Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сги эономической психо югин




5 Приведите примеры использования психологической теории и поня­тии и экономике и экономических — в пепхо югии

6 Расскажите об основных этапах становления экономической психологии.

7 Назовите преимущества и недостатки эксперимента и потевых эмпи­рических исследований в экономической психологии.

S OxjptiKTepujy.iTC место экономической психологии в системе совре­менного научного знания

9 Назовите и раскройте основные методологические принципы эконо­мическом психочогии

10 Расскажите об исследовании динамики социально-психологических имений в условия* ьиченсиии форм собственности

Практические задания

1 Проанализируете свое экономическое поведение & течение дня

2 Приведите примеры нерациональною с экономической точки прения поведения таите психологический анлгни этич поступков

3 Сформулируйте своп пред тоже ния по практическому применению психологических зтнип и методов в рлхшчныч ctpepjx экономической жизнедеятельности

312 ____________________________________________________ Глава?

Литература

1. Автономов В С Человек в зеркале экономической теории. М Наука, 1993.

2. Андреева Н.А. Экономическая психология М., 2000

3. Бодриияр Ж. Система вещей М, 1995

4. Бункина М К, Семенов В.А. Экономика и психология На перекрестке наук. М, 1998,

5 Верховин В,И. Экономическая социология. М, J99H

6. Дейнска О.С. Экономическая пенхоло ня. СПб., 1999

7. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об­ществе/Отв ред АЛ.Журавлев М.: ИП РАН, 1996

8 Диттмар X. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. №9. С. 25-36

9. Дробышеш Т.В. Изменение субъективной семантики социально-эконо­мических понятий у летей // Социальная психология экономического поведения /Отв. ред. А.Л. Жураалев, Е. В. Шорохова. М.: «Наука», 1999.

10. Журавлев А Л. Психология совместной деятельности в условиях ортни-защюнио-экономических изменений. Дисс. д-ра психол. наук М., 1999.

П. ЖуравдсвАЛ., Позняков В.П Социально-психологическиетрудности раз­вития малого бизнеса в России // Психол журк Т 14.1993 Nq 6 С. 23-34

!2. Журавлев А.Л.. Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М ' ИЛ РАН, 1995.

13. Китов А.И. Введение в экономическую психолО1ию. М.: АНХ, I9S3.

14. Китов А.И. Экономическая психология М.: Экономика 19S7.

15. Лебедев А Н., Боковиков А К. Экспериментальная психология в рос­сийской рекламе. М, 1995

J 6. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Всблена в теории покупательского спроса //Теория потреби­тельского поведения и спроса /Под ред В М. Гальперина СПб., 1993

17. Линчевский Э.Э Социальная психология торговли. М: Экономика, 1981.

18. Лунт П Психологические подлоды к потреблению, вчера, сегодня, зав­тра// Иностранная психология. 1997. №9. С, 8-16.

19. Малахов С.В Основы экономической психологии. М, 1992.

20. Муздыбаев К, Экономическая депривапия, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997.

21 Позняков В П Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М ИП РАН, 1997. С 91-103

22. Позняков В.П. Межгрупповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм собственности //Псичол жури. Т 18 1997 N5. С 62-73.

23. Позняков В П Деловая активность личности и выбор формы собствен­ности // Психол. обозр. 1997. № 5.

24. Позняков В.П Психологические отношения и деловая активность субъектов jKOHO.MHHecKOii деятельности в условиях разных форм соб­ственности//Психол журн.Т.21 2000 №6 С. 38-50.

25. Позняков В П Психологические отношения слбъектов экономической деятельности.М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000.

Некоторые отрасли социальной психологии _______________________ЗЦ

26. Позняков В.ГТ, Познякова Е В. Исследование сберегающего поведе­ния жителей Москвы //Социально-психологическая динамика в усло­вия* экономических изменений / Отв ред А.Л. Журанлсв и Е.В Шо-рохова. М.,ИПРАН, 1998.

27 Позняков В.П. Экономическая психология // Современная психоло­гия /Под ред ВН Дружинина М,: Инфра-М, 1999. С 566-571.

2К. Попов В.Д. Психология и экономика. Социально-психологические очерки. М ' Сов. Россия, 1989. ЗО4с.

29. Радаев В.В. Экономическая социология Курс лекций М.: Аспект пресс, 2000. 368 с

30. Ростовский В П. Социально-психологические проблемы безработицы // Социальная психология экономического поведения / Огв. ред. А.Л. Журавлев, Е В Шорохова М «Наука», 1999.

31. Соколинский В.М. Психологические основы экономики М., 1999.

32. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из­менений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова М. Изд-во «Ин­ститут психологии РАН», 199S

33 Социатьная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.

34. Тугарева Е.В. Введение и экономическую психологию// Психология. Учебник для экономических h>зов / Под ред В.Н. Дружинина. М., 2000. С. 482-515

35. Фоксал Г. О природе торгующей фирмы // Иностранная психология. 1997. №9. С. 17-24.

36. Фоломеева Т.В, Цехоня О.С Проективные тесты в исследовании по­требительского поведения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1977. №4

37. Энджел Д., Блекуэлл Р., Миниарл П Поведение потребителей. СПб., 1999

Этническая психология

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических харак­теристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами. В связи с этим изучение психологических особенно­стей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психоло­гии. В истории исследований по этнической и кросс культурной пси­хологии ja рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа).

Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1S59 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология на­родов и языкознание» под редакцией Г. Шгеинталя и М. Лаиаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным залвлени-

3i4 _______________________________________________ Глава 7

ем на заседании Русского географического общества по изучению на­родов, входящих в состав Российского государства В программе ис­следования он выделил три области язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (Будилова, 1983) Как видно по датам, донаучный период за рубежом и в России примерно совпадают

Второй этап (описательный) в западной этнической психоло­гии закончился в 1905 г Наиболее известной работой данного пе­риода являются первые гоча многотомного издания немецкого ученого В Вундта «Психочогия народов» (Вундт, 2001) В России этот период длился до 1935 г Наибо1ее известной работой этого периода является работа Г Г Ш пета «Введение в этническую пси­хологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996).

Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г, когда В Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследовании по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помошью экспериментальных ме­тодов 1925 г — знаменательная дата в истории развития этничес­кой психологии в США был впервые опубликован психологичес­кий и социально-психологический тест на этническую предубеж­денность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило в даль­нейшем перейт и от описательных характеристик этносов к количе­ственным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное на­правление в этнической психологии «Модели культуры», осново­положником которого является Р Бенедикт (Benedict, 1934) Затем появляется совместная концепция А Кардинера и Р Линтона «Ос­новная структура личности» (Kardiner, 1939; Linton, I945)

В России создание научных основ началось в 1936 г Названная дата связана с проведением А Р Л урин в Средней Азии полевых работ с использованием экспериментальных методик Результаты этого исследования были опубликованы лишь в 1974 г (Лурия, 1974). Этот этап характеризовался первоначальным запретом на исследования по этнической психологии (1937-1958), а потом зна­чительным увеличением количества публикации и зашит диссерта­ций по проблемам национальной психологии. В данный период более активно использовалось понятие «национальная психоло­гия» К исследованиям по национальной психологии активно под­ключились фичософы, этнографы, психологи, историки и предста­вители многих других профессий, публикации которых носили в основном теоретически и характер (исключение составляют работы военных психологов, проводивших прикладные исследования)

Четвертый период (станоагение этнической психологии) на Западе

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________315

с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характери­зуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. В научных изысканиях также участвуют этнологи, психологические антропологи и представители других про­фессий, использующие качественные методы исследования.

Возникшая позднее теория национального характера пред­ставлена работами М Мид и Дж Горера (Mead, SljGorer, 1950). Подход, связанный с «модальной личностью*, был пред­ложен X Дьюкером и Н. Фрайда, А. Инкелисом, Д Лсвинсоном, (Duijker, Fnjda, 1960; Inkeles, Levinson, 1965) Теория географи­ческих факторов в этнопсихологии разрабатывалась В. Хелльпа-гом и П Хофштеттером(Не11расг1, 1954; Hoffstatter, 1957) В насто­ящее время наиболее известными специалистами в этой области считаются X. Триандис (Tnandis, I979, 1994), В Лоннер, Д Берри (Lonner, Berry, 1989), Хофштед (Hofstede 1980, 1991) и др.

В России четвертый период начался в 1985 г., когда Г.У. Кио-ева (Солдатова) защитила в Институте психологии АН СССР кан­дидатскую диссертацию, впервые использовав количественные методики сбора информации и методы математической статисти­ки для обработки результатов (Кцоева, 1985)

Этот период в нашей стране характеризуется активным привле­чением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифици­рованных специалистов (кандидатов и докторов наук) по пробле­мам этнической психологии. Для данного этапа характерно резкое снижение финансирования фундаментальной науки (в том числе и этнической психологии), но оказание целенаправленной помощи ученым с помощью различных грантов, в том числе и зарубежных. В России появляются многочисленные публикации по этнической и кросс-культурной психологии. Снимается запрет на исследова­ние политически острых проблем этнической психологии

Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г Г. Шпета(Шпет, 1927), С. И. Королева (Королев, 1970), И С. Кона (Кон, 1971), Б Ф Поршнева (Поршнев, S979), в экс периментальном плане — А. Р. Лурию (Лурия, 1974) и Г У. Киое-ву (Солдатову) (Кцоева, 19S5)

Основными центрами по исследованию различных проблем этнической психологии в настоящее время являются Институт психологии и Институт антропологии и этнологии РАН, кафедры социальной психологии Московского и Санкт-Петербургского

 

i\6 _______________________________________________ Гиава7

государственных университетов, а также других вузов, где работа­ют преподаватели, занимающиеся этой проблемой*

Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом

процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этни­ческих общностей нация, народность, племя и род. Примени­тельно ко всем группам используется понятие «этническая психо­логия» По отношению к нации и народности иногда применяет­ся понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психо югия» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»).

В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскулътурные ис­следования», или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение пси­хологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов

Этническая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей народа, обусловленных единством его про­исхождения

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространен­ные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представите­лях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др), просмот­ренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы Гетеростерео-тип — это представление об эгнопсихологическом облике другого на­рода (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения

Этническое (национальное) сознание представляет собой отра­жение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в

* Единственной кафедрой в России, в название которой входит этническая психология, является кафедра «Социальной и этнической психологии», организованная А Л Журавлевым в 1994 г. в Московской гуманитарно-со­циальной академии

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________317

духовной и материальной культуре, а также в обыденном созна­нии (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).

Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и на­пряженностью, носит название аккультурации, а процесс социаль­ной адаптации — эджастмент (приспособление) (Стефаненко, 1993). Психологические проблемы процесса адаптации мш рантов к новой среде глубоко и обстоятельно исследованы в англоязычной литературе (Oberg, 1960; Bochner, 1982; Kim, 1988; Berry. 1976, 1992). Среди отечественных источников этим проблемам посвящены рабо­ты Н.М. Лебедевой (1993) и Т.Г. Стефаненко (1993,1996). В назван­ных исследованиях рассматриваются вопросы «культурного шока» (негативные чувства, дискомфорт и пр.), который сопровождает приспособление мигрантов к ранее неизвестным им условиям, формы адаптации: геноцид (доминирующая или обладающая боль­шими ресурсами общность стремится уничтожить противополож ную группу; здесь проявляется этническая нетерпимость или инто-лерантносгь к представителям другой общности); ассимиляция (господствующая этническая группа принуждает представителей других этнических общностей заимствовать ценности, образ жизни и другие стороны своей доминирующей культуры); сегрегация (раз­дельное независимое развитие двух этнических общностей; допус­кается идея их реального существования) и интеграция (обе этни­ческие группы сохраняют идентичность; их представители «прини­мают» другой образ жизни и находят в положительные моменты).

Последующие исследования выявили так называемые U-об-разную и W-образную кривые (психические подъемы и спады), которые сопровождают адаптационные процессы мигрантов.

За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к мсжкультуркому взаимодействию (Triandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, 1983; Brislin, Cushner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 3 998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурнои сензитивности и рекомендации к обще-культурному и культурно-специфическому подходам (коша челове­ку придется общаться с большим количеством представителей раз­ных этносов или с представителем одной этнической группы).

Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитизности» (культурный ассимилятор), пред-

318 _________________________________________________ Глава 1

ставляющии описание разнообразных ситуаций, в которых взаи­модействуют представители двух разных культур и четырех вари­антов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персо­нажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, дол­жен выбрать один ил возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обуча-юших программ, просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987)

При описании психологического облика конкретного этноса порой некорректно используются выражения типа «психология русских», «психология японцев» и пр Точнее будет сказать — «пси­хологические (этнопсихологические или национально-психологи­ческие) особенности русских», «психологические (этнопсихологи­ческие или национально-психологические) особенности японцев».

Рассмотрим, чго вкладывается в понятия «национальный ча-рактср», «национальный темперамент* и «национальное чувство».

Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно уеюичивые психологические особенности, выражаю­щие отношения большинства представителей этнической общно­сти к разным явлениям окружающего мира Он может быть кон­цептуально рассмотрен как детерминант поведения представите­ля этнической общности.

Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в каждом народе имеются все типы темпера­ментов, динамика проявления их психической деятельности осу­ществляется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам).

В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональ­ная сторона осознания своей этнической принадлежности Оно тесно связано с с¥щсствованием в народе национальных и нацио­налистических идеи. В зависимости от господства национальных или националистических идеи в обществе проявляются и соответ­ствующие национальные чувства Национальное чувство из зсех компонентов этнической психологии является наиболее ранимым

Этническая психология тесно связана с этнологией (этногра­фией), социологией (этносоцмологией), историей, культурой и многими общественными науками.

Природа этнической психологии. На формирование этнопсихологи­ческих особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором станов-

Некоторые отрасли социальной психологии _______________________3]9

ления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик На формирование психологии этносов большое вли­яние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов Своеобразие психо­логии этноса может быть обусловлено и религией В ходе распростра­нения мировых религий сложившаяся религиозная система наклады­валась на местные традиция, обычаи и привычки В результате проис­ходило взаимное изменение как местных нравов так и религиозных концепции На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, сти­хийные бедствия, освоение земель и пр) и межнациональный опыт общения Определенное значение для образования этнопсихологи­ческого своеобразия имела географическая среда. Важная роль в из­менении психологии народов принадлежит миграциям Перемещаю­щимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям

Проживание в сходных экономических, социальных и природ -но-экономических условиях обчелонило возникновение одинако­вых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения В быстро меняющихся об­щественно-политических и экономических человияхэтнопсихоло­гическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характе­ристик (Резников, 1997, Резников, Нгуен НгокТхыонг. S999)

Функции этнической психоло1 ни. Этническая психология рас­крывается в трех взаимосвязанных функциях отражательной, ре­гулятивной и воспитательной (Резников, 1997)

Особенностью отражательной функции является то, что она вклю­чает в себя информационный аспект В этом плане в этнопсихологи­ческих особенностях отражаются своеобразные природно-климати­ческие условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторические события и другие факторы

Регулятивная функция заключается в регламентировании раз­личных форм общения и поведения представителей этнической группы С содержательной стороны она представляет собой те нор­мы поведения и образа жизни, которые выработала этническая об­щность за время своего существования (Бобнева, 1978) Вследствие этого компоненты этнической психологии являются как бы алго­ритмами, предписывающими представителю рассматриваемой эт

320 _________________________________________________Глава?

нической общности вести себя согласно «общенациональным ка­нонам». Особенно четко прописано ролевое поведение представи­телей этноса в различных жизненных ситуациях. Отсюда следует необходимость изучения национальных норм и правил общения для прогнозирования поведения членов этнических групп.

Воспитательная функция — привитие населению черт, свой­ственных ее национальному характеру, общенациональным при­вычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т. д. происходит в процессе этнической социализации. За их воплощением в жизнь, оценкой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность, применяя позитивные и негативные санкции, осуще­ствляет социальный контроль.

Структура этнопсихологических характеристик народа. Исследова­ние структуры этнопсихологических явлении находит свое отра­жение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выделения структурных компонентов используются различные принципы: динамичности и осознанности (Горячева, 1965), пси­хологического способа переработки информации, ценностно-мо-тивационных подходов и т. д. (fnkelesA., Levinon D, 1965) Иног­да в структуру включаются разнопорядковые элементы, связь между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.).

Структуру этнопсихологических характеристик народа можно рассматривать как сложную динамическую и многоуровневую си­стему, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие.

К первому уровню можно отнести ценностные ориентации. Для разных этнических общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ориентации включают в себя ценности, гос­подствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наиболее осознанны и могут нести в себе определен­ную идеологическую нагрузку Их влияние на формирование пси­хологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соотнести катего­рии «классовое» (сословие, страта) и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического об­лика народа Сказанное наглядно видно на примере России, когда социалистические ценности были заменены на рыночные и повли­яли на нижележащие уровни этнопсихологических характеристик народов, проживающих в нашей стране. К этому уровню относят-

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 321

ся и моральные ценности народа, различное их понимание, толко­вание и отношение к ним. Второй уровень предполагает широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различ­ным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.) Третий уровень охва­тывает компоненты, связанные со спецификой психических про­цессов и темперамента.

Выделение трех уровней в этнопсихологических характеристи­ках позволяет, во-первых, описать в системе психологические со­ставляющие и элементы каждого уровня, во-вторых, проанализи­ровать уровни как организованную целостность и, в-третьих, опре­делить место и роль каждого уровня в иерархической системе, ус­тановить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. В этом плане нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психи­ки приводит к упрошенной ее трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений» (Ломов, 1984; 96).

Вместе с тем необходимо заметить, что взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, ча­сто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамично­стью, что представляет огромные трудности для их исследования.

Наличие в структуре этнопсихологических особенностей на­рода трех, а не 4-5 уровней далеко не бесспорно. Судя по каче­ствам, которые исследователи выделяют в прикладных работах, в принципе, можно рассмотреть и четвертый уровень — психофи­зиологический. Например, Г. В. Старовойтова также придержива­лась этой позиции (Старовойтова, 1983).

Интересны и перспективны исследования ученых Института генетики РАН по определению биохимических маркеров генов у народов двух групп коми. Полученные результаты свидетельствуют об европеоидном (в основном) характере генофонда народов коми и дают возможность определить генетическое положение коми в системе народов Евразии (Шнейдер, Петришев, Лебедева, 1990). Таким образом, можно сказать, что, в принципе, существует и гене­тический уровень этнопсихологических характеристик народов

Описанный выше системный подход к структуре этнопсихологи­ческих характеристик ранее использовался в прикладных исследова­ниях по этносам из разных культур и положительно зарекомендовал себя. Вместе с тем он, естественно, требует дальнейших теоретических и эмпирических обоснований (Резников, 1999; Резников, Товуу, 2001). 11 Зак. 838

rr

322 __________________________________________________________ Глава 7

Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихоло­гических характеристик могут быть большие группы — этносы (мак­роподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности (микроподход) (Резников, 1999)

Большая группа как носитель этнопсихологических особенно­стей народа, в свою очередь, может быть разделена на составные группы. По мнению Л. Н. Гумилева, большие этнические общно­сти называются суперэтносами, включающими этносы, а послед­ние выделяют субэтносы, т. е. этнические группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (различные слои в этнической общности) (Гумилев, 1994). Представляется, что данный подход может быть продуктивным в прикладных исследо­ваниях по национальной психологии, так как этнопсихологичес­кие характеристики различных групп у некоторых народов варьи­руются в достаточно широком диапазоне.

Западные и восточные этносы различаются по следующим основ­ным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллекти­визм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточ­ных коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуника­ция (большинство азиагских народов относятся к высококонтексту­альным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулин­ность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уро­вень маскулинности, а в Японии — высокий) (Hofstede, 1983; Gudy-kunst, Ting-Toomey, Chiia. 1988; Hofstede, 1991;Triandis, 1995).

Малая группа путем поощрения и наказания формирует у пред­ставителей своего этноса модели установления межличностных, а также ин- и аутгрупповых контактов в различных ситуациях обще­ния с членами разных социальных, профессиональных, нацио­нальных и иных групп. Психологические характеристики различ­ных групп русского населения интересно рассмотрены В.В. Кочет-ковым (Кочетков, 1998). Идиосинкразический кредит (кредит дове­рия) к руководителям в разных этносах различается (в восточных выше, чем в западных). Зависит от этнической культуры и стиль уп­равления на производстве (в западных этносах преобладает инстру­ментальный, в восточных — эмоционально-межличностный). Име­ет этнопсихологическую специфику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарным, а на Западе — более демократи­ческий).

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________323

В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические ха­рактеристики Наиболее исследованными проблемами в России яв­ляются этническая социализация (этнизация) личности, этническое самосознание, этническая идентификация и психологический ас­пект миграций. Этнизаиия активно осуществляется в детские годы; она заключается в освоении и воспроизведении национального об­раза жизни, в котором личность находится. Этническая социализа­ция подростка в разных культурах изложена в совместной работе Е П Белинской и Т.Г. Стефаненко (Белинская, Сгефаненко, 2000).

Этническое (национальное) самосознание — это осознание наро­дом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое само­сознание связано с этническим самоопределением По мнению В.Ю Хотинец, этническое самосознание представляет собой отно­сительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегриру-ющих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Эт­ническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональ­ными переживаниями. Данный феномен рассматривается как меха­низм формирования этнического самосознания

При рассмотрении личности как носителя этнопсихологичес­ких характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, социально-психологической наблюдательности, стиля общения и ее локуса контроля в разных наиион&чьных общностях

По-разному оценивается в этносах хронологический возраст ее представителей Проявление активности и сензитивности по-разному проявляется и поддерживается представителями этни­ческих общностей (особенно это относится к ролевому поведе­нию мужчин и женщин)

Этнопсихологические особенности общения. Этническое общение можно рассматривать как многоаспектное, многомерное и много­уровневое системное явление. На социальном уровне оно являет­ся институционализированным и может быть отнесено к обще­ственным отношениям В связи с этим этническое общение име­ет разные аспекты правовые (межгосударственные и внутригосу­дарственные), политические, моральные, экономические, соци­альные и т. д На социально-психологическом уровне этнического И*

324_________________________________________________ Глава 7

общения можно выделить перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (Резников, 1999).

В межличностном восприятии (познании) срабатывает меха­низм этноцентризгяа, который обусловливает восприятие партне­ра по общению через призму своего этнического бытия. В случае, если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), оценка, как правило, завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка может снижаться. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы (Левкович, Андрушак, 1995).

При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереоти-пизации, т е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают).

Функционирование систем психического отражения (акусти­ческой, оптической, тактильно-кинестетической и ольфакторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает своеобразие восприятия человека человеком во внутри- и межэт­ническом общении (в одних культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих — на запахи и т. д)

Этнопсихологическое своеобразие сказывается в коммуникатив­ном аспекте общения. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и витиевато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических), предпочтении методов психологического воздействия и т. д По-разному оценивают предста­вители Латинской и Северной Америки, европейских и азиатских на­родов время, отведенное на решение деловых вопросов Известна роль проксемики при установлении межэтнических контактов.

Этническая специфика просматривается и во взаимодействии В процессе исторического развития этническая общность вырабатыва­ет определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечественной литературе данный воп­рос почти не исследован. Из зарубежных подходов интересна пози­ция, рассматривающая взаимодействие как обмен ресурсами. Дан­ный феномен характеризуется тремя измерениями: партикуляризм — универсализм в обмене ресурсами; конкретность - абстрактность ресурсов и процесс передачи — получения ресурсов.

Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________325

представителей данного этноса), а индивидуалистским общнос­тям свойственен иелеспеиифический обмен (уникальность обща­ющейся диады и интеракции по сравнению с другими взаимодей­ствующими в данном этносе).

В маскулинных культурах акцент делается на обмене глубин­ными ценностями, связанными с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется вни­мание обмену ценностями, связанными с эмоциями и информа­цией (воспитание и качество жизни).

Представители низкоконтекстуальных общностей (например, в США) ценят строгую логику, ясное изложение вербальной ин­формации, индивидуализацию невербального поведения, инди­видуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высококонтекстуальных общностей (к примеру, Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую си­туации взаимодействия. В целом при обмене ресурсов они дей­ствуют в непрямом стиле получения и отклонения (Gudykunst, Tim-Toomy, Chua, 1988).

Разрешение конфликтов в различных этносах осуществляется по разным алгоритмам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к конфликтам про­сматривается не только на межличностном, но и на межгосудар­ственном уровне. В этом плане представляют ценность результа­ты исследования Г. У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» и «Социальные конфликты в современной Рос­сии» (Солдатова, 1998; Социальные конфликты в современной России, 1999).

Межличностные отношения. В этнических общностях межлич­ностные отношения имеют различное содержание, которое про­является в характерной для данной группы форме. Как показыва

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...