Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы реализации Конвенции о биологическом оружии

 

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), разработанная в рамках Совещания Комитета по разоружению в Женеве, стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений. Её подписание явилось результатом многолетних усилий международного сообщества по созданию правовой базы, дополняющей собой Женевский протокол (1925), запрещающий применение удушливых, ядовитых и других газов и бактериологических средств во время военных действий. Данный Протокол запрещает применение – но не производство, хранение или развертывание таких вооружений.

КБТО была подписана в 1972 г. и вступила в силу в 1975 г. КБТО запрещает разработку, производство, хранение и приобретение биологического и токсинного оружия и требует ликвидации или конверсии таких вооружений и средств их доставки. Конвенция основана на так называемом принципе критерия основного предназначения, по которому запрещается всякая относящаяся к выше перечисленным запретам деятельность, если не будет доказано, что она направлена на разрешенные Конвенцией мирные цели, включая обоснование типа и количества материалов, используемых для целей профилактики, защиты или в других невоенных целях.

В настоящее время её участниками являются 170 государства, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие (БО). Еще 10 государств подписали, но не ратифицировали Конвенцию, в то время как 16 государств не подписали и не ратифицировали ее. В целях укрепления установленного Конвенцией режима ее участники должны добиваться присоединения к Конвенции всех государств мира.

Срок действия Конвенции не ограничен.

Советский Союз (ныне Россия как правопреемница), США и Великобритания – государства-депозитарии Конвенции.

КБТО не содержит положений относительно правил осуществления мониторинга или контроля за соблюдением ее выполнения.

Широко распространенная озабоченность относительно выполнения положений КБТО и повышения ее эффективности привела в 1991 г. к созданию государствами-участниками Специальной группы правительственных экспертов по определению и изучению возможных мер контроля с научной и технической точек зрения (VEREX). Итоговый доклад этой группы с ее рекомендациями был представлен на Специальной Конференции государств-участников КБТО в 1994 г. Конференция приняла решение о разработке юридически обязательного документа по повышению эффективности и укреплению Конвенции.

Группа должна была завершить свою работу к сроку проведения 5-ой Конференции государств-участников КБТО, которая состоялась осенью 2001 г. Но этот оптимистический прогноз не оправдался, поскольку по инициативе США государства-участники фактически отказались от рассмотрения подготовленного документа не только на этой Конференции, но и в ближайшем будущем.

Причины, которые прервали разработку Протокола (помимо политической позиции США), содержатся в самом предмете регулирования, поскольку он слишком обширен и затрагивает сферы интересов государств в самых разнообразных направлениях.

Если говорить о перечне биологических компонентов, которые могут попасть под сферу контроля, то по предварительным подсчетам он может включать несколько сотен наименований и тенденция к его увеличению нарастала вместе с приближением завершения времени работы над Протоколом.

Разногласия привели к ситуации, близкой к роспуску Конференции и только многочасовые консультации между делегациями в двустороннем и многостороннем формате позволили принять решение о продолжении Конференции в следующем году.

Продолжение Конференции в 2002 году не принесло существенных результатов ни по одному из ранее обсуждавшихся вопросов. Однако понимание большинством участников КБТО, что отсутствие каких-либо договоренностей по вопросам соблюдения КБТО может привести к развалу договора, в конечном итоге было принято решение о ежегодных встречах государств-участников Конвенции и обсуждении на них основополагающих положений Конвенции вплоть до срока проведения следующей - 6-ой Обзорной Конференции, которая состоялась в 2006 году. Также было принято решение, что ежегодным встречам участникам КБТО будут предшествовать встречи экспертов, на которых будут обсуждаться предложения стран по повестке дня и готовиться проекты решений. Первая такая встреча государств-участников КБТО состоялась в ноябре 2003 года. На конференции затрагивался вопрос о государственных механизмах по обеспечению безопасности и надзора за патогенными микроорганизмами и токсинами.

2004: Укрепление международного потенциала для реагирования, расследования и смягчения последствий случаев предполагаемого применения биологического или токсинного оружия либо подозрительных вспышек инфекционных заболеваний.

2004: Расширение полномочий международных учреждений целью выявления и реагирования на случаи вспышек инфекционных заболеваний (включая болезни, поражающие растения и животных).

2005: Кодексы поведения для учёных.

В 2006 г. состоялась VI Обзорная конференция КБТО. В результате всестороннего постатейного рассмотрения Конвенции была принята заключительная декларация, которая подтвердила значение КБТО как основополагающего инструмента международной безопасности и наметила пути ее дальнейшего укрепления.

Была достигнута договоренность о продолжении в межсессионный период 2007-2010 гг. встреч экспертов и государств-участников по следующим темам: недопущение использования научно-технических достижений в биологических науках во враждебных целях; повышение безопасности работ с патогенами и токсинами; совершенствование национальных мер, принимаемых в порядке выполнения КБТО; региональное сотрудничество в выполнении Конвенции; международное сотрудничество в сфере биотехнологий; предоставление помощи в случае предполагаемого применения биооружия.

Конференция приняла решение о создании компактного постоянного секретариата КБТО, который, в частности, должен содействовать усилиям государств-участников по универсализации Конвенции, а также обрабатывать объявления об объектах и биологической деятельности, представляемые странами в формате мер укрепления доверия.

VII Обзорная конференция КБТО состоялась в 2011 г.

КБТО не имеет соответствующего института, который мог бы выполнять функции, аналогичные тем, которые выполняет ОЗХО для КЗХО или МАГАТЭ для ДНЯО. На протяжении ряда лет делались попытки решить эту проблему. Они включали, помимо официальных переговоров по выработке контрольного протокола КБТО, проводившихся в 1990-е годы, использование консультативного механизма по вопросам соблюдения, о котором стороны договорились на Конференции 1996 г.

Особая проблема возникает в связи с тем, что КБТО предоставляет государствам право сохранять некоторые биологические агенты в целях профилактики, защиты и в других мирных целях. В отсутствие какой-либо системы проверки данное положение, которое некоторые именуют лазейкой в договоре, создает трудности для международного сообщества в четком определении того, не носят ли объявленные той или иной страной оборонительные программы наступательного военного характера.

Другая проблема состоит в том, что объекты, на которых осуществляются исследования или производство биологических агентов, сложнее обнаружить и, соответственно, легче спрятать, чем объекты, где производятся расщепляющиеся материалы для ядерного оружия. Сложности обнаружения увеличивают риск неожиданного появления новых потенциалов биологического оружия.

КБТО требует от государств-участников не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств и международные организации (статья III) производить биологические агенты с целью их использования в качестве оружия. К сожалению, экспортный контроль недостаточен для предотвращения распространения биологического оружия. Крупномасштабная программа по созданию биологических вооружений, обнаруженная в Ираке, государстве-члене КБТО, после войны 1991 г., в основном опиралась на импортные агенты и гормоны роста. Кроме того, опасные биологические агенты не только пересекают границы без помощи человека, но и присутствуют в естественных условиях во всех странах мира.

По мере роста научного, инженерного и промышленного использования биологических организмов повсюду в мире, государства, в случае принятия соответствующего решения, во все возрастающей степени окажутся способными производить большие количества смертоносных биологических агентов, создавать новые патогены и разрабатывать эффективные средства их доставки. Аналогичные опасения связаны с тем, что государства могут решить поделиться своим потенциалом биологического оружия с террористическими группировками.

Дополнительной проблемой является то, что многие государства не приняли или не полностью осуществляют национальное законодательство, а также другие документы, которые обеспечивали бы выполнение таких обязательств.

Россия осуществляет энергичные меры по укреплению Конвенции на национальном уровне. В 1990-е гг. был принят ряд законов и нормативных актов, целью которых являлось исключение самой возможности проведения деятельности в ее нарушение. Среди них – Указ Президента, в соответствии с которым на территории Российской Федерации не допускается разработка и выполнение биологических программ в нарушение КБТО и осуществляется контроль за выполнением требований Конвенции.

В Уголовный кодекс введены дополнения, предусматривающие ответственность (вплоть до лишения свободы) за деятельность, противоречащую Конвенции. Соответствующие дополнения внесены в Таможенный кодекс России.

В 1999 г. был принят Закон об экспортном контроле. Рядом нормативных актов установлен жесткий надзор за экспортом возбудителей заболеваний человека, животных и растений, а также оборудования, имеющего "двойное" назначение.

Введено государственное регулирование и контроль в области генно-инженерной деятельности. Существует система государственного лицензирования работ с опасными патогенами и токсинами.

Контроль за обеспечением выполнения КБТО в Российской Федерации возложен на Федеральное агентство по промышленности.

Несмотря на имеющиеся недостатки – отсутствие положений по контролю и постоянно действующего органа, КБТО является единственным многосторонним договором, пользующимся широкой поддержкой, который устанавливает международные критерии оценки деятельности в области биологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...