Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психического развития в раннем возрасте




Раннее детство — возраст от рождения до трех лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпа­ми, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интен­сивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предме­тами, закладываются основы для психических процессов и лич­ности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражены ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возраст­ных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5 — 3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5 — 6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуют­ся движения руки, формируется хватание, ребенок начинает ма­нипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слухо­вые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообра­зие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрос­лого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимо­связь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформирован-


ные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции уско­ряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психиче­ская ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нерв­ной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с по­мощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующие­ся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, по­сещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навы­ки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствова­ния.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют раз­витие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной ак­тивности. И в свою очередь движения способствуют интеллекту­альному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задержи­вается.

Особое значение в психическом развитии имеют эмоциональ­ное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положи­тельные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослы­ми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок лично­сти, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состояни­ем, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего воз­раста принадлежит взрослому. Он не только обеспечивает малы­шу оптимальные условия для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрос­лого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.


 




§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни

Младенческий возраст начинается с периода новорожденно-сти, который охватывает первый месяц жизни малыша. К момен­ту рождения нервная система ребенка готова обеспечить начало психической жизни, а все анализаторные системы (зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, осязательная) достаточно раз­виты и могут начать работу. Новорожденные реагируют на запахи, болевые, тактильные, температурные, звуковые и световые раз­дражители. И все-таки ни один из органов и систем ребенка к моменту рождения не закончил своего развития, их совершен­ствование потребует довольно длительного времени, ведь человек как биологический вид относится к незрело рождающимся.

Главная особенность новорожденного — отсутствие у него по­ведения в собственном смысле слова, ведь поведение связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорож­денный же большую часть времени (80 %) проводит во сне и про­сыпается лишь для того, чтобы поесть. Во сне ребенок сохраняет эмбриональную позу и, даже не просыпаясь, делает много им­пульсивных движений. Сон малыша имеет беспокойный, преры­вистый, поверхностный и полифазный характер, когда короткие промежутки сна чередуются с моментами бодрствования. Только к концу первого месяца бодрствование может длиться 35 — 40 мин.

У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинк­тивные формы поведения — безусловные рефлексы (табл. 2), кото­рые важны для его выживания. Появление ребенка на свет связа­но с глубокими и резкими изменениями в его организме. До мо­мента рождения плод получал кислород через плаценту, а его легкие не работали. Оказавшись в новой воздушной среде, ребе­нок делает первый вздох, что приводит к запуску функциониро­вания легких, к перестройке кровообращения на внеутробное. От вегетативного, растительного существования ребенок перехо­дит к новому типу питания. Он попадает в среду со^ сниженной температурой в отличие от относительно постоянной температу­ры в организме матери (37 °С).

К новой сложной среде новорожденному помогают приспосо­биться врожденные механизмы — рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие органические потребности в кислороде, тепле, пище. Так, младенец переходит к оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт) с помощью сосательного рефлекса. Этот рефлекс среди других является доми-* нирующим и появляется до рождения. Уже в первые сутки ново­рожденный научается искать грудь, сосок, осуществлять его за­хват и приспосабливается к необходимому темпу сосания. Соса-


Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...