Международные режимы контроля над оружием массового уничтожения
Разоружение — сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение может быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию всего земного шара. Сформировалось как одно из направлений внешней политики в XIX веке, впоследствии роль данного направления усиливалась. В настоящее время разоружение в основном направлено на контроль, ограничение и сокращение стратегических ядерных вооружений. Контроль над вооружениями – «средство, помогающее ослабить вероятность войны, снизить ее масштабы и размах насилия, если война начнется, и уменьшить политические и экономические затраты на ее подготовку».[2] Термин «контроль над вооружениями» впервые был введен в политический лексикон в США в 50-е годы прошлого столетия. Основной смысл контроля над вооружением, наряду со сдерживанием, состоит в ограничении, сокращении и ликвидации вооружений на основе юридически и политически обязательных многосторонних или двусторонних контролируемых соглашений. Такая точка зрения преобладает в России. На Западе, однако, с некоторых пор интерпретируют это понятие иначе, подменяя ограничение и сокращение вооружений предсказуемостью и прозрачностью военной деятельности, а также инспекциями. При всей важности этих факторов для укрепления взаимного доверия государств не следует сбрасывать со счетов, кому в первую очередь выгодны мониторинг и другие подобные меры. Конечно, более сильной и напористой в военном отношении стороне, поскольку они позволяют ей не только выявлять уязвимые места более слабой стороны, но и демонстрировать свое подавляющее превосходство, оказывая, таким образом, мощное психологическое давление на нее. Не случайно США, добившись подавляющего военного превосходства, все настойчивее продвигают идеи транспарентности и все меньше интереса проявляют к реальному разоружению и ограничению вооружений.
В настоящее время в мире действуют международные режимы контроля над ОМУ. Это совокупность международных договоренностей о запрещении распространения, производства, использования ОМУ и уничтожении его запасов, а также механизмов осуществления этих договоренностей. Следует упомянуть основные договоры, контролирующие распространение ядерного оружия, через создание безъядерных зон: ДНЯО (1969г) - договор о нераспространении ядерного оружия, многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия, способствовать сотрудничеству в области мирного использования атомной энергетики и достижению ядерного разоружения. Он вступил в силу в 1970 г. В 1995 г. срок его действия был бессрочно продлен. Членами ДНЯО являются 189 государств, включая пять ядерных держав: Китай, Францию, Россию, Великобританию и США. Индия, Израиль и Пакистан не присоединились к документу, а Северная Корея заявила о своем выходе из Договора. В ДНЯО участвует больше стран, чем в каком-либо другом соглашении по ограничению вооружений или разоружению. ДНЯО представляет собой единственный многосторонний документ, содержащий юридически обязательное положение о разоружении ядерных государств в качестве конечной цели. Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и протестировало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай). Договор стоит перед лицом ряда проблем, требующих серьезного внимания. Первая из них заключается в неспособности ядерных держав достичь прогресса в области ядерного разоружения. Вторая состоит в нарушении Договора или соглашений о гарантиях МАГАТЭ со стороны небольшого количества стран-участниц – Ирака, Ливии, Северной Кореи и Ирана. Их действия подрывают доверие к ДНЯО. Существуют опасения, что эффект домино может привести к тому, что еще большее количество государств будет стремиться приобрести ядерное оружие. Третья проблема связана с положением Договора о выходе. Четвертая проблема может быть охарактеризована как техническая. Отсутствие положения о постоянно действующем секретариате, который помогал бы сторонам выполнять Договор, оказалось непрактичным. В ДНЯО нет положений о проведении консультации или созыва специальных встреч стран-участниц для рассмотрения случаев возможных нарушений или выходов из Договора. Статьи ДНЯО также не регулируют вопросы его соблюдения в период между Обзорными конференциями, созываемыми раз в пять лет. Описанные выше проблемы не снижают фундаментальной ценности Договора, но, несомненно, они питают серьезные разногласия между сторонами.
Договор Тлателолко (1967г) – договор о создании безъядерной зоны в Латинской Америке и Карибском бассейне. Договор был подписан 14 февраля 1967 г, 22 апреля 1968 года официально вступил в силу. Поводом к заключению Договора Тлателолко стал Карибский кризис 1962 года, поэтому первоочередной целью этого договора явилось создание гарантии безопасности Латинской Америки от любых конфликтов между ядерными державами. Данный договор подписали 33 государства. Ключевую роль в разработке и продвижении договора сыграл премьер-министр Мексики Альфонсо Гарсия Роблес. Договор Тлателолко содержит два Дополнительных протокола, первый из которых адресован государствам, несущим де-факто или де-юре международную ответственность в отношении территорий, расположенных в пределах безъядерной зоны, а второй содержит обязательства ЯОГ не нарушать и не содействовать безъядерному статусу, не использовать и не угрожать использованием ядерного оружия против участников Договора. Договор Раротонга (1985г) – договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана. Инициаторами договора являлись Папуа - Новая Гвинея, Фиджи, Острова Кука, Новая Зеландия. Причина: конфликты в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме в 60-70 е годы. Договор подписан 13 государствами: Австралией, Вануату, Западным Самоа (сейчас Самоа), Кирибати, Науру, Ниуэ, Новой Зеландией, Островами Кука, Папуа —Новой Гвинеей, Соломоновым Островами, Тонга, Тувалу и Фиджи. Дополнительные протоколы подписали США, Россия, Великобритания и Франция.
Бангкокский договор (1995г) - Договор о безъядерной зоне в юго-восточной Азии. В договоре участвуют 10 государств (АСЕАН): Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. К настоящему времени никакая из стран, официально обладающая ядерным оружием, не подписала протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны. Безъядерная зона на Корейском полуострове (2005г)- создана в рамках шестисторонних переговоров: Россия, США, Китай, Япония, Южная и Северная Корея. Но позднее Северная Корея дважды проводит испытания ядерного оружия, а в 2009 году прерывает договор. Договор Пелиндаба (1996 г) - безъядерная Африка, как ответ на испытание ядерного оружия в Алжире. Подписан 51 из 53 африканских государств (в дальнейшем Мадагаскар и Экваториальная Гвинея заявили о присоединении). Безъядерная зона в Антарктике (1959г)- договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря. Семипалатинский договор (2006г) – договор о безъядерной зоне в Центральной Азии. Договор подписан Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Договор о космосе (1967г) – соглашение о деятельности на Луне и других небесных телах. Среди принципов, запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Этот договор ограничивает использование Луны и других небесных тел только в мирных целях.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996г) - Ключевым положением ДВЗЯИ является Статья I, которая вводит запрет на проведение любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов. К настоящему времени он подписан 182 государствами, ратифицирован – 155. Договор может вступить в силу только через 180 дней после его ратификации 44 особо поименованными государствами, занимающимися ядерной деятельностью. Из этих 44 стран пока документ ратифицировали лишь 34. Среди оставшихся десяти – семь государств (Китай, Колумбия, Египет, Ин-донезия, Иран, Израиль и США) подписали, но не ратифицировали договор. Три страны вообще не подписали документ: Индия, Северная Корея и Пакистан. Президент США Билл Клинтон стал первым главой государства, подписавшим договор в 1996 г. Однако в 1999 г. американский сенат отказался ратифицировать документ. Нынешняя администрация США не поддерживает ДВЗЯИ и не стремится к его ратификации. Однако она заявила, что будет придерживаться одностороннего моратория на проведение ядерных испытаний, объявленного в 1992 г. Хотя ни Индия, ни Пакистан не подписали ни ДНЯО, ни ДВЗЯИ, они придерживаются обещания не производить новых ядерных взрывов. Безъядерные зоны выполняют целый ряд важных задач. Они дополняют и укрепляют фундаментальные обязательства по ДНЯО. Посредством протоколов к договорам о создании таких зон, ядерные государства предоставляют юридически обязательные негативные гарантии безопасности участникам указанных режимов. Они также вносят вклад в укрепление полно охватных гарантий МАГАТЭ, поскольку требуют применения таких гарантий внутри стран-участниц и при экспорте за пределы региона. Кроме того, еще до вступления в силу ДВЗЯИ безъядерные зоны способствуют укреплению глобальных норм, направленных против проведения ядерных испытаний. Однако эти режимы стоят перед лицом многих вызовов. Например, Договор Пелиндаба, хотя и был подписан более десяти лет назад, все еще не вступил в силу. Из всех протоколов к договорам о создании безъядерных зон, только соответствующий протокол к Договору Тлателолко был ратифицирован всеми пятью ядерными державами. Ни одна из ядерных держав не ратифицировала Бангкокский договор, хотя Китай и заявил, что он может согласиться на это вне зависимости от позиции остальных ядерных государств. Кроме того, многие страны, примкнувшие к безъядерным зонам, не заключили требуемых соглашений о полно охватных гарантиях с МАГАТЭ. И хотя все договоры о создании безъядерных зон являются бессрочными, все они содержат положения о выходе. Это оставляет открытым вопрос об обратимом характере принятых обязательств.
Важнейшими механизмами осуществления договоренностей о контроле над ОМУ являются Гарантии МАГАТЭ, режим ДНЯО и санкции Совета Безопасности ООН. МАГАТЭ - международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия составляет фундамент международного режима ядерного нераспространения. Это единственный многосторонний договор, который запрещает распространение ЯО и юридически обязывает государства стремиться к ядерному разоружению. Санкции ООН - принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН в отношении государства (части его территории или конкретно определённых лиц), которое отказывается выполнять обязанности, вытекающие из правоотношения международной ответственности. Санкции ООН - промежуточные меры, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы. Решение о применении санкций принимается Резолюциями СБ ООН.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|