб мечети Искадар. Только о небольшой части мечетей можно пока составить примерное суждение: это по большей части дворовая композиция в обводе навесов на столба с выделенным отделом михраба.

Говоря об архитектурной застройке городов IX-X веков (Бухара, Самарканд, Мерв Кят и др.), восточные авторы упоминают внутригородские дворцы правителем, жилища знати, «дома правления», рынки, бани, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы и феодальные замки. Раскопки археологов выявили дворец Саманидов и богатые жилые дома на Афрасиабе (древний Самарканд), дворец в Хульбуке, гостиные (михманханы), которые оформляла богатая резьба по ганчу. В сельских местностях еще возводятся кешки (они сохранились, например, в Мервском оазисе), хотя планировка их уже иная, чем в до арабские времена, так как замок утрачивает значение крепостной твердыни. Но во внешней композиции он повторяет традиционный тип: на высоком скошенном цоколе высятся оформленные гофрами стены. Интересный вид крупной загородной усадьбы этой эпохи являет собой Кырк-кыз в Термезе. Ряд архитектурных деталей его напоминает дворцы Омейядов, но, в целом, это оригинальное произведение, в котором переплетаются черты новой и старой, доисламской среднеазиатской традиции. Оригинальную тему монументальной архитектуры этого времени представляют мавзолеи, возводившиеся для правителей и высшего духовенства Саманидов в Бухаре и мавзолей Apaб-aтa в Тиме. Они оба дают понятие о тех двух основных композиционных типах однокупольной усыпальницы, центрической и портальной, которые будут господствовать в среднеазиатском зодчестве на протяжении веков. Причем мавзолей Саманидов, хотя и связан еще с со старо согдийской традицией, уже является предвестником нового архитектурного стиля, в то время как мавзолей Араб-ата уже целиком принадлежит этому новому стилю.

Основная литература: 1[180-197]; 5[20-34]; 7[12-36];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. К какому временному периоду относится фаза развития культуры халифата;

2. Какие новые приемы оформления кирпичных кладок появляются в IX-X вв.;

3. С какой целью строились укрепленные рибаты;

4. Какой декоративный прием применен при оформлении мавзолея Саманидов в Бухаре.

5. Приведите характерные черты архитектурной застройки городов IX-X века.

Тема лекции 8 – Характерные черты архитектуры и искусства в период завоевания арабского халифата (часть 2). Архитектурный декор.

В рассматриваемый период вырабатываются основы архитектурного орнамента, которому суждено было сыграть вид роль в эстетике средневекового зодчества Средней Азии.

Использование жженого кирпича открыло перед зодчими неожиданные возможности его комбинаций, создающих геометрический узор путем установки кирпичей плашмя, вертикально, по диагонали, «елочной» кладкой.

В резьбе по дереву и ганчу при сохранении многих мотивов растительной орнаментации VII-VIII веков (резной штук богато представлен, например, во дворце в Варахше намечается все большая их стилизация). С усвоением арабской письменности появляется новый вид декора – эпиграфический орнамент.

Все художественное творчество Средней Азии претерпевает на протяжении VI-X веков эволюцию от изобразительности орнаментальности. В VI- VIII веках изобразительное искусство представлено в образцах скульптуры и живописи, одна из линии его развития принадлежала буддистам, общины которых были хранителями и продолжателями высоких художественных традиций. Выдающиеся произведения буддийского искусства открыты в · Аджинатепе, Калаи –Кафирнигане, Ак –Бешиме, Куве. Скульптуры выполнены из глины с окраской. И в скульптуре, и в живописи мастера буддисты строгого канона в передаче Будд, но главное русло художественной культуры в эту пору лежит не в культовом искусстве, а в светском. Резной ганч, покрывавший стены двора в Bapaxше, включал и орнаментальные панно и бордюры, и горельефные изобразительные сцены. Тематика этих композиций была связана с миром народной фантазии, с эпосом среднеазиатских народов, в котором действуют отважные герои и прекрасные девы, реальные животные и фантастические существа. Исключительного мастерства достигла в ту пору древняя скульптура. Стройные женские фигуры, род своеобразных кариатид, поддерживали потолочные балки помещений в Пенджикенте и Бундикате, найдены деревянные плахи с барельефами самого разнообразного содержания: всадник, разящий хищника, солнечное божество, сражение двух армий и поединки витязей.

Сказовая - эпическая тематика и светские сюжеты преобладают как в пластическом искусстве, так и в раннесредневековой живописи Средней Азии. Характерно, что росписи в храмах Пендикента ничем не отличались от тех, что украшали многочисленные дома состоятельных горожан. Сочетание реального и возвышенно-сказочного начала составляло характерную черту раннесредневековой стенописи Средней Азии.

Основная литература: 1[180-197]; 5[20-34]; 7[12-36];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Что представляет эпиграфический орнамент;

2.Какие декоративно-художественные средства использовались в оформлении дворцов и других гражданских зданий.

3. Приведите характерные черты архитектуры в период завоевания арабского халифата;

4. Приведите характерные черты искусства в период завоевания арабского халифата;

5. Чем в VI- VIII веках было представлено изобразительное искусство

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...