Особенности психического развития в раннем возрасте
Раннее детство — возраст от рождения до трех лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина). В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности. Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражены ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5 — 3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5 — 6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи. Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформирован- ные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление. Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется. Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма. Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.
Особое значение в психическом развитии имеют эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он не только обеспечивает малышу оптимальные условия для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.
§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни Младенческий возраст начинается с периода новорожденно-сти, который охватывает первый месяц жизни малыша. К моменту рождения нервная система ребенка готова обеспечить начало психической жизни, а все анализаторные системы (зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, осязательная) достаточно развиты и могут начать работу. Новорожденные реагируют на запахи, болевые, тактильные, температурные, звуковые и световые раздражители. И все-таки ни один из органов и систем ребенка к моменту рождения не закончил своего развития, их совершенствование потребует довольно длительного времени, ведь человек как биологический вид относится к незрело рождающимся. Главная особенность новорожденного — отсутствие у него поведения в собственном смысле слова, ведь поведение связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени (80 %) проводит во сне и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Во сне ребенок сохраняет эмбриональную позу и, даже не просыпаясь, делает много импульсивных движений. Сон малыша имеет беспокойный, прерывистый, поверхностный и полифазный характер, когда короткие промежутки сна чередуются с моментами бодрствования. Только к концу первого месяца бодрствование может длиться 35 — 40 мин.
У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения — безусловные рефлексы (табл. 2), которые важны для его выживания. Появление ребенка на свет связано с глубокими и резкими изменениями в его организме. До момента рождения плод получал кислород через плаценту, а его легкие не работали. Оказавшись в новой воздушной среде, ребенок делает первый вздох, что приводит к запуску функционирования легких, к перестройке кровообращения на внеутробное. От вегетативного, растительного существования ребенок переходит к новому типу питания. Он попадает в среду со^ сниженной температурой в отличие от относительно постоянной температуры в организме матери (37 °С). К новой сложной среде новорожденному помогают приспособиться врожденные механизмы — рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие органические потребности в кислороде, тепле, пище. Так, младенец переходит к оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт) с помощью сосательного рефлекса. Этот рефлекс среди других является доми-* нирующим и появляется до рождения. Уже в первые сутки новорожденный научается искать грудь, сосок, осуществлять его захват и приспосабливается к необходимому темпу сосания. Соса- Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|