Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема лекции 12 –Архитектура Средней Азии XIV век.




Заметный подъем строительства наметился лишь в первой половине
XIV века. Строительная техника этой поры не претерпела заметных
изменений, хотя и отмечена введением некоторых новых видов под-
купольных систем. Но в архитектурном декоре налицо существенные
достижения в изготовлении цветных облицовок. Отныне цвет все более
завладевает поверхностями монументальных зданий. Вначале это
были голубые, синие, белые глазурованные кирпичи, затем перегородчатая майолика и резная терракота с частичным или сплошным покрытием орнаментов глазурями тех же цветов. В дальнейшем появляются многоцветные майоликовые плиты, которые подбираются в
сплошной узор, и, наконец, во второй половине XIV века - резные
наборные майолики на кашинной (силикатной) основе, в которых
глубина глазурей и чистота красок достигают неповторимого совершенства.

Зданий гражданской архитектуры этой эпохи почти не сохранилось. А между тем исторические источники упоминают дворцы в Карши, в Ургенче. В XIV веке был восстановлен домонгольский караван-сарай Талайхан-ата в Хорезме. Тогда же на Устюрте был возведен кара­ван-сарай Белеули (его ошибочно относили к X в.) в ближневосточ­ных традициях из камня, на портале которого высечена пара львов. Расцвет в XIV веке Ургенча, номинально входившего в Золотую орду, а при Кутлуг-Тимуре и его преемниках из местного рода Суфи факти­чески почти независимого от нее, способствовал бурной застройке этого города. Но из упоминаемых восточными авторами монумен­тальных зданий этого времени здесь сохранились немногие. В основном из построек XIV века дошли мавзолеи. Примечательно, что в большинстве это уже не одиночные объемы, а комплексные здания или элементы архитектурного ансамбля (мавзолеи Шейх-Мухтар Вали, Наджмеддина Кубра, Буян-Кули-хана, Мухаммеда Бо-шаро, мавзолеи Шахи-Зинды).

Лишь в северных, в основном заселен­ных кочевниками районах Средней Азии, мавзолеи Сырлы-там (1298 г.) работы мастера Джамаль-Хайята, и так называемый, Гумбез Манаса (1334 г.) еще полностью следуют образцам до монгольской эпохи и своей объемной композицией (портально-купольный одиночный объем) и применением в декоре неполивной резной терракоты.

Новым словом в архитектуре Средней Азии этого времени является мавзолей династии Суфи в Куня-Ургенче с его сложной многосостав­ной композицией и поразительными по красоте наборными резными мозаиками в облицовках поверхностей.

По сравнению с домонгольским периодом характер архитектурного орнамента в XIV веке существенно видоизменяется. В нем применяется гирих, но преобладает растительный узор с замысловатым сплетением или побегом спиралевидных завитков, листвы и цветочков. В эпигра­фических полосах появляется новая разновидность почерка дивани со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизон­тальных элементов.

Многочисленные дворцы были возведены Тимуром в Самарканде. В пределах крепости высился суровый четырехэтажный Кук-Сарай, но в основном они располагались в загородной зоне, среди садов. Сады создавались по плану, с соблюдением строгой разбивки аллеями на геометрические фигуры, с устройством сети арыков, бассейнов и фонта­нов, с регулярной системой насаждений, где чередовались плодовые и декоративные деревья, живописные кустарники, зеленые газоны, клумбы цветов. Во всем этом был запечатлен тысячелетний опыт среднеазиатского садоводства и искусства разбивки регулярного пар­ка, в котором гармонически сочетались зелень, вода и архитектурная застройка. Известно имя одного из главных специалистов по разбивке садов - Шихабуддина, работавшего при Тимуре. Из самаркандских садов Тимура особенно славились Баги-Дилькуша («Сад, пленяющий сердце») и Давлет-Абад («Местопребывание власти»), посреди которых высились роскошные дворцы, а при Улугбеке - Баги-Майдан

В исторических источниках упоминается, что при Тимуре и Тимуридах было возведено большое число караван-сараев и рынков, водохрани­лищ и мостов. Однако из этих гражданских построек сохранилось немногое. Это караван-сарай Таш-Рабад в горах Киргизии, фунда­менты караван-сарая Мирзой на самаркандском Регистане, крытый рынок Таки-Заргарон в Бухаре. Этим деловым сооружениям присуща функциональная четкость планов и строгость архитектурных форм.

В общественно-идеологической жизни тимуридской державы по-преж­нему огромную роль играли мечети - как громадные пятничные (джами), так и малые внутриквартальные (гузарные). Хотя в Самарканде и существовала джами-мечеть, Тимур распорядился возвести в 1399 году новую, которая, по свидетельству современника, должна была бы превзойти все мечети мусульманского Востока, что в какой-то мере и было достигнуто (мечеть Биби-Ханым). В дни пятничных молений в ней собирались тысячи жителей Самарканда. Однако простояла мечеть недолго: поспешность строительства и недоучет столь частых здесь землетрясений привели к тому, что она начала разрушаться уже в первые годы после возведения.

Мечеть в Анау (1454 г.; разрушена землетрясением в 1948 г.) сочетала в своем плане поминальную мечеть шейха Джемалледдина, ханаку и худжры для приезжающих на зиарат. Композицию здания определяло расположение его на падающем рельефе былой городской стены, асим­метрия правого и левого крыла, свободное сочетание разновеликих купольных объемов, пространственная легкость интерьеров. Особое внимание уделялось при Тимуре и Тимуридах сооружению династических мавзолеев. К возведению их привлекались лучшие зодчие эпохи, которые соревновались в создании усыпальниц то гран­диозных, то небольших, но всегда насыщенных богатым убранством и всегда непохожих друг на друга. В числе их - Дорус-Сиадат в Шах-рисабзе, Гур-Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды в Самар­канде. Шахи-Зинда - это удивительный в своем разнообразии и вместе с тем композиционной целостности архитектурный ансамбль живо­писного стиля. С любой точки обозрения он воспринимается в каких-то новых, подчас неожиданных объемных соотношениях, а впечатление живописности безмерно усиливает орнаментально-цветовое богатство облицовок. Почти все усыпальницы здесь развивают единую портально-купольную схему, но ни одна не повторяет другую, всегда являя какую-то иную версию объемов и декора. В беспримерном разно­образии узоро- и цветопостроений здесь запечатлено поразительное мастерство художников-орнаменталистов и тех гончаров, которыми выполнялись изразцы.

Тимуридские мавзолеи второй половины XV века немногочисленны (Ишрат-хана, Ак-Сарай в Самарканде), но композиция их уже намного сложнее. Этим постройкам присуща известная интимность: при общей сдержанности наружного декора в интерьерах царит изысканная орна­ментика мерцающих золотом росписей в технике кундаль на стенах, сводах и куполах.

В XV веке в монументальном зодчестве Средней Азии завершается разработка типологии медресе, которые в эту пору служили не только целям преподавания теологии, но и являлись своеобразными универ­ситетами (медресе Улугбека).

Выдающиеся достижения градостроительной мысли этого времени
были воплощены в архитектурных ансамблях.

Основная литература: 1[210-310]; 3[14-30]; 3[6-55];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте достижения в области архитектурного декора в XIV веке.

2. Укажите какие виды архитектурного орнамента применяли в этот период при оформлении культово-общественных зданий;

3. Укажите какие виды архитектурного орнамента применяли в этот период при оформлении гражданских зданий;

4. Когда была завершена разработка типологии медресе, которые в эту пору служили не только целям преподавания теологии, но и являлись своеобразными универ­ситетами (медресе Улугбека).

5. Опишите характерные особенности архитектурно-объемного решения мечети в Анау.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...