Тема лекции 12 –Архитектура Средней Азии XIV век.
Заметный подъем строительства наметился лишь в первой половине Зданий гражданской архитектуры этой эпохи почти не сохранилось. А между тем исторические источники упоминают дворцы в Карши, в Ургенче. В XIV веке был восстановлен домонгольский караван-сарай Талайхан-ата в Хорезме. Тогда же на Устюрте был возведен караван-сарай Белеули (его ошибочно относили к X в.) в ближневосточных традициях из камня, на портале которого высечена пара львов. Расцвет в XIV веке Ургенча, номинально входившего в Золотую орду, а при Кутлуг-Тимуре и его преемниках из местного рода Суфи фактически почти независимого от нее, способствовал бурной застройке этого города. Но из упоминаемых восточными авторами монументальных зданий этого времени здесь сохранились немногие. В основном из построек XIV века дошли мавзолеи. Примечательно, что в большинстве это уже не одиночные объемы, а комплексные здания или элементы архитектурного ансамбля (мавзолеи Шейх-Мухтар Вали, Наджмеддина Кубра, Буян-Кули-хана, Мухаммеда Бо-шаро, мавзолеи Шахи-Зинды).
Лишь в северных, в основном заселенных кочевниками районах Средней Азии, мавзолеи Сырлы-там (1298 г.) работы мастера Джамаль-Хайята, и так называемый, Гумбез Манаса (1334 г.) еще полностью следуют образцам до монгольской эпохи и своей объемной композицией (портально-купольный одиночный объем) и применением в декоре неполивной резной терракоты. Новым словом в архитектуре Средней Азии этого времени является мавзолей династии Суфи в Куня-Ургенче с его сложной многосоставной композицией и поразительными по красоте наборными резными мозаиками в облицовках поверхностей. По сравнению с домонгольским периодом характер архитектурного орнамента в XIV веке существенно видоизменяется. В нем применяется гирих, но преобладает растительный узор с замысловатым сплетением или побегом спиралевидных завитков, листвы и цветочков. В эпиграфических полосах появляется новая разновидность почерка дивани со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизонтальных элементов. Многочисленные дворцы были возведены Тимуром в Самарканде. В пределах крепости высился суровый четырехэтажный Кук-Сарай, но в основном они располагались в загородной зоне, среди садов. Сады создавались по плану, с соблюдением строгой разбивки аллеями на геометрические фигуры, с устройством сети арыков, бассейнов и фонтанов, с регулярной системой насаждений, где чередовались плодовые и декоративные деревья, живописные кустарники, зеленые газоны, клумбы цветов. Во всем этом был запечатлен тысячелетний опыт среднеазиатского садоводства и искусства разбивки регулярного парка, в котором гармонически сочетались зелень, вода и архитектурная застройка. Известно имя одного из главных специалистов по разбивке садов - Шихабуддина, работавшего при Тимуре. Из самаркандских садов Тимура особенно славились Баги-Дилькуша («Сад, пленяющий сердце») и Давлет-Абад («Местопребывание власти»), посреди которых высились роскошные дворцы, а при Улугбеке - Баги-Майдан
В исторических источниках упоминается, что при Тимуре и Тимуридах было возведено большое число караван-сараев и рынков, водохранилищ и мостов. Однако из этих гражданских построек сохранилось немногое. Это караван-сарай Таш-Рабад в горах Киргизии, фундаменты караван-сарая Мирзой на самаркандском Регистане, крытый рынок Таки-Заргарон в Бухаре. Этим деловым сооружениям присуща функциональная четкость планов и строгость архитектурных форм. В общественно-идеологической жизни тимуридской державы по-прежнему огромную роль играли мечети - как громадные пятничные (джами), так и малые внутриквартальные (гузарные). Хотя в Самарканде и существовала джами-мечеть, Тимур распорядился возвести в 1399 году новую, которая, по свидетельству современника, должна была бы превзойти все мечети мусульманского Востока, что в какой-то мере и было достигнуто (мечеть Биби-Ханым). В дни пятничных молений в ней собирались тысячи жителей Самарканда. Однако простояла мечеть недолго: поспешность строительства и недоучет столь частых здесь землетрясений привели к тому, что она начала разрушаться уже в первые годы после возведения. Мечеть в Анау (1454 г.; разрушена землетрясением в 1948 г.) сочетала в своем плане поминальную мечеть шейха Джемалледдина, ханаку и худжры для приезжающих на зиарат. Композицию здания определяло расположение его на падающем рельефе былой городской стены, асимметрия правого и левого крыла, свободное сочетание разновеликих купольных объемов, пространственная легкость интерьеров. Особое внимание уделялось при Тимуре и Тимуридах сооружению династических мавзолеев. К возведению их привлекались лучшие зодчие эпохи, которые соревновались в создании усыпальниц то грандиозных, то небольших, но всегда насыщенных богатым убранством и всегда непохожих друг на друга. В числе их - Дорус-Сиадат в Шах-рисабзе, Гур-Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды в Самарканде. Шахи-Зинда - это удивительный в своем разнообразии и вместе с тем композиционной целостности архитектурный ансамбль живописного стиля. С любой точки обозрения он воспринимается в каких-то новых, подчас неожиданных объемных соотношениях, а впечатление живописности безмерно усиливает орнаментально-цветовое богатство облицовок. Почти все усыпальницы здесь развивают единую портально-купольную схему, но ни одна не повторяет другую, всегда являя какую-то иную версию объемов и декора. В беспримерном разнообразии узоро- и цветопостроений здесь запечатлено поразительное мастерство художников-орнаменталистов и тех гончаров, которыми выполнялись изразцы.
Тимуридские мавзолеи второй половины XV века немногочисленны (Ишрат-хана, Ак-Сарай в Самарканде), но композиция их уже намного сложнее. Этим постройкам присуща известная интимность: при общей сдержанности наружного декора в интерьерах царит изысканная орнаментика мерцающих золотом росписей в технике кундаль на стенах, сводах и куполах. В XV веке в монументальном зодчестве Средней Азии завершается разработка типологии медресе, которые в эту пору служили не только целям преподавания теологии, но и являлись своеобразными университетами (медресе Улугбека). Выдающиеся достижения градостроительной мысли этого времени Основная литература: 1[210-310]; 3[14-30]; 3[6-55]; Дополнительная литература: Контрольные вопросы: 1. Перечислите и охарактеризуйте достижения в области архитектурного декора в XIV веке. 2. Укажите какие виды архитектурного орнамента применяли в этот период при оформлении культово-общественных зданий; 3. Укажите какие виды архитектурного орнамента применяли в этот период при оформлении гражданских зданий; 4. Когда была завершена разработка типологии медресе, которые в эту пору служили не только целям преподавания теологии, но и являлись своеобразными университетами (медресе Улугбека). 5. Опишите характерные особенности архитектурно-объемного решения мечети в Анау.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|