Закон единства и борьбы противоположностей
Основное содержание: данный закон раскрывает важнейший момент (сторону) всякого саморазвития, его основной источник, в качестве которого полагаются диалектическое противоречия. Основные категории: Тождество – отношение между предметами или их свойствами, выражающее сходство, подобие, в том числе предмета самому себе, что особенно важно при рассмотрении данного закона. Различие – отношение между предметами или их свойствами, выражающее их несоответствие друг другу или же предмета самому себе, связанное с постоянной изменчивостью (движением) как атрибутом материи. Тождество и различие не исключают полностью друг друга, а находятся в единстве, предполагая друг друга и являясь тем самым диалектическими противоположностями. Противоположности (диалектические) – стороны, силы, тенденции предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают и обусловливают друг друга, образуя тем самым диалектическое противоречие. Противоречие (диалектическое) – специфическое отношение между диалектическими противоположностями, создающее постоянное напряжение в предмете и тем самым являющееся основным источником и движущей силой саморазвития в материальном и духовном мире. В процессе указанного саморазвития происходит развитие самого противоречия (изменение отношения между противоположностями), проходящее ряд этапов и ведущее к его разрешению (см. схему). Этапы развития противоречия.
________________________Этап разрешения противоречия
Этап
противоположностей
противоположностей
противоположностей
Этап тождества противоположностей
Противоречия классифицируются следующим образом: Внутренние ( взаимодействия противоположностей, присущих самому предмету) и внешние (взаимодействие противоположностей, присущих разным предметам); Основные (определяющие форму и направление саморазвитие предмета) и неосновные (лишь корректирующие такое саморазвитие). Методологические функции закона: 1) Ориентирует исследователя на поиск противоречий не только в мышлении, но и в объективной действительности как источников развития системы; 2) Требует уяснения конкретной иерархии противоречий с целью определения их значимости для развития; 3) Тем самым способствует раскрытию сущности исследуемой саморазвивающейся системы; 4) Указывает на преходящий характер изучаемого объекта и объясняет его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|