Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике




 

Для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении студентов, в производственных коллективах, в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Исходя из того, что основными носителями педагогических знаний в массы являются педагоги, весьма важно прежде всего тщательно учитывать и творчески использовать прогрессивные идеи и исторический опыт народной педагогики при подготовке и переподготовке педагогических кадров для народного образования Дагестана. Опыт лучших преподавателей педагогики, наблюдения за их деятельностью, беседы со студентами, а также наша педагогическая деятельность в вузе, на курсах повышения квалификации учителей, показывают, что профессиональная педагогика в условиях Дагестана усваивается студентами лучше, когда она основана на прогрессивном опыте народного воспитания, когда в соответствии с получаемой специальностью рекомендуются студентам доклады, рефераты, курсовые работы по народной педагогике (см. Приложение). Сочетание материала лекций, семинарских и практических занятий с прогрессивными знаниями и умениями народа способствует повышению интереса студентов к предмету педагогики, налаживает связь процесса обучения с жизнью, студенты лучше осмысливают нравственные ценности и духовную культуру народа. дагестанский народный педагогика воспитание

Народная педагогика располагает колоссальным опытом подготовки -воспитателей. Преемственность национального педагогического опыта можно обеспечить путем создания в педагогических учебных заведениях республики студенческих научно-исследовательских институтов этнопедагогики и этнопсихологии. Такое объединение, как показывает опыт Дагестанского пединститута, оказывает плодотворное влияние на профессиональную подготовку будущих учителей, помогает глубже осмыслить и осознать народные требования к воспитателям, развивает у них исследовательские интересы и навыки, способствует пропаганде прогрессивных педагогических знаний и опыта народа среди широких масс студенческой молодежи.

Разработка и ведение спецкурса «Воспитание школьников на народных традициях» в Дагестанском пединституте, чтение лекций «Прогрессивные формы и методы воспитания детей в народной педагогике» на курсах повышения квалификации работников народного образования показывают, что изучение вопросов теории и методики воспитания в тесном сочетании с прогрессивным опытом народной педагогики позволяет педагогам найти наиболее эффективные приемы, формы и методы воспитания, применять их на практике с учетом условий сельской школы, семьи и общественности. Многолетние наблюдения показывают, что только педагоги, глубоко познавшие народные средства, формы, методы и приемы семейного и общественного воспитания, способные умело сочетать прогрессивный опыт народа с опытом научной педагогики, становятся мудрыми носителями педагогических знаний в ученические, родительские и производственные коллективы, заслуживают полного признания и всеобщего уважения в обществе.

Прогрессивные педагогические идеи и опыт народа органически связаны с воспитательными традициями семьи, школы и общественности. Семейное воспитание, основанное на наилучших традициях народной педагогики, всегда было показателем педагогической зрелости родителей.

Возрождение педагогического статуса дагестанской семьи предусматривает более критическое, требовательное отношение родителей к вопросам воспитания, переосмысление и умелое использование традиционных высокоэффективных народных средств, форм и методов положительного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитуемых. Активными формами пропаганды народной педагогики среди родителей должны стать родительские университеты, собрания, сельские сходы. Здесь под руководством совета старейшин села, мудрых аксакалов, признанных общественников следует организовывать обмен положительным опытом семейного воспитания мальчиков и девочек, показывать достоинства добрых, народных традиций, раскрывать методику их применения в семье. Сотрудничество педагогов и родителей, совместный поиск оптимальных методов и форм воспитания в конкретных условиях жизнедеятельности детей, опора на здоровое общественное мнение, трезвый голос народной педагогики вернут утерянную преемственную связь поколений, помогут строить воспитание в русле лучших национальных традиций Дагестана.

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, загадок, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека-труженика, человека-друга, человека-воина и защитника справедливых интересов людей и общества. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу и его духовной и материальной культуре.

Наиболее благоприятными условиями воспитания детей прогрессивными средствами, формами и методами народной педагогики располагает школа. Здесь почти каждый урок открывает возможность глубокого изучения народных знаний о метеорологии, естествознании, географии, математике, физике, астрономии, ветеринарии, медицине, позволяет связать содержание программного материала с педагогическими требованиями, чаяниями народа, полнее выделить морально и материально значимое для жизнеустройства человека. Так, например, при изучении родной и русской литературы в поле зрения учащихся больше должны находиться национально специфические воспитательные идеи литературных произведений, народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, эпических песен, малые народные жанры должны быть использованы при раскрытии литературных образов, объяснениипоступков поведения героев. Предметом серьезного внимания педагогов должны стать народные трудовые песни, скороговорки, игры, народные головоломки, задачи и т. д. Использование словесных средств народной педагогики при написании сочинений, диктантов, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе повышает интерес учащихся к литературе, теснее связывает ее содержание с реальной жизнью и традиционным бытом народов Дагестана.

Народная педагогика благоприятствует изучению истории народной математики. При обучении, например, детей счету, мерам веса, длины, объема можно использовать особые детские считалки, игры, народные головоломки, задачи, раскрывающие традиционные знания народной математики. Большой интерес вызывает у детей исторически сложившиеся народные формы счета, измерения веса, длины, высоты, объема и т. д. Интерес к народной математике обеспечивает интерес учащихся к математическим наукам вообще.

Неоценимы возможности народной педагогики в музыкальном воспитании. Уроки музыки в национальной школе должны строиться с максимальным вниманием ко всей музыкальной культуре народа (народному театру, песенному, танцевальному искусству). Нельзя мириться с тем, что не только дети, но и многие взрослые стали забывать народные мотивы, мелодии, наигрыши, танцы. Редко где можно услышать воодушевляющие человека народные хоровые, свадебные, героические песни, видеть играющих на чабанской свирели, зурне, кеманче и т. д. Интерес ко всему этому следует проявлять прежде всего на уроках и во внеклассной работе по музыке. Дети должны получить индивидуальные задания по записи народных песен, танцев, по выучиванию различных национальных танцев, песенных жанров, старинных мелодий и т. д. На занятия музыки целесообразно приглашать профессиональных народных музыкантов, танцоров, певцов, шаиров - всех тех, кто помнит и может передать детям тончайшие нюансы народной музыкальной культуры. Народные песни, мотивы, наигрыши, традиционные конкурсы, состязания ашугов, острословов, танцоров должны твердо укорениться в программах художественной самодеятельности сельских районов Дагестана.

Народные формы и методы должны быть целеполагающими и в трудовом обучении учащихся национальных школ Дагестана. Здесь, детям нужно привить любовь к бытовому, земледельческому, животноводческому, ремесленному труду. Для проведения открытых уроков образцового труда должны быть приглашены передовые доярки, чабаны, ковровщицы, ткачи, мастера-умельцы, словом, все те, кто практически владеет традиционными видами народных деревенских профессий и кто по праву носит заслуженное народное звание «уста» (мастер). Опыт некоторых школ (Калукской Ахтынского района, Хурикской Табасаранского района, Гертминской Казбековского района) показывает, что увлечение детей национальными видами труда: изготовление деревянных ложек, ручек, вилок, плетение хозяйственных корзин, связывание веников, вязание цветных носков, мешков и другое формирует у них качества и навыки, необходимые для успешного жизнеустройства сельского труженика. Поэтому, представляется целесообразным организовать в сельских школах специальные кружки по традиционным видам прикладного искусства: по обработке предметов из дерева, вышивания национальных костюмов, вязания и плетения узорных джурабок, носков, веревок, корзин, гончаров, ковроделов и т. д. Для популяризации деятельности этих кружков нужно устраивать в школе, на сельском годекане, в клубе конкурсы лучших работ и изделий учащихся,- не жалеть для отличившихся словесного одобрения и материального поощрения. Такая целенаправленная работа отвечает бытовым и эстетическим потребностям дагестанского населения и способствовала бы сохранению и развитию национальных профессий и искусства народов Дагестана.

Большую роль в трудовом воспитании детей призваны сыграть народные формы коллективного безвозмездного труда. Нужно активнее организовать и систематически вовлекать детей в различные формы оказания срочной помощи нуждающимся, колхозу, престарелым, строящим дом, объяснять им значимость гуманных правил народа по поддержке человека в труде, в трудном пути, в радости и беде. Предварительную подготовку к этим мероприятиям можно организовать в виде встреч учащихся с аксакалами села, со знатными животноводами, садоводами, земледельцами. мастерами-умельцами, путем оказания серьезного внимания трудовым традициям народа, передовому опыту бригады, звена, личному опыту воспитателей, успешно развивающих в детях коллективистские чувства, сознание долга перед старшим поколением и родным народом.

Трудовое воспитание детей требует продуманной общественной организации. Поэтому возникает необходимость повсеместного одобрения общественно значимых форм народного труда, умелой организации и широкого распространения их под руководством опытных наставников, ветеранов труда, передовиков производства, мудрых аксакалов. Такими формами могут быть добровольческие бригады по организованному вовлечению детей в общественно полезную и культурную жизни села (уход за зелеными насаждениями, памятниками культуры; ремонт дорог, мостов, родников; сбор лекарственных растений; изготовление средств наглядной агитации для учреждений культуры, оказание помощи ветеранам войны и труда и др.). Трудовое воспитание подрастающего поколения должно стать главной целью проведения традиционных народных праздников строителей, животноводов, земледельцев, видов взаимопомощи, выхода на сельский годекан. Здесь всячески нужно поощрять действия тех, кто своим добросовестным трудом привлекает внимание детей и молодежи, бережет и обогащает национальную культуру, творит и созидает на благо людей и общества. Только объединенными усилиями семьи, школы, производственных коллективов, всей нашей общественности можно возродить лучшие трудовые традиции народов Дагестана, воспитать подрастающее поколение достойными преемниками культуры старших поколений.

Большое место в практике воспитания детей как в школе, так и вне ее, должны занимать народные игры. Народная педагогика предлагает игры, совершенствующие ум, нравы, физические способности, трудовые навыки человека, начиная с колыбельного до преклонного возраста. Нельзя согласиться с тем, что большинство народных игр, веками целенаправленно служивших формированию физического и морально-этического облика человека, отданы забвению. Народные игры Дагестана могли бы стать ценным материалом к урокам и внеклассным занятиям, могли бы сослужить добрую, привычную им, службу возрождающемуся обществу.

В школе необходима специальная работа по воспитанию учащихся на лучших традициях народа. В методике школьного воспитания устойчивое место должны занимать беседы на темы народной нравственности: о поведении в семье, в общественных местах, о традиционном уважении старших, гостеприимстве, трудолюбии, патриотизме, любви к природе, бережном отношении к растительному и животному миру, окружающей среде и др.

Приоритетную роль должен сыграть опыт народной педагогики при изучении в школе предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Каждая из программных тем предмета подтверждается прогрессивными традициями народной педагогики, что позволит глубже и доступнее раскрыть перед учащимися значимость педагогического наследия для достойного формирования общественно ценной личности.

Использование педагогической культуры народа в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной и внешкольной работе будет эффективным, если создать в школе информационный центр прогрессивного народного опыта. Таким мог бы стать кабинет народной педагогики, где удобнее сконцентрировать материалы, отражающие" весь исторический опыт народа в воспитании и обучении подрастающего поколения, проводить занятия по предмету «Культура и традиции народов Дагестана», заседания кружка пропагандистов образцового поведения, методические секции классных руководителей, воспитателей, родителей. Совет кабинета, опираясь на активное действие кружковцев, с учетом национальной специфики, мог бы рекомендовать педагогам материал к занятиям, классным часам, вечерам, к оформлению стендов, газет, в работе с родителями, вести индивидуальную работу с подростками-правонарушителями, выступать с лекциями перед сельским джамаатом.

Необходимым условием повышения эффективности использования опыта народной педагогики является взаимосвязь семьи, дошкольных учреждений, школ и общественности села. В этом отношении большую роль призван сыграть сельский годекан с уже заслужившим уважение во многих аулах советом старейшин. Практика показывает, что традиционная форма воспитания подрастающего поколения села - совет старейшин - при умелой организации способен проводить большую воспитательную работу. Совет старейшин в согласии с педагогическими коллективами школ и дошкольных учреждений организует родителей и общественность села на мероприятия, связанные с народными формами взаимопомощи, ведет борьбу с вредными пережитками, ориентирует молодежь на общественно значимые в селе профессии, учит родителей формам и методам успешного воспитания детей.

В дагестанской народной педагогике есть много ценного, что можно возродить в практике воспитания. Проведенное исследование охватывает лишь некоторые его аспекты. Широкое использование прогрессивного народного опыта в практике современной школы, семьи и общественности предполагает наиболее полное изучение народной педагогики. В свете требований обновляющегося общества специального изучения требуют такие проблемные вопросы, как опыт народной педагогики в профессиональной ориентации детей на сельские профессии; народный опыт подготовки организаторов и руководителей; прогрессивные народные традиции в подготовке молодежи к семейной жизни; народный опыт охраны окружающей среды и использование его в практике экологического воспитания; народные традиции героико-патриотического воспитания подрастающего поколения; народная педагогика в интернациональном воспитании трудящихся. Эти и другие вопросы могут быть рассмотрены в различных хронологических рамках в историко-педагогическом аспекте.


Заключение

В качестве выводов по исследованию можно дать следующие рекомендации по применению народно-педагогического опыта в социальной педагогике.

Опираясь на народные методы воспитания педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

Народное воспитание - это общественное воспитание.

На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует однако принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

Житейские правила и приёмы воспитания - это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.


Список использованной литературы

 

1. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1998. 290 с.

2. Асельдеров М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 2000.- 210 с.

3. Асланов И. И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.- 115 с.

4. Бамматова Л. Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1999.- 60 с.

5. Гасанов 3. Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 2001. 145 с.

6. Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - 253 с.

7. Магомедов А. М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1998. - 88 с.

8. Магомедова З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 2000.- 56 с.

9. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 112 с.

10. Радугин А. А. Педагогика. М.; Центр, 2001 - 293 с.

. Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2002 - 432 с.

. Фролов С. С. Социология. М.: ТК Велби, 2004 - 300 с.

13. Эльдаров М. Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 112 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...