Проблемы государственного регулирования экономики в республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям: качеству и продолжительности жизни населения, защите и улучшению среды обитания людей, социальным гарантиям и социальной справедливости, сохранению и умножению культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели экономической эффективности, так как социальные расходы - не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле. Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности [9, с. 423]. Особое влияние на развитие нашей страны оказал экономический кризис, обусловленный распадом СССР, что привело к снижению основных макроэкономических показателей развития нашей страны в 90-х гг. В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и Программа-2000, которые определили стратегию преодоления кризисных явлений и достижения восстановления экономического роста [16, с.18]. В связи с необходимостью перехода экономики нашей страны к рыночной системе хозяйствования были выбраны следующие основные направления государственного регулирования экономики:
создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов; опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг; стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп [9, с. 414]; развитие и государственная поддержка малого предпринимательства; повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики; разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств. Реализация рассмотренных выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях. В результате реализации указанных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2000 г. уровень 1990 г. по объему промышленного производства был превышен на 1%, потребительских товаров - на 10; однако ВВП составил только 89% от него, продукция сельского хозяйства - 71%.
Рисунок 3.1 - Динамика ВВП за 1996 - 2000гг. Примечание - Источник: [16, с. 18]
Политика установления макроэкономического равновесия представляла собой формирование социально ориентированной рыночной экономики и на ее основе предотвращение дальнейшего развития кризисных процессов в экономике. Проблемами установления макроэкономического равновесия являлись следующие:
спад производства в агропромышленном комплексе; масштабное сокращение объема производственных мощностей (в большей степени это отразилось на выбывании производственных мощностей высокотехнологичных отраслей); сокращение внутреннего и внешнего спроса и изменение его структуры; консервация производства; наличие скрытой безработицы; сокращение объемов вовлекаемых в производство ресурсов. Учитывая недостаток ресурсов и невозможность и нецелесообразность государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства, в Программе 2000 были выделены три главных направления развития: экспорт - жилье - продовольствие. Они должны были подтянуть другие сферы производства, обеспечив выход из кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа. Приоритетное развитие этих направлений было ориентировано на преимущественное использование местных ресурсов и нацелено на более полное насыщение внутреннего рынка товарами и услугами и обеспечение их выхода на внешние рынки [16, с. 18]. В результате не только остановлен спад производства, но и достигнута положительная динамика важнейших показателей. Так, ВВП за 1996-2000 гг. увеличился на 36%, продукция промышленности - на 64, инвестиции в основной капитал - на 34, производство потребительских товаров - на 84%. Существенно снизился рост инфляции, хотя и остался очень высоким. Реальные денежные доходы населения выросли в 1,7 раза и в 2000 г. превысили уровень 1990 г. на 6,7 процентных пункта. Рассмотрим динамику основных макроэкономических показателей Республики Беларусь на примере таблицы. Таблица 3.1 - Макроэкономические показатели Республики Беларусь
Примечание. Источник: [2, с. 5-13]
Таким образом, в данном периоде за исключением снижения показателя дефлятора ВНП, заметен рост других показателей, что говорит о положительной тенденции уровня жизни в стране. В 2001-2005 годах большинство основных макроэкономических показателей не просто выполнены, а перевыполнены - они оказались выше намеченных ориентиров. Так, ВВП увеличился на 43,1 %, производство продукции промышленности - на 51,8, инвестиций - на 84, платных услуг населению - на 71,6 %. На 48 % возросла производительность общественного труда.
Далее экономика нашей страны развивалась в соответствии со следующими приоритетами: Экономика определила следующие приоритеты: 1) переход на инновационный путь развития экономики на основе стимулирования разработки и реализации эффективных инновационных и инвестиционных проектов; ) повышение уровня конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки, технико-технологического перевооружения и реструктуризации производств; 3) улучшение инвестиционного климата и обеспечение значительного роста инвестиций в развитие, прежде всего, приоритетных отраслей; 4) опережающими темпами, развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры как основы эффективного накопления и использования человеческого потенциала, телекоммуникационных, информационных, финансовых, страховых и других видов услуг; ) значительное повышение эффективности агропромышленного комплекса, ускорение развития социальной инфраструктуры села; ) расширение взаимовыгодных экономических связей, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС; ) обеспечение национальной безопасности страны; ) создание благоприятных условий и возможностей для интеллектуального и физического развития человека; ) обеспечение роста реальных денежных доходов населения и снижение уровня малообеспеченности; ) улучшение демографической ситуации [10, с.7].
Таблица 3.2 - Макроэкономические показатели Республики Беларусь за 2005 - 2008 гг.
Исходя из таблицы, можно говорить о положительной динамике основных макроэкономических показателей. В 2009г. - первом квартале 2010г. основные показатели экономического развития нашей страны выглядели следующим образом.
Таблица 3.3 - Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь в 2009г. - I квартале 2010 г.
Примечание. Источник: [3, с. 145]
В 2009 г. кризисные тенденции в экономике Беларуси проявились в виде падения темпов роста ВВП и промышленного производства, существенного сокращения экспортно-импортных операций, значительного увеличения отрицательного сальдо платежного баланса, ухудшения финансового положения предприятий, замедления динамики реальных денежных доходов населения, розничного товарооборота и платных услуг на фоне сохранения довольно высоких темпов роста инвестиций в основной капитал и строительство. Первое полугодие 2010г. позволяет выделить положительную динамику основных показателей экономического роста. Объем валового внутреннего продукта в январе - сентябре 2010г. достиг 116,6 трлн. руб. И увеличился с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 6,6%. Важным достижением в развитии экономики страны 2010г. является обеспечение экономического роста в значительно большей степени в сравнении с докризисным периодом за счет повышения эффективности использования факторов производства. Повышение роли качественных параметров развития национальной экономики способствует более успешному решению вопросов возрастающих потребностей граждан страны, сокращению дефицита внешнеторгового оборота, обеспечению устойчивости и динамизма воспроизводственного процесса [14, с. 6]. Наиболее существенное влияние на формирование темпов экономического роста в январе-августе текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2009г. оказывало промышленное производство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт, темпы роста добавленной стоимости которых составили соответственно 109,4; 108,2; 110,7; 107,8. За счет этих отраслей экономики было сформировано более 57% валового внутреннего продукта страны. Значительно возросла доля сферы услуг, темпы добавленной стоимости которой увеличились почти на 6%. В то же время отрицательное сальдо внешнеторгового оборота по товарам за январь-август 2010г. составило 5013,6 млн. долларов США. В итоге, несмотря на более высокие в сравнении с импортом темпы роста экспорта товаров (117,6 и 115,0% соответственно к аналогичному периоду прошлого года), сохраняющаяся внешнеторговая конъюнктура обусловила необходимость придавать основное значение в развитии экономического роста страны внутреннему спросу. В связи с этим, реальные денежные доходы населения и заработная плата возросли соответственно на 10,8 и 10,0%, что оказалось неадекватно росту производительности труда на 6,0% [14, с. 7]. В то же время, розничный товарооборот увеличился на 16,2%, объем платных услуг населению возрос почти на 9%, а перевозки грузов транспортом - на 11,0%. Выпуск продовольственных и непродовольственных потребительских товаров увеличился соответственно на 11,1% и 14,1% [14, с. 8]. По итогам 2010г. экономика Республики Беларусь подошла к выполнению запланированных показателей макроэкономического развития.
Таблица 3.4 - Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь в 2010 году
Для регулирования экономического роста нашей страны, снижения последствий мирового финансово-экономического кризиса и восстановления макроэкономического равновесия, были приняты следующие меры: социальная поддержка слабозащищенных слоев населения; активизация экспортного сектора экономики и повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках; достижение внешней сбалансированности экономики; рационализация кредитной системы; совершенствование государственного управления в направлении обеспечения эффективного и устойчивого социального и экономического роста после восстановления внешней позитивной конъюнктуры. Реализация этих задач предполагала осуществление, с одной стороны, общесистемных мер, которые создали необходимые условия и фон для проведения стабилизационных действий, с другой - мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов [13, с. 9]. На протяжении последних лет в Беларуси наблюдается экономический рост. В 2011 году ВВП Республики Беларусь составил более 274 трлн. руб. При этом ИПЦ составил 208,7%, индекс цен производителей промышленной продукции - 249,6% [20]. Реальные денежные доходы на душу населения в месяц в соответствии с данными Минстата в 2011 г. снизились по сравнению с предыдущим годом на 0,7%, что отразилось на соответствующем увеличении совокупного спроса внутри страны - замедлившийся рост производства промышленной продукции, потребительских товаров, продукции сельского хозяйства свидетельствует скорее об увеличившихся накоплениях, что, в свою очередь отразилось на росте инвестиций в основной капитал (здесь рост составил 13,3 %). Данные приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь за 2005-2011 годы
Источник: [20]
Экономический рост обусловлен благоприятными внешними условиями и экономической политикой Беларуси. Основным фактором экономического роста стало увеличение инвестиций в основной капитал на 13,3%. Успешному экономическому развитию страны способствовало и динамичное продвижение товаров и услуг на внешние рынки [20]. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За 2011 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 18,9 млрд. долларов США инвестиций, что в 2,1 раза больше, чем за 2010 год. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (50% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,3%), Кипра (6,6%), Австрии (5,1%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (35,6% от всех поступивших инвестиций), транспорта (30,8%), промышленности (26,1%). Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 70,2% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2010 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,4 раза. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (90,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2011 год составила 11,6 млрд. долларов США, что в 2,3 раза больше, чем за 2010 год. Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (45% от всех прямых инвестиций), транспорта (42,8%), промышленности (7%). Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (54,4% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 30,4% валового объема прямых инвестиций, Украины - 4,2%, Кипра - 2,6%. Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 5,6 млрд. долларов США, или в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. На их долю приходилось 29,8% от всего валового поступления иностранных инвестиций. За 2011 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (76,2%). На организации Минской области приходилось 9,8% валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области - 7%. Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж. За 2011 год организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 5,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза больше, чем за 2010 год. Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (34,9% от всех направленных инвестиций), Нидерландов (14,5%), Соединенного Королевства (14,2%), Австрии (10,5%), Германии (8%), Украины (6,5%). Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (53,7% от всех направленных инвестиций), промышленности (36,6%), транспорта (9%). Рассмотрим диаграмму, характеризующую структуру денежных доходов населения Республики Беларусь (рисунок 3.1). В 2011 году общий объем денежных доходов населения составил 165 трлн. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличился на 52,1% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 53,2%. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) снизились на 1,6%. Денежные доходы в расчете на душу населения в 2011 году в целом по республике составили 1 451,3 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 2 раза, бюджет прожиточного минимума - в 3,1 раза.
Рисунок 3.2 - Структура денежных доходов населения за 2011 год (в % к итогу) Источник: [20]
В общем объеме денежных доходов населения оплата труда занимает 65,4%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, - 11,3%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) - 19,5%, доходы от собственности и прочие доходы - 3,8%. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в январе-сентябре 2011 года располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 2430,0 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2010 года увеличились на 40% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 36%. В январе-сентябре 2011 года доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 4,9%, в городах и поселках городского типа - 4,1%, в сельских населенных пунктах - 7,2%. В структуре малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (59%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 27,3% - домашние хозяйства без детей и 13,7% - домашние хозяйства, состоящие из одного человека. Потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 1837,6 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2010 года увеличились на 44,2%. В январе-сентябре 2011 года по сравнению с январем-сентябрем 2010 года в структуре потребительских расходов домашних хозяйств республики увеличились доля расходов на питание (с 39,4% в январе-сентябре 2010 года до 39,8% в январе-сентябре 2011 года) и доля расходов на покупку непродовольственных товаров (соответственно - с 35,8% до 38,5%). Доля расходов на оплату услуг снизилась и составила 19,6% против 22,6% в январе-сентябре 2010 года. В январе-сентябре 2011 года располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 1009,6 тыс. рублей в месяц. Cреднедушевые располагаемые ресурсы домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа, превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств на 11% и составили, соответственно, 1061,3 тыс. рублей и 956,0 тыс. рублей в месяц. Тенденция связана с сохранением (а иногда и увеличением) удельного веса в совокупных денежных доходах доли оплаты и труда и социальных трансфертов при одновременном падении доходов от предпринимательской деятельности и собственности. Это означает, что белорусское население стремительно превращается в наемных работников, преимущественно - на госпредприятиях, или же финансируется за счет бюджета [20]. Рассмотрим основные показатели экономического роста РБ за январь 2012 года. В январе 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 34,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3,6%. При этом удельный вес в ВВП валовой добавленной стоимости промышленности составил 36,7%, торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,4%, транспорта и связи - 7,6%, строительства - 4,3%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 4,1%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 101,8%, в том числе на продовольственные товары - 101,8%, на непродовольственные товары - 101,6%, на платные услуги - 102,3%. В январе 2012 г. на строительство жилья использовано 982 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 16,1% к общему объему инвестиций и 66,1% к уровню января 2011 г. Организациями всех форм собственности построено 4,8 тыс. новых квартир (в январе 2011 г. - 1,9 тыс.). Введено в эксплуатацию 376,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 9% к предусмотренному заданию на год и 206,6% к уровню января 2011 г. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 260,1 тыс. квадратных метров общей площади, или 69% от общего объема введенного жилья. По сравнению с январем 2011 г. ввод в эксплуатацию жилья для этой категории граждан увеличился на 165,8 тыс. квадратных метров, или в 2,8 раза. Из общего объема введенного жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки построено 253,1 тыс. квадратных метров (11% к предусмотренному заданию на год). В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 80,3 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 21,3% от общего ввода по республике (в январе 2011 г. - 33,8%). В январе 2012 г. использовано 6 099,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 88,6% к уровню января 2011 г. За этот период строительно-монтажные работы выполнены на 2 990 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,7% меньше, чем в январе 2011 г. В экономике Республики Беларусь в январе 2012 г. было занято 4 557 тыс. человек, что на 2,2% меньше, чем в январе 2011 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец января 2012 г. составила 30,6 тыс. человек, что на 11,1% меньше, чем на конец января 2011 г. и на 8,5% больше, чем на конец декабря 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2012 г., как и на конец января 2011 г., составил 0,7% от экономически активного населения. Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. было принято на работу 53,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 3,6 тыс. человек, уволено по различным причинам 60 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в январе 2012 г. составила 2 880 585 рублей (в декабре 2011 г. - 2 877 658 рублей), рабочих и служащих - 2 911 250 рублей (в декабре 2011 г. - 2 908 872 рубля). Рассмотрим основные показатели экономического роста РБ за январь-июнь 2012 года. В I полугодии 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 227,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с I полугодием 2011 г. в сопоставимых ценах на 2,9%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 предусмотрен его рост на 5 - 5,5%. В I полугодии 2012 г. объем промышленного производства в текущих ценах составил 319,6 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к I полугодию 2011 г. составил 108,5% (по прогнозу на 2012 год - 106 - 107%). Запасы готовой продукции в организациях промышленности, учитываемых в текущем порядке, в текущих ценах по состоянию на 1 июля 2012 г. составили 20 139,9 млрд. рублей. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в фактических ценах составило 50,7%. В I полугодии 2012 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 34,1 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с I полугодием 2011 г. в сопоставимых ценах на 5,1%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 предусмотрен рост на 4 - 5%. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции сельского хозяйства за I полугодием 2012 г. по сравнению с I полугодием 2011 г. увеличился на 6,7%. При этом производство продукции животноводства увеличилось на 7,8%, растениеводства - на 0,2%. Просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций на 1 июня 2012 г. составила 3 438,5 млрд. рублей. На долю организаций сельского хозяйства приходилось 27,5% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 6,2 раза. Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за январь - май 2012 г. составил 43 712,3 млн. долларов США, в том числе экспорт - 23 377,8 млн. долларов, импорт - 20 334,5 млн. долларов. К уровню января - мая 2011 г. из расчета в текущих ценах объем внешне
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|