Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная психология предпринимательства




Предпринимательство как социально-экономический

И психологический феномен

Необходимость предварительного анализа и определения понятия предпринимательства связана с тем, что в современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности этого явления, его отличительных признаков и лаже четкое и общепринятое определе­ние самого термина «предприниматель». Одна из трудностей опре­деления предпринимательства состоит в том, что это слово являет­ся одновременно и общеупотребительным термином, и научным по­нятием. В первом случае его содержание может быть раскрыто, ис­ходя из его толкования в словарях и энциклопедиях. Здесь оно рас­крывается как деятельность, связанная с созданием, поддержанием и развитием предприятия, дела, производством товаров и услуг.

Уже в этом достаточно широком смысле понятие «предпринима­тельство» имеет не только экономическое (производство товаров и ус­луг с целью получения прибыли), но и психологическое содержание. Предпринять что-либо — значит сделать инициативное, упреждаю­щее действие, проявить активность до того, как будут четко определе­ны ее условия и последствия. Способность к регулярному и успешно­му осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределен­ности, в повседневном языке называется предприимчивостью. Таким образом, предпринимательство есть особый вид экономической дея­тельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологи­ческих качеств. Раскрытие этих особых психологических качеств и является главной задачей психологии предпринимательства.

Историческая эволюция взглядов на предпринимательство. Истори­ческий анализ развития термина предприниматель (или антрепре­нер— от фр. antreprenerпосредник, см. таблицу 1) показывает, что этот термин появился в Западной Европе в средние века и первоначально обозначал организаторов крупных музыкальных представлений и парадов, а также строительных и производствен­ных проектов. Затем, начиная с XVII в., так называли лиц, кото­рые заключали с государством контракт на выполнение опреде­ленных работ или поставку продукции и выступали посредниками между заказчиком и исполнителями. Поскольку стоимость вы­полнения работ оговаривалась заранее, предприниматель распо-ряжалсл прибылью и нес ответственность за убытки от реализации

332 __________________________________________________________ Шва 7

Средние века: организатор парадов и музыкальных представлений; лицо, отвечающее м выполнение крупномасштабных строительных или про­изводственных проектов.

ХУЛ в.: лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которо­го оговорена заранее Такой человек берет на себя всю полноту финан­совой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе. 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель — это человек, действую­щий в условиях риска, функция представления капитала отличается от предпринимательской функции.

1797г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело, тот, к] о планирует, организует и владеет предприятием. 1803 г. Жан Батист Сэи: доход на капитал отличается от предпринима­тельского дохода

1934г. Йозеф Шумпетер: предприниматель — это новатор, который раз­рабатывает новые технологии

1961г. Дэвид Маюиеланд: предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

1964 г. Патер Друкер: предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой. 1983г. Гиффорд Пиншот: интрапренер — это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от антрепрене­ра-предпринимателя, создающего новое предприятие. 1985г. Роберт Хизрич: предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это че­ловек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, бе­рет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Таблица 1. Эволюция термина «антрепренер» (по Р. Хизричу и М. Питерсу).

контракта. С этого времени наряду с функциями организации и руководства осуществлением предприятия отличительными чер­тами предпринимательства становятся деятельность в условиях риска и ответственность за результаты предприятия. Другой важ­ной вехой развития представлений о предпринимательстве яви­лось разграничение функций предоставления капитала для риско­ванного предприятия (венчурный капиталист) и реализации са­мого предприятия (собственно предприниматель).

Существенный вклад в развитие представлений о психологии предпринимательства внесли немецкие социологи М. Вебер (1864-1920), исследовавший развитие предпринимательского духа и роли протестантской религии и этики в его формировании, и В. Зомбарт (1863-1941), давший развернутые социально-психологические пор­треты типов предпринимателей.

Некоторые отрасли социальной психологии _______________________333

Предпринимательство как экономическое явление. Современное по­нимание предпринимательства как экономического явления и его роли в экономическом развитии представлено в рабогах Й. Шумпе-тера «Теория экономического развития» (1912, на русском языке — 1982), Ф. фон Хайека (1992), Дж.М. Кейнса (1978), П. Друкера (1992) и др. В последние годы к анализу феномена предпринима­тельства обратились и отечественные экономисты: B.C. Автоно­мов (1990), B.C. Агеев (L991) и социологи: Т.И. Заславская (1995), В.В. Радаев(1993) и др.

Й. Шумпетер определял предпринимателя как ключевую фи­гуру развития экономики, основной задачей которого является нарушение равновесного состояния в экономике и перевод ее в новое равновесное состояние, разрешение многочисленных противоречий в экономике (между статикой и динамикой, традициями и нововве­дениями, спросом и предложением и т.д.), создание новых комби­наций факторов производства и экономики.

Ф, фон Хайек (1992) обратил особое внимание на такие отли­чительные черты предпринимательской деятельности, как жест­кая конкурентная борьба между предпринимателями и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли.

П. Друкер (1992) в своей концепции предпринимательского об­щества обратил внимание на то, что предпринимательство как ин­новационная активность, связанная с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой, не ограничивается только сферой экономики, но может проявляться в самых разнообразных сферах социальной деятельности,

В современных представлениях о предпринимательстве услов­но можно выделить функционально-ролевой и структурный под­ходы. В рамках функционально-ролевого подхода предпринима­тельство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализаци­ей определенных функций.экономического и социального разви­тия. При этом одни авторы ограничивают функции предпринима­тельства исключительно экономической сферой, другие соотно­сят его со всеми вилами человеческой деятельности.

При анализе экономических функций предпринимательства в одних случаях подчеркивается роль предпринимателя как хозяй­ственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других основная экономическая

334 ________________________________________________Dma7

функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, дабы отграничить функции изобретателя с одной стороны, и фун­кции традиционного менеджера, с другой (таблица 2).

Характеристики Граднционн ые менеджеры Свободные предприниматели Корпоративные предпрни иматели
Основные мотивы Мотив продвиже­ния по службе, стремление к кор­поративным воз­награждениям ти­па престижной должности, влас­ти, штата подчи­ненных. Стремление к не­зависимости, поиск возможности для проявления твор­чества, деньги. Стремление к не­зависимости, воз­можность продви­жения в корпора­тивной среде в со­четании с корпора­тивными возна­граждениями
Временная организация. Напоминлет бег на короткую дис­танцию, ежене­дельные, ежеквар­тальные, ежемесяч­ные совещания по поводу бюд­жета, квот и т д; обязательное ежегодное планирование Выживание и стремление к 5- 10-летнему росту в бизнесе Промежуточная позиция между свободными предпринимате­лями и традицион­ными менедже­рами и зависимос­ти от сочетания личных планов и корпоративных графиков.
Деловая активность Больше поручают и надзираю!, неже­ли участвуют в работе непосред­ственно Непосредственно включены в работу В большей мере непосредственно участвуют в работе, нежели пают поручения
Степень риска Ведут себя осторожно Рискуют умеренно Рискуют умеренно
Отношение к статусV Проявляют инте­рес ко исему, что символизирует статус в органи­зации. Не интересуются статусной символикой Не интересуются традиционными корпоративными символами статуса, стремятся к неза­висимости
Отношение к ошибкам и неудачам Стараются избе­гать ошибок и неожиданностей Пытаются прео­долевать ошибки и неулачи Стараются скры­вать рискованные проекты от внеш­него взора до тех пор, пока они не выполнены.
Специфика принятия решений Обычно соглаша­ются с тем, кто за­нимает более высо­кие управленчес­кие позиции В принимаемых решениях следу­ют собственному видению Способны проде­монстрировать другим, что со гллены помочь им в достижении мечты.

Некоторые отрасли социальной психологии _______________________ 335

Характеристики Традиционные менеджеры Свободные предприниматели Корпоративные предприниматели
В ком видят источник опоры В других. В самих себе и клиентах. В себе, клиентах и спонсорах.
История семьи. Члены семьи рабо­тали в больших организациях Происходят из семей, для членов которых характер­но предпринима­тельство в молом бизнесе, фермер­ство или занятие свободными профессиями Происходят из семей, для членов которых характер­но предпринима­тельство в малом бизнесе, фермер­ство или занятие свободными Профессиями
Отношения с другими людьми. Соблюдение иерархии в качестве основы установления отношений. Деловые контак­ты, заключение сделок как осно­ва отношении Деловые контак­ты в рамках организационной иерархии.

Таблица 2. Характеристики традиционных менеджеров, свободных и кор­поративных предпринимателей (по Р.Л. Кричевскому).

Одни определения подчеркивают в предпринимательстве функ­цию инновации, определяя его как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью (Р. Хизрич, М. Питере, ] 991), другие выделя­ют в качестве основных функции собственника и менеджера, опре­делял предпринимателя как организатора экономического предприя­тия, который его создает, владеет и у правеет им и несет ответствен­ность за все виды риска своего бизнеса (Новый словарь Вэбстера). В любом случае в рамках функционального подхода предприниматель­ство рассматривается обезличенно, как тип деятельности, не привя­занный к характеристикам конкретных субъектов.

В современной литературе по менеджменту (М. Мескон и др.Д992, П. Друкер, 1992) выполнение предпринимательских функций, связанное с развитием управления, проведением орга­низационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эф­фективного, инновационного управления, и в этой связи исполь­зуются термины предпринимательского управления и корпора­тивного или внутреннего предпринимательства. Владение соб­ственностью и персональная ответственность за риски не рас­сматриваются как необходимые признаки предпринимательства. При таком подходе формально-статусные различия между менед­жерами и предпринимателями фактически стираются.

336_________________________________________________Дава 7

В рамках структурного подхода, напротив, делаются попытки более или менее четкой социальной идентификации предприни­мателей как особой социальной группы, что совершенно необхо­димо для включения этого феномена в разряд объектов эмпири­ческих и психологических исследований.

С юридической точки зрения предпринимательство определи-, ется как самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятель-., ностъ, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в ус­тановленном порядке. Такое достаточно широкое определение предпринимательства фактически включает в себя все виды дело­вой активности (бизнеса) за исключением наемного труда.

Попытки выделения предпринимателей как особой социаль­ной группы в рамках социальной стратификации (Заславская Т.И., 1995) позволяют сформулировать критерии эмпирической идентификации ее представителей. На основании предложенных критериев были эмпирически выделены представители предпри­нимательского слоя современного российского общества {бизнес-слоя по определению Т.И. Заславской), в рамках которого в свою очередь были выделены подгруппы, различающиеся условиями и содержанием предпринимательской деятельности:

1) собственно предприниматели, выступающие одновременно и собственниками, и руководителями своего предприятия (особую группу из их числа образуют т.н. самозанятые, т.е. занимающиеся индивидуальным бизнесом);

2) полупредприниматели, совмещающие предпринимательскую деятельность с наемным трудом (в этой группе выделяются руко­водители и рядовые работники);

3) менеджеры, осуществляющие функции руководства и рас­поряжения ресурсами, но не являющиеся собственниками пред­приятия (здесь выделяются совладельцы и наемные менеджеры).

Результаты проведенной работы позволяют сформулировать достаточно четкие критерии идентификации субъектов предпри­нимательской деятельности. Вместе с тем они со всей очевиднос­тью указывают на неоднородность предпринимательского слоя, что делает необходимым для исследователей предпринимательства, в том числе психологов, в каждом случае четко определять специфи­ческие признаки выборки, на которой проводится исследование.

В заключение можно привести определение предприниматель­ства, которое дает авторитетный специалист в области предприни-

Некоторые отрасли социальной психологии_______________________337

мательства, основатель Гарвардского исследовательского центра по истории предпринимательства А. Коул — целесообразная деятель­ность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресур­сов, капитала, информации и труда, чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными (институтами, обы­чаями) условиями того периода развития общества, который позволя­ет значительную степень свободы принятия решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...