Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целостность содержания народного воспитания




 

Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним народным традициям не может отражать полную картину содержания воспитания даже по конкретному направлению.

Дагестанские народы не мыслят полноценность человека без наличия элементарных взаимодополняющих качеств: знаний, навыков, умений общения с людьми, обращения с растительным и животным миром, содержания себя, своей семьи, престарелых родителей, противоборства с врагами народа, защиты интересов общества, родины. Человек, о чем свидетельствуют даже собственные имена дагестанцев, должен быть здоровым и сильным как лев и львица (Аслан - кум., Галбац - авар., Каплан- кум., лезг.), стойким как горы (Дагълар - лезг.), крепким как железо и сталь (Чаронов, Махулов - авар.). Человек должен быть трудолюбивым, иметь профессию, а желательно, быть мастером (уста) на все руки. Призывая к посильному труду, народ говорит: «Кто не способен дать молоко как корова, должен пахать как бык» (лезг.), «Работнику- полтинник, мастеру - рубль» (дарг.), «Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела» (лезг:). Человек должен быть сообразительным, умственно развитым: «Когда в голове ум, глаза лучше видят», «Умный враг лучше глупого друга» (лезг.). Человек должен чувствовать красоту людей и природы, быть ее хранителем и творцом. Разум человека формируется на протяжении всей его жизни, Поэтому народные мудрецы как бы шутливо, но вполне резонно советуют «Каждый день надо хоть одно словечко новое слышать, а не то уши, как у осла, отрастут» (лак.). В метких изречениях народа сокрыты важнейшие педагогические идеи и жизнедеятельные дидактические принципы:

Идеи и принципы, нашедшие свое отражение в народных пословицах, являются обобщением многовекового педагогического опыта трудящихся Дагестана и, на наш взгляд, представляют огромный интерес для повседневной практики воспитания детей.

Указанные идеи и принципы умственного развития могут быть основополагающими для последовательного и глубоко продуманного усвоения колоссальных народных знаний, умений и навыков по многочисленным отраслям жизнедеятельности человека: по народной биологии, геологии, математике, метеорологии, по народной медицине и т. д. Внимание к народным принципам умственного развития позволит более прочно усвоить дидактические принципы при изучении курса педагогики в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Не случайно мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее» (общедаг.). Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.

Цель и задачи нравственного воспитания народ видит в формировании у человека необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине. Наиболее ярко народные представления о нравственности зафиксированы в Моральном кодексе горцев, нашедшем свое выражение в народных пословицах, «поэтическая форма и умное содержание» которых наиболее благоприятно «осуществляют цель нравственного воспитания».

1. Преданность Родине, народу - «Родина - мать, а чужбина - мачеха» (лак.); «Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину - всю жизнь»; «Сокол не покидает гнезда» (лезг.).

2.Трудолюбие - «Дерево ценится плодами, человек трудами»; «Только труд кормит человека» (авар., лак.); «Любишь почет -люби труд» (дарг.); «На работе трудись до пота, на гулянке пой с охотой» (дарг.).

3. Правдивость и человечность - «Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.); «Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть» (лак., дарг.); «Кто украдет уздечку, тот и лошадь уведет» (дарг.); «Тяга к чужим местам - ногам в тягость, к чужим вещам - в сердце тягость».

4. Скромность - «Не задирай голову: расшибешься о скалу»; «Кто нос задирает, обязательно споткнется» (лезг.); «Эй, горец, выпятивший грудь, зря мнишь ты, что стоишь всех выше, подумай, может кто-нибудь стоит на самой вершине крыши» (авар.).

5. Доброта - «Добро добром оплатишь - молодец, на зло добром ответишь - ты мудрец (авар., лак., лезг.); «Злому ослу - ноша тяжелая»; «Спесь губит достоинство» (лак.).

6. Мужество - «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута - дважды (авар.); «Погибнет герой -- нам имя останется, умрет мастер - дело останется» (лезг.).

7. Дружба и коллективизм (в единении сила) - «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня» (авар.); «Колос к колосу - сноп получается» (лак.); «Капля за каплей- озеро получается» (лезг.); «Топнет народ - земля затрясется» (лак.); «Коль есть друзья, так сбереги: не сбережешь, они - враги» (лезг.).

8. Непримиримость к врагам народа - «Если не разбить голову змее, то нет пользы от того, что разобьешь ей хвост»; «Змею нужно убить, пока она еще не превратилась в дракона» (лак.); «Не верь врагу и не садись рядом с ним» (лезг.).

9. Уважение к старшим - «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается» (лак.); «Что сказал старший, уловит младший» (лезг.).

10. Рассудительность. Стремление к знаниям - «Была бы голова, а папаха найдется» (лак.); «Хоть молод ты, хоть сед, но пусть всегда идет гнев за умом вослед, а не наоборот»; «Ум людей не ждет, когда станет борода седа».

11. Разумная экономия, знание меры - «Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем» (лезг.); «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить» (дарг.); «Не в меру прыткий быстро состарится»; «Не в меру ретивая лошадь быстро устает» (лезг.).

Моральный кодекс народа удивительно просто и доступно освещает обязательные для каждого человека качества, показывает крайне необходимые для человеческого общежития отношения. Он основывается на почитании старшего по возрасту, на уважении к родителям, любви к родным и близким, на гостеприимстве, на верности в дружбе, на сострадании к больным и униженным, на великодушии, на верности данному слову, на благородстве по отношению к женщине, на чистоте помыслов и поступков.

Народные нравственные понятия имеют весьма емкое содержание.

Коллективизм - это еще одно качество, нравственная значимость которого глубоко воспринимается только трудящимися Очевидным показателем проявления чувств коллективизма стали такие жизнеоправдавшиеся формы организации людей, как сельские сходы на годекане (джамаат), коллективные помочи, женские посиделки и мужские вечеринки, трудовые праздники, спортивные состязания, народные игры и другие.

Педагогическая ценность народных форм организации коллектива заключается в том, что в них индивид получает «средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». Силу коллектива народ видит в сплоченности. «Два против одного составляют войско», «Если двое возьмутся - валун с места сдвинут, если трое - на другое место перенесут» (лак.), «Джамаат захочет - войлочный кол в землю войдет» (таб.). Все это учит людей сплочению: и в труде и в бою выступать единой семьей, горевать или торжествовать всем аулом и т. д. Следствием такой сплоченности и взаимопонимания народов Дагестана стали общие традиции: единое для всех, наиболее подходящее время уборки урожая, косьбы, пахоты, перегона скота, проведения свадеб, праздников, единые требования к поведению человека и т. д.

Уважение в сознании горцев закрепилось и как человеческая обязанность уважать труд (бережное отношение к орудиям, продуктам труда, домашнему и общественному имуществу), беречь природу (гуманное и бережное отношение к растительному и животному миру, соблюдение чистоты родников, рек и озер, разумное использование земли), уважать соседей, кунака и т. д.

Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, к аулу (джамаату), к родине.

Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека. «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.), «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).

Отношение к родным (к матери и отцу, к братьям и сестрам) становится для человека надежной основой упрочнения его отношений с родственниками и со всем родом. Порчеркивая необходимость добрых родственных отношений, народная педагогика указывает: «Дерево держится корнями, а человек родственниками» (дарг.), «Джигит идет один на подвиг правый, и весь свой род увенчивает славой» (авар.). Обязательным компонентом добрых человеческих отношений считается у народа отношение к соседям. Народные пословицы призывают к добрососедству: «Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (авар.),«Сосед соседу опора» (лезг.), «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лак., лез., дарг.), «Собака соседа не кусает» (лезг.).

Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. «Предавший аул да будет сожжен в ауле», «Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему»,- гласят дагестанские пословицы.

Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула-джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев, как «Каждая птица свое гнездо любит» (лак.), «В родной долине лучше быть прахом, чем на чужбине падишахом» (общедаг.), «Сокол не покидает гнездо» (дарг.), «Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.).

Народная педагогика не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Она располагает своеобразным «кодексом» самооценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Он включает отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку, к народным обычаям и традициям, к культуре общения с различными по возрасту и полу членами джа-маата, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам и др. Определены этим «кодексом» и взаимоотношения в семье. Помимо определения вышеуказанных отношений с матерью, отцом, братьями и сестрами, народная педагогика требует уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи. Аналогичную, более или менее развернутую, веками устойчивую структуру человеческих отношений, мы находим в рамках рода, аула и каждого конкретного народа. Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные народной педагогикой, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права и обязанности и себя как часть целой семьи, рода, аула (джамаата) и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности.

Обязательным компонентом человеческой нравственности в народной педагогике выступают мужество и стойкость. Исторические предания о мужестве не только мужчин, но и женщин-горянок, показывают насколько понятен дагестанскому народу общечеловеческий смысл этих качеств. По мнению народа, мужество - это прежде всего проявление стойкости, смелости и самообладания в экстремальных и конфликтных ситуациях. Дагестанские пословицы гласят: «Молодец из скалы воду выжмет» (дарг.), «Сын, который собирается выступить против врага, у отца не спрашивает», «Кто собрался бежать, не боится упасть», «Мужество не спрашивает, высока ли скала».

В народной педагогике Дагестана понятие мужества закрепилось как черта истинно мужская. Признаками мужества считаются умение сдержать слово, выполнять обещания и клятвы, данные перед решающими событиями («Настоящий мужчина слова на ветер не бросает», «У кинжала два лица, у джигита одно» - общедаг.); храбрость и не хвастливость («У храброго джигита язык не смел» - дарг.); стойкость, преданность и т. д.

Более того, по кодексу чести горца мужчине вменяется в обязанность быть доброжелательным, внимательным, приветливым, решительным, выносливым, миролюбивым, иметь твердый характер, силу воли, одолевать соперника в честной борьбе, быть наставником младших, словом, отвечать всем традиционным требованиям мужского достоинства. Одновременно народная педагогика осуждает показное мужество.

Одним из традиционных примеров укрепления мужества стало у дагестанцев всенародное презрение трусости: «Трус и тени своей боится» (лезг.), «Труса сабака укусит, если он даже на коне» (дарг.). Трусости противопоставляется непоколебимое мужество: «Что трус потерял, то порой, на поле битвы находит герой» (дарг.). А требование «Саблей не дерись и нож на землю не клади» (лак.) говорит только об уместном мужестве, о готовности в любой момент, в любых условиях отстоять себя, свой народ, родину.

Мужчину, обладающего мужеством, благородством, бескорыстием, чувством милосердия и другими положительными качествами, дагестанцы называют джигитом. Дагестанские джигиты во все времена истории имели честь и славу. Воспитанием таких благородных мужчин дагестанцы обязаны в основном своему дагестанскому этикету, стержневым элементом которого является порядочность. Народная педагогика, располагает целым комплексом правил добропорядочности.

Таким образом, нравственное воспитание в народной педагогике- важнейший фактор социализации человека. Человек тогда признается в народе человеком, когда он знает, почитает и выполняет правила народной нравственности.

Народом также создана оригинальная система трудового воспитания. Она включает в себя последовательную реализацию вполне конкретных, взаимообусловленных задач. Это прежде всего привитие детям чувства уважения к простым труженикам и плодам их труда. Для этого сызмальства детям внушают необходимость лично участвовать в посильном труде («Работай, где нашел работающих, кушай, где нашел кушающих» - лезг., «Отработав, что полагается, съешь, что причитается», «Не попотев поел - делу убыток, голодным попотел - телу убыток», «Дерево плодами ценится, человек трудами» - общедаг.).

Любой труд, по мнению народа, требует мастерства, знания профессиональных премудростей, ведущих к добрым результатам: «Взявшись умело, можно и снег спалить, а без уменья - дело загубишь» (дарг.), «Умелый разведет огонь - на дне моря загорится, у растяпы - не загорится и на суше» (лак.). Подбадривая тех, кто пасует при первых неудачах в труде, и обращая внимание на величайшие способности человека, народ утверждает: «Нет рыбы, которая не умела бы нырять», «Нет утенка, чтобы не умел плавать», «Неумелой доярке загон кривым кажется» (лак., дарг.). Нужно только стремиться к познанию, а не то «Неумело работать и наковальню можно разбить» (лак.). Труд возможен при волевых усилиях, при физическом и умственном напряжении, убеждает народ, предостерегая детей от бездумного отношения к труду. Добросовестное отношение к труду народная педагогика видит в бережном, хозяйском отношении к орудиям производства: «Если руки мастера его дела, то инструменты - его лицо», «У кого нет лопаты, у того сада не бывает» (лак.), «Успех мастера зависит от инструментов» (лезг.). Эффективность труда народ связывает с правильным осознанием своевременности и целенаправленности трудовых действий: «Во время жатвы опоздаешь на час - целый год не нагонишь» (дарг.), «То, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра, то, что собираешься есть сегодня- и на завтра оставь» (лак.), «Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, что сварят завтра» (лезг.).

Большую роль отводит народная педагогика привитию детям чувств трудовой солидарности, взаимопомощи и дружбы, как важнейших качеств человека, обеспечивающих его общественную полезность. «Будете дружно работать - будет работа легка» (дарг.), «Дружное стадо волков не боится» (общедаг.), - говорят мудрецы Дагестана.

Содержание трудового воспитания-это неисчерпаемый кладезь мудрых народных идей, наставлений, полных забот поучений, адресованных юным, еще не постигшим смысла человеческой жизни. Оно выражает издавна значимые и умело осуществляемые в образцовых дагестанских семьях и аулах нормы морали горского труженика.

Важнейшей стороной народного воспитания является формирование у человека понимания и потребности в прекрасном, стремления жить и творить по законам, красоты. Дагестанцы, как и многие другие народы, имеют довольно широкие, общечеловечески значимые представления о красоте. У каждого дагестанского народа степень красоты выражается по-своему. В лезгинском языке слова «хъсан» (хороший, добрый, славный, милый), «гуьзел», «иер», «гуьрчег» (красивый, прелестный, изящный), «къешенг» (изысканный, элегантный), «хушбахт» (блаженный, счастливый), «чIагай» (украшенный, роскошный); в аварском - «берщшаб» гъабатаб», «чIурканаб», «узденаб», в даргинском - «жагаси», къукъаси», в кумыкском - «гезел», «исбайы», «сюйнюмлю», «арив», «герчек» способны тонко подчеркнуть и оценить различные оттенки внешней и внутренней красоты человека, людских отношений, красоты природы, изделий народного творчества.

Произведения устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о жизни и быте дагестанцев, а также проведенные нами анкетирование, беседы и опросы старожилов показывают, что трудовой народ признает в человеке естественную внешнюю и духовную красоту, но предпочтение отдает последней.

По мнению народа, не в одной внешней красоте заключается красота человека. «По цвету нельзя узнать о вкусе» (общедаг.), «С красотой в лес по дрова не ходят» (дарг.), «Красота поблекнет, мужество победит» (авар.). Человек должен уметь красиво трудиться, вежливо беседовать, по-доброму относиться к людям и природе, красиво творить, и, наконец, самое важное, ценить красоту. Все эти, тесно связанные между собой компоненты сложились для дагестанцев в единое понятие человеческой красоты. В то же время, народ приметил, что каждый из этих компонентов может служить основным показателем красоты чего или кого-нибудь конкретного. «Хорошего коня по походке узнаешь, из девушек хорошую по поведению узнаешь, хорошего из героев по делам узнаешь» (кум.), «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», «Женщину украшает нежность» (лезг.) - учат народные пословицы.

Внешняя красота, в понимании горцев, имеет свою дифференциацию, в зависимости от пола. Девушка, по мнению горцев, красива та, которая стройна как «травинка», «как вишня из Голотля», у которой «щеки, масла сливочного белей, лицо прекрасно без мыла, а брови без краски черны», «голос как у соловья», «зубы как перламутр и жемчуг», «губы как земляника», «косы черные предлинные», «язык как медовые соты», «стан как у лани». При всем разнообразии отраженного в устном слове содержания женской красоты, можно установить в какой-то мере обобщенный портрет красивой девушки, соотвествующий требованиям многих народов Кавказа. Красивой считается та девушка, у которой стройный стан, круглое белое лицо с румяными щеками, длинные пальцы, длинные черные косы (что. характерно, длину кос связывают иногда с крепким здоровьем женщины), большие черные глаза, ослепительной белизны зубы. Именно такой естественной, а не искусственной (поддельной) красоте отдают предпочтение народы Дагестана.

В мужской красоте должны сочетаться крепкое телосложение, физическая сила, мужество и отвага, ум и доброта.

Опыт воспитания десятков поколений утвердил в народной педагогике наиболее продуктивные средства эстетического воспитания. К числу таких наиболее ярких средств следует отнести собственные имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, детские сказки, пословицы, загадки; специфические средства и формы эстетического воспитания детей в труде земледельцев, животноводов, ювелиров, гончаров, златокузнецов (образцовые национальные узоры, насечки, нахиши, национально специфический порядок содержания пашен, садов, участков, домашних животных и т. д.); порядок проведения народных праздников - «Весны», «Цветов», «Черешни», «Первой борозды», «Косарей», «Животноводов», «Урожая», свадебных торжеств, игр во время отдыха и многое другое.

В развитии эстетических чувств неоценима роль изобразительного и прикладного искусства, национальной одежды горцев, игрушек, музыки, танцев, цирковых и театральных представлений, сцен народных юмористов, острословов, клоунов. Последние не только выражают все прекрасное, нравственно ценное, но и осуждают безобразное в действиях и поступках людей (неряшливость, расхлябанность, жестокость, бессердечность, неуважение к людям, к природе и т. д.).

Физическое совершенство - это как раз то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно ис--пользовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою, и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому самосовершенству, к выработке в детях сызмала жизнедеятельных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности и т. д.

Физически сильные, закаленные и волевые люди пользуются у народа огромной любовью. Например, появление в ауле силача-циркача, канатоходца-пехлевана, мгновенно собирает весь народ на зрелище. О сильных сложены легенды, сказы, песни, рассказы, В памяти народа до сих пор живут воспоминания о силе и ловкости Давуд-Мирзы из аула Утлух, Гаджи Усмана из аула Арчиб, Исал-Гаджи Гимринского, Кур-Магомеда Казикумухского, Аваро-Муртазали, Имал-Магомеда из Чараха, Абдулхалима из Чоха; горянок: Серфинат из селения Азад-Оглы, Чамту из Кура-ха, Джавгар из Багикли. Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость».

Особое внимание в физическом воспитании народ придает разумному накоплению и применению физической силы и других качеств. Ни в коей мере не одобряются качества, противоречащие нравственным нормам трудового народа: применение физической силы против слабых, стариков, женщин, детей, физические состязания с более слабым противником и т. д. Народная педагогика признает только физические качества, направленные на пользу общества: защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи, народа, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым,, инвалидам... Люди именно с такими физическими устремлениями близки народу, остаются в памяти и служат образцом для молодого поколения.

Таким образом, широта и глубина представлений дагестанских народов об основных направлениях воспитания человека очевидны. Они дают нам возможность сделать вывод о том, что трудящийся народ сознает необходимость целостного подхода к формированию гармонически развитого человека. Целостный подход к решению всеобъемлющих задач воспитания предполагает в народной педагогике использование самых различных, порою весьма специфических форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность процесса организации воспитания подрастающего поколения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...