История развития ГО. Необходимые юридические, организационные и материальные предпосылки создания МПВО – ГО – ГСЧС .
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны (до 1961 г. она именовалась Местной противовоздушной обороной МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию вмероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов. В 1925 г. СНК СССР издал постановление О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе. В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства. В 1926 году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты. В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление Об организации воздушно-химической обороны территории СССР. Согласно этому постановлению территория страны была разделена на пограничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в пограничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы МПВО в стране к 1932 г. были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о ПВО СССР, согласно которому МПВО была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО Советского Союза. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО. Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов Народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны. Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действий авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме. Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы ПВО страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. — Наркомат обороны СССР). Но в 1937 г. непосредственное руководство МПВО было возложено на местные органы власти, а в 1940 г.(перед угрозой войны) руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР. В годы войны МПВО набрала силу и расширилась.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства при нападении противника с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него. На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологческой защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Возросшие возможности средств доставки ядерного оружия вызвали в конце 60-х годов необходимость дальнейшего совершенствования не только Вооруженных Сил, но и системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства. В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону. Утвержденная в том же году организационная структура ГО в наибольшей степени стала соответствовать возросшим требованиям к организации защиты тыла страны. В современных условиях ГО РБ является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение специальных мероприятий по защите населения в ЧС мирного и военного времени. Она представляет собой совокупность органов управления, служб и формирований, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности населения республики при возникновении ЧС различного характера, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 495 от 10 апреля 2001 г. образована Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (ГСЧС), предназначенная для организации и осуществления мероприятий по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения — для обеспечения безопасности населения, уменьшения ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий. ГО является составной частью ГСЧС.
ГСЧС включает в себя комиссию Правительства РБ по ЧС, штаб ГО, территориальные (областные и г. Минска) и отраслевые подсистемы ГСЧС и входящие в них звенья, а также республиканские ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов. Руководящими (координирующими) органами ГСЧС являются: — республиканская Комиссия по ЧС; – комиссии по ЧС местных исполкомов; — ведомственные комиссии по ЧС, создаваемые при необходимости руководителями министерств и ведомств. Органами повседневного управления ГСЧС являются: — штабы ГО всех уровней; – дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств. Руководящие органы и органы повседневного управления образуют систему управления ГСЧС. Основными задачами ГСЧС являются: • проведение единой государственной политики, предусматривающей организационные, экономические и правовые меры по предупреждению возникновения ЧС экологического и техногенного характера; • разработка и претворение в жизнь долгосрочных республиканских целевых программ; • организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ; • обеспечение надежного функционирования республиканской системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление потенциально опасных объектов; • обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства, системы жизнеобеспечения населения; • создание специальных республиканских резервов финансовых и материально-технических средств, медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и др.; • обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к оперативным и эффективным действиям в ЧС, в том числе совершенствование материальной базы формирований повышенной готовности, оснащение их техникой, оборудованием и средствами защиты, необходимыми для проведения аварийно-спасательных работ; • своевременное оповещение населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС; • ведение поисково-спасательных, АСиДНР по защите людей и их жизнеобеспечению; • сотрудничество с другими государствами и международными организациями по вопросам, связанным с взаимной помощью в предупреждении ЧС и ликвидации их последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|