Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
Одна из функций профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада — гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет распознавать и учитывать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, это важно для обеспечения индивидуального подхода педагога к детям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами (Е.А. Аркин, М.Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др.). Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты. Воспитатель детского сада наблюдает за ребенком достаточно долго, в течение нескольких лет. Изо дня в день он выполняет вместе с ребенком все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки, выводит на прогулки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее. Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выявляет элементы творчества. Именно о такой организации работы воспитателя детского сада говорил М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала только исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследование должно целиком входить в педагогическую работу, а последняя — в первое, сливаясь в одно органическое целое».
Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности. Таким образом, особая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах. Для воспитателя очень важно: во-первых, иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких, как развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования (например, в развитии мышления речь идет о его формах, а также мыслительных операциях); во-вторых, видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. (Так, речь выступает средством умственной деятельности и общения; внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности и т.п.);
в-третьих, представлять преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций. Вопросы и задания 1. Каковы основные методологические принципы применительно к исследованиям в детской психологии? 2. Какими методами пользуется детская психология? Сравните их основные преимущества и недостатки. 3. Дайте характеристику метода наблюдения в детской психологии. 4. Дайте характеристику метода эксперимента в детской психологии. В чем состоит различие между наблюдением и экспериментом? 5. Охарактеризуйте основные виды наблюдения и эксперимента в детской психологии. 6. Опишите своеобразие и возможности метода беседы и анализа продуктов деятельности в детской психологии. 7. Какими методами изучения детей может пользоваться воспитатель детского сада? В чем состоит специфика изучения детей воспитателем? Литература Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми // Избр. психол. произв. — М., 1975. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 5. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. — Ростов н/Д, 2004. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.— М., 1998. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов н/Д, 2004. Элъконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Избр. психол. труды. — М., 1989. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|