Рефлексивно-перцептивные умения учителя
Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого (Ушинский К.Д., 1974). Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований С.В. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений. · В структуру навыков входят три типа: o социально-перцептивные навыки; o рефлексивные; o интеллектуальные. Последние предполагают автоматизацию способов решения отдельных педагогических задач на самопознание и познание личности учащегося.
· Исследования показали, что профессионализм познания учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного "Я" и с проницательностью в познании коллег. Познание учащихся предполагает два направления: o восприятие их как личности педагогом; o восприятие их как субъектов учебно-познавательной деятельности. Анализируя особенности учащегося как субъекта учебной деятельности, следует выявить его склонности в теоретических и практических видах деятельности. Один и тот же учащийся в различных видах учебно-познавательной деятельности может проявлять совершенно различные свойства, например, учащийся может проявлять высокую степень автономности, самостоятельности, развитый самоконтроль, ответственность, целеустремленность и инициативность и устойчивую учебную мотивацию в практическом обучении и прямо противоположные качества в теоретическом обучении.
· Выделяют три уровня развития:
o первый уровень - низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; o второй уровень - по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; o третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия. В работе с трудными подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них сопереживание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Так, по данным исследований, 92% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. Экспериментально доказано, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связаны с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Большинство делинквентных подростков испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: дефицит любви, недостаток родительской заботы и пр. И в школе они не только испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов, но и подвергаются еще большему давлению, чем в семье. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям - негативному психическому состоянию учащегося, вызванному нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающемуся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими (Журавлев В.И., 1995; см. аннотацию), (Белухин Д.А., 1994; см. аннотацию).
Базовые умения педагога · Психологическая структура деятельности педагога, как было сказано выше, включает следующие компоненты: o проектировочный; o конструктивный; o организаторский; o коммуникативный; o гностический. Расшифровывая эти понятия, целесообразно сформулировать требования к умениям педагога, характеризующим различные аспекты его деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта можно сформулировать следующие группы умений. · Проектировочные умения - это умения: 1. осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения; 2. предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование; 3. намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы; 4. научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы; 5. ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
6. проектировать содержание учебного предмета; 7. проектировать собственную педагогическую деятельность. Конструктивный компонент деятельности педагога включает: отбор и разработку композиции содержания информации; проектирование деятельности учащегося, в процессе которой необходимая информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с учащимися. В связи с этим преподаватель должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить узловые понятия и закономерности в нем, найти правильное соотношение фактического и теоретического материала на данном занятии, планировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, расположить теоретический материал от легкого к более сложному, сделать выводы по данной теме и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, не похожие друг на друга и др. · Конструктивные умения - это умения: 1. отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы; 2. отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии; 3. проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения; 4. конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся. Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д. · Организаторские умения - это умения: 1. организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов; 2. организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги; 3. управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях; 4. диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности; 5. оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному; 6. организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся; 7. осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями в коллективе, рассматривается в двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог - учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы - партнер по деятельности). · Коммуникативные умения - это умения: 1. строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения; 2. индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала; 3. устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися; 4. вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения; 5. мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности. Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей. · Гностические умения педагога - это умения: 1. извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности; 2. самостоятельно работать с различными источниками информации; 3. выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его; 4. анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи; 5. добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный; 6. логически рассуждать и проводить логические вычисления; 7. осуществлять поисковую, эвристическую деятельность; 8. изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|