Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура




Духовная сфера жизни общества – это подсистема общественной жизнедеятельности, в которой осуществляется производство, воспроизводство и распространение идей. Ее важнейшими составляющим являются: духовные потребности, духовная деятельность и духовные отношения. Духовная жизнь общества – это все многообразие индивидуального и, конечно же, общественного сознания.

Что же такое общественное сознание, какова его связь с индивидуальным сознанием, с общественным бытием? Марк­систская социальная философия утверждает, что общественное сознание есть отражение общественного бытия в идеях, взглядах, тео­риях, принципах, поэтому в рамках решения основного вопро­са философии оно вторично по отношению к бытию, хотя и обладает относительной самостоятельностью.

При рассмотрении общественного сознания следует избе­гать две методологические ошибки. Во-первых, нельзя преуве­личивать его относительную самостоятельность, что приводит к отрыву его от общественного бытия, к превраще­нию в некую идеализированную бессодержательную форму. Во-вторых, неправомерно отъединение общественного созна­ния от индивидуального, необходимо понимать их диалектиче­ское единство, взаимосвязь и взаимодействие.

Говорить об общественном сознании - значит говорить о процессе и результатах осознания бытия обществом в целом или его отдельными группами, слоями, классами. Своеобра­зие общественного сознания, его отличие от индивидуального сознания, состоитв том, что всеобщее в приро­де и обществе предстает здесь в объективированной форме, так как в обществе постоянно осуществля­ется взаимодействие материально-практической и идеально-преобразовательной абстрагирующей деятельности людей.

Общественное сознание - в качестве особой, внутри се­бя организованной деятельности, т. е. определенных струк­турных форм и схем деятельности, - противостоит индиви­дуальному сознанию. И в этом смысле оно вполне су­веренно, обладает относительной самостоятельностью и даже известной независимостью от индивидуального сознания. Но общественное сознание не есть нечто анонимно безличное, царство «чистого разума». Известная формула о том, что сознание не только отра­жает мир, но и творит его, опирается на признание активной, предметно-деятельной сущности человека. Таким образом, творит, изменяет, преобразует природу не сознание само по себе, а человек, обладающий сознанием. Как ни всемогуща сила «коллек­тивного разума», общественное сознание каждой конкретной эпохи, каждого народа вполне личностно, индивидуально. Кристализованные в нем идеи, представления, взгляды и теории не лишены авторства первооткрывателя. Гелиоцентрическая си­стема мира Коперника, механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина и т. д. оказали огромное влияние на форми­рование научной картины мира и общественное сознание сво­их эпох.

Суть проблемы, однако, в том, что общественное и инди­видуальное сознание, их диалектику нельзя понять в отрыве от бытия. Говорить о сознании - значит всегда о бытии, но бытии осознанном. Необходимой предпосылкой сознания выступают, во-первых, человеческое общение, уме­ние увидеть и признать себя в других общественных индиви­дах; во-вторых, способность индивида деятельно утвердить себя в создаваемых им предметах и ценностях культуры - материальной и духовной.

Общественное сознание, обладая объективнойприродой и имманентными законами развития, обладает по отношению к общественному бытию относительной самостоятельностью, которая возникает всвязи с разделени­ем труда наумственный и физический, с выявления духовно­го производства. Вчем же состоит эта отно­сительная самостоятельность?

Во - первых, в преемственности развития. Причем, преемственность имеет место как в заимствовании и разви­тии прогрессивных идей и теорий, так и в воспроизводстве отсталых идей, взглядов и представлений.

Во-вторых, в возможности отставания общественного сознания от общественного бытия (привычки, обычаи, тради­ции, стереотипы и заблуждения).

В-третьих, в проявляющейся способности опережать в отдельные моменты общественное бытие (футуристические идеи и концепции, догадки и утопии, научное предвидение бу­дущего).

В-четвертых, во взаимодействии и взаи­мовлиянии его форм: политической идеологии, правовых взглядов, нравственных норм, искусства и т. д.

Наконец, в-пятых, в том, что, будучи внедренными в сознание масс, общественные идеи сами становятся ма­териальной силой и активно влияют на изменение бытия.

Общественное сознание принято структурно делить на уровни и на формы. Начнем с выделения его уровней и сфер внутри них. Традиционно выделяют два таких уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень общественного сознания - это отражение действитель­ности в непосредственном опыте масс, целостное ­восприятие, переживание и понимание мира со стороны его явлений и, прежде всего, в эмоционально-рассудочных формах. Теоретический уровень общественногосознанияпредставляет собой от­ражение существенных связей и закономерностей действи­тельности и находит свое выражение в науке, а также на уровне идеологии в других фор­мах общественного сознания. В реальной жизни теоретиче­ский иэмпирический уровни сознания тесно переплетаются, но в фило­софском плане их следует различать.

Эмпирический уровень – более низкий по сравнению с теоретическим, но этим вовсе не принижается его значение и необходимость для повседневной жизни. На этом уровне, в зависимости от того, какая сторона общественного бытия в нем отражается, можно условно выделить обыденно-практическое знание, отражающее природные явления, и общественную психологию, в которой отражается общественная жизнь людей.

Обыденное знание возникает стихийно. Выраже­нием его выступают знания, рождающиеся непосредственно в опыте, с позиций которого и рассматриваются явления природы. Поэтому далеко не всегда его выводы объективно истинны, так как они ограничены лишь эмпирическими обобщениями.

Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической деятельности людей. Она включает в себя эмоциональное и рассудочное отношение к социальной действительности, ее оценку, чувства, настроения людей и со­циальных групп. Вот почему очень важно при выработке определенной политической линии, проведении экономических и социальных реформ изучать общественное мнение масс, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные действия политиков.

На теоретическом уровне в соответствии с вышеуказанным критерием также можно выделить науки, прежде всего естественные, и идеологию, представляющую собой систему политических, правовых, нравствен­ных, религиозных, эстетических и философских идей, в которых на концептуальном уровне осознаются и оцениваются отношения людей к социальной действительности. В клас­совом обществе идеология носит классовый характер, выра­жая интересы и формулируя цели определенных классов, раз­рабатывается их представителями – теоретиками-идео­логами. Обладая относительной самостоятельностью, идео­логия оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Структура уровней общественного сознания схематически может быть представлена следующим образом:

 
 

 

 


 

 
 


 

 
 


 

 
 

 


 

       
   
 
 

 

 

 


Теперь разберемся с формами общественного сознания, которые являются различными способами духовного освоения действительности, т. е. их тож­дество в объекте отражения и начнем с указания на критерии их разграничения. Таких критериев несколько и применять их следует в комплексе, поскольку по различным аспектам дополняют друг друга.

Во-первых, формы общественного сознания различаются по предмету отражения. Так, например, политическое сознание отражает отноше­ния между классами, социальными группами, выражающими их позицию партиями по поводу удержания или обретения власти, в то время как, например, мораль отражает прежде всего отношения между людьми со стороны уяснения таких понятий, как добро и зло, ответственность, справедливость и др.

Во-вторых, все формы общественного сознания различа­ются по специфическим формам отражения действительности. Так, наука отражает мир в абстрактно-логической форме (в виде понятий, законов, гипотез, теорий и т. д.): искусство - в художественно-образной форме:религия - в превратно-фантастической: мораль - в в форме нравственных чувств, норм, ценностей и идеалов.

В-третьих, формы общественного сознанияразличаются по конкретно-историческим условиям своего происхождения и развития. Так, например, самыми древними формами со знания являются искусство, религия, мораль как система за­претов - табу, которые зародились еще при первобытно­общинном строе. Право, политика, наука, философия возник­ли в рабовладельческом обществе, в условиях разделения труда на умственный и физический и разложения общества на классы.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются по выполняемым ими социальным функциям. Например, наука выполняет такие функции, как познавательную, прогностическую и др.; искусство - эстетическую, гедоническую, воспитательную; мораль - регулятив­ную и воспитательную; религия - иллюзорно-компенсаторскую, психотерапевтическую, мировоззренческую; философия - мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и др.

Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга, оказывают ог­ромное влияние на духовный облик конкретно-исторических личностей и общества в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...