Общая схема выявления и оценки обстановки.
Ситуация, создавшаяся в результате радиоактивного или химического заражения местности, называется соответственно радиационной или химической обстановкой. Она характеризуется масштабами и характером радиоактивного или химического заражения и может оказать существенное влияние на производственную деятельность объектов, действия формирований, жизнедеятельность населения. Опасность поражения людей, сельскохозяйственных животных, растений требует быстрого выявления и оценки радиационной и химической обстановки и учета ее влияния на ведение спасательных работ. Радиационная и химическая обстановка может быть выявлена и оценена методом прогнозирования. Это так называемая предполагаемая, или прогнозируемая, обстановка. Прогнозирование осуществляется на основе установленных закономерностей: масштабов и характера радиоактивного и химического заражения местности, мощности и вида ядерного взрыва, аварии, вида СДЯВ или ОВ и средств его доставки, а также от метеорологических условий. Поскольку процесс формирования зон радиоактивного заражения длится несколько часов, это позволяет использовать данные прогноза для организации ряда мероприятий по защите населения, личного состава формирований, сельскохозяйственных животных и ориентировочной оценки последствий заражения. Определенные мероприятия можно провести и за время подхода облака зараженного воздуха к объекту при химической аварии. Исходные данные для осуществления прогнозирования на объекте получают, как правило, от вышестоящих штабов ГСЧС. С другой стороны, знание радиационной и химической обстановки может основываться на данных разведки. Обстановка, выявленная по данным разведки, называется фактической обстановкой.
Выявление фактической радиационной и химической обстановки включает сбор и обработку данных о радиоактивном и химическом заражении (уровень радиации, тип ОВ или СДЯВ, время и место обнаружения) и нанесение по этим данным зон заражения на карту местности или план объекта. Окончательное решение на ведение спасательных работ, установление режимов работы объекта в условиях радиоактивного или химического заражения принимается, как правило, после выявления и оценки фактической радиационной или химической обстановки. Поэтому выявление обстановки, сбор и обработка данных разведки являются важнейшими задачами штаба, служб и командиров формирований ГСЧС. На объектах (в городском и сельском районах) выявление фактической радиационной и химической обстановки производится постами радиационного и химического наблюдения (ПРХН), звеньями и группами радиационной и химической разведки, разведчиками-дозиметристами-химиками формирований ГСЧС. На территории животноводческих ферм и комплексов разведка возлагается на химиков-дозиметристов звена обеспечения КЗЖ или звено ветеринарной разведки районной станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных. Разведывательные формирования оснащаются средствами радиационной и химической разведки. 2.1.2. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование ЧС – определение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. - Прогнозирование ЧС может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Оно возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды – это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.
Функционирование системы мониторинга и прогнозирование чрезвычайных ситуаций обеспечивается министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь при взаимодействии с иными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются: - сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС; - прогнозирование ЧС на основе собранной информации; - контроль радиоактивного, химического, биологического загрязнения окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, сырья; - разработка мер по предотвращению ЧС; - информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС; - создание банка данных по источникам ЧС и других информационных данных. Прогнозирование стихийных бедствий, природных процессов и явлений возложено прежде всего на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств. Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и др. Прогнозирование ЧС биологического характера возложено, прежде всего, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, поддерживающие его научно-исследовательские учреждения с участием других министерств и ведомств. Прогнозирование ЧС социального характера обычно проводят политологи, экономисты, юристы и другие специалисты, работающие в соответствующих государственных органах. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|