Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики




Содержание

Введение

1. Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

. Целостность содержания народного воспитания

3. Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Темой исследования является применение методов и содержания народной педагогики в работе социальной педагогики. Актуальность темы определена повышением этнопедагогического фактора в общей организации педагогической, психологической и социальной работы. Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни”.

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами.

К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Настоящее исследование выполнено на материале народной педагогики дагестанских народов.

Цель исследования - оценить возможности и перспективы применения этнопедагогического опыта в организации педагогической и социальной работе в Республике Дагестан, в первую очередь в сельских школах (в работе приводятся примеры, имеющие отношение именно к сельским школам). Задачи работы в соответствии с этой целью поставлены следующие:

1. Анализ исторических условий становления и развития народной педагогики в республике

2. Анализ содержания и методов народной педагогики

.   Характеристика современного состояния практического применения методов народной педагогики в дагестанских школах.

Соответственно этим трём задачам работа состоит из трёх глав.

Для выполнения работы использованы преимущественно дагестанские источники. Наиболее значительные из них - «Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека» (автор А.К.Алиев) и «Народная педагогика Дагестана» (автор Ш.А.Мирзоев). Остальные источники посвящены какой-либо одной из сторон народной педагогики Дагестана - патриотическому воспитанию (З.Т. Гасанов), художественным традициям (З. М. Магомедова) и т.п. Исторические и этнографические сведения приведены по монографии Г.Д. Даниялова «Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России».


Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

 

Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть верные сведения о том, что в каменном веке в различных точках Дагестана (Буйнакск, Чох, Ругуджа, Тарнаир, Геджух) функционировали «специальные мастерские по выделке каменных орудий», где «среди материалов имелись плоские топоры, отбойники, молотовидные и клиновидные орудия, посредством которых человек мог уже строить себе жилище и обрабатывать землю». Эти и другие археологические находки, относящиеся к эпохам меди, бронзы, раннего железа и к более поздним периодам развития, говорят о стремительном формировании созидательной мысли, опыта и культуры у народов древнего Дагестана. Естественно, ведущей нитью в развитии могло быть только самосовершенствование наших предков, накопление, обогащение и передача ими положительного опыта последующему поколению.

Что касается воспитания, то в условиях первобытного общества, как везде, так и в Дагестане, оно ограничивалось простым усвоением житейских правил, передачей жизненного практического опыта старшего поколения младшему. Знания, навыки и взгляды, связанные с воспитанием, были ограниченными.

Под влиянием географических, исторических и социально-экономических условий развития общества суть и содержание воспитания претерпевали изменения.

Народы Дагестана жили в нелегких условиях. Еще тысячу лет назад (в X веке) арабский ученый и путешественник Аль-Масуди, попав в удивительную страну (Грузию и Дагестан), писал, что страну эту населяют семьдесят племен и народов, у каждого племени - свои обычаи, своя речь, свой царь. В этих горах есть долины, ущелья и лощины, населенные народами, не имеющими связи между собой по причине суровости местности». По своему естественно-географическому положению Дагестан всегда был, да и считается сейчас самой суровой и труднодоступной частью Кавказа, Как отмечает Г.-А. Д. Даниялов, «...дагестанские горы не создавали условий для легкой, обеспеченной жизни. Земельная теснота, невозможность удовлетворить элементарные жизненные потребности обрекали население области, особенно ее горной части, на полуголодное существование. На суровых бесплодных склонах каждая горсть зерна добывалась тяжелым, упорным трудом, каждый кувшин воды стоил больших усилий. Жизнь давалась неустанным трудом, который вырабатывал у населения силу, твердость, настойчивость и умение переносить лишения».

Суровые климатические условия гор, крайняя ограниченность земельных угодий привели к возникновению и развитию домашних промыслов, где в процессе труда решались задачи не только профессионального обучения, но и воспитания. Детей с малых лет учили: в плоскостных районах - изготовлению шерстяных и шелковых тканей, в предгорье - ковроделию и производству орудий из дерева, в горной части - изготовлению изделий из шерсти, золотых и гончарных изделий, выделке кожи и т. д. Большим тормозом в народном воспитании на протяжении веков было господство таких реакционных обычаев, как неравноправное положение женщины в обществе, взгляд на дочь как на будущего члена другой семьи, продажа девушек за калым, беспрекословная покорность имущим и старшим, запугивание детей «джинами», «шайтанами», применение вредных методов воспитания (физических наказаний, побоев, окрика, угроз, проклятий), недостаточное участие отцов в воспитании и уходе за малолетними детьми, запрет на искусство изображения человека, покорность судьбе и другое.

Однако ни нашествие внешних врагов, ни угнетение, ни реакционное влияние господ не смогли препятствовать рождению народной, человечной по своей сути педагогической мысли. Напротив, лишения вынуждали малочисленные народы формировать в себе высокие нравственные качества. Как верно подметил академик Г. Н. Волков: «Одно дело цель воспитания детей трудящихся, ставившаяся господствующими классами, и педагогические устремления их представителей, другое дело - реализация этой цели и результат организованной господствующими классами «воспитательной деятельности». Трудящиеся никогда не оставались только пассивными созерцателями воспитания их детей. Порою самовоспитание народа оказывалось более эффективным, чем организованное господствующими классами воспитание».

Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций, а также изучение материалов по истории Дагестана, позволяют утверждать, что за много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный, творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека. У дагестанцев сложились свои представления о жизненно важных знаниях, умениях и навыках, о физической закалке, о труде и любви к природе и т. д.

Выдающимся качествам горцев удивлялись многие. Весьма положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости, умеренности в еде, о мужестве и воинственности худощавых горцев отец медицины Гиппократ, побывавший на Кавказе 2300 лет тому назад. Особое внимание обратил Гиппократ на трудолюбие и свободолюбие горцев, постоянное занятие физическим трудом. Память народа запечатлела в исторической песне высказывание одного из самых жестоких средневековых завоевателей Тамерлана о поразительном мужестве и отваге горянки, героини XIV века, Парту-Патимы: «Вселенная клич мой услышала бранный. Пленял я царей, завоевывал страны, но вижу впервые отряд пред собой, за девушкой-воином скачущий в бой».

Высокую характеристику военным дарованиям горцев дал Пётр I: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие против него».

Заслуженное признание получило трудолюбие горцев Дагестана. «Лезгины имеют весьма мало пашен и лугов, - отмечал П. Граббе. - Террасы эти обрабатывают весьма тщательно; по бокам они усажены фруктовыми деревьями и виноградными лозами, середина засевается кукурузой, которая у них заменяет другие хлебные растения... Нельзя не изумляться этими вековыми работами многих поколений, которые трудами своими превратили огромные голые скалы в пашни и сады». Не менее восторженные отзывы даны и таким качествам дагестанцев, как умственное развитие, смекалка, физическая сила, выносливость, способность создавать и беречь красоту и многое другое. И военные, и трудовые, физические и эстетические качества народа есть не что иное, как результат огромного кропотливого труда старших поколений по реализации главной цели народного воспитания - формированию настоящего человека: семьянина, наследника и гражданина, хранителя и продолжателя добрых традиций семьи, рода и своего народа.

«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.

Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Это должен постичь каждый независимо от пола и социального положения в обществе. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.

Безусловно, представление о человеке и человечности, как и многое другое, в процессе становления общества не было тождественным у его членов. Господствующие классы, иноземные поработители царские чиновники, местные дагестанские феодалы, уздени, ханы и нуцалы видели человечность, воспитанность простого народа только в беспрекословном их повиновении имущим, нередко общественно признанные простые нормы человечности (честь, совесть, гуманность, благородство, преданность народу и другие) трактовались ими по-своему.

Но народ - творец и созидатель, хранил в своей памяти только здоровое, жизненное начало человечности. Как говорил Расул Гамзатов: «Есть периоды господства князей, ханов, шамхалов, порою умных и энергичных, но больше злых и подлых, но не они делают историю и двигают ее. Трудящиеся массы - им принадлежит и прошлое, и настоящее, и будущее».

В народной педагогике наиболее полную характеристику человеческому облику дает само слово «человек» в различной фонетической интерпретации у различных народностей Дагестана: «гIа-дан» (авар.), «инсан» (лезг.), «адам» (дарг.) и т. д.

Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»; Осуждение горцев: «Не тратьте на него слова. Он же не человек»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»; Пожелание горцев: «Стань человеком».

Реализация целей воспитания человека создала в народной педагогике средства, в которых сконцентрировался положительный опыт личностей, семей, родов и народов. Среди таких средств и многочисленные формы словесного воздействия на сознание: имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, предания, легенды, эпос и другие. Воплотившись в мудрую речь народных воспитателей (сказителей, ашугов, аксакалов, шаиров, юмористов, острословов), словесные средства выполняют важную воспитательную роль. Они в первозданном виде отражают самобытные народные традиции и обычаи, методы и приемы народного воспитания, в них показаны идеальные образы совершенства, пути достижения благородных задач воспитания. Как точно подметил профессор Агаев А. Г.: «Утверждение в каждом из советских людей сына своего народа - русского ли, лезгина ли, якута ли - идет через приобщение к родному фольклору».

Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» руководителя антиколониального, освободительного движения в Дагестане Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата, высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность легендарных народных героев Шарвили, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»), удивительную естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов Моллы-Насреддина, Заялал-Киши, Кара-Гаши, Акул-Али, искреннюю, кристально чистую любовь Анхил-Марин, Стал Саяд и многое другое.

Важнейшим средством народной педагогики является труд. Ярким показателем дагестанского трудового, искусств а стали изделия народных мастеров. Кубачинские златокузнецы, табасаранские и лезгинские ковровщицы, унцукульские мастера по насечке на дереве, испикские и балхарские гончары, губденские сапожники и вязальщицы, цумадинские и" андийские бурочники унаследовали изумительное мастерство своих предков. Изделия дагестанского мастера вышивки золотой и серебряной нитью Тамары Муркелин-ской (1899 г.), золотые насечки по кости и металлу граверов и монтировщиков Гаджи Абдуллы и Абдурахмана Гаджихаликовых, Гаджи Ибрагимова, Омара Шахшаева (1918 г.), резьба по камню Селима Кадиева из Табасарана, керамическая посуда сулевкентских мастеров А. Вишкаева и М. Юсупова, «деревянные шкатулки и оригинальные табуретки, цельно вырезанные кувшины, подносы» и т. д. были удостоены золотых и серебряных медалей на выставках Парижа, Петербурга и Тбилиси.

Значительную роль в формировании подрастающих поколений играют народные игры и танцы. Анализ содержания многочисленных дагестанских игр позволяет выделить игры, направленные на умственное и физическое развитие, формирующие высокие нравственные качества, дающие определенный комплекс трудовых навыков, раскрывающие красоту человека, природы животного и растительного мира и т. д.

Удивительно мудрую педагогическую направленность имеют дагестанские народные танцы. В их содержании, манере исполнения, даже в самих названиях ощущаются довольно тонкие приемы, формы и методы воспитания.

Огромное значение придает народная педагогика родной национальной музыке, доброй мимике, уместной жестикуляции, темпу и тону речи, стилю общения и т. д. Все это, к сожалению, до сих пор обойдено вниманием, мало изучено. Глубокое и всестороннее познание этого бесценного материала положительно отразилось бы на совершенствовании воспитания подрастающего поколения.

Важная роль принадлежит в народной педагогике общественному мнению. Оно является для народа изустным распространителем достигнутого педагогического опыта. Общественное мнение всегда «поддерживало и поддерживает необходимые для ратного труда свойства отваги, мужества, силы, достоинства, презрения к смерти. В фокусе общественного мнения постоянно фигурируют любовь к человеку, к народу, к родине, коллективизм, дружба, стойкость в борьбе с трудностями суровой природы. Трезвое общественное мнение трудящихся масс (а таким мнением у народа считается целостное мнение морально устойчивых, общественно значимых, джамаатом признанных, уважаемых личностей, образцовых семей и родов) всегда было верным путеводителем для каждого индивида, семьи, рода и народа. «Слово джамаата сильней, чем сабля героя», - говорят в Дагестане. Именно о значимости общественного мнения говорят такие дагестанские афоризмы, как: «Кто не с людьми, тот словно не родился. Гора не нуждается в горе, а человеку без человека не быть. Сабля народа рубит, если даже она из войлока. Сила жизни в дружбе. Для народа нет смерти. Кто один, тот связан, кто со всеми - волен. Одно дерево не сад, один камень не стена».

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ изустно назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячу раз. Предавший аул, да будет сожжен в ауле. Лучше слепота, чем бесчестие. С родной земли умри - не сходи. Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» и т. д. - гласят народные (общественные) изречения.

Общественное мнение выработало моральный кодекс горцев, нормы поведения горского мужчины, горянки, воинские принципы, правила гостеприимства, взаимопомощи и многое другое, каждый из которых заслуживает быть объектом отдельного исследования и широкого осмысления.

Общественное мнение трудящихся осуждало зазнайство, обман, воровство, тунеядство, лень... «Зазнайку посади на коня, он и человека не узнает», «Речь светлая, сердце черное - жди обмана», «Вранье - штука куцехвостая, воровство - криволицее, а обман - коротконогий», - говорят в народе.

От того, как люди соотносят свои повседневные поступки со здоровым общественным мнением, во многом зависит эффективность не только воспитания, но и авторитет каждого индивида, семьи, рода и аула. Об этом следует помнить нашим педагогам-воспитателям, родителям, тогда и возникает желаемое единство положительных взглядов и действий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...