Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития ГО. Необходимые юридические, организационные и материальные предпосылки создания МПВО – ГО – ГСЧС .




В Советском Союзе фундамент гражданской обороны (до 1961 г. она именовалась Местной противовоздушной обороной  МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осущест­влены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию вмероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда дру­гих крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

В 1925 г. СНК СССР издал постановление О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой пригра­ничной полосе. В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народ­ного хозяйства.

В 1926 году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение мероприя­тий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.

В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление Об организации воздушно-химической обороны территории СССР. Согласно этому постановлению территория страны была разделена на пограничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в пограничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО.

Таким образом, необходимые организационные и материаль­ные предпосылки для создания единой общегосударственной сис­темы МПВО в стране к 1932 г. были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о ПВО СССР, согласно которому МПВО была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО Советского Союза. С этой даты принято отсчиты­вать начало существования общесоюзной МПВО.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение насе­ления об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объек­тов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно свето­маскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбо­убежищ и газоубежищ для населения; организация первой меди­цинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападе­ния с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматрива­лось силами и средствами местных органов власти и объектов На­родного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действий авиации противника. В таких горо­дах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обо­роне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы ПВО страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. — Наркомат обороны СССР). Но в 1937 г. непосредственное руко­водство МПВО было возложено на местные органы власти, а в 1940 г.(перед угрозой войны) руководство МПВО было пере­дано Наркомату внутренних дел СССР. В годы войны МПВО набрала силу и расширилась.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществ­ляемых в целях защиты населения от современных средств пора­жения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства при нападении противника с воз­духа, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восста­новительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию под­готовки всего населения страны по противовоздушной, противо­атомной, противохимической и противобактериологческой защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР.

Возросшие возмож­ности средств доставки ядерного оружия вызвали в конце 60-х годов необходимость дальнейшего совершенствования не только Вооруженных Сил, но и системы мероприятий по защите населе­ния и народного хозяйства. В июле 1961 г. МПВО была преобра­зована в гражданскую оборону. Утвержденная в том же году орга­низационная структура ГО в наиболь­шей степени стала соответствовать возросшим требованиям к орга­низации защиты тыла страны.

В современных условиях ГО РБ является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение специальных мероприятий по защите населения в ЧС мирного и военного времени. Она представляет собой сово­купность органов управления, служб и формирований, осу­ществляющих целенаправленную деятельность по обеспече­нию безопасности населения республики при возникнове­нии ЧС различного характера, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время.

Постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь № 495 от 10 апреля 2001 г. образована Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (ГСЧС), предназначенная для организации и осуществле­ния мероприятий по предупреждению ЧС, а в случае их воз­никновения — для обеспечения безопасности населения, уменьшения ущерба народному хозяйству и ликвидации по­следствий. ГО является составной частью ГСЧС.

ГСЧС включает в себя комиссию Правительства РБ по ЧС, штаб ГО, территориальные (областные и г. Минска) и отраслевые подсистемы ГСЧС и входящие в них звенья, а также республиканские ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природ­ной среды и потенциально опасных объектов.

Руководящими (координирующими) органами ГСЧС являются:

— республиканская Комиссия по ЧС;

– комиссии по ЧС местных исполкомов;

— ведомственные комиссии по ЧС, создаваемые при не­обходимости руководителями министерств и ведомств.

Органами повседневного управления ГСЧС являются:

— штабы ГО всех уровней;

– дежурно-диспетчерские службы министерств и ве­домств.

Руководящие органы и органы повседневного управле­ния образуют систему управления ГСЧС.

Основными зада­чами ГСЧС являются:

• проведение единой госу­дарственной политики, предусматривающей организацион­ные, экономические и правовые меры по предупреждению возникновения ЧС экологического и техногенного характера;

• разработка и претворение в жизнь долгосрочных рес­публиканских целевых программ;

• организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ;

• обеспечение надежного функционирования республи­канской системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, про­гнозирование возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление потенциально опас­ных объектов;

• обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства, системы жизнеобеспечения населе­ния;

• создание специальных республиканских резервов фи­нансовых и материально-технических средств, медицинско­го оборудования и препаратов, продовольствия и др.;

• обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к оперативным и эффективным дейст­виям в ЧС, в том числе совершенствование материальной базы формирований повышенной готовности, оснащение их техникой, оборудованием и средствами защиты, необхо­димыми для проведения аварийно-спасательных работ;

• своевременное оповещение населения об угрозе воз­никновения и о возникновении ЧС;

• ведение поисково-спасательных, АСиДНР по защите людей и их жизнеобеспечению;

• сотрудничество с другими государствами и междуна­родными организациями по вопросам, связанным с взаим­ной помощью в предупреждении ЧС и ликвидации их по­следствий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...